1.01.00 Гришку привезли домой уже
под вечер. Я в это время лежала на диване, и маленькую
Галку не было видно у меня за спиной. Гришка радостно
подбежал ко мне, приткнулся рядом, и был очень рад. Тут я
решила задать ему провокационный вопрос: "Гришка, а
где у мамы девочка маленькая?" Гришка потянулся было к
моему животу, который он давно просил открыть, но я его
остановила. "Нет, Гришка, ее там нет! Открыли! Вон она
– маленькая Галя!"
Гришка заглянул за мою спину,
увидел малышку и был совершенно потрясен. Честно говоря, я
ожидала чего угодно, только не такой восторженной встречи!
Гришка смотрел на маленькую сестренку с таким восхищением,
с такой нежностью и удивлением повторял: " ГАЯ! АКЫЛИ!
"
Потом я показала Гришке, какие у
Гали маленькие ручки и ножки, какое маленькое ушко. Гришка
внимательно сравнил, подергал сам себя за ногу и за ухо, и
стал очень сосредоточенно хмыкать, обдумывая что-то.
"ХМ! ХМ! Г
АЯ М
АЙМИ! Г
ИШКА
ПОСЬП
ОЙ!" и Гришка даже поднял руки над головой,
показывая, какой он большой.
Я никогда в жизни не видела и даже
не подозревала у Гришки такого выражения лица – я бы
сказала, просветленного, удивленного и восхищенного
одновременно.
Гришка сам спросил меня -ГАГИ? - и
я разрешила ему погладить маленькую девочку. Он погладил –
и снова стал объяснять, какой он большой, и какая Галя
маленькая. Да мне и самой казалось, особенно в первые дни,
что девочка крошечная, а Гришка – огромный, как слон. Я ведь уже
совершенно не помню, каким был Гришка в первый месяц,
какого он был размера и веса…
5.01.00 К нам почти каждый день
приезжает кто-нибудь из родных или друзей, чтобы поиграть и
погулять с Гришкой. Один раз с Гришкой гуляла Машка Левина,
и они провели в лесу почти три часа, и Машка еле увела
мальчишку домой, соблазняя его тем, что дома мама, папа и
Галя. А после прогулки Гришка восторженно рассказывал мне о
своих впечатлениях: "Г
ОХКА ПОСЬП
АЯ!
ГОХ
А!
УТИ! БЕБА! ДИД
ЯТ! ТЁТЯ! ДИДЯТ!
КАК
ЕКА! БАБ
АХПА! ДЯДЯ!" (Горка большая!
Гора! Утки хлеба не едят, и у тети не едят. Ракета
бабахнула у дяди!)
Пока малышка требует от меня
намного меньше сил и внимания, чем Гришка. Она только ест и
спит, а если и не спит, то лежит тихо и глазеет своими
черными глазищами, и смешно хмурит бровки, и даже иногда
пытается улыбаться…
Когда я сказала Мишке Левину о том,
что Гришка требует больше сил и внимания, он мне не поверил
и переспросил: "Ты хочешь сказать, что новорожденный
ребенок требует меньше внимания, чем двухлетний?!" -
"Ну да! А что?" - "Ты только не говори этого
Наталье с Кирюхой! Они-то все ждут, что дальше будет легче!
" - воскликнул Мишка. Да, пожалуй, Наталья и Кирюша, у
которых девочкам-близняшкам 5 месяцев, могут меня не понять,
а если они мне поверят, то взвоют!
А Гришка иногда прекрасно играет
сам, но вот когда у меня нет ни сил ни возможности встать с
кровати, он буквально изводит меня. То он отключает телефон
во время разговора, то со страшным грохотом швыряет на пол
свой самосвал, то начинает меня кусать или стучать по мне
игрушками…
Я стараюсь сдерживаться, но
получается это далеко не каждый раз. Вот сегодня, к примеру,
мы с ним играли мозаикой. (МАЙМ
АЙКА! – как сказал
Гриша) Гришка строил замечательные поезда, сам втыкал и сам
вынимал фишки, потом мы убрали мозаику в коробку – и тут
зазвонил телефон, и я на минуту отошла. Когда я вернулась,
мозаика была рассыпана по всей кухне.
-Ну что ж, упала, давай собирать! –
мирно предложила я Гришке.
-НЕА! – бодро заявил мне сынок и
убежал из кухни, а когда я попыталась его догнать и
призвать к порядку, он начал мозаику раскидывать и пинать,
и воодушевленно вопил ГАГ
ОЙ! – когда попадал ногой.
К сестренке Гришка особого интереса
сам не проявляет – но и не ревнует пока. Когда Галка
просыпается, он торопит меня: "Г
АЯ! П
АТИ!
ГОГ
ОН! Г
АЯ! ДЮЙ!! КАК
А!" Что
следует переводить как "Галя плачет! Бегом! Грудь!!!
Молоко!" Иногда Гришка подходит погладить малышку, но
в целом мама ему куда интереснее, и это понятно. Я стараюсь
показать Гришке все выгоды того, что он большой. Когда-
нибудь он сам поймет, что у старшего есть не только выгоды,
но я стараюсь отсрочить этот момент. Мы с Гришкой почти
каждый день обсуждаем, что Гришка большой, он пьет молоко
из чашки, он сам ест пудинг ложкой, - а Галя только молочко
у мамы сосет, Гриша умеет ходить, танцевать, рисовать,
лепить, а Галя только спит и плачет. Кстати, Гришка наконец
начал кивать головой и отвечать на вопросы "ДА!",
а раньше только "НЕА!" говорил по любому поводу.
У Гришки появилось в речи некоторое
количество глаголов, но фразы он так и не строит.
НИН
АНА – не надо, Н
ИНА – не видно,
ДИД
ЯТ – не едят, ЭСЬ – есть, УПАЛ, УПАЛА,
К
ИНУ – кинул, МИМ
И – подними, СЕ – сел, МИМ –
мыть, ПИ
И – пили, ПИП
И – лепить, ЭДИ – едет,
ПИ – спит, СЁМА – сломан, МАМ
АЛ – сломал,
ТИН
И – чинить, ТИТ
АЙ – читай, АК
ЫТЬ –
открыть, МУЙМ
АЙ – обнимай, Г
АГИ – гладить,
ГА
И - горит.
Гришка никогда не ел хлеба, да и
печенье – не очень-то ел. А тут он наконец распробовал мои
пироги, и все время просит ГАГ
А – пирога! А потом
вдруг начал и белый хлеб есть – БЕП! Б
ЕБА!
Гришка сам придумал звательный
падеж – он стал звать нас ПАП
И! МАМ
И! –
причем ударение именно на последнем слоге!
6.01.00 Гришка сегодня рассказывал
со мной стишок. Звучало это примерно так:
-Нет, напрасно мы решили
Покатать кота…
-АС
ИМИ!
-В машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул…
-АФ
АМ! (самосвал – общее у
Гришки название для всех грузовиков)
-Грузовик!
-Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу…
-ОСТЯ!
-Хвостик
И верхом поеду
-ДЁСТЯ!
-В гости!
У нас появилось слово САМ! Гришка
сам надел шапку и был этим очень горд. А еще я просила его
погасить лампу, а Гришка сказал: П
АМПА! ТЁН
О!
(темно)
Сегодня мы рисовали гуашью, и
смешивали цвета на палитре. Гришка с удовольствием
замазывал весь лист дорогами для машины – я дала ему самую
толстую кисть из щетины, и Гришке легко удавалось закрасить
весь лист. "К
ИХКА! МЫМ! – Кисточку мыть! –
К
АХКУ! ГУЙГ
УЮ! С
ИНИ! - Краску другую –
синюю! АС
ИМА! К
АКА! ГАГ
ОГИ! – машина!
Трактор на дороге!"
Гришка сегодня услышал, как пищит у
Мишки пейджер, обдумал и сообщил: "П
ЕЙЯ! ХМ.
П
АПИ!"
А еще он снимает трубку телефона и
сообщает – ГОК
ОК! – гудок. Я строго спрашиваю: -А
разве папа разрешает трогать телефон?! – НИН
АНА! –
радостно вопит Гришка. - ПАП
ОПЕ!
Еще Гришка очень смешно говорит НЯХ-
Н
ЮХНЕ – на кухне, НАХ-М
ЕХТА – на место,
П
ЕХПА – печка, ДИД
ИНИ – холодильник,
ГА
ИН – магазин, БУБ
АХПА – рубашка,
ИС
ИН – дельфин, АСЁ – еще,
АХКА – арка,
Б
АСЬМА – башня, М
ОСЬМА – мостик, Б
УБИ
– зубы или кубик, НОХ – нос или нож. Словарный запас у
Гришки огромный, да еще он старается повторять за нами все
интересные слова. Одна беда – произношение у него
фантастическое, и слова очень надолго застревают в
искаженной форме. Правда, есть слова, которые постепенно
меняют свое звучание на более правдоподобное – например,
огонь раньше звучал как АГ
ЫНЬ, а тут на днях Гришка
стал произносить это слово совершенно чисто. А еще он чисто
говорит ТЕСТО, МАЗЬ и еще некоторые другие слова.
7.01.00 Временами Гришка доводит
меня до белого каления своим негативизмом и упрямством. А
сегодня ему удалось довести даже Мишку, что не так-то
просто.
Мы собрались и пошли гулять всем
семейством. Гришка не хотел одеваться, брыкался, убегал,
капризничал. На улице стало еще хуже – Гришка не желал ни
идти, ни садиться на санки. Мы рассердились и отошли метров
на сто. Гришка стоял на дорожке и не делал ни шага по
направлению к нам. Какая-то старушка взяла Гришку за руку и
привела ко мне: "Это твоя мама? Так иди скорее к ней!
"
-Гришка, давай руку, пойдем в лес!
– сказала я. – НЕА! – ответил мой сынок и пошел прочь от
меня. Мишка волоком дотащил мальчишку до того места, где
санки могли ехать.
-Гришка, садись на санки!
-НЕА!
-Гриш, ну давай руку, пойдем в лес!
-НЕА!
-Ну хорошо, стой тут! – на это
Гришка ложится на снег и начинает вопить. Мишка несколько
раз пытался поднять мальчика и поставить его, но Гришка
подгибал ножки и ложился на снег. Сажаем на санки –
выгибается и снова падает. И в таком духе – минут двадцать
подряд… Ох! Мишка не выдержал и стукнул по попе – и мальчик
немедленно встал на ноги, дал руку и пошел… Не знаю, как с
такими периодами у своих детей справляются другие родители,
а я не выдерживаю и частенько шлепаю сына. Я понимаю, что
бесполезно, я понимаю, что эта мера – от моего бессилия, но
моего терпения не хватает…
Наверное, я слишком часто говорю
"нельзя", но я не знаю, что еще сказать, если
мальчик лупит меня отверткой, швыряется машинками, пинает
меня ногой, щипается, кусается, выключает телефон во время
разговора и т.д. Да, Гришке надо много внимания – так было
с самого первого дня, так осталось и теперь. Однако у меня
тоже есть свои дела, свои желания. Я готова прочитать пять
книжек, десять книжек подряд, но на двадцатой я пытаюсь
сказать: "Хватит, Гришка, я устала читать!" А
Гришка несет "ГУЙГУЙ", то есть другую, и если я
говорю "Нет! Я не буду сейчас больше читать!", он
швыряет эту книжку на пол и топчет ее ногами. Как правильно
реагировать на такие вспышки – не знаю…
Я пытаюсь привлечь Гришку к какой-
то полезной деятельности, но он, в отличие от Владьки,
совершенно не любит выполнять поручения. - "Гришка,
отнеси, пожалуйста, чашку на кухню!" - "НЕА!
" – и весь разговор…
8.01.00 Гришка вдруг освоил игру в
прятки – залезает куда-нибудь в шкаф, за дверь, под коврик
– и оттуда кричит КУ-КУ! Я подыгрываю и начинаю искать, где
же мой мальчик. Гришка очень радуется, выглядывает и кричит
О-О! (Вот он!)
Сегодня я ходила гулять одна с
двумя детьми. Далеко я идти не решилась, и мы отправились с
санками и кенгурушкой на школьный двор. Там есть ледяная
горка, но с нее Гришка кататься не стал, хотя гулял очень
активно. С гулянием у нас нередко возникают проблемы –
Гришка стоит и разговаривает, и мерзнет. А сегодня Гришка
бегал по горке, копал снег, катался с девочкой на санках…
Зато возникла проблема увести Гришку домой, когда малышка
начала ворочаться. Я пыталась уговаривать и звать, но
Гришка убегал от меня, и пришлось тащить его к санкам
волоком за рукав. А Гришка вопил и подгибал ножки, упирался
и отказывался идти…