"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Кац Женя

Праздник Урожая - что это такое?
есть у нас огород
в нем капуста растет
вот такой вышины
вот такой нижины

    Это веселый праздник для детей и их родителей, осенний праздник плодов, овощей и фруктов, с веселыми играми, каверзными вопросами, и вкусным угощением
    Праздник проходит в сентябре в парке Тропарево недалеко от метро Теплый Стан, в том лесу, который расположен в глубине квартала за кинотеатром "Аврора".
     Мы приглашаем детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей. Обычно самые младшие участники слета прибывают в колясках, рюкзаках и "кенгурушках", а потом спокойно ползают по травке на поляне, пока старшие дети играют, проходят полосу препятствий, и отгадывают загадки.
    
     Мы проводим осенью для детей такие лесные праздники, как Слет Туристят, и Арбузник, со всякими играми и поиском кладов по карте, а для Праздника Урожая нам захотелось придумать что-то новенькое и оригинальное. И мы решили сделать разнообразные конкурсы, посвященные урожаю, на каждом КП (контрольном пункте) - разные.

    В 10.00 - 10.30 мы встречали людей внизу в метро Теплый Стан, в 11 утра пришли на поляну - и сразу устроили "Конкурс больших мешков", то есть сбор мусора. Собрали кучу всякого хлама, отдельно сложили в прочный мешок стеклотару, и унесли все на ближайшую помойку. Увы! В наших парках такие акции можно проводить и весной, и осенью, но в парках все равно ужасно много оберток, банок, бутылок и прочего хлама
    Потом были разные хороводы и игры, посвященные сбору урожая.

     "Есть у нас огород,
     В нем капуста растет
     Вот такой вышины,
     Вот такой нижины,
     Вот такой ширины,
     Вот такой ужины.
     Огород, огород,
     Что еще там растет?"
    Дети придумывали и называли разные овощи, и игра продолжалась - уже про морковку или про репку
    Потом мы играли в пальчиковую игру: "Поедем, моя милая, в деревню жить"

    Дети любят повторы, они готовы пять раз подряд играть в "каравай", каждый день по десять раз слушать сказку про репку, и поэтому им очень нравятся знакомые игры, и песенки, в которых текст повторяется по много раз. Эта любовь к повторам неслучайна: детям нравятся ритуалы, потому что они говорят ребенку о стабильности и неизменности окружающего мира. Можно сказать, что повторы и ритуалы успокаивают ребенка, дают ему ощущение надежности и устойчивости.

    Вот, например, песенка, в которой движения повторяются из куплета в куплет, как в английской песенке про "Дом, который построил Джек ".

    Поедем, моя милая, в деревню жить, ( хлопаем в ладоши)
    Поедем, моя милая, хозяйство заводить.
    Заведем себе мы курочку.
    Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (Одна рука изображает мисочку, другая - птичку с клювиком. Указательный пальчик-клювик стучит по ладошке.)
    Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
     Поедем, моя милая, хозяйство заводить
    Заведем себе мы уточку. (Плоская ладошка поворачивается вправо-влево)

    Уточка кря-кря, кря-кря,
    Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик стучит по ладошке)
    Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
     Поедем, моя милая, хозяйство заводить
    Заведем себе мы гусочку. ( Ладонь изображает гусиный клюв, который то открывается, то закрывается, большие пальцы против всех остальных)
    Гусочка га-га, га-га,
    Уточка кря-кря, кря-кря,
    Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик стучит по ладошке)
    Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
     Поедем, моя милая, хозяйство заводить
    Заведем себе мы поросенка. (Приставляем к носу кулак, поворачиваем его, и изображаем свиной пятачок)
    Поросенок хрюки-хрюки.
    Гусочка га-га, га-га,
    Уточка кря-кря, кря-кря,
    Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик стучит по ладошке)
    Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
     Поедем, моя милая, хозяйство заводить
    Заведем себе мы коровенку
    Коровенка муки-муки (прикладываем кулаки с выставленными вперед указательными пальцами ко лбу - изображаем рожки)
    Поросенок хрюки-хрюки.
    Гусочка га-га, га-га,
    Уточка кря-кря, кря-кря,
    Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик стучит по ладошке)
    А для детей постарше есть хороводная игра, когда все дети-воробушки прыгают в середине круга, а родители ходят вокруг них и приговаривают
     "Среди белых голубей Скачет серый воробей.
     Воробушек-пташка,
     Серая рубашка,
     Вылетай поскорей,
     Вылетай - не робей!"
    
    На словах "вылетай!" дети должны выбежать за круг, и улететь. А потом дети с хохотом прибегают, и снова прыгают, и снова вылетают - им нравится выполнять действие вовремя, по команде. Самым маленьким даже не нужно, чтоб их ловили - им и без этого весело!
    
    Детям нравятся загадки, в том числе и жестовые. Есть такая игра:
     "Где мы были, мы не скажем,
     а что делали, покажем!"
    
    Ведущий выбирает себе в помощники одного или двух детей, а остальные сидят в рядок и смотрят за действиями ведущего. Ведущий до игры договаривается со своим помощником, что они будут изображать, и молча, жестами показывает какие-то знакомые действия. Например, ведущий может показывать, как он ест кашу или пьет из чашки, как он причесывается или чистит зубы, как он забивает гвозди или пилит бревно. Дети должны угадать и назвать действие. Тот, кто угадал, идет показывать.
    А еще мы силами детей 4-6 лет показываем какие-нибудь народные сказки, например, про Репку.
    
     Все дети любят показывать то, что они знают, например, как называются различные части тела.
    Дарики-дарики , ( хлопаем в ладоши)
     Ай да комарики
     Ззззз-зззззз!!! (пальцы сложены щепоткой, вибрируют)
     Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
     И в ушко вцепились. Кусь! ( касаемся названной части тела )
     Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
     И в носик вцепились. Кусь! (касаемся названной части тела)
     Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
     И в щечки вцепились. Кусь! (касаемся названной части тела)
     Прогоним комариков!
     Кыш-кыш-кыш! (Ладошки машут, прогоняя комариков )
    
    А еще детям нравятся игры на внимательность, например, такая: Небо, земля, вода
     Ведущий объясняет, что когда он говорит "Земля", надо обеими руками показывать вниз, на землю,
     когда "небо", то показывать надо вверх,
     а когда "вода", то в стороны.
     Сначала ведущий командует - и сам делает все правильно.
     Потом говорит: "А теперь я вас запутаю! Я буду говорить правильно, а сам буду показывать неправильно!" И вот ведущий говорит "небо", а сам показывает на землю, и наоборот, а дети должны показывать правильно.
     Есть и другой вариант этой игры. Ведущий объясняет детям, что они должны выполнять только те просьбы, в которых есть слово "пожалуйста".
     Например, если Ведущий говорит:
     "Помашите правой рукой, пожалуйста.
     Топните левой ногой, пожалуйста!
     Подпрыгните!"
     То махать рукой надо, и топать тоже, а вот прыгать - не надо.
    
    Пока мы играем, мужики натягивают параллельные веревки - "обезьянник", вешают кольца, веревочную лестницу и качающееся бревно. Дети всех возрастов с удовольствием качались и лазили по этим веревкам.
    
     Рано утром мы выбираем в лесу подходящие места для Контрольных пунктов, и наносим их на карту для спортивного ориентирования. Потом на каждое КП отправляется двое добровольцев из родителей, и мы выдаем каждому снаряжение для проведения конкурсов.
     Пока расставляются КП, организаторы стараются узнать у детей, что они знают про компас и карту, и как имея в руках компас определить, где север, а где юг. Некоторые думают, что красная стрелка на компасе указывает на юг: Приходится всем объяснять и показывать на каждом компасе, где же тут север, и почему для нас это важно.
     После этого команды получают карты и начинают в произвольном порядке обходить КП.
     На 1 КП надо было засунуть руку в мешок и угадать овощи на ощупь: свекла, морковка, картошка, перец, кабачок, огурец, кукуруза, лук и чеснок.
     На 2 КП дети определяли овощи и фрукты по вкусу с завязанными глазами. Там были бананы, яблоки, груши, виноград, сливы, перец, помидор, огурец, вареная картошка и свекла.
     На 3 КП определяли овощи и фрукты по запаху: морковка, капуста, кукуруза, яблоко, груша, лук, чеснок, банан, лимон и апельсин.
     На КП 4 дети с завязанными глазами сортировали нечищеные орехи - грецкие в одну миску, а фундук - в другую.
     На КП-5 надо было определить в каждом из мешков, что лишнее.
     В одном мешочке лежали орехи трех сортов и огурец, в другом - овощи и один фрукт, и тп.
     На КП-6 дети определяли что из чего сделано. Там лежали колоски пшеницы, ржи и овса, свекла, кукуруза, помидор, виноград, нечищеные и чищенные орехи, изюм, кетчуп, сахар, мука, манка, кукурузная крупа, черный и белый хлеб, геркулес и крупа "Артек".
     А на КП-7 дети определяли, где какие листья, и какие у этого дерева плоды. Там были листья и плоды клена, дуба, рябины, ясеня, черноплодки.
    
     Конкурсы получились достаточно интересные и разнообразные, и понравились как трехлеткам, так и самым старшим. К тому же, все КП были расположены неподалеку от поляны, и даже самые маленькие успели обойти все КП за час.
     Мы звали знакомых из нашего района, рассылали приглашения по Интернету, развешивали объявления в лесу, а самых активных мы приглашали прямо в лесу. Например, один мальчик лет семи с мамой успел обойти три КП без компаса и карты, потом они пришли на старт, чтобы расспросить про остальные КП, и мы присоединили их к группе опоздавших, и отправили уже с картой и компасом.
    
     Пока дети бегают по разным КП, щупают, пробуют на вкус и определяют на запах и на ощупь разные овощи и фрукты, мы готовим трассу для Полосы Препятствий. В прошлом году мы выпускали на старт сразу по 4 человека, и трассу проходили одновременно две команды, каждая из двух человек.
     Сначала дети бежали и несли в ложках теннисные мячики. Потом они вдвоем несли ложку, зажатую между ладошками, а потом все четверо прыгали в мешках. О, это незабываемое зрелище - четверо детей, скачущих в мешках по дорожке!
     После этого надо было проползти под натянутыми ленточками, перейти овраг по бревну, и вернуться на дорожку. Там команду ждали новые испытания: на двоих мы выдавали по три дощечки, и дети должны были, слаженно работая, передавать дощечки вперед и продвигаться по дорожке, не наступая на землю, только по дощечкам. На этом этапе малыши работали, пожалуй, лучше, чем старшие, потому что работали дружно, а не выясняли, кто тут тормозит.
     И под конец - труба из ковриков, в которую нужно быстренько пролезть, а за ней - бегом на финиш!
    
     Дети набегались, наелись фруктами, попили чаю из термоса, и были очень довольны. И родители тоже были довольны, пообщались друг с другом, поиграли с детьми.
     С погодой нам в прошлом году повезло: утро и день были солнечными, и только под конец, когда мы уже собирались идти домой, начал моросить дождик.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости