Праздник Урожая - что это такое?
есть у нас огород
в нем капуста растет
вот такой вышины
вот такой нижины
Это веселый праздник для детей и их родителей,
осенний праздник плодов, овощей и фруктов, с веселыми играми,
каверзными вопросами, и вкусным угощением
Праздник проходит в сентябре в парке Тропарево
недалеко от метро Теплый Стан, в том лесу, который расположен в глубине
квартала за кинотеатром "Аврора".
Мы приглашаем детей дошкольного и младшего
школьного возраста, и их родителей. Обычно самые младшие участники слета
прибывают в колясках, рюкзаках и "кенгурушках", а потом спокойно ползают
по травке на поляне, пока старшие дети играют, проходят полосу препятствий,
и отгадывают загадки.
Мы проводим осенью для детей такие лесные праздники,
как Слет Туристят, и Арбузник, со всякими играми и поиском кладов по карте,
а для Праздника Урожая нам захотелось придумать что-то новенькое и оригинальное.
И мы решили сделать разнообразные конкурсы, посвященные урожаю,
на каждом КП (контрольном пункте) - разные.
В 10.00 - 10.30 мы встречали людей внизу в метро
Теплый Стан, в 11 утра пришли на поляну - и сразу устроили
"Конкурс больших мешков", то есть сбор мусора. Собрали кучу всякого хлама,
отдельно сложили в прочный мешок стеклотару, и унесли все на ближайшую помойку.
Увы! В наших парках такие акции можно проводить и весной, и осенью,
но в парках все равно ужасно много оберток, банок, бутылок и прочего
хлама
Потом были разные хороводы и игры, посвященные сбору урожая.
"Есть у нас огород,
В нем капуста растет
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Огород, огород,
Что еще там растет?"
Дети придумывали и называли разные овощи, и игра продолжалась -
уже про морковку или про репку
Потом мы играли в пальчиковую игру:
"Поедем, моя милая, в деревню жить"
Дети любят повторы, они готовы пять раз подряд
играть в "каравай", каждый день по десять раз слушать сказку про репку,
и поэтому им очень нравятся знакомые игры, и песенки, в которых текст
повторяется по много раз. Эта любовь к повторам неслучайна: детям нравятся
ритуалы, потому что они говорят ребенку о стабильности и неизменности
окружающего мира. Можно сказать, что повторы и ритуалы успокаивают
ребенка, дают ему ощущение надежности и устойчивости.
Вот, например, песенка, в которой движения повторяются
из куплета в куплет, как в английской песенке про
"Дом, который построил Джек ".
Поедем, моя милая, в деревню жить, ( хлопаем в ладоши)
Поедем, моя милая, хозяйство заводить.
Заведем себе мы курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (Одна рука изображает
мисочку, другая - птичку с клювиком. Указательный пальчик-клювик стучит по ладошке.)
Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
Поедем, моя милая, хозяйство заводить
Заведем себе мы уточку. (Плоская ладошка поворачивается
вправо-влево)
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик
стучит по ладошке)
Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
Поедем, моя милая, хозяйство заводить
Заведем себе мы гусочку. ( Ладонь изображает гусиный клюв,
который то открывается, то закрывается, большие пальцы против всех остальных)
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик
стучит по ладошке)
Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
Поедем, моя милая, хозяйство заводить
Заведем себе мы поросенка. (Приставляем к носу кулак,
поворачиваем его, и изображаем свиной пятачок)
Поросенок хрюки-хрюки.
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик
стучит по ладошке)
Поедем, моя милая, в деревню жить, (хлопаем в ладоши )
Поедем, моя милая, хозяйство заводить
Заведем себе мы коровенку
Коровенка муки-муки (прикладываем кулаки с выставленными
вперед указательными пальцами ко лбу - изображаем рожки)
Поросенок хрюки-хрюки.
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (пальчик-клювик
стучит по ладошке)
А для детей постарше есть хороводная игра, когда все дети-воробушки
прыгают в середине круга, а родители ходят вокруг них и приговаривают
"Среди белых голубей
Скачет серый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка,
Вылетай поскорей,
Вылетай - не робей!"
На словах "вылетай!" дети должны выбежать за круг,
и улететь. А потом дети с хохотом прибегают, и снова прыгают,
и снова вылетают - им нравится выполнять действие вовремя, по команде.
Самым маленьким даже не нужно, чтоб их ловили - им и без этого весело!
Детям нравятся загадки, в том числе и жестовые. Есть такая игра:
"Где мы были, мы не скажем,
а что делали, покажем!"
Ведущий выбирает себе в помощники одного или двух детей,
а остальные сидят в рядок и смотрят за действиями ведущего. Ведущий до игры
договаривается со своим помощником, что они будут изображать, и молча,
жестами показывает какие-то знакомые действия. Например, ведущий может
показывать, как он ест кашу или пьет из чашки, как он причесывается или
чистит зубы, как он забивает гвозди или пилит бревно. Дети должны угадать
и назвать действие. Тот, кто угадал, идет показывать.
А еще мы силами детей 4-6 лет показываем какие-нибудь
народные сказки, например, про Репку.
Все дети любят показывать то, что они знают, например,
как называются различные части тела.
Дарики-дарики , ( хлопаем в ладоши)
Ай да комарики
Ззззз-зззззз!!! (пальцы сложены щепоткой, вибрируют)
Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
И в ушко вцепились. Кусь! ( касаемся названной части тела )
Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
И в носик вцепились. Кусь! (касаемся названной части тела)
Вились-вились-вились (вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой)
И в щечки вцепились. Кусь! (касаемся названной части тела)
Прогоним комариков!
Кыш-кыш-кыш! (Ладошки машут, прогоняя комариков )
А еще детям нравятся игры на внимательность, например, такая:
Небо, земля, вода
Ведущий объясняет, что когда он говорит "Земля", надо обеими руками показывать вниз,
на землю,
когда "небо", то показывать надо вверх,
а когда "вода", то в стороны.
Сначала ведущий командует - и сам делает все правильно.
Потом говорит: "А теперь я вас запутаю! Я буду говорить правильно,
а сам буду показывать неправильно!" И вот ведущий говорит "небо",
а сам показывает на землю, и наоборот, а дети должны показывать
правильно.
Есть и другой вариант этой игры. Ведущий объясняет детям, что они
должны выполнять только те просьбы, в которых есть слово "пожалуйста".
Например, если Ведущий говорит:
"Помашите правой рукой, пожалуйста.
Топните левой ногой, пожалуйста!
Подпрыгните!"
То махать рукой надо, и топать тоже, а вот прыгать - не надо.
Пока мы играем, мужики натягивают параллельные веревки -
"обезьянник", вешают кольца, веревочную лестницу и качающееся бревно.
Дети всех возрастов с удовольствием качались и лазили по этим
веревкам.
Рано утром мы выбираем в лесу подходящие места для Контрольных пунктов,
и наносим их на карту для спортивного ориентирования. Потом на каждое
КП отправляется двое добровольцев из родителей, и мы выдаем каждому
снаряжение для проведения конкурсов.
Пока расставляются КП, организаторы стараются узнать у детей, что они
знают про компас и карту, и как имея в руках компас определить,
где север, а где юг. Некоторые думают, что красная стрелка на компасе
указывает на юг: Приходится всем объяснять и показывать на каждом компасе,
где же тут север, и почему для нас это важно.
После этого команды получают карты и начинают в произвольном порядке
обходить КП.
На 1 КП надо было засунуть руку в мешок и угадать овощи на ощупь:
свекла, морковка, картошка, перец, кабачок, огурец, кукуруза,
лук и чеснок.
На 2 КП дети определяли овощи и фрукты по вкусу с завязанными глазами.
Там были бананы, яблоки, груши, виноград, сливы, перец, помидор, огурец,
вареная картошка и свекла.
На 3 КП определяли овощи и фрукты по запаху: морковка, капуста, кукуруза,
яблоко, груша, лук, чеснок, банан, лимон и апельсин.
На КП 4 дети с завязанными глазами сортировали нечищеные орехи -
грецкие в одну миску, а фундук - в другую.
На КП-5 надо было определить в каждом из мешков,
что лишнее.
В одном мешочке лежали орехи трех сортов и огурец, в другом -
овощи и один фрукт, и тп.
На КП-6 дети определяли что из чего сделано. Там лежали колоски пшеницы,
ржи и овса, свекла, кукуруза, помидор, виноград, нечищеные и чищенные
орехи, изюм, кетчуп, сахар, мука, манка, кукурузная крупа, черный и
белый хлеб, геркулес и крупа "Артек".
А на КП-7 дети определяли, где какие листья, и какие у этого дерева
плоды. Там были листья и плоды клена, дуба, рябины, ясеня,
черноплодки.
Конкурсы получились достаточно интересные и разнообразные, и
понравились как трехлеткам, так и самым старшим. К тому же, все
КП были расположены неподалеку от поляны, и даже самые маленькие
успели обойти все КП за час.
Мы звали знакомых из нашего района, рассылали приглашения по
Интернету, развешивали объявления в лесу, а самых активных
мы приглашали прямо в лесу. Например, один мальчик лет семи
с мамой успел обойти три КП без компаса и карты, потом они
пришли на старт, чтобы расспросить про остальные КП, и мы
присоединили их к группе опоздавших, и отправили уже с картой
и компасом.
Пока дети бегают по разным КП, щупают, пробуют на вкус и определяют
на запах и на ощупь разные овощи и фрукты, мы готовим трассу для
Полосы Препятствий. В прошлом году мы выпускали на старт сразу по
4 человека, и трассу проходили одновременно две команды,
каждая из двух человек.
Сначала дети бежали и несли в ложках теннисные мячики.
Потом они вдвоем несли ложку, зажатую между ладошками,
а потом все четверо прыгали в мешках. О, это незабываемое
зрелище - четверо детей, скачущих в мешках по
дорожке!
После этого надо было проползти под натянутыми ленточками,
перейти овраг по бревну, и вернуться на дорожку. Там команду
ждали новые испытания: на двоих мы выдавали по три дощечки,
и дети должны были, слаженно работая, передавать дощечки
вперед и продвигаться по дорожке, не наступая на землю,
только по дощечкам. На этом этапе малыши работали, пожалуй,
лучше, чем старшие, потому что работали дружно, а не выясняли,
кто тут тормозит.
И под конец - труба из ковриков, в которую нужно быстренько
пролезть, а за ней - бегом на финиш!
Дети набегались, наелись фруктами, попили чаю из термоса, и
были очень довольны. И родители тоже были довольны, пообщались
друг с другом, поиграли с детьми.
С погодой нам в прошлом году повезло: утро и день были солнечными,
и только под конец, когда мы уже собирались идти домой,
начал моросить дождик.