Мы с братом росли очень самостоятельными. Родители не боялись
оставлять нас дома одних, с трех лет мы гуляли во дворе одни. Мы уходили на весь день в
Битцевский парк или в поле, на месте которого потом вырос новый квартал... В нашем лесу
тогда водились не только белки, но и другие звери, а уж грибы мы там собирали каждый год.
Обычно Боря решал, куда мы пойдем, так как он всегда замечательно ориентировался. Боря
придумывал, а я помогала ему реализовать его планы... Мы строили шалаши, устраивали гнезда
на деревьях или отправлялись на поиски чего-нибудь особенного. В любой точке леса Боря знал,
куда идти и где наш дом.
Один раз, когда Боре было лет пять, бабушка вела нас через лес со
своей дачи на нашу, в Перхушково. В одном месте она свернула не на ту просеку, и Боря чуть
не плакал, уговаривая ее не ходить туда. Бабушка пошла прямо - и вскоре убедилась, что
заблудилась. Мы вышли на какое-то совершенно незнакомое поле ... и Боря вывел нас к
нашему поселку.
Когда мне было шесть, а Боре - пять, мы с ним ездили в секцию на
прыжки в воду. Несколько раз мама отвезла нас туда, а потом мы ездили сами. Надо сказать,
что из Беляево в Олимпийскую деревню - не самый простой маршрут: два автобуса с пересадкой на
Юго-Западной. Если учесть, что все эти автобусы останавливаются у разных выходов метро, то вы
поймете, что задача была не из легких. Считалось, что это я вожу Борю, хотя на самом деле все
было как раз наоборот. Боря гораздо лучше понимал, где мы, и куда нам сейчас идти.
Мы ходили в одинаковых комбинезонах, и нас часто путали. Один раз в
одном и том же автобусе нам сказали сначала: "Мальчики, отойдите от двери!", а потом "Девочки,
садитесь!"
Позже мы два года занимались горными лыжами в секции "Труд" на Ленгорах.
Смешно сказать, нас выгнали как неперспективных - мы с радостью покинули секцию, и с тех пор
учились только у папы и у тех, кто катался в Яхроме. И без лишнего хвастовства скажу, что
катаемся мы действительно хорошо - куда лучше многих, с кем когда-то занимались! А тогда мы
ездили на Ленинские горы, тоже с пересадкой на Юго-Западной. Мы в тот год учились в разных
сменах, поэтому ездили в секцию отдельно. Боря был очень маленького роста, и никому не могло
прийти в голову, что он уже достаточно взрослый и прекрасно знает, куда он едет. Поэтому Борю
регулярно тащили в милицию сердобольные старушки, уверенные, что ребеночек потерялся. А
ребеночек отбивался и пытался объяснить, что он опаздывает на тренировку.
Один раз по пути с тренировки наш приятель Гошка Савельев подошел на
станции метро Юго-Западная к машинисту поезда и попросил: "Дядь, прокати, а?" Тот удивился,
но разрешил Гошке съездить с ним в тоннель. Нам эта идея понравилась, и мы несколько раз
повторяли этот маневр : -"А прокатите меня, пожалуйста!" - "А что, неужели интересно? Ну,
садись!" А потом закрыли станцию "Ленинские горы", и мы перестали там ездить...
А один раз Боря сильно напугал человека, который не знал о его
феноменальной памяти на местность. Дело было по пути в какой-то поход. Мы только что
приехали в незнакомый город, часть вещей и детей отнесли на автовокзал и оставили с нами
одного из взрослых, Кузю. А мы с Димкой Русиновым, моим ровесником, чем-то обидели Борю,
и он решил пойти к маме на вокзал. Представьте себя на месте бедного Кузи! То ли ему
остаться и сторожить вещи и оставшихся двух детей, то ли бежать за тем, который удаляется
в произвольном направлении в незнакомом городе... Если бы мама вовремя не пришла, Кузя бы
разорвался на части!
Кузе вообще было тяжело с нами в том походе. Мы трое, как обычно,
совершенно не помогали взрослым, а занимались своими делами. Вечером после тяжелого дня,
когда взрослые сидели у костра и ждали чая, я принесла маме показать огромную лягушку,
которую мне удалось поймать. Вдруг Кузя закричал, чтобы я бросила эту гадость. От неожиданности
я выпустила лягушку - и она сиганула прямо в котел! Мои родители бы просто выловили
лягушку и заварили бы чай, а бедный Кузя переменился в лице, выплеснул воду и полчаса
оттирал кан.
С тех пор Кузя перестал ходить с группами, предпочитая
одиночные походы...
Мы вообще были теми еще детками, и с нами было не очень просто. В одно
лето родители ушли в поход, а нас оставили на даче на попечении папиного сослуживца Володи
Русинова, у которого был сын Димка, мой ровесник. Когда родители вернулись, Володя жаловался
маме: "Ты представляешь, Милка, я только научился варить манку без комков, а эти черти
требуют с комками!"
Потом Володя ушел в свой поход, а мама осталась на даче с нами
тремя. В один из дней мама открыла нам банку вареной сгущенки, и сказала : "Дети, только
по чуть-чуть!" - "Ага, - заверил ее Боря, - мы по пол чайной ложечки. С верхом." ...Когда
трое детей взяли по "пол чайной ложечки с верхом", в банке было отчетливо видно дно. Шутка
нам понравилась, и мы часто ее вспоминали, - а мама на нас не очень рассердилась.
Русинова мы тоже не раз удивляли. Один раз, когда родители ездили
в мае в Крым лазить на скалы, произошла такая история. Володя остался в лагере сидеть
с детьми, а родители ушли на восхождение. Мама честно предупредила Володю, что мы много
едим, однако тот не поверил: "Это твои-то много жрут?! Ну-ну, по ним и видно!" Дело в том,
что мы всегда были очень мелкими и довольно тощими, в отличие от высокого Димки Русинова.
Есть нас никогда не заставляли, и мы никогда не страдали от отсутствия аппетита. Просто мы
очень много двигались, и всегда были маленького роста... А ели мы тогда и впрямь больше
мамы.
Когда родители вернулись с восхождения, глаза у Володи были
квадратными: "Я им положил по полной миске! Спрашиваю: -Еще? - Еще! - Еще?! - Еще!!!
- Так они все сожрали и добавки попросили!"
Тогда же, в Крыму, с Димкой Русиновым произошла такая история. Было
ему тогда лет пять, и он почему-то был уверен, что не любит сгущенку. А там его уговорили
попробовать.
Компания большая, банка прошла по кругу - и исчезла. Все решили,
что молоко кончилось, и забыли о нем. А через час Димка принес пустую, вылизанную до
блеска, банку, и мрачно сказал: "Пришлось съесть все!"
Там же, в Крыму, был заведен такой порядок: взрослые уходили на скалы,
а кто-нибудь один оставался с детьми в лагере. Однажды нас оставили с какой-то девушкой, и та
выдала всем детям фломастеры для раскрашивания маленьких белых ракушек, которых там много. Все
дети честно занимались этим, в то время как трехлетний Боря с усердием разрисовывал самого
себя. А надо сказать, что до пресной воды там было часа два ходу, да и до моря - тот еще спуск
по очень крутой тропе.
Когда мама пришла и обнаружила Борино творчество, она так рассердилась,
что заявила, что не пойдет ради него за водой - и оттирала его сухой пемзой! Больше у Бори не
возникало интереса к фломастерам... Суровая у нас мама, что делать...
Мы с братом плохо уживались вместе и вечно соперничали, дрались и
ругались - лет до восемнадцати! Честно говоря, я не знаю как некоторым родителям, у которых
тоже дети-погодки, удается этого избежать. Мы ругались буквально по любому поводу, старались
соперничать во всем.
Нам покупали одинаковые игрушки, одинаковые велосипеды - но это слабо
помогало... Обоим почему-то хотелось получить велик именно с красным седлом, а не с
коричневым, - и так во всем! Не знаю уж, то ли места нам было мало, то ли мы вечно дрались
за родительское внимание... На улице мы могли подолгу играть вместе, но дома... Не знаю уж,
как наши родители это выдерживали: если один из нас был в хорошем настроении, то другой,
почти наверняка в плохом. Или оба в плохом. Из-за этого некоторые знакомые даже перестали
ходить в походы с моими родителями.
Одни давние знакомые родителей, Босик и Валя Розенфельд, иногда
приходили к нам в гости со своими детьми, Сонечкой и Левочкой. Они были на два года младше
нас, но глядя на них я как бы смотрела на себя со стороны - Соня и Лева ругались между собой
точно так же.
Эта Сонечка один раз очень развеселила мою маму. Они уже собирались
домой, но Соня все еще качалась на лиане и прыгала по нашему спорткомплексу. " - Соня, детка,
кончай прыгать, пойдем домой!" - сказала Валя. Обычно дети в таких случаях начинают
канючить: "Ну, мам, ну еще разочек, ну пожалуйста!" А Соня спокойно и деловито заявила:
"Мама! Еще восемь раз!"
Мы с самого детства были совершенно разными, и внешне, и по характеру.
Просто удивительно, что некоторые люди нас все-таки путали! Один раз мама шла домой, и соседка
поинтересовалась: "Это Женя?" - "Нет, это Боря!" - "А, черт, вечно с этими близнецами не
разберешь!" Но на самом деле мы при одинаковом воспитании выросли настолько разными, что
просто удивительно! Я всегда была весела и упряма, и очень контактна. Когда я еще не умела
разговаривать, и меня возили в коляске, я старалась улыбнуться всем прохожим, махала руками
и кричала им радостно: "Э! Э!", - приветствуя всех подряд. Во дворе я играла со всеми и
редко с кем-нибудь ссорилась или ругалась. А Боря был всю жизнь человеком серьезным, замкнутым.
Он крайне редко снисходил до игр с обыкновенными ребятами во дворе - ему было с ними скучно,
и он, похоже, не видел причин с ними общаться.
Я всегда была крепенькая и круглолицая - бабушка смеялась, что щеки
со спины видать, и что за них не ущипнешь, как будто это не щеки, а коленки. А Боречка был
тоненьким, с огромной умной головой, покрытой роскошными черными кудрями, с большими черными
глазищами... Сложит губки бантиком - ну просто чудо, а не ребенок! А как обидится и заревет -
не узнать... В этом тихом омуте, оказывается, тоже черти водятся!
Когда родители на нас сердились и шлепали, (а такое иногда случалось),
я редко обижалась надолго. Сколько я себя помню, я считала, что родители тоже люди, у них свои
проблемы, и наказывают они нас совсем не со зла, - да и не так уж часто это случалось... Я,
конечно, могла и пореветь, но скорее для порядка... А Боря, похоже, обижался на них всерьез
и надолго, впадал в крайне тоскливое настроение... Будучи уверенным, что весь мир настроен
против него, он планировал побег из дома, прятал под комодом сухари и что-то еще.
Я никогда не обижалась до такой степени, чтобы сломать или испортить что-то из любимых вещей,
а Боря вполне мог рвать собственную картинку - и при этом реветь от горя, что он такую больше
не нарисует, но эту порвет назло, чтобы все поняли, насколько ему плохо. Прямо скажем, в детстве
Боря не был слишком спокойным ребеночком, хотя с виду - ну просто ангелочек, только
крылышек не хватает! Но ангелочек - только на людях, а для своих - такие скандалы! Впрочем,
если на меня нападало упрямство, то это тоже было нелегко.
Один раз, когда мне было лет пять, мама учила меня кататься на
беговых лыжах. В тот день я, видимо встала не с той ноги, на меня нашло - и я впала в
упрямо-обиженное настроение. Я делала все наоборот и противным голосом переспрашивала у мамы:
"Так, что ли?" В конце концов мама разозлилась и сказала, что ей это безобразие надоело,
и что она больше не будет меня ничему учить.
Я тут же почувствовала, что мама говорит это вполне серьезно,
перестала плакать и заявила: "Э, нет, мамочка! Ты меня учи, учи, - я сначала покапризничаю,
а потом все правильно сделаю!"
(Я, кстати, до сих пор помню то место в лесу, где это происходило!
да и интонации такие, чего таить, иногда проскакивают...)
Боря нередко всерьез обижался на родителей - и начинал готовиться к
побегу из дома. Впрочем, он только собирался - до дела так и не дошло. Так вот, когда Боря
готовился к побегу, у него под комодом было много нужных вещей припрятано: сухари, ложка,
ножик и несколько монеток. Надо сказать, что к деньгам Боря с детства относился очень
серьезно.
Мама очень рано стала посылать нас самих в магазин. Мы тогда еще не
очень разбирались в цене денег. Мама говорила Боре: "Я тебе дам денежку, ты пойдешь в магазин
и купишь пакет молока и пакет кефира!" - "Нет, ты мне дай две денежки, чтобы сдача осталась!"
- просил Боря.
Примерно тогда же Боря умудрился утащить у мамы из кошелька половину
получки - при том, что сосчитать свое богатство он еще не умел. Он просто чувствовал, что
деньги имеют особую власть, и хотел их иметь.
Надо сказать, что с деньгами в семье в тот период было весьма
напряженно, и нам никогда не давали карманных денег, то, что называется, на мороженое...
Мы и мороженое ели нечасто - обычно мама покупала пачку за 48 копеек, и мы ее ели дома всей
семьей (считалось, что есть мороженое на улице неправильно.) Мы иногда находили на улице
мелкие монетки - и распоряжались ими сами. Боря откладывал и копил их (не знаю, была ли у
него конкретная идея, зачем ему нужны были деньги, или он копил их на всякий случай, чтоб
было).
А я обычно тратила деньги сразу. Можно было пойти к соседнему дому
и долго разглядывать витрину киоска "Союзпечать", выбирая календарик или набор марок. Я не
собирала марки - в отличие от Бори, - но процесс приобретения мне нравился. А еще можно было
сходить в "Кулинарию" и купить пирожное, или в "Аптеку" - там был глюконат кальция, который
мы любили жевать, и сладкая большая аскорбинка за шесть копеек - десять вкусных таблеток в
рыжей шуршащей обертке. И все это было недалеко от дома, - а ходить к метро и к магазину
мы не любили, т.к. там попадались пьяные... Вот в лес уйти подальше совсем не страшно, а
по кварталу мы особо не ходили, так как там было нечего делать. Ну, разве что зимой на
горке кататься... А так - от людей больше проблем, чем от вещей - так считал мой брат, а я
ему старалась не возражать, если мы гуляли вместе.
Мы много играли вдвоем - и поэтому у нас нередко возникали
конфликты, но при всем том мы никогда не пакостили друг другу, не подкладывали кнопки на
стулья, как некоторые особо "дружные" братья... Нет, мы и не шалили, пожалуй - все, что мы
делали, было всерьез. Если я строила город из кубиков, то это нельзя назвать просто игрой.
Я строю, я создаю нечто красивое с моей точки зрения, я стараюсь сделать как можно лучше -
разве это игра? Я, конечно, понимаю, что город не настоящий, но его все равно нужно придумать
и построить, а это - дело непростое. И если я придумываю сказку, записываю ее, рисую к ней
картинки, чтобы получилась книжечка, почти как настоящая - это тоже дело.
Наши родители относились серьезно к нашим занятиям, не отрывали из-за
ерунды и не высмеивали нас. Видимо, именно поэтому нам никогда не приходило в голову просто
носиться туда-сюда с громкими воплями, кривляться или дразнить кого-нибудь... Скажем, рыть
пещеру в сугробе или строить дом на дереве, - дело совсем непростое, нужно многое продумывать
и часто согласовывать свои действия. Это серьезное занятие, и при этом совершенно некогда и
незачем кривляться. И я никогда не понимала, зачем некоторые дети так странно себя
ведут...
Мне было шесть лет, когда родители купили проигрыватель и катушечную
приставку "Нота-304". У папы вскоре появилась очень приличная коллекция пластинок и пленок с
авторской песней. Там были Визбор, Никитины, Дулов, Высоцкий и многие другие барды... Я сразу,
с первого же дня, полюбила эти песни и могла часами сидеть в папиной комнате и слушать (папа
часто включал магнитофон, когда что-нибудь делал дома). А по вечерам, когда нас укладывали
спать, я иногда вставала и слушала под дверью... А Боря был к этим песенкам совершенно
равнодушен, что меня очень удивляло.
Один мой приятель из нашего дома спел мне песню про Серегу Санина, и
она глубоко поразила меня. А на следующий день папа принес домой пластинку Визбора, на которой
была в том числе и эта песня... С тех пор я слушала папины пленки, ездила с ним на слеты... Я
и горы, кажется, полюбила еще до того, как увидела их сама - так о них пели, такие там были
люди...
Мама очень рано начала учить нас кататься на лыжах. На беговые лыжи
она нас ставила с двух лет, а на горные - с четырех. Крепления для беговых лыж родители нам
делали сами - из обыкновенных галош, металлической скобки и тугой резинки - и это было гораздо
удобнее, чем обычное по тем временам ременное крепление.
А когда родители решили поставить нас на горные лыжи, то выяснилось,
что такого маленького снаряжения тут не бывает, - и мои родители сделали нам все самодельное.
Лыжи из листового винипласта, крепления типа "кандохара" из резинового жгута, и даже
самодельные горнолыжные ботинки! Наружные ботинки они делали из эпоксидки со стеклотканью,
а внутренние мама шила сама. Потрясающее было изделие! Кажется, весь комплект жив до сих пор,
и на нем каталось множество детей!
Меня родители привезли сразу в Яхрому - и вид огромной горы напугал
меня до смерти! Я ползла поперек всего склона, через бугры - и ревела во весь голос. Первый
спуск занял у меня около часа, а потом я привыкла, перестала бояться - и вскоре научилась
поворачивать. Сначала у меня получился один поворот, и я хотела показать папе свое
достижение.
А к тому времени, когда папа подъехал, я уже могла сделать несколько
поворотов подряд.
А Борю мама сначала научила поворачивать на маленьком бугорке перед
домом, и в Яхроме у него не было никаких проблем. Мы вскоре стали кататься очень шустро, а с
пяти лет родители брали нас с собой в горы - в Карпаты, в Хибины, на Урал или на
Кавказ.
Мы несколько раз всей семьей ездили кататься на горных лыжах в
Карпаты. Жили мы в избе, ходили пешком до горы - минут сорок, не меньше, мерзли в очереди на
подъемник, катались до упаду, а вечером еще успевали играть на улице около дома...
Когда мы с мамой ездили в первый раз, вдвоем, я умудрилась в
последний день на последнем спуске сильно грохнуться и упустить лыжу вниз по склону. Лыжа
мелькнула и скрылась из виду, и мама уже успела на меня рассердиться, т.к. мы вполне могли
из-за этого опоздать на поезд. Но нам повезло, и кто-то, видевший, куда улетела лыжа, нашел
и принес ее.
А на следующий год мы поехали все вместе. В первый же день случилось
небольшое ЧП - мы с мамой упали с кресла! Дело в том, что в Карпатах на подъемнике кресла идут
очень высоко, и на них нелегко запрыгнуть, особенно в лыжах. А уж если надо при этом одной рукой
держать ребенка, и пытаться посадить его себе на колени, то становится совсем весело. Мама
сумела сесть только на самый краешек сиденья, а я висела у нее в руках. Кресла там идут вверх
довольно быстро, и вскоре доходят до верхушек елей - там падать маме ну очень не хотелось! И
мама, поняв, что сесть нормально ей не удается, скомандовала мне: "Женя! Прыгай!" - и
отпустила меня, а чуть позже прыгнула сама. Высота была метра три, и внизу был сугроб,
поэтому мы обе остались совершенно целы. Но с этого дня меня возил папа, а мама возила
Борю, который всегда был заметно легче.
Один раз, когда мы всей семьей возвращались в Москву из Карпат,
с горы Тростяны, в поезде мама шла по вагону и услышала, как один человек объяснял другому:
"Знаешь, у нас на Тростяне ребеночек катался - ну года два от силы, над ботинками не видно!"
Мама очень обиделась за Борю. "Ему не два, а пять!"
Наши родители довольно редко сердились на нас и мало чего запрещали,
но уж если что-нибудь запрещали, то раз и навсегда, вне зависимости от нашего поведения и
прочих условий. Если читать можно, то всегда, а не только тогда, когда сделаешь уроки. И мы
никогда не читали с фонариком под одеялом, как многие другие дети.
Уроки вообще были в целом нашими личными проблемами - родителям не
приходило в голову проверять наши тетрадки или ругаться по поводу отметок. В какой-то момент
мама устала подгонять Борю по утрам, пытаясь заставить его выйти из дома вовремя - и она просто
перестала просыпаться к нашему уходу. Мы сами вставали, сами завтракали, собирались в школу и
уходили. И если мы опаздывали, это тоже были только наши проблемы. А уж провожать или
встречать нас никому просто в голову не приходило, ведь мы уже давно гуляли одни, хорошо знали
дорогу и вполне отвечали за свои поступки.
Запретов было немного, и за их выполнением родители всегда следили.
Было, например, четкое правило, что нельзя мешать человеку, который занят на спорткомплексе.
И у нас за много лет не было ни одной травмы, связанной с падением откуда-нибудь.
Боря всегда был очень осторожен и не любил рисковать. Когда ему было
года два, и родители сделали нам спорткомплекс, Боря подходил к шведской стенке, залезал на
одну ступеньку, и говорил: "Мне дальше нельзя! Я дальше боюсь!" Естественно, никто над ним
не смеялся, а наоборот хвалили за осторожность - и через некоторое время Боря залезал уже на
две ступеньки, а потом и до самого верха, под потолок.
А Лилька, наша младшая сестрица, сначала научилась залезать вверх,
но боялась и не умела сама слезать. Пару раз нам с Борей пришлось снимать ее из-под потолка,
и после этого папа снял одну из перекладин. Лилька залезала на одну ступеньку, а потом мы
учили ее слезать. Когда она научилась слезать с двух ступенек, все перекладины снова
поставили на место, и больше проблем не было.
У одних ребят из нашего подъезда тоже был спорткомплекс, но их
родители не догадались ввести правило "Не мешать, на дразнить, не смешить, не подначивать
того, кто на спорткомплексе!!!", и у них была такая история. К старшей сестре пришла
подружка, и они вместе стали подначивать младшего брата: "А слабо тебе залезть на лесенку!
А еще выше все равно слабо!" Мальчик залез под потолок, глянул вниз, испугался и упал.
Ушибся сильно, перепугался еще сильнее... Ни с нами, ни с нашими многочисленными гостями
такого ни разу не случалось.
Впрочем, была со мной одна похожая история... У нас была двухэтажная
кровать, и сначала я спала снизу, а потом Боря стал учиться в первую смену, а я - во вторую,
и нас поменяли местами. Один раз, когда родители ушли в гости, случилась такая история. Боря
стал меня спрашивать, смогу ли я достать двумя руками до перекладины лесенки.
Я дотянулась. - "А до следующей?" - спросил Боря. Я попыталась - и рыбкой слетела со своей
верхней полки!
Стукнулась я головой, но даже особо не ревела: во-первых, сама дура,
могла бы и догадаться, что так случится, а во-вторых, родителей все равно дома не было,
не для кого реветь. Я посидела немного на полу, ругая братца на все корки и потирая
ушибленную голову, а потом полезла к себе наверх спать... Как говорится, были бы мозги,
было б сотрясение!
Надо сказать, что я никогда не была излишне внимательна. Один раз,
когда мне было шесть лет, мы играли с приятелями в "Казаки-разбойники", и я убегая врезалась
в свой шестнадцатиэтажный дом - ну не заметила я его, бывает! Я и не обратила внимание на то,
что стукнулась, но я довольно сильно рассекла висок, и кровь сильно текла. Ребята велели мне
сходить домой.
Мама очень удивилась, как это мне так удалось. Она совсем не ругала
меня, более того, очень обрадовалась: дело было весной, и они собирались на весенний сплав,
а мама не могла придумать предлог, чтобы забрать меня из школы на субботу.
Родители с самого раннего возраста брали нас с собой в походы, на
Слеты Туристят, где устраивались всякие соревнования, полосы препятствий и т.д. Многие мне
завидовали, что меня берут в походы, а я до сих пор не вполне уверена, что это было
правильно. Впрочем, у родителей обычно не было выбора, так как оставить нас было не с кем.
Походы были для нас делом обычным, привычным, почти как дача.
НАШ ПЕРВЫЙ ВОДНЫЙ ПОХОД
Когда мне было пять лет, а моему брату - четыре, родители впервые
взяли нас в водный поход. До того мы ходили с ними только пешком, и не очень далеко - на дачу
к бабушке, на слет туристят и т.д.
Мои родители много ходили в походы, ездили в Крым лазить по скалам,
плавали на своей старой байдарке "Луч" и даже на деревянных плотах. А прошлым летом они
сходили со своими знакомыми на катамаранах, и эта посудина им очень понравилась. И вот они
всю зиму вечерами клеили себе катамаран, а теперь, весной, начали его испытывать. Начала они
сходили на один день на подмосковную речку Десну, а в следующие выходные взяли нас, позвали
папиного друга Русинова и поплыли на речку Исьму.
Родители в тот момент очень мало знали о возможностях и особенностях
катамарана, но он им очень нравился. Во-первых, весь кат с ремнабором весил всего 14 кг,
(а вовсе не сорок с гаком, как "Луч"!). Во-вторых, на катамаране гораздо больше места, и
на него гораздо проще грузить вещи. В-третьих, он гораздо остойчивее, и на него не страшно
сажать детей (родители в то время пребывали в святой уверенности, что катамаран вообще не
переворачивается!). Ну, и еще много разных достоинств есть у катамарана...
Катамаран у нас был весьма оригинальной конструкции, теперь таких
почти не встретишь. Две узкие длинные гондолы, общим объемом около 700 литров, а к ним на
завязках крепится дюралевая рама: четыре продолины и семь поперечин. Сиденья крепятся на две
поперечины, посередине, между гондолами, и гребут на таком катамаране обыкновенными байдарочными
веслами, (а сидят, соответственно, на попе, а не на коленках). Палубы как таковой нет, а
вместо нее натягивается капроновая сетка (для воллейбольных мячей, если я не ошибаюсь).
Вещи клали прямо на сетку, а сверху закрывали другим куском сетки и пришнуровывали, чтобы
вещи никуда не делись. Детей тоже сажали между вещей на сетку, (но не привязывали,
конечно).
Родители склеили нам обоим спасжилеты и высокие резиновые
сапоги - ботфорты, которыми мы очень гордились. (Это были наши обычные сапожки, к которым
был приклеен верх из детской клеенки.) А еще были комбинезоны из "серебрянки"...
Речка была довольно простенькая, паводок был слабый. Родители-то
мои любят спортивный сплав: либо камней побольше, либо весеннее половодье. Обычно весной,
когда тает снег, речки выходят из берегов и несутся прямо через лес - только успевай
реагировать. То совсем узкий проход между деревьями, то притопленное бревно поперек
всей реки, то прижим и низкие ветки прямо над водой. Но Исьма оказалась довольно
скучной речкой, и особых проблем не возникало. Только ветки, свисавшие низко, под которые
приходилось то и дело нырять, были нам развлечением. Хорошо развлечение, нечего не сказать!
Мама над собой-то ветку приподымает, а потом отпускает ее со словами: "Дети, ветка!" Только
успевай уворачиваться!
Была ранняя весна, апрель, если я не ошибаюсь. Деревья были еще
совершенно голые, местами еще лежал снег, а на березах и прибрежных ивах висели длинные
сережки. Мы прятались от очередной пролетающей над нами ветки, а потом оказывалось, что
весь катамаран усыпан сухими веточками и этими сережками.
Мы сидели на катамаране, и нам было очень скучно. Тогда Русинов,
который плыл с нами, предложил покатать нас на байдарке. Сначала он катал меня, и мне это
совершенно не понравилось. Не то, чтобы я очень испугалась, но в байдарке мне было как-то
неуютно. Катамаран большой, на нем хоть прыгай, хоть встань на один баллон, он и не
наклонится, а в байдарке чуть шевельнешься, и она уже наклонилась. На катамаране нам
было далеко до воды, а тут она вдруг оказалась совсем рядом, и это тоже как-то не
внушало доверия... Когда Володя греб сильно, байдарку ощутимо качало, и мне это очень
не нравилось. После этого меня вернули на катамаран, а Борю посадили в байдарку.
Ничто, казалось, не предвещало беды: поворот реки, бревно на
повороте, а через свободную воду свисают ветки наклонного дерева. Родители собирались,
как обычно, приподнять ветку, - и вдруг обнаружили, что ветки вросли в дно, и не хотят
подниматься. Пока они соображали, что же делать, катамаран встал боком к ветке и стал
наклоняться. Еще несколько мгновений - и он перевернулся!
Папа оказался плывущим рядом с катамараном, мама повисла на
ветке, а я - я с перепугу вцепилась в сетку, на которой сидела, - и оказалась под
катамараном. Я не успела слишком испугаться, когда начались новые проблемы: течением
(а оно в этом месте оказалось довольно сильным), с меня стало снимать мой новый сапог.
Это было уже слишком - и я громко басовито заревела. Отпустить сетку, чтобы удержать
сапог, я побоялась, но мне было очень обидно. Я попыталась выбраться из-под катамарана,
но надутый спасжилет не давал мне нырнуть под баллон.
Папа к этому времени уже оказался на берегу, и начал тянуть
катамаран из воды. Тут-то мой сапог и уплыл - и я заревела еще громче. Мама тоже
оказалась вскоре на нашем берегу. Тут подплыли Русиновы, увидели нас и так растерялись,
что в точности повторили наш маневр: встали бортом к ветке и кильнулись.
Володя страшно перепугался, что сейчас утопит чужого ребенка
(у него собственному сыну, Димке, было тогда тоже пять лет). Он мгновенно оказался
стоящим по пояс в воде, (а роста в нем метра два, не меньше), - и вычерпнул Борю из воды
байдаркой. Боря даже испугаться не успел!
Вскоре после этого мама с Люсей уже переодевали нас в сухую
одежду. А вот обуви сухой у Бори не было, потому что он в предыдущий день спалил у
костра свои ботиночки. Тогда мама надела ему на ноги полиэтиленовые пакетики, и
отправила со словами: "Бегай по полю и тряси шапочкой!" И Боря старательно бегал. А я ревела
- переживала пропажу сапога и все остальное.
Папа с Володей убежали за дровами. Ну надо же было нам в таком
дурацком месте кильнуться! Мокрое поле вдоль реки, пара чахлых ивовых куста, а на
горизонте - небольшой осиновый лесок. Бр-р-р! Погода стояла нежаркая - градусов семь
тепла, пасмурно, мелкий моросящий дождик...
Уплывая с этого злополучного места, мама повесила на дерево на
повороте мой ярко-рыжий сапог, как светофор и предупреждение тем, кто тут поплывет.
Таким был наш первый водный поход. С тех пор каждую весну родители
брали нас с собой на паводок, а летом - куда-нибудь подальше, на простенькие с их точки
зрения речки, то есть на "тройки". Правда, больше они нас не переворачивали, но и без
этого хватало приключений. А потом мы сами стали ходить на байдарках, а недавно брат
купил себе каяк...
Ну посудите сами, интересно ли ребенку целый день сидеть в
байдарке или на катамаране, глазеть по сторонам и уворачиваться от веток?! И стоит ли
удивляться, если после этого дети на берегу совершенно не стремятся вам помочь? Даже у
взрослых в байдарке руки-ноги затекают, что уж о детях говорить! Конечно, здорово, что мы
много где успели побывать, но тогда мы этого не ценили.
Именно поэтому мы мало помогали родителям в походе: совершенно
очевидно, что они справятся и без нашей помощи, хотя и поворчат для порядка. А мы ругались
между собой от скуки, ловили лягушек, строили плотины - и не помогали. Мы, конечно, умели
ставить палатку и разжигать костер, но эти занятия были для нас будничными, привычными и
восторга не вызывали. По-видимому, приходится признать, что поход для детей должен быть
устроен как-нибудь иначе. Во взрослом походе детям скучно, и их помощь зачастую не
необходима.
Зато я однажды видела в Крыму забавную группу: один опытный
мужик - руководитель, и с ним человек пятнадцать пятиклассников. Ребятишки слушались
мужика беспрекословно, а он их особо не гонял, считая, что они уже не маленькие и сами
знают, что нужно делать. И детки у него не ныли, не ругались, сами ставили лагерь и
делали еду, сами собирали рюкзаки... Ему не приходилось придумывать для них занятие -
вполне хватало реальных дел! Если же вам по-настоящему нужна помощь ребенка, и он это
чувствует, то он не будет ни капризничать, ни играть, пока не поможет вам - ему же
тоже приятно, что от него есть польза!
МОИ ПОХОДЫ
Однако я обнаружила, что в походе от меня что-то может зависеть
только тогда, когда стала ходить сама. Я перешла в 91-ую школу, и стала ходить в походы не
с родителями, а с друзьями. Вот тогда-то я и обнаружила, что и я могу многое сама изменить.
Если я не вспомню о том, что мой тент пора заклеить, то будет мокро, если я не умею
готовить, то все будут есть невкусную кашу... Как только мне самой это стало необходимо, я
быстро и ненавязчиво научилась и шить и готовить, а все попытки научить меня этому раньше
кончались неудачей, обвинениями в бестолковости, безрукости и т.п.
С тех пор я раз 12 ходила пешком по горам и по пещерным городам
Крыма, ходила в Краснодар, плавала с друзьями по речке Охта в Карелии, трижды ходила в
серьезные горные походы на Алтай, и один раз - на Тянь-Шань...
ОБЩИЕ СЛОВА ПРО ОБУЧЕНИЕ
Пожалуй, это самое главное в обучении - человек учится тому, что ему
нужно в жизни, в работе. Если человек попадает в новые условия, где от него требуются новые
знания и умения, то он постарается найти эти знания и запомнит их надолго. А если мы пытаемся
заставить человека выучить какую-то информацию, которая не кажется ему полезной, то мы просто
потратим время - свое и ученика. Зато когда нам удается создать такие условия, в которых эта
информация становится актуальной, ученик выучивает все сам! Вы посмотрите, с какой скоростью
дети запоминают правила игры, пароль, название любимой книжки! Еще бы - ведь это им самим
нужно! А если бы в качестве пароля каждый день было бы новое слово (например, по-английски),
у ребенка не возникло бы проблем с запоминанием.
Когда мы в два года играли в "рамки Монтессори", мы легко выучили и
ромб, и параллелограмм, и трапецию - не все ли равно, как они там называются! А тем более,
если это важно знать при игре с мамой!
Играть во все эти развивающие игры нас никогда не заставляли, но
это было дело, которым мы занимались вместе с мамой - а это само по себе было для нас
достаточно приятным. Посидеть рядом с мамой, прижавшись к ней, пока она читает, - ну что
можно придумать лучше?! А еще можно сделать сложную задачку и добиться одобрения со стороны
кого-нибудь из родителей.
КАК Я ПОСТУПАЛА В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Меня отдали в школу с шести лет, хотя в те времена не брали даже
детей, которым было неполных семь. Многие из них хвастливо объясняют, что они тоже пошли в
школу с шести лет, а потом выясняется, что семь им исполнилось в октябре или ноябре. А мне
было ровно шесть лет ( и 21 день, если уж быть совсем точными), когда я пошла в школу.
Когда мне было пять с половиной, мама возила меня в экспериментальную
школу на Шаболовке. Там был первый класс шестилеток, и мама хотела посоветоваться с учителями,
можно ли меня отдать в школу в шесть лет. Там меня расспрашивали и тестировали, а потом
сказали маме, что я вполне готова к школе, и что они даже могли бы взять меня прямо сейчас -
у них уже было в классе трое пятилетних. Но директор был против того, чтобы брать кого-то в
переполненный экспериментальный класс (28 человек вместо 25!), да еще пятилетнего, да еще
посреди зимы... И меня отдали в самую обыкновенную районную школу.
Мое поступление в школу вызвало большое любопытство, и на
собеседование пришло много учителей, которым хотелось посмотреть на вундеркинда (каковым я
никогда не была). Мне задавали разные вопросы, я что-то читала вслух (это было совсем
несложно, ведь я с четырех лет много читала, причем про себя, а не вслух).
Потом меня попросили посчитать до двадцати и обратно. Я легко
справилась с этим заданием, и обратно досчитала до нуля. У меня тут же спросили, что такое
ноль, видимо, рассчитывая услышать что-нибудь вроде: "Ноль яблок - это нет яблок!" А я
спокойно ответила: "Ноль - это такое число, которое и не положительное и не отрицательное!"
Я же не знала, что это только в четвертом классе проходят! А мама нас давно научила
определять температуру по градуснику, - а заодно объяснила и про отрицательные числа, и
научила их складывать и отнимать...
Меня попросили рассказать, как я помогаю маме. Я рассказала, что
мою посуду и хожу в магазин, но мне, кажется, не поверили. Потом я начала рассказывать,
что если мама просит нас вымыть пол, то Боря моет по в детской. - "Ты нам не про Борю,
ты про себя рассказывай!" - "Ну я и говорю, что Боря моет детскую, - спокойно повторила я,
а потом снисходительно продолжила, - ну а остальное-то я домою..."
Потом было обычное собеседование с учительницей, которая будет
учить нас. Я читала там стихи, которые сама выбрала и выучила по такому поводу: Тютчева
"Есть в осени первоначальной..." Я решила, что "Бородино" слишком длинное, да и надоело
мне его читать, т.к. меня в детском саду заставляли его рассказывать для других групп.
А один мальчик при мне заикаясь читал "Мишка косолапый по лесу
идет" - выяснилось, что других стихов он не знает. Раиса Митрофановна поговорила с его
мамой и развела руками: "Ну что вы хотите, с восьми месяцев на пятидневке!" К концу
четвертого класса этот мальчик читал по слогам, а считать так и не научился, - тихий
такой, заикающийся, он действительно очень старался выучить все это, но не мог... Видимо,
эти способности не были вовремя развиты, и теперь ему приходилось очень нелегко.
Нам-то хорошо, наша мама нами с самого детства занималась, а он,
бедняга, был в яслях, а потом в детском саду всю неделю. Меня тоже родители были вынуждены
отдать в сад - и это одно из наиболее мрачных воспоминаний детства. Мы оба люто ненавидели
сад, и очень радовались, если удавалось туда не ходить. Когда мама вела Борю в сад, он шел
и обреченно бормотал: "Ветер дует на меня! Машина едет на меня!"
В детском саду было ужасно скучно, абсолютно не с кем играть, днем
заставляли спать, насильно кормили, водили всюду строем и не разрешали читать. А еще в саду
меня ругали за то, что лохматая, и за то, что мало ем. А мама дома нас никогда есть не
заставляла! Она клала нам столько, сколько мы просили, и давала потом добавку, если нужно.
Мы были очень шустрыми и подвижными, и проблем с аппетитом у нас не было никогда. И еще мама
никогда не пыталась нас заставить что-то съесть, хотя ее наверняка беспокоило, что я
категорически отказываюсь от мяса. (Ну не люблю я мясо, до сих пор не люблю!)
Мама не покупала никаких конфет и пирожных, поила нас молоком и
кормила по утрам домашним творогом, - и у нас с братом никогда не болели зубы, и до сих
пор не болят! Зато мама иногда пекла пироги, или делала оладушки и сырники. Мы очень любили
ей помогать, потому что потом можно было вылизать миску из-под вкусного теста. "Мама, мама,
а можно я буду мешать?" - "Нет уж, лучше ты будешь помогать!" - "Я имел в виду, тесто
мешать! Можно?" - "Ну, бери ложку и размешивай!" А в саду кормили невкусно, и это было
для меня удивительно. Я до сих пор так и не научилась есть столовскую еду - она какая-то
неживая, ею только брюхо набить. Когда сам готовишь, то другое дело!
А еще в детском саду было очень скучно, и заставляли слушать какие-то
дурацкие сказки, а самим читать не разрешали. А я с детства не люблю народные сказки - они
очень злые, там обязательно все, включая главного героя, постоянно обманывают и
убивают...
Я гораздо больше любила читать рассказы о животных или повести о
детях. У нас была такая любимая книжка - "Папа, мама, восемь детей и грузовик". Просто
рассказы о жизни обыкновенной бедной семьи - но рассказы очень добрые и поучительные, хотя
совсем не занудные...
Мама много занималась нами, мы с двух лет играли в развивающие игры,
описанные у Никитина (и как маме не лень было все это делать - красить, клеить, вырезать!).
В "разрезные квадратики" мы играли с двух лет, а в "рамки Монтессори" - с полутора! Тогда же
мы выучили названия геометрических фигур... Мне очень нравились такие игрушки, равно как и
возможность что-то делать вместе с мамой.
А еще мы много рисовали, клеили, делали аппликации и конструировали
из бумаги. Когда мама давала мне очередной квадратик, разрезанный на кусочки, я обычно очень
быстро, повертев, складывала целый квадрат. Но если у мне вдруг не удавалось сразу увидеть
решение, я тут же заявляла: "Не получается! Убери в пакетик!" И такой подход у меня, к
сожалению, до сих пор сохранился... Если дело сразу не пойдет, мне бывает тяжело заставить
себя попробовать еще раз. Однако обычно я справлялась с задачками - легко!
Мама с пяти лет занималась с нами английским - у нас было много слов
на карточках с картинками. Когда мне было шесть, и мама возила меня в какую-то секцию, по пути
мы стали заниматься английским правописанием - и за пару месяцев мама научила меня читать и
писать по-английски. Впрочем, несмотря на одинаковую методику, у меня английский шел гораздо
легче, чем у Бори.
В какой-то момент мама просила нас за столом разговаривать по-английски.
Меня это нисколько не затрудняло, а бедный Боря с ревом произносил:
-Give… Me… Забыл!!!
У нас был большой набор деревянных кубиков - и мама научила нас
зарисовывать наиболее удачные на наш взгляд домики и дворцы. А еще через некоторое время, решая
одну из объемных головоломок, мы научились зарисовывать решения в изометрии... (Без этого там
было просто не обойтись!) А строить фигуру по трем проекциям нас научила игра
"кирпичики".
Лет в десять мне очень понравилась идея графиков функций - и я все
лето приставала к маме, чтобы она придумала мне следующую функцию, которую я буду рисовать.
Тогда же я склеила огромный замок с множеством домов и башен. Все башни имели разное число
стен, обязательно сужались и расширялись, иногда и не один раз, и увенчиваясь остроконечными
крышами. Естественно, все развертки я придумывала сама. У меня тогда уже был некоторый опыт
по склеиванию объемных фигур из бумаги - я клеила к Новому году разные правильные
многогранники: икосаэдр, додекаэдр и другие... Некоторые развертки я нашла в книжках
Перельмана, а остальные сама нарисовала...
ШКОЛА
В школе я училась хорошо, хотя особой любви к школе не испытывала.
Поскольку я была хорошо подготовлена к школе, мне все давалось легко - я бы даже сказала,
слишком легко. Я не была круглой отличницей, хотя четверки у меня бывали довольно редко.
За отметки меня никогда не ругали, да и меня приучали не особо обращать на них внимание.
Все устные предметы я выучивала в школе, во время урока, да и на письменные тратила дома не
слишком много времени. Стихи я выучивала легко, с сочинениями тоже проблем не возникало...
А четверки у меня всю школу были по двум предметам - по русскому (за плохой и корявый почерк,
а не за ошибки!), и по рисованию (за то, что не всегда рисовала то, что было задано, а то,
что в конце концов выдавливала из себя, было нарисовано очень мелко). Всерьез учиться мне в
школе не приходилось, и я совершенно не привыкла работать.
Учится в школе было совсем не трудно - и совершенно неинтересно. Я
честно делала все домашние задания, и всегда старалась отделаться от них побыстрее - потому
и почерк был плохой. Я считала, что лучше сразу сделать все неприятные дела, оставив себе
"на сладкое" что-нибудь интересное, например, хорошую книжку.
Один раз после поездки в Карпаты мы заболели ветрянкой (от хозяйских
детей заразились). Две недели я сидела дома и делала все уроки - и классные, и домашние,
примерно за час. Этот факт меня очень удивил, и я долго допытывалась у мамы, почему же в
школе на это уходит так много времени. Но маме на этот раз нечего было сказать...
Боря, в отличие от меня, учился сначала довольно плохо, - совсем не
потому, что он глупее меня (как раз наоборот!), а потому, что он не любил делать вещи непонятно
зачем. Я послушно списывала скучные упражнения по русскому и делала все прочие уроки просто
потому, что задано. А Боря не видел в них смысла - и не желал их делать. (А упрямства ему
не занимать!) К тому же, Боря до восьми лет не умел бегло читать. Да-да, он умудрился
кончить первый класс, не умея читать! А потом он чем-то заболел, и за неделю научился
(наверное, ему было очень скучно просто так валяться).
Надо сказать, что я, начав читать, сначала перечитала все тоненькие
книжечки, которые были в доме, (а было их немало), и лишь потом перешла на более толстые.
А Боря считал эти книжки несолидными, и первой книгой, которую он читал, был увесистый том
рассказов Носова. После этого Боря тоже читал запоем, не отрываясь.
Боря учился заметно хуже по многим причинам. Во-первых, у него были
большие проблемы с грамотностью - видимо, из-за того, что он поздно начал читать. Во-вторых,
ему было скучно, и он отвлекался. Он был настолько невнимателен, что делал порой просто
удивительные ошибки. Весь февраль первого класса мама тщетно пыталась научить его правильно
писать число. Боря начинал писать одну букву, а именно "ф", но по пути забывал, и писал
вместо нее "д". Получалось "первое девраля" и так далее. Ударение Борю тоже нисколько не
смущало, и он писал "моки кросные" вместо "маки красные".
Боря был философом по натуре, никуда не торопился и мог, придя из
школы, полчаса просидеть в одном ботинке, задумавшись о чем-то. А уж когда он садился делать
уроки, мысли его постоянно отвлекались, и он мог часами сидеть, написав только: "Такое-то
число. Домашняя работа." Он сидел, грыз ручки и карандаши, рисовал на столе или на обоях
возле своего стола... В результате уроки он делал бесконечно - и совсем не от лени и не из
вредности. Просто ему было совершенно неинтересно.
А уж когда задавали выучить стихи, начиналась настоящая трагедия.
К стихам Боря всегда был равнодушен и не вникал в них совершенно. К тому моменту, как он
выучивал третью строчку, первые две были прочно забыты. Мама мучилась с ним ужасно!
Впрочем, такие проблемы были у Бори только в начальной школе, а
после он стал учиться вполне прилично, хотя имел еще менее разборчивый почерк, чем я.
Доходило до того, что Боря сам не мог сказать, какую букву или цифру он имел в виду,
когда писал.
Мы много ходили на всякие олимпиады, и даже что-то решали. Один раз
мы оба участвовали в какой-то заочной математической олимпиаде. Там были задания для
шестого - десятого класса, а я была как раз в шестом. Боря был, соответственно, в
четвертом. Мы оба написали довольно много задач, и послали свои решения. Там была одна очень
каверзная задачка на построение, которую никто не мог решить - ни у папы, ни у мамы на
работе. А Боря взял и решил. После этого и у папы, и у мамы все пытались доказать или
опровергнуть это решение - и тоже не смогли. Если я не ошибаюсь, Боря сам потом все
доказал, и его за это наградили, да еще вручили кучу умных книг.
У меня были некоторые сложности при общении с одноклассниками,
потому что я была младше всех, а училась если не лучше всех, то близко к тому. Да еще любила
всех поучать тоном старшей сестры. Пока мы жили в Беляево, все было хорошо, но потом мы
переехали на Юго-Западную, я перешла в новую школу, и меня там стали изводить. Я легко
находила общий язык с мальчишками, мы вместе с ними катались на лыжах, вместе играли в
"Казаки-разбойники", однако с девчонками я так и не научилась ладить...
И я сбежала - в седьмом классе в 43-ю школу, а на следующий год -
в математический класс, в 91-ую. Я весь шестой класс занималась на кружке в 57-ой, и туда
после седьмого пошла поступать - но не поступила. Я очень расстроилась, но тут мне
позвонили и сообщили, что по результатам экзаменов меня взяли в 91-ую школу - и я возликовала.
Надо сказать, я с самого начала не питала особой страсти к математике, а шла в маткласс за
хорошей компанией. И я сполна получила и хорошую компанию, и походы, и песни - все, о чем
мечтала!
Правда, впридачу я получила еще и комплекс неполноценности, т.к.
мои одноклассники были гораздо умнее меня. Я привыкла быть отличницей, а тут я у Мироныча
по математике больше тройки никогда не имела...
А Боря сначала пошел в маткласс во 2-ую школу и проучился там
весь седьмой класс. А потом он долго выбирал, куда ему идти: его очень звали в 57-ую, в
43-ей сказали, что взяли бы "для салону", если б не двойка по русскому. И он тоже пошел
в 91-ую... Сейчас он водит по Крыму очередных школьников - серьезно, надежно, уверенно,
- как и все, что он делает.
Февраль - март 97