"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Голубая Бухта - июнь 2003

Мы в этом году отправились отдыхать цивилизованно, а именно поехали с детьми на Черное море. Жили мы в Голубой Бухте под Геленджиком, на территории института океанологии, и нам там очень понравилось. Нас было две мамы - я и Оля Бояршинова - и трое детей: Гришке 5 лет, Галке 3 с половиной, Ирисе - 2 года и 9 месяцев.
     В Голубой бухте чистая тихая территория, с парком и кучей цветов и зелени, и метров 200 от нашего дома до берега моря, столько же - до магазинчика. Дети скоро все выучили, и спокойно отправлялись гулять сами, и сами бегали в магазин за хлебом, благо народу там мало, и машин почти нет. Берег моря чистый, галечный пляж, с одной стороны - пирс с кораблями института, с другой стороны - сухогруз, который вылетел на мель в прошлом году во время шторма.
     С погодой нам повезло: было тепло, но не слишком жарко, ночью частенько шли дожди, зато днем было тепло и хорошо. Погода там для нас совершенно непредсказуемая, и очень быстро меняется. Бывает, встанем утром - все небо в тучах, а пока позавтракали - на небе ни облачка, и жара. Море поначалу было холодноватое, но потом прогрелось, и мы купались вовсю.
     Мы на всякий случай привезли кучу одежды, но надевали что-то кроме футболок, шортов и сарафанов редко. Впрочем, по вечерам иногда дети надевали флисовки, да и мы с Олей извлекали свои теплые вещи. Самыми ходовыми вещами были легкие одежки, и рубашки с длинным рукавом - пока мы боялись обгореть.
     Ириса больше всего любила плавать в новом надувном круге - звездочке, а мои дети в первые дни надевали нарукавники, но потом стали купаться без них. Галка заходила по плечи, и ныряла, чаще всего, в сторону берега, и ползала по дну на руках, говоря, что она плавает, как крокодил. А Гришка научился нырять и кувыркаться в воде, и я следила за ним с берега очень внимательно, ибо этот хитрый малец заходит в воду по самую макушку, и там начинает кувыркаться, а потом быстро плывет к берегу, поднимая тучу брызг.
     Оля плавает очень хорошо, а я - так себе, поэтому Оля привезла для меня ласты, и в них я плавала куда хотела. Обычно мы ходили на пляж в 10-11 утра, а в 12-13 уходили к дому, в тень, спасаясь от дневной жары. А в 5 вечера снова шли купаться и плавать… Сначала купали детей, а потом оставляли их на берегу, и мы с Олей шли плавать сами.
     Знакомые дали нам поплавок от парусной доски, и мы с Олей пару раз таскали его на берег. Отличная штуковина: впереди верхом на доске сидела Оля и все трое детей в нарукавниках, а сзади - я, с байдарочным веслом. И мы так катались по всей бухте!
     Один раз мы взяли на час водный велосипед, и уплыли на нем до самого выхода из бухты, потом подплыли поближе к берегу и ныряли с него - тоже хорошее развлечение.
     А дети сами придумывали себе игры и занятия - разрисовывали мелками морские камушки, ловили в луже головастиков, собирали красивые ракушки, строили башни из плоских камней.
     А еще мы с детьми читали стихи и сказки, вышивали, рисовали, лепили из пластилина и из соленого теста, сделали в подарок хозяевам две вазы, украшенные камушками и ракушками - в общем, не скучали! По вечерам мы ходили гулять в парк и на баскетбольную площадку, там бегали, прыгали, водили хороводы, разыгрывали по ролям сказки, играли в салки и в "колдунчики". Гришка научился подтягиваться на турнике!

Мы снимали большую красивую и светлую комнату отдельно от хозяев, и в соседнем домике у нас была огромная кухня с газовой плитой, холодильником и всей посудой. Еду мы покупали или в магазинчике у входа в поселок, или на рынке в Геленджике - туда ходят маршрутки и автобусы, но не очень часто. Обычно Оля отправлялась с детьми на пляж, а я в это время с рюкзаком ехала на рынок, привозила шикарный творог, всевозможные овощи и фрукты, черешню, ягоды. Мы там распробовали шелковицу, и покупали ее всякий раз, а еще клубника, малина, смородина, крыжовник…
     С хозяевами нам сказочно повезло - такие душевные, милые люди, внимательные и заботливые, и любящие детей. Гришка целыми днями мог общаться с ними, помогал поливать цветы и делать ремонт. Хозяин, Витя, даже смастерил для нашего Гришки трехмачтовый парусный корабль, от которого все дети были в восторге. Дети лазили по дереву и помогали собирать вишню и черешню, и хозяйка нам насыпала целую миску отличных ягод.
     По соседству с нами жили еще две мамы, а с ними пятеро детей, включая двух грудничков, и за стенкой у нас жил 6-летний Сережа, с которым Гришка очень подружился.

Каждый день ходить на пляж - это не для нас, и мы с детьми пять раз ходили гулять по ближайшим горам, а именно отправлялись с утра пораньше купаться в щель. Идти туда около часа, а с нашими девицами-красавицами и все полтора, зато дорога изумительно красивая и живописная: сосны с длиннющими иголками, и всевозможнейшие цветы и бабочки, и скалы, наклонно обрывающиеся к морю. А какие там дивные запахи! Пахнут смолой сосны, пахнет морем, и южными цветами, и летом… На камнях греются ящерицы, над морем летают чайки, шумит прибой, видны стоящие на рейде корабли… Благодать!
     Купание в щели совсем не детское - там можно просто улечься на наклонные обломки скал у берега, и ждать, пока на тебя накатит волна, а плавать там страшновато - все-таки, не бухта, а открытое море, и скалы рядом, и волны большие, и прибой. Но зато там очень много на берегу всевозможных коряг, выброшенных штормом, причудливых, легких и красивых, цветом напоминающих обглоданные косточки. Мы с удовольствием перебирали и рассматривали эти коряги, похожие на змей, ящериц, и диковинных птиц.

Несколько раз мы ездили в сам Геленджик, там песчаный пляж, и дети получили огромное удовольствие, копая ямы и колодцы, сооружая дворцы, замки, дома и арки. А вот вода там более грязная и мутная, так что купаться у нас в Голубой Бухте было куда приятнее, и народу у нас гораздо меньше. К тому же, в Геленджике очень шумно, из каждого кафе звучит своя музыка, куча ларьков и столиков с сувенирами, толпы людей. Если жить близко к морю, то надо терпеть весь этот шум, а жить далеко от моря тоже странно.
     Зато в Геленджике мы прыгали на батуте, и получили массу удовольствия (мы с Олей тоже скакали вовсю, ибо мы не очень тяжелые, и нас тоже пустили попрыгать). А еще мы плавали на теплоходе "Волна" в открытое море, и там ныряли с борта, а Оля даже прыгала с крыши теплохода. Море там чистое, а вид на бухту, маяк, мыс и горы очень красивый. На обратном пути мы с детьми забрались на крышу и там загорали…

Один раз мы выбрались с детьми на представление в Дельфинарий. В целом нам понравилось, хотя билеты очень дорогие. Сначала выступали морские котики и морской лев, потом - два черноморских дельфина-афалины. Они играли в мяч, крутили обручи, плавали, ныряли, хлопали плавниками по воде, прыгали через турники, скакали сквозь обручи, пели и даже рисовали красками.
     Нарисованную дельфинами абстрактную картину тут же продали с аукциона, и того, кто ее купил, дельфины катали на надувной лодке по всему бассейну. Еще дельфины возили тренера, подбрасывали его вверх, и делали массу других красивых фокусов. Одно плохо - музыка там такая громкая, что мы все очень устали от шума, особенно Гришка.

А еще мы один раз отправились на длинную автобусную экскурсию на Плесецкие водопады. В турфирме "Экзотический отдых" эти автобусно-пешеходные экскурсии оказались самыми дешевыми: 100р с человека за весь день, дети бесплатно. Группу сопровождали 4 толковых молодых инструктора: Женя, Андрей, Роман и Дима, и двое профессиональных фотографов: Павел и Ирина. Экскурсия оказалась очень интересная, и мы были очень рады, что поехали. Нас привезли на автобусе в долину реки Тхаб, и мы перешли речку по длинному подвесному мосту. Ириса сказала, что это мостик-качели. пошли вверх - сначала около 4 км по дороге, до поворота на пасеку, потом еще 4 км по горной тропе вдоль русла реки, по очень живописным местам. Там очень красивые слоистые скалы, и лес, заросший диким виноградом и прочими лианами, и причудливые стволы деревьев, и заросшие лесами склоны гор. Мы с Олей были просто в восторге! И дети наши шли прекрасно, не то что пляжные тетушки в шлепанцах и туфлях на высоких каблуках! Гришка всю экскурсию прошел сам, Ирису Оля несла около 1 км в самом конце, и перед пасекой их подвез на машине веселый дед-пасечник.
     А Галя прошла всю дорогу вверх и часть вниз сама, а остальную часть ее нес на плечах инструктор Женя.
     Вверх Галя шла очень бодро, и только последний километр ей было трудно, но я ее отвлекла - и Галя мне придумала сказку про водопадика, маленького комарика и еще маленькую бабочку с бабчонком. А еще она мне пела про ежика и про калоши, и под эти бодрые песни прекрасно топала по тропе. Всем желающим она рассказывала, что ее зовут Галя, и что она скалолазка, как бабушка, и еще туристка и катамаранщица.
     Мы пришли на большую поляну, там перекусили и оставили рюкзаки под присмотром инструктора Димы, который остался на поляне жарить шашлыки. А инструктор Рома организовал для всех желающих спуск в обвязке по первому водопаду.
     Мы переоделись в купальники, взяли с собой фотоаппараты и пошли гулять по водопадам. Дети шли босиком по руслу ручья, и мы вскоре последовали их примеру. Вода в речке хоть и не такая теплая, как в море, но все равно приятная.
     В одной из глубоких чаш под очередным водопадом все ныряли, и мы с Олей тоже отважились - я прыгнула солдатиком, и была очень горда собой, тк не прыгала в воду лет с пяти, а Оля ныряла и солдатиком, и рыбкой.
     Самый высокий из водопадов, аж 22 метра, падал в чашу, разбрызгиваясь, как душ, и под этими брызгами жила радуга. Я таскала туда детей, и показывала им радугу - им понравилось.

На поляну мы вернулись последними, перекусили и двинулись в обратный путь. Ириса наотрез отказалась идти на плечи к дяде, поэтому мы соорудили подобие лоскута из моей джинсовой рубашки, и посадили туда Ирису. Она была очень довольна таким способом передвижения, да и Оле так было удобнее, чем скакать по горной тропе с ребенком на плечах. Ириса сначала хитро выглядывала у Оли из-за плеча, потом уснула, и спала до самой чаши.
     Там в неглубокой теплой чаше у небольшого водопадика мы все остановились отдохнуть и искупаться напоследок. Дети резвились, плавали и ныряли вовсю!
     Потом мы пришли на пасеку, и накупили блинов с медом, а еще я купила в Москву бутылку домашнего вина и баночку невероятно вкусного горного меда. Дети наелись блинами и медом, повеселели и пошли вниз очень хорошо. Галя, которая не спала днем, и изрядно устала, иногда садилась на корточки и говорила, что не может идти, и что у нее ножки болят.
     Тогда, чтобы ее отвлечь, я предложила ей поискать по краю дороги землянику. Мы присмотрелись и нашли пару засушенных ягодок. Я была уверена, что Галя их съест, но не тут-то было: она сложила землянику в кулачок и сказала, что отнесет их инструктору Жене. Так она шла около трех км, собирала землянику, и несла ее в подарок, приговаривая, что инструктор Женя обрадуется.
     Галя спотыкалась, падала, но ягоды не рассыпала, и в итоге вручила - Женя был очень тронут. Он посадил Галю на плечи, и Галя через пять минут уснула у него на плечах, так что он ее тащил до автобуса на руках. А Галя безмятежно спала, гордая тем, что сделала Жене подарок.
     У автобусов группа разделилась: одни поехали сразу домой, а более стойкие - и мы в том числе - поехали смотреть дольмены. Это такие древнейшие каменные храмы, ровесники египетских пирамид, и никто из ученых точно не знает, кто и как их построил, и для чего они нужны.
     Мы приехали в Геленджик в 9 вечера, и Галя никак не хотела расставаться с инструктором Женей, который ей так понравился. С тех пор она уже месяц вспоминает инструктора Женю, пишет ему письма, рисует для него картинки и просится снова в Голубую бухту.

Мы добрели до берега и искупались. Солнце как раз при нас село за мысом, и волны были окрашены закатом в фантастические оттенки голубого, розового и фиолетового. Вода была теплая, и мы плыли в сторону солнца. Мне так не хотелось поворачивать обратно к берегу, что плыла бы и плыла! Потрясающее ощущение! Сразу вспомнилось название одной из любимых книг Роберта Хайнлайна "Уплыть за закат".
     Мы искупались, добрели до рынка, и поняли, что автобус еще не скоро, а мы все валимся с ног от усталости - и мы поймали такси. Экскурсия начиналась в 8 утра, и чтобы успеть на нее, мы вышли в 7 утра из дома, а вернулись в Голубую Бухту только в 22.30. Дети так устали, что завалились спать сразу же, даже не поели.

По вечерам, уложив детей спать, мы с Олей выходили побегать.
     Вероятно, зрелище было забавное: вверх по дороге бегут две тощие девицы с тощими косицами, и о чем-то оживленно болтают.
     Во всяком случае, многие машины притормаживали, а автобус даже остановился и открыл двери, но мы не сели, а гордо пробежали мимо…
     Над нами летали птицы и летучие мыши, а несколько раз попадались летающие жуки-светляки. Удивительное зрелище: метрах в трех над дорогой неспешно летит нечто, больше всего похожее на зеленый мигающий светодиод!
     А после пробежки мы сидели на кухне, пили чай с медом и играли на гитаре.

Мы ехали поездом и туда, и обратно, в плацкарте. Дети активно общались с соседями по вагону, залезали на верхние полки, раскачивались в проходе, а на станциях мы выходили поразмяться - прыгали, бегали, играли в "колдунчики"…
     Гришка много рассказывал соседям по вагону про наши походы и все остальное, и мы слышим, как он произносит:
     "И тут все мужики, кроме папы и Насти, ушли относить катамараны!"
     В дороге нас очень выручали книжки и вышивка, а еще коробка Никитинских кубиков "Сложи узор". Галя складывает узор - и после каждого узора приговаривает: "Ты, мама, нарисуй - мы Диме покажем!"
     Днем мы укладывали девочек спать, а Гришка маялся и искал себе занятие. Иногда мы с ним играли в крестики-нолики и аналогичные игры на клетчатой бумаге, а однажды дали ему коробку пластилина. Гришка затих на два часа, и мы лишь изредка слышали его бормотание:
     "Если у меня нету Лего, то единственное, что меня может утешить, это пластилин!"
     Раньше Гришка лепил только пушки, а тут соорудил парусные лодки и катамараны, а на каждом - по крохотному человечку.
     В другой раз мы лепили из соленого теста - потому что пластилин под солнцем слишком пачкается - и Гришка сам сделал очень красивую вазу, украшенную ракушками и камушками. А потом мы сделали соленое тесто, подкрашенное гуашью, и из него Гришка слепил водный мотоцикл - весьма правдоподобный, а потом на мотоцикле - человечка, с согнутыми в коленках ногами, с руками на руле. Я и не знала, что он так умеет!
     А еще мы несколько раз брали на пляж восковые мелки, и раскрашивали камушки, например, рисовали на камнях персонажей и потом показывали сказки.

-На фоне подгорающих закатом облаков все смотрится красиво! - утверждает Гришка.

У Гришки на море главным ругательством было загадочное слово: "Ах ты гадина-говядина!"

Мы с Олей готовили в основном каши, супы и тушеные овощи. Название еды очень значимо для наших детей.
     Один раз, например, мы сделали густой свекольный суп.
     -Что это? - подозрительно спросила Галя. - Суп? Я суп не буду, я водичку из него не умею доедать!
     -Что ты, Галя, это овощи, твои любимые! - сказала я, и положила ей только гущу.
     -Ириса, будешь овощи? - спросила Оля.
     -Нет.
     -А суп будешь?
     -Да, хочу супик!
     Тут пришел Гришка и мрачно поинтересовался, что на обед.
     -Винегрет, Гришка, со свеклой, с морковочкой.
     И Гришка съел две тарелки. А если б мы сказали "суп" или "овощи", он бы не стал и пробовать, а начал ворчать.

Один раз, когда Галя и риса спали, 6-летняя Сима пошла искать меня или Олю. Она заглянула в комнату, нас не увидела, разбудили Лисицу и спросила: "Где твоя мама?" Но сонная Ириса не смогла ответить. Тогда Сима пошла искать дальше, и нашла нас на кухне.
     -Ах, вот вы где, оказывается! А я Ирису спросила, где мама - а она мне не ответила!

Гришка слепил из пластилина очень красивого вона, которого Ириса хотела посмотреть. Оля ей посоветовала подойти к Грише и попросить по-хорошему. Ириса подошла и сказала: "Гриша, покажи по-хорошему!"
     Прозвучало как угроза, и вышло очень смешно.

Я причесывала Галю, заплела ей косы, потом стала звать Гришку, чтобы ему тоже расчесать гриву. Он отказался, и даже объяснил почему: "Не надо меня причесывать! А то опять скоро стричь придется!"
     - "Почему?!" - изумилась я.
     - "А потому что волосы от причесывания растут. Вот вы Галю каждый день причесываете - и у нее волосы все длиннее и длиннее становятся!"

Когда мы ездили в Геленджик, там на пляже со мной подружился 8-летний Степа из Белгорода. Он сначала со мной вместе строил дворец из песка, потом рядом со мной собирал красивые ракушки.
     -Это тебе для школы, да? - поинтересовался Степа.
     - Да нет, я просто хочу с детьми вазу сделать - облепить майонезную банку пластилином или соленым тестом, а потом этими ракушками украсить, - объяснила я.
     Потом мы еще поболтали, и тут подошли Гришка с Галей, стали меня звать. Степа очень удивился:
     "А почему они тебя мамой зовут?"
     - "Потому что они - мои дети!"
     - "Что ли ты их родила? Двоих? А сколько тебе лет?"
     Гришка тут же объяснил, что маме 28 лет.
     "Ну и ну!" - удивился Степа.
     - "У меня брату 23 года, так он тебя на три головы, наверное, выше!"

Когда мы катались на теплоходе по Геленджикской бухте, Оля купила в качестве еды на дорогу хлеб и плавленый сыр типа виолы. Галя свой бутерброд несколько раз прислоняла к себе, пыталась измазать своим плавленым сыром всех, кто проходил мимо нее по проходу, а потом ухитрилась так ловко взмахнуть рукой с бутербродом, что злосчастный плавленый сыр оказался со всех сторон облеплен моим сарафаном. "Ой!" - сказала Галя, и отпустила бутерброд. Естественно, он упал на палубу сыром вниз!

Однажды вечером мы поймали в саду под черешнями большого ежика, и посадили его в коробку до утра, а утром показали всем детям и отпустили.

Когда мы ездили на экскурсию в долину 100 водопадов, Галя прошла пешком больше 10 км, и так устала, что на другой день бормотала во сне: "Не могу идти! Не буду! Не хочу идти!"

Гриша и Сережа сражаются с лопухами и репейниками, лупят палками по железным прутьям забора. В какой-то момент я слышу их диалог:
     -У него пронзито два сердца, а всего-то их у него три! - говорит Гришка.
     -Нет, давай у него было сто серц! - предлагает Сережа, и оба с воодушевлением продолжают стучать, то есть, пронзать, забор.
     В другой раз я слышала, как они бегали с палками, и хвалились, у кого какое оружие. Сережа, видно, насмотрелся всяких мультиков, и утверждал, что у него лазерный меч и лазерный пистолет. Гришка догадался, что "лазерный" - значит, особенно мощный, и стал утверждать, что у него есть лазерный лук и лазерный арбалет.

В целом мы все очень довольны поездкой, хотя на следующий год я бы предпочла скорее побродить пешком по горам в тех же краях - дети подрастут, и мы сможем идти хоть по чуть-чуть, но каждый день.