"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Река Осетр.

12-15 июня 2003
В этом году нам захотелось сплавать ненадолго по Подмосковью, и река Осетр понравилась нам по описанию. Мы прошли ее, и ничуть не пожалели - в июне речка хорошо течет, и в ней даже встречаются вполне приятные пороги и перекаты.
     Бояршинов Антон, Бояршинова Оля, Ириса 2 г 7 мес - желтый катамаран-2 "верблюд"
     Глухарева Юля, Кац Женя, Саша Прокудин, Каменев Дима, Гришка 5 лет, Катя 5.5 лет, Галя 3.5 лет - синий катамаран-4
     Боря, Ващенко Вика - катамаран-2 "Синяя лодка" или "Лодка, синяя изнутри" - надувастик у этого катамарана синие, а шкуры разные - одна белая, другая - красная.
     Спиро Настя, Рязанский Миша - КНБ
     Репеев Юра, Лена,Рома 7 лет - "Таймень"

В выходные в начале июня мы решили поплыть на катамаранах, потренироваться к летнему походу на Урал. Антон и Оля хотели опробовать в деле свое детище - всю зиму они шили себе новый желтый катамаран-двойку типа "верблюд". Исходно нас было два катамарана, 6 взрослых и 4 детей, потом к нам присоединились Вика с Борей, и Миша с Настей. А накануне отъезда мне написал письмо Юра Репеев:
     "Здравствуйте, Миша и Женя!
     Пожалуй, это будет письмо из серии "извините, что к вам обращаемся.."
     Ну, во первых, мы это кто? Ну, зовут нас Юра и Лена, а еще у нас есть Рома (7 лет).
     Во-вторых, мы откуда взялись? Когда-то мы были на одном из слетов в Подосинках (уже трудно вспомнить на каком именно, где-то 5-6). А живем в Троицке.
     В-третьих, чего нам надо? В поход нам пойти не с кем на праздники. На байдарках. В Подмосковье (впрочем, возможно, довольно дальнем). Некоторым образом зная некоторые ваши привычки (в частности почитывая сайт ;-) ) я рискнул предположить, что вы могли собраться в какой-нибудь водный детский поход матрасного характера.
     Если в своем предположении я ошибся, просто так и скажите или же может присоветуете какую-нибудь аналогичную команду.
     Если же и впрямь что-то такое затевается, то рад буду получить ответ мылом (читаю часто, сижу допоздна)
"

Мы с ними перекинулись несколькими письмами, в том числе я им кинула описание чьего-то похода на Осетр - Юра очень смеялся, поскольку это было как раз его описание. А в итоге вечером первого дня Юра с семейством нас догнали на своей байдарке.

12.6.03 Мы встретились в 9.30 на Выхино - и узнали, что билеты на автобус на Зарайск надо было брать заранее, а сейчас есть места только в автобусе, который пойдет в 14.20. Мы посоображали пару минут - и рванули на платформу, и как раз успели сесть в электричку на Голутвин. В той же электричке ехали из Раменского Антон, Оля с Ирисой и Саша.
     Мы все вместе пришли на автостанцию в Голутвине, и выяснили, что ближайший автобус на Зарайск уже переполнен, а следующий будет через час. Мы решили не ждать, и Антон тут же нашел "Газель", которая взяла по 100 р с носа, отвезла нас через Луховицы прямо к мосту через Осетр в районе Зарайска.
     В 13 мы выгрузились из машины, записали телефон водилы, и стали собираться. Моросил мелкий дождик, поэтому вещи мы собирали под мостом, а три катамарана - снаружи.
     К нам в гости пришел парень, биолог, и принес показать детям живого сурка!
     Боря набрал дров, организовал костер, и мы сварили гречку и чай, поели, упаковали все вещи в гермы, привязали все на палубы, и в 17 отплыли.
     Примерно через час мы причалили у низкого моста и обнесли его по правому берегу - около 20м. Пока мы обносили катамараны, дети играли сами по себе - таскали камни на мост и оттуда кидали их в воду с громким плеском. Катя ухитрилась залезть в густую глину, и там застряла, потеряв там ботинок. Катю спасли, ботинок отмыли, и поплыли дальше.
     Проплыли еще час и остановились на правом берегу сразу за впадением маленького ручейка под названием Осетрик. Заросли крапивы на берегу нас поначалу отпугнули, но, поднявшись выше, мы пересекли поляну и нашли в ложбинке кострище и удобные места для стоянки.
     Дети играли с Сашей, потом носились по поляне и играли в "колдунчики", девочки собирали букеты… В общем, все были довольны. Мы сварили чечевицу, съели черешню, клубнику и пирог в честь дня рождения Юли. Потом пели у костра, играли в контакт и просто болтали. Вечером приплыл Юра Репеев с семейством, потом Мишка с Настей.
     13.06.03 Мы с Антоном и Олей встали в 8 утра, когда проснулись дети, остальные взрослые поднялись часам к 10.
     Сварили рис, поели и стали неторопливо собираться. Мишка и Настя спали почти до нашего отплытия, ведь они на байдарке нас смогут легко догнать.
     Отплыл в 13. Река спокойная, неплохо течет, есть даже небольшие перекаты. По берегам песчаные пляжи, земляничные поляны - пока с цветами. Отплыли мы в пасмурную погоду, и вскоре начался дождь. Когда он кончился, остановились на правом берегу пообедать и размяться. Юра сварил суп, мы сделали салат и перекус из сухофруктов, побегали с детьми по полю, играя в "колдунчики".
     На ночь остановились около 19 на высоком левом берегу - там был даже стол и скамейки, и удобные места для палаток. Приплыли мы мокрые насквозь, тк дождь лил изрядно. Мы с Юлей пели всю дорогу, чтобы было веселее грести. Дети от дождя устали, Галя под конец совсем громко вопила… Сделали карпюр, не наелись и сварили еще суп.
     14.6.03 Утром погода была приличная, и мы отплыли около 12.30. Впрочем, дождь скоро догнал нас, и сопровождал весь день, с небольшими перерывами. В этот день было несколько несложных перекатов порожков.
     Проплыли паром с подростками из пионер-лагеря, и остановились на левом берегу, вытоптав полянку в очень высокой траве.
     15.6.03 Встали в 8, сварили макароны и кукурузную кашу, поели и в 11 отплыли.
     В 12 доплыли до порога в деревне Берхино, обнесли мост и спустили лодки с правого берега сразу за мостом. Первыми прошли Оля и Антон - чисто, как всегда. Потом пошли Боря и Вика - прошли чисто, но при чалке Вика выпала в воду, чем всех очень рассмешила. Последними плыли мы на четверке, и в конце порога, сев на камень, развернулись задом наперед. Байдарки обносили - боялись проволоки и другого строительного мусора.
     Вскоре подошли к барже, которая лежит поперек реки и служит мостом. Протиснулись под ней ближе к правому берегу - к счастью, течение не сильное.
     В 14.20 доплыли до впадения в Оку, и поняли, что плыть на катамаранах по Оке по течению, но против ветра нам слабо. Вылезли на песчаный пляж, там разобрали катамараны, и вызвали по телефону "Газель", которая отвезла нас в Голутвин.
     На берегу Оки все купались, а дети играли на песке.
     Гришка разделся и бросил вещи как попало - в итоге один сапог был смыт волной, накатившей от баржи.

---------------------------------------
     Вот описание, по которому мы плыли.
     Река Осетр, правый приток Оки, вытекает из озерца (Тульская область, лист 6) около поселка Бураково на севере Тульской области, течет по всхолмленной равнине заокской лесостепи сначала на юг, а затем на северо-восток по Тульской области, крайнему югу Московской области, затем поворачивает на север и впадает в Оку на уровне 100 м около поселка Акатьево выше Коломны. Длина реки 228 км, средний уклон 0,471 м/км. Долина глубокая, с террасами и поймой, очень живописная, особенно в низовьях. Преобладающая ширина поймы 50-80 м, в районе города Зарайск - до 1,2 км. Склоны местами образуют крутые уступы. Наибольшая высота половодья в верховьях 1,5 м, в низовьях - до 8 м.
     От деревни Анишино до села Хрусловка 34 км, далее до села Шеметово 30 км, далее до поселка Серебряные Пруды 26 км, далее до села Большие Белынычи 37 км, далее до города Зарайск 29 км, далее до устья 48 км.
     . . .
     Река живописно петляет в широкой долине с пологими склонами, приближаясь к самому южному районному центру Московской области - поселку Серебряные Пруды с одноименной станцией. Левый склон долины полого поднимается до значительной высоты. В центре поселка - короткий обнос моста слева. В этих местах проходили сражения между восставшими крестьянами под руководством И.Болотникова и войсками Василия Шуйского. Серебряные Пруды - родина дважды Героя Советского Союза маршала В.И.Чуйкова. В центре поселка близ реки установлен его бюст.
     Река течет дальше в открытых берегах, принимает у деревни Серново, расположенной на правом берегу, правый приток Кудосную, круто поворачивает на север, где у Семенково вливается еще один правый приток - Почега. По правому высокому берегу растет хороший смешанный лес, однако выход на берег очень топкий. Правобережье ниже села Серково до деревни Барыково относится к Рязанской области, левый берег - к Московской.
     Живописный лес по правому берегу тянется до деревни Ливадия и дальше. Здесь предстоит обнос металлической фермы моста. Проходим деревни Барыково на левом берегу и Железницы на правом. Река здесь полноводная, течет в высоких, часто скалистых берегах, образуя большие излучины и сильные каменистые перекаты у крутых поворотов. Места для стоянок хорошие. Проходим деревни Косовая на левом берегу, Большие и Малые Белыничи на правом, Михалево и Трегубово на левом, стоящие на высоких берегах. Дальше деревня Иванчиково на левом берегу реки, деревня Куково и село Карманово на правом. Перед городом Зарайск на левом берегу расположен поселок Чулки, ниже реку пересекает высокий трубопровод. Впереди открывается панорама старинного города Зарайск (13 век), У стен Зарайска были трижды в 16 веке разгромлены татарские орды. В 1610 году воевода князь Д.Пожарский формировал здесь ополчения для борьбы с поляками. Зарайск - родина скульптора А.С.Голубкиной, маршала К.А.Мерецкова, дважды Героя Советского Союза В.Н.Леонова, академика В.В.Виноградова. В городе есть историко-художественный музей, церкви, кремль (1531 год). От Зарайска ходит автобус на станцию Кашира железнодорожной линии Москва-Узуново (53 км) или до станции Луховицы линии Москва-Рязань (16 км).
     Ниже шоссейного моста в Зарайске делаем по левому берегу короткий обнос водосливной плотины. Ниже до деревни Маркино и села Овечкино берега реки открытые, голые. У села Овечкино за низким мостом перекат. У села Радушино, расположенного на правом берегу, надо обнести по правому берегу низкий мост. Проходим устье левого притока Тюфинки, деревню Протекино на левом берегу, устье правого притока Утицы, деревню Ратькино на правом берегу. Осетр течет здесь в крутых, обрывистых, живописных берегах. У села Спас-Дощатый (Горное), расположенного на мысу очень высокого красивого правого берега, согласно легенде, потерпели крушение челны Ивана Грозного, возвращавшиеся из очередного похода. В честь своего спасения царь приказал построить из остатков челнов часовенку и назвал это место Спас Дощатый. Позже на месте часовенки соорудили каменную церковь. Высокая колокольня была построена в 1900 году.
     Осетр делает ниже большую излучину на запад, на крутом повороте которой близ деревни Бебихово на левом берегу шумит порог, проходимый по струе в центре. В этом месте до берега Оки, тянущейся здесь почти параллельно Осетру, около 2 км. Это самые живописные места на Осетре: река образует четыре большие излучины, на последней из которых самый трудный на Осетре Илясовский порог. При большой воде проходим по центру, немного ближе к правому берегу.
     У последней на Осетре видной с воды деревни Берхино (на левом берегу) обносим по левому берегу мост. В малую воду здесь обнажается порог. Перед устьем Осетра в него справа впадает Матырка. Заканчиваем маршрут на Оке (М 3). Идем вначале правым берегом вне фарватера (здесь в большую воду есть большая глухая затока), а затем у левого берега. Чалимся у водной станции академической гребли. В 300 м - остановка автобуса до ст. Голутвин.
     Транспорт: д. Анишино-автобус от г. Венев, 21 км, или от Тулы, 30 км. П: мост Воронежского шоссе-автотранспорт до ст. Венев, 14 км, или до ст. Кашира, 48 км; с. Хрусловка-до пл. "166 км"-1,5 км на С по полотну ж. д.; ст. Серебряные Пруды на ж. д. линии Ожерелье-Павелец; г. Зарайск-автобус до ст. Кашира, 53 км, или до ст. Луховицы на ж. д. линии Москва-Рязань, 16 км; пристани "Притыка" и Акатьево на Оке.
     = = =
     330. г. Зарайск (автостанция Выхино -2002г.).
     Автобус отправляется от Автостанции.
     Отпр. 7.30, 8.20, 9.20, 10.20, 11.15, 11.55, 12.35, 13.10, 14.10, 15.05, 15.50, 16.30, 17.15, 18.20, 19.30, 20.35.
     (обратно - 4.20, 4.45, 5.00, 5.20, 5.50, 6.20, 7.10, 8.00, 9.10, 10.45, 11.40, 12.40, 13.50, 15.00, 16.00, 17.00).