Оглавление

Лингвистические задачи
Из книги А.Н. Журинского
"Слово. Буква. Число."

( Подобные задачи решают школьники на олимпиадах по лингвистике.
Каждый ответ надо обосновать, поскольку даже абсолютно верный ответ,
но приведенный без обоснования, оценивается довольно низко. )


    No 18. У некоторых глаголов с суффиксом -ну- корень оканчивался в древности на согласный звук, впоследствии утраченный. Например, вместо двинуть и кинуть было двигнути и киднути.
    А. Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте, отмеченном прочерком, в каждом из следующих случаев, и объясните свое решение:
    Тро-нуть, вя-нуть, то-нуть, тя-нуть, сги-нуть, гля-нуть, опроки-нуть.
    Б. Постарайтесь выполнить то же задание для глагола кануть (ср. как в воду канул)

    No 55 Даны формулы и названия некоторых химических соединений:
С4Н10 (бутан)
С9Н20 (нонан)
С18Н38 (октадекан)
С48Н98 (октатетраконтан)
С94Н190 (тетранонаконтан)
С10Н22 (декан)

    А. Какое из этих соединений названо не по тому принципу, что все остальные?
    Б. Напишите формулы следующих веществ:    Октан,  нонаоктаконтан.
    В. С какого месяца начинался год в том календаре, к которому восходит наш нынешний календарь?

    No 53 Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 веков:
    полтретьяста(250) , полшестадесять(55) , полпята(4,5).
    А. Какие количества передавались числительными: полшестаста, полтретьядесять ?
    Б. Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке?
    В. Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

    No 56 Даны два столбца слов и словосочетаний.
    Русский
    Слово
    Два слова
    Сочетание слов
    Десять букв
    Существительное
    Трехсложный
    Двадцатичетырехбуквенный
    Английский
    Буква
    Одно слово
    Словосочетание
    Девять букв
    Глагол
    Четырехсложный
    Двадцатитрехбуквенный
    Известно, что все слова и словосочетания левого столбца обладают некоторым свойством Х, а все слова и словосочетания правого столбца им не обладают.
    Постарайтесь определить, что это за свойство.

    No 68 Палиндромом называется текст, который читается справа налево так же, как слева направо. (Пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание, т.е. при чтении справа налево их можно ставить там, где их не было.)
    А. В каждой из следующих фраз заполните пропуски так, чтобы получился короткий палиндром:
    1)Лев кота ,2) романтик, 3) чемодан , 4) Мастер , 5) топал, 6) Ишак ищет ,7)Мыло , 8) Гори , 9) Лен еле
    Б. Выполните это же задание для следующих фраз:
    1) нет ,2) рад, 3) жив, 4) шипя, 5) Нет , 6)тает, 7) такси! 8) Лезу на , 9) Аргентина , 10) А луна

    No 69. Один из известных средневековых латинских палиндромов - предложение, означающее в обычном (не буквальном) переводе: ночью идем в хоровод, и нас пожирает огонь. (Это предложение - загадка, разгадка которой - "мухи".)
    Восстановите этот латинский палиндром, используя следующие предложения:
    (1) Consumit ignem.        Он поедает огонь.
    (2) Devoramur igni.        Мы поглощаемся огнем.
    (3) Et edit.               И он ест. 
    (4) In girum it.           Он идет в хоровод. 
    (5) Edimus nocte.          Мы едим ночью.
    (6) Devorat.               Он поглощает.

    No 62 В одной стране на дверях учреждения пишут иногда слово
               v   v
               ТАНАТ
     Известно, что (1) эта надпись является не названием учреждения, а как бы краткой инструкцией по эксплуатации двери, (2) если дверь стеклянная, то, будучи прочтена с противоположной стороны, надпись инструктирует посетителя неправильно.
    Определите, что означает это слово, и к какой группе языков относится данный язык.
    Примечание. Надписи того же содержания встречаются иногда на дверях и в нашей стране.

    No 66 Даны некоторые числа в системе записи, которая использовалась в русской письменности до начала 18 века:
  ~~~           ~~~         ~~~          ~~~         ~~~
  ФЛВ -532 ,    ТЛЕ -335 ,  РКВ - 122,   ФМД -544,   ХМЕ -645 
    Как записывались числа 624, 232 и 333?

    No 87 Дана запись некоторых чисел на языке гусии (Кения):
    57 - emerongo etano na itano na ibere
    82 - emerongo etano na etato na ibere
    308 - amagana atato na itano na itato
    705 - amagana atano na abere na itano
    А. Запишите на языке гусии числа 28 и 837.
    Б. Постройте какие-нибудь искуственные (т.е. не употребимые в речи) русские словосочетания, включающие в себя числительные, которые бы представляли некоторую аналогию словосочетаниям языка гусии. Объясните, в чем состоит аналогия.

    No 30 В языке Н на месте русских слов да и нет имеются также два слова, но употребляются они немного иначе. Выписанный ниже диалог - это перевод с языка Н, выполненный неопытным переводчиком, который не заметил этого различия, и всегда переводил одно из данных слов русским да, а другое - русским нет.
    -Сегодня не пятница? -Нет.
    -Не четырнадцатое? -Да.
    -Мы находимся здесь меньше недели? - Да.
    -Но ведь десятого был понедельник? - Нет.
    -Мы приехали не восьмого? - Нет.
    -Мы приехали в субботу? - Нет. Мы приехали в воскресенье.
    -Ты не ошибаешься? -Да. Я хорошо помню, что второго был понедельник.
    Сформулируйте правила, по которым употребляются в языке Н слова, соответствующие русским да и нет.
    Примечание. Предполагается, что участники диалога не допускают ни намеренной лжи, ни логических ошибок.

Из книги "Задачи по лингвистике"

    No 66 Ниже приводятся некоторые числительные старогавайского языка:
   2 - lua          11 - umi-kumama-kahi
   3 - kolu         49 - iako me ka iva
   5 - lima         57 - iako me ka umi-kumama-hiku
   6 - ono         490 - lau me ka lua iako me ka umi
   7 - hiki       5000 - mano me ka lua lau me ka lima iako
    Задание.Запишите по старогавайски: 4845, 286, 89, 17.

    No 58. Даны пары слов с одинаковым значением:
    кидать - бросать, громадный -огромный, болезнь - заболевание.
    Задание. Определите, всегда ли в речи первое слово пары можно заменить на второе, второе - на первое. Если нет, то укажите условия, при которых это сделать нельзя.

    No 57. Даны серии смысловых пропорций:
    широкий: узкий = высокий: х1 = х2: молодой = х3: х4
    продавать: х5 = х6: проиграть = х7: х8
    х9: злой = любовь: х10 = х11: х12
    живой: х13 = х14: слепой = х15: х16
    мужчина: х17 = х18: львица = х19: х20
    вперед: х21 = вправо: х22 = наружу: х23 = х24: х25
    здесь: там = х26: х27
    х28: трезвый = легальный: х29 = х30: несимметричный= х31:х32
    Задание1. Решите эти смысловые пропорции, то есть установите, каким русским словам могут соответствовать х1-х32. (При этом не пользуйтесь словами задания 2).

    Задание2. Присоедините следующие пары слов к приведенным выше сериям смысловых пропорций:
    Муж: жена, хороший: плохой, надежный: ненадежный, тяжелый: легкий, сюда: туда, центробежный: центростремительный, громкий: тихий, командовать: повиноваться, созидать: разрушать.

    Задание3. Постарайтесь определить, какие серии можно было бы объединить, и почему это можно сделать.


Оглавление