Руслан Иванов, маленького роста, но широкоплечий
мужичок из 6-го класса "А", часто провожал
учительницу Лидию Александровну до остановки автобуса. Был он человеком очень серьезным и
разговоры вел тоже очень серьезные. Например, он спрашивал, скоро ли на уроке Физики они будут
учить про телевизор.
Лидия Александровна тоже отвечала Руслану серьезно и обстоятельно, хотя
иные его вопросы ставили ее в тупик.
Это был ее первый год работы в школе, и она никак не могла привыкнуть,
что ее называют по имени и отчеству.
Некоторый педагогический опыт студенты приобретают во время педагогический
практики, но в этот период у Лиды долго и мучительно умирала мать, об этом знали и товарищи и
руководители и педпрактики, и они смотрели сквозь пальцы на ее пропуски. Лида дола только самое
минимальное число уроков, необходимых для аттестации. На них всегда сидела солидная, внушающая
уважение и ученикам, и студентам, Вера Васильевна, и при ней вопрос о дисциплине не существовал.
А теперь Лида оказалась перед ребятами одна. И это было не одно и тоже.
Лиду назначили классным руководителем класса, в котором было 59 девочек
и мальчиков с разными судьбами, способностями, привычками, с совершенно разным семейным укладом.
Леночка Стрельцова сразу стала помощником классного руководителя - Лиды, и неудивительно: если
учителя и руководители менялись, то Лена оставалась старостой все годы. Эта голубоглазая
тоненькая девочка аккуратнейшим образом вела тетрадку-рапортичку, в которой отмечала
отсутствующих, и давала всем учителям подписываться и ставить отметку за дисциплину и за
санитарное состояние класса. В конце недели она собрала дневники и в самой деликатной форме
преподала Лиде урок - как и что с этими дневниками надо делать. От этой девочки начинающий
классный руководитель узнавала больше, чем от директора на педсовете.
Сережа Свитков с первых дней не выходил из физического кабинета, и даже
строгая лаборантка Инна принимала его как своего. У мальчика были ловкие руки, он быстро стал
главным помощником, готовил опыты, собирал по инструкции новые приборы, только что полученные из
Учколлектора. Все инструменты он разложил по росту, и при этом беспрекословно слушался Лиду,
поэтому она была очень удивлена, когда на него пожаловалась учительница русского языка. Она
рассказала, что он в сочинениях делает до тридцати ошибок на страницу, совершенно не любит
читать и бог знает чем занимается дома. На родительском собрании Свитковых не было, и Лида
решила зайти к ним, чтобы познакомиться с семьей. Сережина мама оказалась очень нарядной,
самоуверенной дамой. Она как-то сразу обиделась на Лиду, даже не предложила ей присесть и
сказала, что сама придет поговорить с учительницей русского языка. А когда Лида попыталась
рассказать ей о том интересе, который сын проявляет к физике и технике, как он любит мастерить,
она вообще оборвала разговор и сказала: " Что это уж дело отца!"
В том же доме жил и Руслан. Дверь Лиде открыла растрепанная суетливая
женщина с маленьким ребенком на руках. Она все слушала как-то рассеянно, сказала, что передаст
отцу. И здесь разговор тоже не клеился, поэтому Лида у них не задержалась. А когда вышла на улицу,
то оказалось, что Руслан ее ждет.
- Достается, видимо, твоей маме с маленьким! - сказала она.
- Это не моя мама! - сдвинув брови сказал Руслан. - Это Сонькина! Вот
папа - мой!
Тут Лида вспомнила, что перед началом учебного года к ней заходил невысокий
военный, назвался Ивановым, и очень просил быть повнимательнее к его мальчику. Он ничего не
добавил, быстро ушел. И только после слов Руслана Лида вспомнила тот беглый разговор и реплику
мальчика. Первые дни учебного года так переполняли ее разными впечатлениями и переживаниями, были
полны такого напряжения, а отец Руслана ведь ничего не пояснил...
Все перемены Лида старалась проводить со "своим" классом, лучше узнать
ребят, приучить их к порядку.
История с арбузом разыгралась в начало октября.
После первого урока Лида со своего пятого этажа (там был физический кабинет)
сбегала на третий, проведала "своих", но никаких особых событий там не было. А когда она спустилась
в учительскую после третьего урока, то к ней подбежала Леночка и сказала, что мальчишки заперлись в
классе и что там "что-то происходит". По дороге встретились три Тани, и остальные девочки мирно
прохаживались по коридору.
Когда на возбужденный голос Лиды с двери класса был снят закрывавший ее
стул, и она смогла попасть в свой класс. Когда Лидия Александровна заглянула внутрь, она просто
окаменела!
Все парты были сдвинуты в угол, а со всех сторон на учительницу смотрели
возбужденные, растерзанные мальчики. Они были разгорячены азартом необычайной футбольной схватки,
когда мячом служил... арбуз. Точнее - бывший арбуз! Он был превращен в мелко-дисперсное состояние,
расчленен на молекулы и они находились повсюду: на потолке, на стенах класса, на партах, на самих
футболистах!
При появлении учительницы ребята замерли. Тут же в дверях остановилась
завуч - Полина Алексеевна. Эта миловидная молодая женщина поражала Лиду своей способностью резко
меняться в зависимости от того, находится ли она в учительской или за ее пределами. В обществе
преподавателей она была мягкой и женственной, с удовольствием говорила о нарядах и о театре, с
особенным наслаждением рассказывала о своем полуторагодовалом сынишке - Мишеньке.
- Нет, он такой вкусный, такой вкусный и уже такой шарлатан! - говорила она,
и ее глаза сужались, а пухлые губки оттопыривались. - И уже все-все понимает, все, все! Хочет,
чтобы его взяли на руки, так он хлопает в ладони и кричит: "Бу-бу!" - Как от него уходить трудно!
Играла бы с ним целый день и только!
По коридору Полина Алексеевна проходит строгая, высоко держа свою маленькую
головку на стройном теле, облаченном в хорошо сшитый костюм.
И сейчас она смотрит сурово, требует, чтобы виновные вышли вперед и
рассказали, как все случилось. Этого не происходит, и завуч распоряжается, чтобы после всех уроков
мальчики остались. Лида ловит на себе ее взгляд, и ей кажется, что Полина Алексеевна полна к ней
презрения.
Кое-как ребята убирают класс, и уроки продолжаются. Лида показывает опыты
по конвекции в 7-ом классе. Она нагревает воду в колбе на химической горелке, бросает в нее
крупинки купороса. Окрашенные струйки воды поднимаются со дна. Это очень красивое зрелище, и
ребята смотрят завороженно, а она сама думает о злосчастной истории с арбузом. Как же он попал
в класс, кто и для чего его принес?! Как быть с ребятами, которые дружно молчат и ни о чем не
хотят рассказать?
Потом оказалось, что арбуз принадлежал 5-му классу, который занимается в
том же классе во вторую смену. Арбуз этот был принесен в школу с целью изучения строения клетки на
уроках ботаники, и хранился в стенном шкафу.
И вот согрешившие мальчики -"футболисты" оставлены после уроков.
- Кто взял арбуз? Зачем взял? Как взял? Кто играл в футбол?
Полина Алексеевна задает эти вопросы все более и более мрачным тоном… И все
ее вопросы остаются без ответа.
А Лида стояла у окна, оглядывая своих грешников, и напряженно думала,
как бы заставить их попросту рассказать обо всем. И чтобы они не трусили и не прятали глаз...
Она чувствовала, что продолжать такой допрос бессмысленно, надо делать что-то иное и найти
какие-то совсем другие слова. - Кто взял? - это может быть и неважно, он, вероятно, и не думал,
какой оборот примет дело! Зачем? Тоже совсем не такой простой вопрос! Наверное, использование
его в качестве мяча возникло стихийно! Может быть, злосчастный арбуз просто уронили? Стали кидать
и вырывать друг у друга, -вот и уронили! Кто играл в футбол? Тоже глупый вопрос! Скорее всего,
все! Вошли в азарт и не смогли остановиться! Виноваты, конечно. И надо, чтобы они это поняли!
Что им сказать? Лида может быть, и придумала что-нибудь, если бы была одна с ребятами, но она еще
так в себе неуверенна, а завуч крепко держит бразды правления в своих опытных руках.
- Возьмите чистую тетрадь, Лидия Александровна, сказала она. Пишите:
Я, УЧЕНИК 6-го КЛАССА "А" ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО И ПОДПИСЫВАЮСЬ В ТОМ, ЧТО...
Вы, ребята, понимаете, что значит дать такую подпись? - Я НЕ БРАЛ АРБУЗ И НЕ ИГРАЛ ИМ
В ФУТБОЛ... Правдой эта подпись будет только для тех, кто совершенно непричастен ко всей этой
истории! Дело ведь не шуточное. Весь класс грязен! Надо произвести ремонт! Кто должен оплатить
расходы? Перед милицией и ИНЫМИ ОРГАНАМИ отвечает каждый, дающий ложные показания.
...Лида глубоко задумывалась, откуда у этой молодой женщины такие четкие НАВЫКИ по выяснению
правды? Из какой она была семьи? На какой работе был ее супруг? Родители? В то сложное время
приходило в голову всякое, и что -то здесь БЫЛО...
- Сегодня, в 7 часов вечера назначается общее собрание всех родителей
мальчиков класса, -
продолжала Полина Алексеевна . - А сейчас подходите по очереди, подписывайте документ.
Мальчики подходили к столу, подписывали текст о своей полной непричастности к происшествию с
арбузом и выходили из класса в полном молчании. Последним к столу подошел Руслан. Когда он
вышел, Лида взяла тетрадь и прочитала:
-Это я взял арбуз и положил его на стол.
- Вот, видите! - торжествующе произнесла Полина Алексеевна, - Это безошибочный метод!
Виновный - признался!
- Какой же он виновный? Ведь они все играли! Он только порядочнее всех остальных, -
воскликнула Лида.
Родительское собрание было бурным.
К удивлению Лиды многие родители считали единственным виновником событий Руслана.
Особенно темпераментно выступала мать Свиткова, которая, оказывается, давно видела в Руслане
мальчика с дурными наклонностями, всегда опасалась близости своего сына с ним ("особенно теперь,
когда за ним, безусловно, недосмотр, такой, вообщем, понятный."). Вот, и тут - он - зачинщик,
ему и отвечать. Во -всяком случае, пусть отец его расплачивается!
Однако после страстных дебатов дело закончили полюбовно. В конце недели, после уроков ребята
раньше всего должны были довести класс до самого возможно-чистого состояния, а после этого
бригада родителей (Лида порадовалась - добровольцев!) должна была доделать все, что не смогут
сделать ребята.
Перед уходом к Лиде подошел Иванов.
- Спасибо вам!
- Да за что же?
-Справедливая вы. Хорошо это. И ребята это чувствует. Руслан мне рассказывал... про телевизор
вы ему обещали рассказать... Сейчас-то навряд ли поймет, а впрочем? Спасибо.
История с арбузом ушла в прошлое. Но настоящее было бурным, разнообразным,
отнимало все физические и душевные силы.
Однажды ребята из 7-го "б" принесли в класс десяток будильников. Когда Лида поворачивалась к
доске, чтобы записать формулу или начертить схему, то один из них, а то и несколько, начинали
звонить.
В тот день она проплакала всю дорогу домой, слезы не останавливались, она еле видела дорогу.
Потом была экскурсия на завод со "своим" классом. Как только они вышли из проходной, ребята
"брызнули" от нее во все стороны... До поздней ночи Лида обзванивала и обходила своих питомцев,
чтобы убедиться, что все дома и что все в порядке.
Полина Алексеевна добросовестно посещала уроки начинающей учительницы и подвергала их тщательному
анализу. Естественно, она всегда находила недостатки и в планировании и в проведении уроков.
Лида соглашалась с ней. Она вообще почти всегда была права. Урок зачастую был задуман по одному
плану, а шел по другому (часто родившемуся стихийно). Потом оказывалось, что не было связи с
ранее пройденным материалом, не было закрепления, а задание на дом записывалось уже после звонка...
И все это было верно.
Полина Алексеевна не знала только, что, несмотря на то, что при ней Лида чувствовала себя
очень скованно, она все же радовалась ее приходу, особенно если завуч появлялась в 6-ом "г",
который чуть ли не наполовину состоял из второгодников. В присутствии строгого завуча все же
легче было вести уроки, особенно лабораторные занятия!
Соседка по квартире, старый друг, ужасалась виду Лиды.
-Лидочка! На кого вы стали похожи, милая моя! За волосами не ухаживаете, они как пакля, глаза
припухшие, сама серая, не выспавшаяся, один нос торчит! Так никто и замуж не возьмет! А ведь вы
премиленькая! Отряхнитесь, перестаньте думать о ваших хулиганах, и все будет хорошо!
Но были и радости.
Урок на тему "передача электроэнергии на расстояние" понравился даже Полине Алексеевне. Ребята
из 7-го "а" (те самые, которые мучили свою учительницу с помощью будильников) соорудили по всей
длине кабинета линию передачи. На одном ее конце действовала электростанция, на другом был
создан макет заводского поселочка. Когда электростанция работала, в окнах домиков загорался свет.
Сами ребята показывали опыты с трансформацией напряжения, лампочки вспыхивали, приборы
отклонялись в нужную сторону. Вообщем все было славно красиво и наглядно.
После этого успеха Лида, расхрабрившись, привлекла к демонстрации плавания тел самого известного
в школе хулигана-второгодника Ильюшку Бендера. Она очень надеялась начать этим его перевоспитание.
Опыты прошли превосходно, но после этого не смогли найти объектив от проекционного фонаря.
А в конце года, после классного часа, когда были розданы дневники, Лиду ожидал сюрприз:
ребята приготовили шараду.
Первый выход: всем был показан школьный амперметр.
Второй: реостат.
Третий: барометр.
Четвертый: указка.
Пятый: звонок.
А потом староста спросил:
- Лидия Александровна! Назовите нам самое интересное происшествие этого
года!
-?
Лида развела руками. Тогда Руслан и Сережа развернули вдвое сложенный ватман:
Очень старательно был нарисован огромный арбуз! Мякоть его была чарующе алой и сочной на вид,
черные косточки дразнили, свидетельствуя о высокой степени готовности и высоком качестве его.
А в нижнем углу был более мелкий рисунок; некая "моментальная фотография", кадр из знаменитого
футбольного матча, с арбузом вместо мяча.
До автобуса Лиду провожала гурьба девочек и мальчиков из 6-го, теперь уже 7-го класса.
Прощаясь, Руслан спросил:
"Ну, а на будущий год мы будем учить про телевизор?
. . .
Было первое сентября 1970 года. 12 часов дня. Дворник уже подмел двор, и обрывки оберточной
бумаги и газеты образовали порядочную горку в углу за школой. Около входной двери толпились
родители, дедушки и бабушки первоклассников. Эти герои дня вот-вот должны были появиться.
Невысокий широкоплечий мужчина в светлом костюме и со значком МВТУ на лацкане пиджака подхватил
маленькую рыженькую девочку, подняв ее высоко-высоко, покружил, и, поставив на землю, спросил:
-Ну, как, Катюша, здорово?
-Хорошо! Только меня посадили с Вовкой, а он воображала!
-Вот как! Ну, это мы разберемся! Таечка, идите с Катей домой, готовьте праздничный обед, а я
сейчас.
Решительным жестом он распахнул школьную дверь и быстро прошел мимо нянечки, стоявшей на страже
и оттеснявшей ожидавших родителей в школьный двор. Быстрота атаки, как всегда, имела успех.
Мужчина пересек вестибюль и поднялся на пятый этаж. Дверь кабинета физики была приоткрыта.
Уроки кончились. На демонстрационном столе стояли еще не убранные после первого урока приборы.
На солнце поблескивала фольга лейденских банок, взор притягивали серебристые диски электрофорной
машины, волновали ожиданием разряда, молнии! Красные и белые полоски папиросной бумаги на
"султанах" беспомощно поникли, но сразу вспоминалось, как гордо они приподнимались и расправлялись,
если были присоединены к полюсам грозной машины. На доске было написано очень четким почерком:
Первое сентября. А ниже: На дом: § 1-3. Продумать рассказ о том, где мы встречаемся с физическими
явлениями в повседневной жизни.
В лаборантской двое запыхавшихся мальчуганов с раскрасневшимися лицами пытались растащить в разные
стороны магдебурские полушария. За их безуспешными стараниями с улыбкой наблюдала немолодая
полная женщина.
- Лидия Александровна, дорогая, здравствуйте! - вскричал вошедший. -Что, новые кадры помощников
растим? Здорово откачали! Ну-ка, попробуем, я помогу! - и, обхватив за талию одного из мальчиков,
он легко утащил обоих ребят к двери!
- Молодцы, честная работа! А вот - все! -и он легко повернул краник и впустил воздух в герметичную
полость. Ко всеобщему удовольствию полушария распались.
- Лидия Александровна! Я только на минуту! Катюшу ведь в первый класс сегодня привели! Сейчас
они с Таей домой пошли, а я вот... к вам!
- Руслан, милый, как же я тебе рада!
- Через три часа я на самолет и далеко в Сибирь. Еле договорился, чтобы разрешили отложить
командировку, так хотел сам дочку в школу проводить. С вами встречусь уже всерьез, когда
вернусь, а сейчас вот... Понимаете, как-то особенно вспомнился год нашего знакомства, хотел
цветы вам принести, как водится. А потом... передумал! Вот - смотрите!
С этими словаки Руслан достал из спортивной сумки большой арбуз
с темно-зелеными полосками.
-Ну, как вы скажете, хорош?