Меня все спрашивают: "Как же
ты справляешься одна с двумя детьми?" А я отвечаю
вопросом на вопрос: "А как бы это могло выглядеть –
что я не справляюсь?!"
Галка пока на игрушки не обращает
внимания, да и вообще смотрит не очень точно… Вот сейчас
лежит она у меня на руках и глазеет, то на меня взглянет,
то снова смотрит куда-то мимо. Для нас такие минуты пока
редкость, поскольку большую часть времени наша дочь спит –
или сосет. С Гришкой ни в какой момент такого не было – он
с рождения был ручным, и до сих пор требует от нас
несоразмеримо больше внимания и сил.
Спит Галка пока очень много. Ночью,
когда в комнате холодно, она спит гораздо лучше. Я кормлю
ее по требованию – ночью это получается как раз в 12, 3, 6,
9. А днем она ест гораздо чаще – иногда даже каждый час.
Просыпается малышка почти всегда сухая – начинает кряхтеть,
ворочаться, ползти, потом начинает тихонько похныкивать… Я
ее беру на руки и несу в ванну – там она писает, а иногда и
какает заодно. Обычно по ее виду и поведению я могу
догадаться, будет ли девочка какать – или можно больше ее
не держать. За исключением первой недели Галка, по-моему,
ни разу в мешок не какала!
Вероятно, днем мы девочку
перегреваем, и из-за этого у нее днем болит животик, а
ночью она спит хорошо.
Гришку мы держали голеньким, и он
почти не спал, зато с животом никаких проблем не было. А
сейчас мне так удобно, что девочка спит целыми днями и сама
засыпает – и я готова ее укрыть потеплее – лишь бы спала.
Такая удобная девочка – просто чудо!
Вообще, есть такое подсознательное
ощущение, что вот
этот ребенок, новый,
маленький – правильного размера, веса, поведения, а
тот – не такой. Это, кажется, у многих
родителей возникает такое ощущение, и бороться с ним трудно.
По сравнению с девочкой Гришка кажется мне огромным,
толстым белым слоном, - в то время как девочка – вот она,
маленькая, розовая, на руках лежит…
В те дни, когда Гришки нет дома, я
порой начинаю забывать, что у меня грудной ребенок дома. Я
в такие дни успеваю переделать такую гору дел, о которых
при Гришке трудно даже подумать! Вот на днях, когда Рита
возила Гришку в Зеленую Дверцу, я и елку разобрала, и
новые игрушки и книжки для Гришки приготовила, да еще
распознала целую книжку Венгера - про игры с детьми трех
лет.
С другой стороны, с Гришкой сейчас
все интереснее играть, лепить, рисовать, клеить, а с Галкой
как-то странно – ей говоришь, а она не отвечает, сама не
ходит и даже не ползает, на мои слова никак не реагирует.
Мне пока трудно придумать, о чем бы еще поговорить с Галкой.
Я ей рассказываю про все, что мы видим, про все, что
делает Гришка, но на этом моя фантазия заканчивается. А
самое главное, я уже так привыкла к тому, что Гришка на
слова реагирует осмысленно, что мне трудно бывает
перестроиться.
Мне все время хочется параллельно с
детьми успевать еще что-то. Собственно,
б
ольшая часть наших проблем возникает именно
тогда, когда мы пытаемся не заниматься детьми, и делать
свои дела. А Гришка громко протестует, и требует к себе
внимание. Он по-прежнему мало играет сам – особенно, если
мы чем-то заняты.
Если я готовлю еду или мою посуду,
Гришка прекрасно играет своими многочисленными машинками, и
при этом говорит со мной, но стоит мне заняться чем-то
более серьезным, как Гришка тут же прибегает и лезет на
руки. А когда я ложусь на диван кормить Галю, Гришка
немедленно прибегает с книжкой в руках: ТИТАТЬ! – требует
он. И вслед за первой несет еще десяток книг…
Гришка почти всегда просыпается
днем в плохом настроении, ноет, капризничает. На днях он
проснулся и стал, рыдая, показывать на книжный шкаф и
просить ТЕТ
ЕТА – вот это! Я таскала тяжеленного
парня вдоль полок и честно пыталась понять, чего же он
хочет. Все перетрогала, пока не поняла – Гришка хотел,
чтобы ему немедленно прочитали огромную книжку про Кротика.
В другой раз ему точно так же понадобилось срочно читать
толстую книжку с картинками "Медвежонок Миша открывает
мир". А сегодня Лиля принесла нам в подарок книжки, и
Гришка прямо запрыгал от радости – ТИТ
АТЬ! Что-что,
а книжки этот мальчик любит больше всех других игрушек!
Гришка сегодня в ванне выдал фразу:
Л
ЕЙКА ВАД
ОЙ – лейка с водой!
2.02.00 Сегодня к нам в гости
приходили наши знакомые – мама Маша и
девочка Алиса,
которая на месяц моложе Гришки. Мы вместе погуляли, а потом
дети весь день очень хорошо и мирно играли, вместе скакали
на нашем спорткомплексе, слушали книжки, катались на
самокате.
Нас очень развеселил эпизод, когда
Алиска пылко обняла Гришку со словами "А
ИСЯ
ЮБИТ!" (Алиса любит!), на что Гришка с
недовольным видом высвободился и мрачно сказал: "НЕ
НАДО!"
Когда Алиска с Гришкой не поделили
самокат, Гришка вдруг закричал: "ОТДАЙ! МОЁ!" Я
сначала удивилась, а потом поняла, что эту фразу он взял
целиком из сказки Сутеева про зайца, ворону и ежика,
которые не могли поделить одно яблоко.
Мне очень нравится смотреть и
слушать, как Гришка сам играет. Он готов увидеть в самых
обычных предметах и игрушках все, что угодно.
-МИЗ
ЯМА! АХП
АХПА!
УП
АСТЬ! НУ-НУ-НУ! (Обезьяна! Опасно, можно упасть!)
– говорит Гришка и водит обезьянку по узкому краю ящика.
-АБ
АКА ДЁСТИ! ТЯЙ! (Собака,
иди в гости чай пить!)
Гришка замечательно играет тремя
пластмассовыми чашками – то строит из них поезд и катает
карандаши в гости к маме, то делает башню, то варит кашу,
то игрушки свои кормит и поит. Б
АХПА! (Башня) –
говорит он, поставив все чашки одну в другую. Потом смотрит
и вдруг восклицает: ТИТ
ОТЕК! ДЁДИ! (Цветочек
розовый). А потом переворачивает чашки и не менее радостно
говорит: "КУ
ИТИК! КАК
ОВА!" Куличик
готов! Потом роняет чашку на пол и говорит:
"УП
АЛ! МИМ
ИТЬ!" (Упал – поднять!
Это у него от слова МИМ
И – подними такая форма
образовалась.) А еще одна замечательная форма образовалась
от слова КИ
ЁК – пирог. Гришка попросил КИ
ЁКА
– пирог
а.
3.02.00 Сегодня на улице много
липкого снега – и я успела слепить аж двух снеговиков.
Лучше всего у меня получается лысый дед с усами и
окладистой бородой. Зайца лепить несложно, но уши быстро
отваливаются, поэтому мы слепили двух похожих старичков. Я
надеялась заинтересовать Гришку лепкой, но он желал только
ломать – лопатой, палкой или ногой.
А еще сегодня на прогулке Гришка
вдруг сам слез с санок на полпути к горке, повернулся и
пошел в другую сторону. Я пыталась уговорить его идти с
нами на горку, но не тут-то было. ДЁМИК! – уверенно сказал
Гришка, и привел нас на детскую площадку возле метро, где и
в самом деле есть маленький деревянный домик с дверками и
окошками. А ведь мы на эту площадку уже месяца два или три
не заходили! А Гришка все это время прекрасно помнил и про
домик, и про высокую горку, и про качели, и про все
остальное… Было видно, что он обходит свои владения – там
поиграл, в домик заглянул, на горку залез…
Вечером Гришка рисовал карандашом и
ручкой – он рисовал и при этом сообщал нам, что рисует.
Рисовал Гришка, как водится, трактор, с колесами, трубой,
дымом из трубы, с ковшом. А в кабине сидел дядя. Правда,
пока он рисовал, можно было предположить, где что, а потом
– контуры трактора, если таковые и были, исчезли среди
прочих линий. Еще Гришка нарисовал тучи, большую и
маленькую, и долго стучал по листу – капли рисовал. А еще
Гришка нарисовал на листе длинную прямую вертикальную линию
– дорогу – и возил по ней машину вверх и вниз, причем линии
шли совсем близко. Гришка при этом просил то ручку, то
карандаш другого цвета. ГАГ
АСИК – карандашик.
АЗ
ЯТЬ – рисовать.
Долгое время все звери и птицы
назывались у Гришки по тому звуку, который они издают.
Примерно три недели назад появилось слово кошка, потом
неделю назад появилось слово ворона, а теперь и собака
появилась! ЗЕЙ - зверь. БУБ
ОЛ – футбол.
Гришка залез внутрь пододеяльника
от одеяла, свесившегося с дивана. Сидит в получившемся
кармане и кричит радостно: "ГУГ
УСЬКИ!
М
АМИ! Г
АЯ!" – в кенгурушке! Мы его
спрашиваем: "Это ты сидишь в кенгурушке, у мамы, как
Галя, да? А что Галя делает? Плачет?" "А!А!
Г
ОНКО!" – изображает Гриша громкий плач.
Гришка взял пирамидку, перевернул
ее вверх ногами, крутит ее за палочку, уперев другой конец
в пол, и говорит УЛ
Я – юла. Потом ту же пирамидку
сует в рот – С
ЁСА (соска.) А соску, кстати, Гришка
сам никогда не сосал, а только у других видел. Потом ту же
пирамидку Гришка кладет на пол и катает по полу на боку –
ГИГ
ЕГА (телега). Мы говорим, что все колеса разные –
и Гришка начинает кусками цитировать сказку Сутеева про
разные колеса. ГИГ
ЕГА ИД
ЕДИ – не едет,
БИБ
Ы! АСТ
УТ! - Грибы под ней растут.
Сидит за столом, поел и играет.
Надевает миску на голову и говорит П
АПА – шапка,
потом катает на ребре по столу – КЫХК
О – колесо.
А еще до Гришки, похоже, вдруг
дошла идея рифмы. Я ему вчера утром сказала: "Наша
каша", а он говорит: "ИСЁ!". Я придумала
другой вариант: "Наша Маша варит кашу". Гришка с
тех пор ходит и бормочет, как будто пробует слова на вкус:
"Н
АХА К
АХА! Н
АХА К
АХА!
"
К нам в гости приходили Рита и
Боряшка. Дети сегодня прекрасно играли вместе. Гришка
прятался под коврик, и кричал оттуда: "БО
Я!
Б
ОЙКА! КУ-КУ!" А
Боря залезал к нему в норку, и
так же радостно кричал: "Э!Э!"
А еще Гришка обнимал Борю за плечи,
и говорил: "ГАГ
ОН!" - ВАГОН. Это он так в
паровозик играет!
Я попросила Риту сходить в магазин.
Боря грустно смотрел на дверь и повторял: "ТЕТЕ! ТЕТЕ!
Э!" Он уже говорит ПАПА, а маму называет то НЯНЯ, то
ТЁТЯ…
Боря все время закрывал дверь на
кухню, а Гришка ее с силой распахивал, и мы боялись, что он
может Борю ударить. В конце концов Рита приклеила дверь к
стенке скотчем. Боря подергал – дверь не закрылась. "Э!
Э!" – Боря явно призывал нас помочь ему в его трудах,
но мы объяснили, что теперь дверь будет открыта, и
закрывать ее не надо. "Э-ээх!" – грустно вздохнул
Боря и пошел опустошать полки с игрушками. У Гришки такой
игры не было, а у Бори самое любимое занятие уже полгода –
вынуть все вещи из шкафа, скинуть все с полки на пол и т.д.
Когда гости уходили домой, Гришка
долго махал им рукой и говорил: "Й
ИТА!
Б
ОЯ! КАК
А! ДИД
ЯННЯ! СИС
ИВА!
Д
ЁСТИ ИС
Ё! ТЯЙ! КУЁК!" (Рита, Боря, пока!
До свиданья! Счастливо! Приходите в гости еще! Будем пить
чай и есть пирог.)
5.02.00 Гришка приложил к глазам
два рулона скотча – я думала, что сейчас он скажет, что у
него очки. А Гришка говорит ПАП
АТ – фотоаппарат!
На прогулке Гришка прекрасно играл
– когда нет мороза, ветра или метели, он на улице находит
не меньше интересных занятий, чем дома. Гришка бегал и даже
сам катался с ледяной горки, менялся лопатами, резал мои
куличики… Гришка называет снег Н
ЕКА, и склоняет
соответственно: "АП
АТЬ, БИБ
АТЬ
Н
ЕКУ!" (Копать, сгребать снег)
А вчера был ветер, Гришка отморозил
руки и ноги буквально за полчаса, и пришлось идти домой. Я
так торопилась, что возле самого дома вывалила Гришку из
санок на дорогу. Он разбил нос и губу, разрыдался – и
отказался идти домой. Лег на мостовую и орал, и на все мои
слова кричал НЕ НАДО! А когда я пыталась его поднять и
поставить на ноги, Гришка ноги подгибал и снова валился на
дорогу. Впрочем, минут через пять мне удалось затащить его
в дом, а там он отогрелся и успокоился.
Я включила кассету с песнями Игоря
Белого. Гришке эти песенки очень понравились. Он даже
попытался подпевать! А еще он говорил: "КИТ
АХА!
ИГИЙ Б
ЕИЙ!" (Гитара – Игорь Белый)
Гришка увидел на улице длинный
грузовик и произнес такую фразу: "ГА
ИК!
АГ
ОМНЫ!
ЭМУ!" Это у него по ассоциации
со словом "огромный" сразу всплывает огромный
страус Эму, которого Гришка видел и на картинках, и в
зоопарке.
Мы с Гришкой играли, и у него в
руках был желтый теннисный мячик. –Дай мне яблочко! –
попросила я. – МАЙМИ! – ответил Гришка (я ему всегда еду
даю сначала маленькими кусочками – вот и он мне предложил
маленький кусок.) Гришка стал оглядываться по сторонам в
поисках ножа, заметил дощечку от конструктора, и показал,
как он дощечкой режет яблоко-мяч.
БАБ
АКА!
АСЬКА!
М
АМИ! Д
ЁСТИ! (Собака и ящерка пришли к маме в
гости)
Я говорю: "Они устали, они
спать хотят!" – и кладу собаку на бок. Гришка
посмотрел – и перевернул ящерку на спинку. Мы говорим:
"Гришка, ящерка на животике любит спать!" Гришка
взял ящерицу – но не перевернул, а положил на свой живот!
6.02.00 Гришка принес в каждой руке
по мячику и сказал: "ДЕ!" – две. Потом на
прогулке увидел трактор, и говорит: "ОДИН!" (а
вчера мы там же видели два трактора. ) После этого Гришка
выдал по поводу трактора аж две фразы: "П
АМПА
ИГ
АИТ. К
АКА У
ЕХАЛ." (Лампа мигает.
Трактор уехал.)
У нас дома завелись мыши – вероятно,
с чердака перебрались. Вечером Мишка принес сонного Гришку
на кухню, где мы пили чай, - и вдруг мы увидели, что прямо
по плите бегает маленькая мышка. Когда мышка убежала,
Гришка с сожалением вздохнул: "УШЛА! ИСЁ!"
8.02.00 Гришка тащит свой самокат
за руль и бормочет: "Т
АСИТ!" Потом
приносит Гале показать свою маленькую машинку, и говорит:
"ДАЮ! АС
ИМА! К
АХКУ! АК
ЫКА!
Б
ЕИ!" (Даю машинку красную. Закрыта. Белую
можно открыть.) Чаще же Гришка говорит о себе в третьем
лице: "НЕСЁТ!"
Гришка сидит в ванне и зовет рыбку:
"БИ-БА-А! БИБ!" Потом берет трубочку:
"БУБ
А! БУБ
ЕТЬ!" (Труба -
трубить)
Гришка пыхтя ползет сам на крутую
горку и бормочет: "ТИЛ
О!" – тяжело. Потом
берет в руку снег КУС
ЁТИК
У – кусочек. А еще
он целыми днями склоняет слово "люди".
"ДЮД
ЕЙ МАЛО КАК
ОКЕ – Людей мало на горке.
– "УШЛИ ЛЮДИ. ОБЕДАТЬ. МОЙМ
ОЙ!" Увидел
машину – и излагает, мотая головой: "АС
ИМА
ГАГ
ОГЕ! ДЮД
ЕЙ ДЯД
ЯИТ!" (Машина
людей не задавит)
Гришка взял два рулона скотча в
одном пакете и играл, что это фотоаппарат (ПАП
АП). А
потом поставил на пол и говорит: "ПИП
ЕТ!"
Я не сразу догадалась, а потом поняла – велосипед! Гришка
на этот велосипед посадил сначала большое колесо от
пирамидки и сказал, что это Д
ЯДЯ, потом взял
маленькое колесико – М
АЙТИК. Скоро про этого
мальчика была рассказана мне целая история. М
АЙТИК
ПЕП
ЕК МОЙМ
ОЙ ОБ
ЕДАТЬ М
АМЕ
(Мальчик на велосипеде поехал домой к маме.)
Наметился некоторый прогресс в
произношении уже давно выученных слов. Раньше Гришка
называл сметану ПАМ
А, с ударением на последнем слоге,
теперь - ПИП
АМА, печенье называлось очень похоже –
ПЕМ
Е, а теперь – ПЕТ
ЕНЬЕ, а еще появилось
слово сухарик – СЮС
ЯИК.
10.02.00 Мы утром все вместе
торжественно сходили в поликлинику, и вполне успешно
побывали с обоими детьми у нашего участкового врача, у
ортопеда, хирурга и окулиста, а также записали Галку на
массаж, и все узнали про бассейн. Участковый у нас – очень
интеллигентный пожилой еврей, турист, так что мы с ним
легко нашли общий язык. Правда, он не понимает, почему мы
не хотим делать своим детям прививки.
А вечером мы впервые выехали в свет
всем семейством, а именно поехали в гости к Гоше, Ирке и их
дочке Цвете. У Ирки на днях должен появиться второй малыш,
и живот у нее невероятных размеров.
Я опасалась, что детки не дадут нам
пообщаться, однако вечер прошел на удивление мирно и
спокойно. Галя уснула в метро, а в гостях проспала весь
вечер, всего один раз проснувшись для того, чтобы поесть. А
Гришка, Цветка и Боря играли вместе – и почти без
конфликтов. Боря ухитрился спрятаться в узкий и низкий шкаф,
и закрыл обе дверцы, так что мы его не сразу обнаружили. А
потом дети прятались под кроватку и выглядывали из-под нее
как детки в клетке.
11.02.00 У нас с Гришкой постоянные
проблемы с одеванием на прогулку. У меня-то все еще хитрее.
Сначала я кормлю Галю, потом одеваюсь сама, а вот потом
начинается главный цирк. Мне надо догнать и изловить
мальчика, и надеть на него всю уличную одежду, а потом не
дать ему бегать по дому в грязных валенках. Гришка считает,
что одевание - это такая веселая игра, где он уворачивается
и вырывает руки и ноги, а я догоняю и ловлю. Я же быстро
начинаю раздражаться, ругаться, рычать, когда эти ноги
никак не попадают в штанины, а руки - в рукава. Недавно я
сдалась, и попросила у Риты, мамы Боряши, пуховый
комбинезон, который Боре пока велик. Теперь число одежек,
надеваемых на Гришку, сократилось до минимума. Время
одевания уменьшилось, и меня это очень радует.
Мы с Гришкой осенью ходили в лес, а
теперь гуляем возле школы на ледяной горке, или на детской
площадке возле метро. Сегодня Гришка там играл с мальчиком
лет семи. Мальчик катал Гришку на качелях, потом они вместе
катались с горки, и были очень довольны друг другом.
Вот сейчас мы погуляли - и пришли
домой, потому что Галка от ветра начала ворочаться. Я
думала, проснется - а она так и дрыхнет в кенгурухе. А
Гришка играет сам - сначала носился с новыми самолетиками,
теперь сидит на моем стуле, обнимая меня за пояс, и сам с
собой говорит - играет. То рассказывает про машины, то
говорит, что мухоморы не едят...
А до того он с хитрющей улыбкой
прибежал ко мне из кухни со словами: "К
ОСЯ!
К
ОСЯ!" Этим словом он обозначает кофе, и мне
стало весьма любопытно, что же он на кухне сотворил. Я
пошла изучать, а Гришка радостно бежал впереди меня, и,
похоже, пытался предугадать мою реакцию. Я обнаружила
пустую солонку – и чашку с крепко посоленным киселем. Ну
ладно, пусть поиграет, что это кофе…
14.02.00 Гришка долгое время
называл все цвета, кроме желтого. Теперь он знает и
правильно называет и этот цвет: Т
ЁТИ. Сейчас у
Гришки любимое слово А
ЕВА – налево, он понял, что
это связано с направлением движения, хотя реально право и
лево он, конечно, пока путает. А еще Гришка пытается
освоить понятие времени, и перенял у меня слово
ТЁТ
ЁМ – потом. Если Гришке кажется, что я слишком
долго читаю одну страницу в книге, он пытается перевернуть
страницу и говорит Д
ЯСИ – дальше. А на улице самое
ходовое слово МИМ
АЦА - меняться. Гришка очень
любит меняться игрушками с другими детьми. Правда, совсем
не всегда предлагаемая замена равноценна, а Гришка очень
обижается, если его предложение меняться бывает отвергнуто.
Он бросает свою игрушку на землю и обиженно кричит
ТЯТ
Ю – не хочу!
Я долго не могла понять, чего
Гришка хочет сказать, повторяя КУХК
ИХКИ – потом
поняла: у Гришки, а фраза КИХК
АХКИ Г
АЛЯ
МУМ
ЕИ – оказывается, из чашки Галя пить не умеет.
КАХК
ОХКИ Г
АЛЕ
ДА
ЮТ! – говорит Гришка за обедом и мотает головой. Я
соглашаюсь – картошки Гале не дают. УЗ
ЁТИК
БО
ИТ У Г
АЛИ – животик болит у Гали.
Раньше Гришка отвечал на вопрос о
том, как его зовут, а теперь часто говорит НИН
АИТ –
не знает. А на вопрос, сколько тебе лет, Гришка почему-то
отвечает СЕМЬ!
15.02.00 Гришка прыгает в ванне и
приговаривает:
ОМЫ!
ОМЫ! – это он волны
делает.
На прогулке Гришка предлагает мне:
"Г
ОГИКИ ПУП
ИТЬ ГАЗ
ИНЕ!" Тут
все просто и понятно – он хочет йогурты купить в магазине.
Недавно, буквально пару месяцев
назад, с Гришкой было очень трудно гулять – он не знал, чем
ему заняться на улице, мерз и скучал. А теперь он бегает по
площадке, со всеми общается, прячется в домик, катается с
горки, качается на качелях, иногда строит куличики, а чаще
– ломает чужие куличи. Я всячески стараюсь заменить его
разрушительную деятельность созидательной. Сегодня на
прогулке я строила из песка забор, а Гришка в него втыкал
палочки.
А еще Гришка на улице вдруг стал
показывать куда-то вверх и повторять: "К
ОХКА!
КОХКА!" - "Где кошка, сыночек?" - "А
К
ЫХЕ!" Я посмотрела – и точно, на крыше почты
сидит кошка.
Шли мы вчера вечером из бани домой,
и тут Гришка, сидящий в рюкзаке, начал что-то очень
взволнованно объяснять папе: "ГАГ
ОГА!
АС
ИМЫ! АХП
АХПА! КУК
АРА! Л
ЮДИ!
" Я сначала не могла разобраться, в чем дело, а потом
поняла – Гришка пытается нам сказать, что идти надо по
тротуару, а не по дороге, где машины ездят, и где опасно.
К нам пришел гость – и Гришка
старался привлечь к себе внимание всеми возможными
способами: просил почитать, лез на коленки, прятался в шкаф,
бегал по дому, швырял игрушки на пол с жутким грохотом,
пинал мячик с криком: "БУБ
ОЛ! ГАГ
ОЙ!
"(футбол! Ногой!) А потом он стал писать посреди
комнаты каждые пять минут – по маленькой лужице – и
говорить: "ПАП
АТ!" – опять. Более того,
Гришка не только писал, но и радостно топал по этой лужице,
и с хитрым видом посматривал на нас. Потом Гришка пытался
спрятаться в другой шкаф, но там на нижней полке стоял ящик.
"МУМ
ОМА!" – не удобно! – сказал Гриша и
вылез.
У Гришки появилась новая манера
игры: он держит игрушку в руках, и тихонечко что-то про нее
рассказывает, говорит сам с собой. Так интересно бывает это
послушать со стороны!
Обычно Галя лежит голая или в
мешочке, а тут я надела на нее красивый комбинезончик на
кнопках. Гришка увидел колечко кнопки и радостно воскликнул:
"ПУПОЧЕК!"
Гришка регулярно стал проситься на
ручки: "А
УСЬКИ!"
16.02.00 Папа одевает на Гришку
колготы и спрашивает: "Правую штанину на какую ногу
надеваем?" А Гришка хитро смотрит и отвечает: "А
ЕВУ!" – "А левую штанину на какую ногу?
" – Гришка продолжает шутить: "А ПР
АВУ!
"
На днях мы с Гришкой часа полтора
играли на кухне разноцветными пакетиками с молочной кухни.
Гришка строил из них поезда, забор, дорогу, арку, башню… Я
показала Гришке, как строить из двух пакетиков стульчик, а
из трех - кроватку. Через несколько дней у Гришки в руках
снова оказалась пара пакетиков - и он сам построил такой
же стульчик, и все сам назвал: "Т
ЮЙТИК!
Б
ИНКА! ДИД
ЕНЬЕ!" (Стульчик, спинка,
сиденье)
А еще Гришка стал говорить
полностью слова типа: "ГРИШКИН, МАМИН, ПАПИН".
Про себя Гришка говорит чаще всего в третьем лице, и
нередко – в женском роде! "УПАЛА!" – говорит он,
споткнувшись.