[an error occurred while processing the directive]
Это лето - давно это было - мы решили провести на байдарках. Был выбран
район Валдая. Мы много слышали о красоте этого края. Осмотрим озеро, а затем по реке Валдайке
попадем на озеро Пирос. Останавливаться будем в разных полюбившихся нам местах для отдыха,
рыболовства и прочих радостей свободного времяпрепровождения. Компания была пестрая, но веселая.
Было 5 человек моих старшеклассников, пятилетняя Леночка с родителями, всеобщий любимец дядя Сема
(на одной из стоянок мы отмечали его шестидесятилетие!) и мы с мужем. Дядя Сема - книжник и
кабинетный работник! Только на Валдае он признался, что совершенно не умеет плавать и что в
байдарке сидит впервые в жизни! Но он храбро уселся впереди 17-летнего Коли и они отчалили по
довольно-таки бурному Валдаю... Вперед, к победе!
Лето было дождливое, но это не очень омрачало отдых. Все как-то
воспринималось легко, было много шуток, комичных происшествий... Особенно хороши были вечера, когда,
остановившись на привал в каком-нибудь уютном местечке, мы жгли костер, варили ужин и слушали на
нашем скромном "Туристе" передачи из Москвы. Приемник раз и навсегда был поручен дяде
Семе; он его не просто настраивал, а прямо-таки священнодействовал. В своей очень городской пижаме,
в очках с толстенными стеклами, какой невероятно далекий от спорта и туризма, он так трогательно
добросовестно выполнял любые обязанности, связанные с дежурством, так уютно колдовал у костра, так
беспокоился, будет ли наша команда сыта!
А потом мы поплыли по Можайке и остановились на привал около затопа.
Ох, уж этот затоп! Какое же тяжелое впечатление производит он, когда к нему подплываешь... Ниже по
течению Валдайки построили местную электростанцию и, поднявшаяся при этом вода затопила лес.
Деревья потеряли всю листву, но они не сгнили еще настолько, чтобы превратиться в труху, в ничто,
нет, они стояли, безжизненные, мрачные, как кладбище ... строй полусгнивших крестов... Такой
ужасный контраст представлял собой этот мрачный лес по сравнению с уцелевшим бором на другом
берегу. Возникают самые мрачные мысли о путях человеческого прогресса и попутного уничтожения
чудес природы...
А на следующий день после того, как мы остановились на затопе,
отправились мы с Мишей и дядей Семой в соседнее село за хлебом. Дорога шла через поле. Это было
поле, засаженное кукурузой. Какое же жалкое зрелище представляла собой “королева полей”, посаженная,
по-видимому, не в своем климате и не на своей почве! Низкорослая, жиденькая, она больше походила
на какую-нибудь мелкую травку, а не красавицу кукурузу...
Дядя Сема - старый работник в области планирования сельского хозяйства.
Как я понимаю, он большую часть работы проводит за письменным столом. И затопленный лес, и
несчастная кукуруза в районе Валдая предстали перед ним в своей полной красе впервые. Бедный
человек, не от него зависело, как всего этого не допустить или даже как это исправить! А может,
до этого времени он и не представлял себе полностью масштабов беды?
Он не спал всю эту ночь, а все ходил у озера...
Да, но почему я не могу сегодня выбросить из головы картину того
кукурузного поля и затоп? Ведь думаю я о деле, мне гораздо более близком, о школе!
Всеобщее обучение, всеобщее обучение! Разве это не великолепно?!! Но
не оказывается ли это "всеобщей кукурузой" с точки зрения воспитания? Ведь тройку
получают все! А во что обходится эта "тройка"? Ведь плохой урожай очевиднее, чем плохое
воспитание! Как страшно усвоение частью молодежи "легких жизненных дорог" и отсутствие
требовательности к себе!
В жизни все сложно и разнообразно. Вероятно, именно поэтому и формы
и пути образования для разных детей должно быть разными... А необходимость трудолюбия,
необходимость бороться за высокие знания - это должно быть обязательным для каждого. Наши слабые
инженеры, равнодушные врачи, учителя, которые не любят свою работу и не имеют необходимого
кругозора, широкой образованности - это все наша школьная "кукуруза".