"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Кац Женя

Безопасность в доме
Создание "Да-обстановки"

    Все по-разному готовят свой дом к появлению малыша. Одни переклеивают обои и затевают ремонт (и совсем не всегда к появлению ребенка этот ремонт заканчивают), другие покупают заранее одежки, пеленки и костюмчики для малыша, третьи начинают с коляски и кроватки.
     Но не менее важно заранее сделать дом безопасным для его нового обитателя. Ведь не пройдет и нескольких месяцев, как маленький шустрик начнет бурно осваивать пространство, засовывая свой любопытный носик куда надо и куда не надо.
     Многие советуют родителям - и это весьма разумно - проползти самим по всей квартире, заглянуть во все углы, заползти во все закоулки и под все столы. Это именно тот уровень, на котором малыш будет все исследовать. Проползти хорошо бы не только мысленно, но и буквально - на коленках!
     Вы можете обнаружить таким образом массу мест, в которых потребуются изменения.
     До чего дотянется малыш?
     Что он увидит?
     Не попадутся ли ему на пути миска кошачьего корма, корзина для мусора, коробочки с дисками и кассетами?
     Что может упасть и опрокинуться?
     Вероятно, вам придется на год или два убрать с пола и с нижних полок все потенциально опасные предметы.
     Ползунки обожают распахивать дверцы шкафов и вываливать на пол содержимое, а с открытых полок все сметают на пол буквально в мгновение ока! Так что дверцы шкафов придется запирать или завязывать шнурком, а нижние полки оставлять свободными или заполнять детскими игрушками.
     Хрупкие безделушки, книги, фотоальбомы, кассеты и диски лучше переставить наверх.
     Бытовую химию, стиральные порошки, запасы мыла надо спрятать высоко в запирающийся шкафчик.
     На полу и на нижних полках не должно быть стеклянных банок и бутылок, ведь малыш может ненароком уронить и разбить их, и пораниться осколками.
     Электрические розетки лучше заранее закрыть специальными заглушками. Те, которыми почти не пользуетесь, можно заклеить прозрачным скотчем. Обратите особое внимание на свисающие провода и шнуры, потянув за которые ребенок может свалить на себя лампу со стола.
     Внимательно изучите список ядовитых растений, и сравните с теми цветочками, что стоят у вас на подоконнике.
     Если вы не уверены, не ядовитое ли это растение, то лучше отдайте его кому-нибудь. Если малыш сорвет листочек и обсосет его, то может случиться немало неприятностей.
     Желательно убрать или закрепить все шаткие и неустойчивые предметы: торшеры, этажерки и т.д. Если малыш попробует встать, опираясь на этажерку, на него ничего не должно свалиться!
     Дети нередко получают ожоги, добираясь до стола и опрокидывая на себя чашки и чайники, стоящие на краю стола. Родителям хорошо бы заранее привыкнуть ставить чашки подальше от края стола. Не меньшую опасность представляет свисающий край скатерти, потянув за который ребенок может обрушить со стола посуду.
     Аптечка должна лежать в закрытой коробке наверху, чтобы дети ни в младенчестве, ни в старшем возрасте не могли сами добраться до лекарств.
     Ножи и ножницы лучше хранить так, чтобы дети сами не могли их раздобыть. Класть острые предметы, мелкие винтики и шурупчики на краю стола нельзя даже на минуточку. Вы и оглянуться не успеете, как шаловливые ручонки завладеют новой игрушкой!
     Если ребенок взял что-то острое или опасное, например, острый нож, не пытайтесь его напугать и отобрать нож, перетягивая его. Лучше обнимите малыша, и мягко надавите на тыльную сторону его кулачка - малыш сам разожмет пальчики и выронит нож.
     Со временем малыш научится вставать, и будет дотягиваться до края стола и до следующих полок в шкафах. А потом настанет момент, когда он научится придвигать табуретку или стул, и забираться совсем высоко. К этим этапам лучше тоже подготовиться заранее. Если в доме не навести соответствующий порядок, вам придется неотступно и непрерывно следить за своим малышом, и часто его одергивать и кричать ему: "Нельзя". Помните, что детей до года проще и лучше отвлекать, переключать их внимание с опасного предмета на безопасный.
     Когда "нельзя" и других запретов слишком много, дети перестают на них реагировать.
     Поэтому, чтобы избежать чрезмерного обилия запретов, стоит создать так называемую "да-обстановку", среду, в которой можно почти все.
     Дети лет до 2-3 не понимают разницу между своими и чужими вещами, так что просто спрячьте из зоны видимости те предметы, которые не должны оказаться в руках у детей. Я знаю одну семью, где активный ползающий мальчик за месяц утопил в большой собачьей миске два мобильных телефона и пульт от телевизора. Только после этого его родители наконец научились прятать свои телефоны повыше.
     Для того, чтобы ребенок мог реагировать на слова-запреты, их стоит различать. "Нельзя!" - слишком общее и универсальное слово, и ребенок не всегда знает, почему вы так говорите. Если малыш бежит к проезжей части, или подходит слишком близко к качелям, то его лучше остановить словом: "Стоп! Опасно!" Если ребенок подползает к краю дивана или подходит к лесенке, то мамин возглас должен быть коротким и понятным, например: "Ай! Высоко! Бах!" или "Край!".
     А если ребенок тянет ручку к плите или чашке горячего чая, то скажите: "Ай! Горячо! Больно!" С горячими и острыми предметами типа иголок и булавок ребенка лучше заранее познакомить - и при этом взволнованно приговаривать:
     "Ай! Острое! Пальчик колет! Иголка острая! Ай!".
     На площадке можно услышать, как бабушки кричат малышам:
     "Не бегай! Упадешь! Не лезь! Свалишься!"
     В такой ситуации лучше было бы сказать ребенку:
     "Будь осторожен! Держись крепче!"
     Когда ребенок тянется к чему-то, что вы не собираетесь ему давать, то так и скажите. Если малыш пытается ухватить со стола шоколадку или копченую колбасу, то просто спрячьте взрослую еду из зоны видимости со словами:
     "Это не для детей! Не для Насти!"
     Потом подвиньте то, что ребенку точно можно, и скажите:
     "А это яблочко! Это для Насти!"
     До полутора лет не надо требовать от ребенка опрятности в еде, пусть хватает руками, пусть размазывает кашу по столу, пусть крошит, пусть пробует сам есть ложкой. Когда детей слишком строго приучают к аккуратному поведению за столом, это может затормозить их сенсорное развитие.
     Переключайте внимание малыша с запретного действия на разрешенное: "Книжку рвать нельзя. А вот газетку можно рвать!"
     "Кубик не надо кидать, а мячик - можно. Давай в мячик поиграем! Кидай!"
     "Киску нельзя бить! Погладь пальчиком! Погладь ласково!"
    
     "НЕЛЬЗЯ" надо произносить спокойно и твердо, без истерики, и не слишком часто. Основное, что "нельзя" - это делать больно себе и другим, бить, толкать, кусать. Некоторые дети таким образом общаются, они не понимают, что причиняют боль. Их надо учить не толкать, а брать за руку, не кусать, а подуть, не хватать, а обнимать ласково, не бить, а гладить пальчиком. Если малыш делает что-то опасное, или чем-то огорчен и плачет, то проще бывает не объяснять ему словами, а просто взять его на руки и унести в другое место.
    
     Некоторые мамы, бабушки и няни увлекаются такими словами как "бяка" и "кака", обозначая таким образом все, что не надо трогать. Мне случалось наблюдать, к примеру, такую картину.
     Во дворе в песочнице гуляет бабушка с малышом лет полутора или двух. Ребенок начинает пересыпать песок руками. С точки зрения психологов, это занятие очень полезно для развития восприятия и тонкой моторики, но бабушка явно об этом не знает!
     "Нельзя! Песок - кака!" - кричит бабушка внучку, вытирает ему руки платочком и пытается уговорить его не копать руками. Если уж на то пошло, можно было бы сказать, что песок грязный, и что лучше копать совочком и рыхлить грабельками.
     После этого ребенок пытается взобраться на горку. Ну что ж, площадка не новая, и горка действительно грязная и ржавая. Бабушка снова взывает к внуку, и текст, который она произносит, не отличается разнообразием:
     "Ай-я-яй! Не ходи! Упадешь! Не лезь туда, на горке кака!"
     Поскольку запреты идут один за другим, ребенок на них уже не реагирует, и продолжает лезть на горку. Бабушка уносит ребенка силой, и ребенок начинает громко орать.
     Чтобы восстановить тишину, бабушка вынимает печенье, и утешает таким образом малыша. Но тут кусочек печенья падает на землю. Малыш спрыгивает с лавочки и хочет поднять упавшее печенье, но бабушка наступает на него ногой и говорит: "Фу! Кака!" Я бы, наверное, постаралась объяснить, что печенье грязное, и что его нужно бросить для птичек.
     Говорить про еду "кака" мне кажется уж совсем странным.
     Ребенок готов к новым подвигам, но бабушка уже устала и старается удержать малыша на скамейке. От скуки ребенок начинает баловаться, и лезет своими грязными пальчиками к бабушке в рот. "Не лезь, у бабушки во рту кака!" - отодвигается бабушка.
     Ну и ну!
     Наверное, у меня слишком богатое воображение, и я спешу удалиться.
     Я встречала на творческой студии детей, которых часто пугали такими словами или слишком строго приучали к горшку. Эти дети не любят ни лепить, ни рисовать - они боятся испачкаться. Ребенок, увидев краску или пластилин у себя на руках, начинает трястись, требует немедленно мыть руки, и больше не пробует рисовать. Родители, пытаясь привить малышу навыки опрятности, перестарались, и теперь их дети оказываются ограничены в творчестве.
    
     Все должно быть в меру, а запреты должны быть оправданы!
    
    
    

    
"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости