Апрель 2001
Дневник про Гришу и Галю
Гришка с каждым днем становится
все умнее и все ловчее, а Галка – все разговорчивее. Сейчас
Гале 1 год 4 месяца, она бойко ходит, обожает лазить по
ступенькам, бодро топает на улице, рисует мелками и
красками, обожает рассматривать картинки в книжках, и
называет там кучу зверей. Она повторяет буквально все слова,
и многие произносит совершенно чисто. Мама, папа, Гриша,
Галя, каша, мячик, шапка, пить, открыть, горячий, аф, мяу,
кись, га-га, ко-ко, и-го-го, птись (птичка), читать, ага!
(если что-то удалось самой, например, построить башню из
кубиков или залезть на лесенку), але, тик-так, часы, би-би
и многое другое.
Галка необыкновенно хороша
собой, очень обаятельно улыбается, и на нее все прохожие
умиляются и начинают сюсюкать. Гришка уже вышел из возраста
очаровательного пупса – он солидный взрослый мужик,
интересующийся серьезными вещами.
Галя любит наряжаться и
причесываться, сама приносит мне платьице, чтобы я ее одела,
сама надевает шапку, любит вынимать из шкафа Гришкины
одежки и примерять их.
Галя – очень требовательная
барышня, и может иногда закатить истерику, особенно в метро:
орет, всех колотит, ложится на землю, выгибается.
Единственный способ ее успокоить – это унести в другое
место, а если и это не помогло – то только сися. А я в
целом уже устала от кормления грудью, и хотела бы бросить,
но пока не выходит. Гришка в метро с рождения ездил
спокойно, а Галка не любит, и с ней ездить – проблема.
Спит Галя один раз в день часа
полтора, а Гришка давно уже не спит днем.
Галке очень понравилось гулять,
когда снег растаял, и стало сухо и тепло. Она готова топать,
кататься с горки, кружиться на каруселях и качелях… Да и
Гришка дорос наконец до прогулок. Раньше он не знал, чем
себя занять на улице, а теперь тоже не хочет уходить с
площадки.
Раз в неделю мы ходим в баню, и
там есть маленький бассейн. Гришка там вовсю прыгает с
бортика, плавает, ныряет, да и Галка готова нырять от папы
к маме и обратно. А Владьку, к примеру, в тот же бассейн не
затащить никакими силами – боится и наотрез отказывается
идти. Раньше Владька был куда более ловким, чем Гришка,
теперь же оба ловкие, как обезьянки – качаются на кольцах и
на трапеции, всюду карабкаются, прыгают, бегают…
Гришка – очень общительный
человек, и помнит большую часть наших знакомых по имени и в
лицо. Он обожает ходить в гости и приглашать гостей к себе,
причем друзья у него самого разного возраста. Гришка легко
находит общий язык, как с детьми, так и со взрослыми, и с
ним вполне можно договориться, даже если возник конфликт.
Иногда у меня не хватает сил, и я начинаю на Гришку
покрикивать и порыкивать – как следствие, он тоже может
рявкнуть очень сердито что-нибудь типа: "Ни хрена у
тебя не получится!!" А если я его ругаю или шлепаю, то
в ответ слышу "Я тебя щас поколочу, мама, за такие
грубые слова!"
Меня все время спрашивают, как
наши дети общаются между собой. Однозначно ответить мне
сложно. Дело в том, что Галя-то Гришку обожает, бегает за
ним, играет его игрушками… А Гришка норовит сестрицу при
каждом удобном случае толкнуть, щипнуть, шлепнуть, уронить,
отобрать игрушку… А потом гладит ее, жалеет, утешает и
говорит: "Я ее случайно уронил!"
Вот, например, такая история.
10.04 Ходили с детьми по
вещевому рынку. Одна из продавщиц, умиляясь на нашу девочку,
сказала: "Иди, малышка, ко мне жить! Давай-ка я тебя
с собой заберу!" Гришка немедленно вмешался. Очень
решительно подошел к тете и сурово заявил: "Этого я
вам не позволю! Нельзя нашу Галку забирать!"
Зову сына: "Гришка, иди
сюда, помоги мне, пожалуйста!
-К сожалению, мама, я ремонтер,
а не помогальщик!
Я знаю за собой такое свойство:
с чужими детьми я веду себя куда лучше, вежливее и добрее,
чем со своими, с чужими готова больше играть и читать, ради
чужих детей чаще показываю сказку, затеваю рисование или
игру… Я знаю, что с подобной проблемой сталкиваюсь не
только я, поэтому зову к нам в гости побольше хороших людей,
готовых общаться с Гришкой. Пусть мама у него сердитая и
рычащая, зато приходят добрая Настя, Юля, Женечка… Еще я
люблю звать мам с детьми – и для всех вместе что-нибудь
устраивать эдакое – лепку или хороводы, или еще что-то.
Папа укладывал Гришку, потом
ушел на кухню – Гришка снова заныл. Мишка подходит узнать,
в чем проблема.
-Ты, папа, напрасно от меня
отошел! – заявляет Гришка.
11.04. Галка очень любит
прогулки, хотя для меня это время не самое простое,
поскольку моя дочь имеет очень твердое мнение о том, куда
она хочет идти и чем будет заниматься, и при том очень
твердый характер, чтобы отстаивать свое мнение. Сейчас
стало совсем тепло, но местами лежит грязный снег, много
луж, все газоны усеяны мусором, обнажившимся после зимы… Мы
ходим на асфальтовую площадку возле детской поликлиники –
там Галя топает по лесенкам и горкам, перекладывает камушки
и кусочки кирпича из одной формочки в другую…
Гришка катает трактор и
грузовик с горки, и вполне доволен этим занятием. А еще он
прыгает как можно дальше, а я отмечаю, где он приземлился.
Эти отметки помогают ему с каждым разом прыгать все дальше
и дальше.
Галя топала-топала по горке, а
под конец прогулки, видно, устала, споткнулась и разбила
нос и подбородок – пришлось идти домой. Падала она и до
того, но без травм – просто вставала и шла дальше с очень
серьезным видом.
13.04.01 Гришка, увидев Валю,
воскликнул: Мама, смотри, у него такой же синий мобильник,
как у Стаса!
Мы с детьми красили яйца – я
вместе с Галей, а Гришка – самостоятельно.
Мы ходили гулять: Гришка на
самокате, а Галя – пешком. Буквально через 10 минут моя
девочка была больше всего похожа на поросенка – она ползала
вверх и вниз по лестнице, причем вниз сползала на попе. К
сожалению, на асфальте Галя так падает и расшибается - ох!
А еще характер проявляет - если она хочет идти в одну
сторону, а ее зовут в другую, вырывает руку, ложится на
землю – и молча ждет: а что дальше будет. Дальше я ей
говорю: "Ну, упала – так вставай скорее!" и она
сама молча встает...
16.04 Галя говорит кучу слов –
я даже не успеваю записывать: шарик, мячик, пакет, медведь,
идем, надеть, яблоко, кашка, киса, бам-бам (барабан), тик-
так, ту-ту (пароход и паровоз), би-би (машина), ду-ду
(дудочка), копать, – причем все эти слова у нее весьма
узнаваемы и имеют не меньше 2 слогов! Все знакомые предметы
Галя показывает на картинках – лопатку, ведерко, грабли,
чашку, часы, машину и др.
На улице наконец-то стало сухо,
мы гуляли в лесу на волейбольной площадке. Я накопала там
немного песка, и Галя с воодушевлением наполняла ведерко и
формочки. Иногда она пользовалась совочком – почти так же
ловко, как и Гриша, а иногда разламывала комочки земли
руками, перетирая их между пальцами. Я не препятствовала –
пусть изучает!
-Мама, я обнаружил, что крема
нет практически!
-Моя мама предлагает вам
поиграть с нами в хороводы! Вы умеете хороводы водить?
-Мама, вынь меня из ванны, что-
то я немного озяб!
Решаю проверить и переспрашиваю:
- Тебе что, жарко?
-Нет, мам, озяб – значит, мне
холодно!
-Мама, смотри, как много машин,
это просто сумашетный дом!
Мы в палеонтологическом были с
Гришкой дважды, и один раз - как раз накануне дня рождения,
они с Вовой вдвоем ходили. С тех пор Гришка ходит и поет
песню:
Жил-был игуанодон
Весом восемьдесят тонн,
И дружил он с птицей
Птеродактилицей...
В его трактовке иногда вес
вовсе пропадает, иногда вместо 80 тонн появляются13 кг…
Гришка построил высокую башню,
я ее пыталась зарисовать, но по невнимательности пропустила
два элемента. Гришка сравнил башню и чертеж – и поправил
меня, показав, в каком месте на моем чертеже нужен большой
цилиндр. Честно говоря, я от него этого не ожидала…
Утром мы с Гришей играли так: я
говорила, к примеру, "высокий", а он мне –
антоним, то есть "низкий", холодный – горячий,
тяжелый – легкий, большой – маленький, направо – налево,
сердитый – добрый, веселый – грустный, гладкий – шершавый и
др.
18.04.01 Галя говорит с каждым
днем все больше слов: каша, чашка, палка, мячик, шарик,
подуть, надеть, снять, мыть, копать. Поразила она меня,
притащив сапоги и сказав: Ботинотьки!
Гришка играет машинками, и я
слышу его монолог: "Эти два грузовика врезались в мою
машину, и теперь она не может ни взад, ни вперед проехать.
Экскаватор приехал и сказал им: "Ну-ну-ну", и
рассуждает, как можно ехать, и рассказывает грузовикам, что
нельзя правила нарушать!"
Наконец в лесу просохла
ближайшая площадка – мы гуляем там целыми днями.
Удивительно: еще этой зимой мне Гришку приходилось
развлекать всю прогулку, а теперь у него самого наконец
есть свои дела и игры на улице. А Галка с самого начала
гуляет очень охотно – она очень деловито топает, падает,
встает, пытается на попке съезжать с глиняных горок,
ковыряет песок и глину совочком и руками, перетирает комки
грязи между ладонями, насыпает песок в ведерки, пинает
мячик, подбирает палки…
Гришка пытается играть с детьми
– одному ему скучновато, и ради компании он готов
расстаться даже со своим главным сокровищем – большим
трактором-грейдером.
Я попробовала на улице водить
хоровод с Гришкой и Галкой – и дочке так понравилось, что
она стала бегать за Гришкой, хватать его и меня за руку –
чтобы еще водить хоровод. "Кого хочешь выбирай!"
– и Гришка обнимает мои ноги, уткнувшись носом в мои
коленки…
19.04.01 Сегодня мы с детками
ездили в студию – там было пасхальное праздничное занятие.
Красили деревянные яйца, украшали их, а потом играли –
катали с горки, катали по полу друг дружке, водили хороводы,
играли пальчиками, смотрели сказку про сестрицу Аленушку и
братца Иванушку…
После студии Галя уснула в
коляске, и мы втроем отправились в "Зеленую
Дверцу", где и пробыли до самого закрытия. Меня
удивило, насколько по-разному играют в "Зеленой
Дверце" Гриша и Галя.
Гришка знает там все наизусть,
как дома, и любит это место. Первым делом, раздевшись и
зайдя на горшок, он отправляется на поиски инструментов. Он
ходит по всей площадке с игрушечным молоточком и
пластмассовой пилой в руках, и все подряд
"ремонтирует".
Чем еще занимается Гришка в
"Дверце"?
Катается на машинках, никогда
не нарушая правила.
Играет в домике, приглашает
всех в гости, угощает пирогами.
Нажимает кнопки в домике с
окошками.
Собирает деревянную железную
дорогу и катает по ней паровоз с вагоном.
Катает машинки.
Заколачивает гвоздики в дощечку-
скамеечку.
Строит мосты и башни из крупных
кубиков.
С детьми Гришка контактирует
мало, и достаточно резко – обычно он отстаивает свои права
на инструменты или машинки.
Как играет в "Дверце"
Галя?
Галя пока не настолько хорошо
там ориентируется, но ей доставляет удовольствие все
исследовать.
Галя лазит вверх и вниз по всем
лесенкам,
Катается с горок,
Залезает на горку на
четвереньках, разворачивается и съезжает обратно.
В этот раз Галя играла в домике
– пряталась, выглядывала в окошко и оттуда радостно
говорила: "Ку-ку!"
Кроме того, она чудесно играла
в фонтанчике, не смущаясь тем, что мамы нет рядом, и что на
ней надет плащик. В Фонтанчике Галя переливала воду из
ведерка в ящик и обратно, пускала плавать лодочку и уток
(УТЯ – КРЯ-КРЯ! – радостно пищала она тоненьким радостным
голосочком). Я показала ей, как лить воду на маленькую
водяную мельницу, и ей очень понравилось, что при этом
крутятся рыбки (ИПКИ, ИПКИ!) Галя купала в ванночке игрушки,
роняла резинового мишку в воду и говорила ПУХ! – плюх.
Потом я извлекла мокрую девочку,
повесила ее платьице сохнуть и выпустила ее в одном
памперсе. Галя нашла мягкое гнездышко и придумала там
чудесную игру: она вставала на край, потом валилась внутрь,
и там, хохоча, валялась и дрыгала ногами, потом вылезала, и
снова падала, совершенно счастливая и безмятежная! Мне и
самой было радостно на нее смотреть – Галя была так
счастлива!
Еще Гале нравятся всякие
развивающие игры: она любит вынимать и вставлять рамки
Монтессори, гонять шарики по объемному лабиринту, собирать
пирамидки… Больше всего ей понравились пять цыплят разного
размера – она ими так играла!
Один раз Галя пролезла насквозь
через длинную тряпочную трубу – норку, и самое смешное было,
когда она там посредине попыталась встать.
Несколько раз Галя сама
залезала на машинки, но у нее пока ножки коротковаты, ей
трудно отталкиваться. Она показывала на руль и колеса и
говорила : "КАЯСЬ!"- колесико. Зато Галя сама
залезает и раскачивается на корове-качалке, и гордо
сообщает при этом: "МУ! Кач-кач!"
АПАТЬ - копать
23.04.01 Я включила Гришке
детские кассеты: песенки он совсем не слушает, а вот стихи
Маршака и сказки Сутеева сидит и слушает с удовольствием.
Вечером, вспоминая сказку про
зайца-сапожника, мы с Гришкой заговорили о том, кто где
работает. Я спросила, кто работает в школе. - Учитель. –
ответил Гриша. - А в магазине? – Продавщица. – А в столовой?
– Повар. – А в машине? – Водитель? А в поезде? – Машинист.
– А в самолете? – Летчик. – Правильно, а еще стюардесса. А
на корабле? – Матросы. – А в лесу? – Лесник. – А в саду? –
ПОСАДОВНИК!
24.04.01 Я сшила своим деткам
двух лошадок на палочках из старых непарных носков. Оба в
восторге: Гришка скачет верхом, а Галя таскает лошадку по
квартире, приговаривая: "И-га-га! И-га-га!"
Продолжение