Оглавление

А. ИВАНОВА

КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАМ.

(рекомендации шестилетнего мальчика Жени).  

(Заметка вырезана из "Литературной газеты")

    Давно подозревала, что не я воспитываю своего ребенка, а мой ребенок воспитывает меня. Мой шестилетний сын Женя в совершенстве владеет педагогическими приемами, которые, скажем, рекомендует родителям известный психолог В. Леви.
* * *
    Начнем с еды. Никогда передо мной не стояла проблема, как накормить ребенка. Зато у моего ребенка всегда стояла проблема, как заставить занятую и невнимательную маму накормить себя. "Боже мой,- ворчу я про себя,- везет же другим мамам, у их детей никогда нет аппетита, а у моего есть".
    Утро:
    - Мама, вставай, я есть хочу.
    - Отстань. ( Я поздно легла, вечером было заседание правления кооператива, потом я оформляла срочные документы, потом пришла соседка за лекарством, потом я долго разговаривала по телефону, потом... В общем, мне вставать не хочется. )
    - Мама, вставай, готовь завтрак!
    - Ах, да поешь ты чего-нибудь, колбасы, сыру...
    Ребенок взывает к моей совести: детей нужно по утрам кормить не колбасой, а кашей (в крайнем случае мороженым), ему нужно заниматься музы-кой, а он еще не завтракал и т.д. и т.п. Ничего не помогает. Не повезло ребенку с мамой - трудная мама. Но есть хочется, и Женя подходит к делу творчески он применяет отвлекающий маневр.

     Помните, как настойчиво советуют родителям: не командуйте ребенком в лоб, отвлекайте его, придумайте игру, в ходе которой он незаметно и весело сделает все, что вы от него требуете.
    - Мама, - кричит ребенок, - у нас наводнение!
    С меня мгновенно слетает сон. Я выбегаю в коридор.
    - Где вода?
    Никакой воды не вижу.
    - Мама, - кричит Женя в ужасе. - ты утонешь, ты стоишь прямо в воде: река разлилась. Ходить можно только по специальным мостикам. Я их построил.
    По всей квартире проложены мостики из картонок.
    Я иду по мостикам в кухню варить кашу. Первый раунд выигран.

    Раунд второй.
    - Мама, я хочу обедать.
    - У меня срочная работа. Пойди на кухню, разогрей суп.
    - Мама, разве ты не знаешь, маленькие дети не должны брать в руки спички.
    - Все мальчики в твоем возрасте уже давно берут в руки спички и даже устраивают во дворе костры.
    - Мама, но разве это хорошо? Недавно была передача по радио, как два маленьких мальчика баловались спичками, и получился пожар.
    Я не сдаюсь, я защищаюсь:
    - Давай поиграем в игру, в которую мы играли вчера. Ты папа, а я дочка.
    - Нет, - горячо возражает мой хитрый ребенок, - поиграем после обеда. Я буду папой и пойду в магазин, а ты будешь женой или дочкой и вымоешь посуду.
    Я сдаюсь и иду разогревать суп.

    Будьте терпеливы со своим ребенком. Если у него что-то не получается, отмечайте его успехи, а не промахи, хвалите его и выражайте надежду, что завтра у него получится лучше, чем сегодня.
    Мой ребенок бесконечно терпелив со мной. Когда ему исполнилось четыре года, он начал приучать меня отпускать гулять его одного. Вот как он это сделал. Был теплый май. Окна открыты. Мы живем на первом этаже, можно выйти из окна прямо на улицу. У меня сидит ученик, с которым я занимаюсь английским языком.
    - Мама, можно я буду играть по ту сторону окна? Мне там интереснее, а ты будешь видеть меня и не будешь волноваться.
    Действительно: пусть играет по ту сторону окна.
    - Мама, а можно я отойду в песочницу ненадолго и скоро приду и покажусь тебе, чтобы ты не нервничала?
    - Хорошо, иди.
    Постепенно ребенок удлинял свои прогулки в песочницу, и я сама не заметила, как он стал гулять самостоятельно по 2-3 часа.
    Дольше всего ребенка пришлось потрудиться, чтобы отучить меня от криков и шлепков.
    - Разве можно бить маленьких детей? А зачем ты кричишь? Скажи спокойно.
    - Почему же нельзя бить маленьких детей? - растерянно спрашиваю я.
    - Да это же во всех книжках написано.
     Где это ты прочел? Ведь ты не умеешь читать!
    - А я знаю.

    Никогда не говорите ребенку, что он плохой, говорите, что он плохо поступил. Не ругайте и не наказывайте ребенка, когда он огорчен, ушибся, перед сном или после сна. Поцелуйте ребенка на ночь, обнимите, скажите что-нибудь ласковое.
    Я уложила ребенка спать, выключила свет и бегу в другую комнату к пишущей машинке.
    - Мама, подожди, мама, не уходи.
    - У меня много работы.
    - Посиди со мной. Только пять минут. Ведь за пять минут ты все равно не сделаешь всю работу. Вот молодец, а теперь возьми меня за руку, обними меня. Послушай, что я тебе скажу. Ты хорошая, ты очень хорошая, ты самая лучшая мама.
    Я смущена:
    - Но ведь я кричала на тебя?..
    - Ну, ничего, это бывает. Все равно ты хорошая. И может, завтра у тебя получится не кричать на меня. Значит, я не безнадежна.
* * *
    Ребенку не должно быть скучно. Играйте с ним. Все время. Поменяйтесь ролями, придумайте другие роли.
    Мой ребенок постоянно играет со мной. Я не знаю, кем я утром проснусь: лисой, белочкой, машиной, новорожденным младенцем, собачкой. Снегурочкой. Я не знаю, где я проснусь: в машине, поезде, ракете, на острове, в дремучем лесу. Я не знаю, кого я обнаружу утром вместо ребенка: зайца, медведя, мотогонщика, папу, дедушку, волшебника, цыпленка.
    Слышу утром какие-то хлюпающие звуки.
    - Мама, угадай, что это? Перечисляю всех известных мне зверей. Нет, не угадала. В отчаянии предполагаю, что это испорченная машина. Нет, не угадала.
    - Это две змеи пьют молоко, - торжествует Женя.
    - Почему две? - спрашиваю я.
    - Вот глупая, - радуется ребенок, - потому что у меня две ноги. Каждая нога - это змея.
    Встречает бабушку, приехавшую в гости.
    - У меня сегодня ночью выпал зуб.
    - Где? Какой? Покажи.
    - Я не могу этого сделать. У него выросли ножки, и он вбежал обратно в рот.
    - Этого не бывает, - трезво замечает бабушка.
    - Я тоже думал, что не бывает, но вот же случилось.
    Вчера я проснулась почему-то ветераном войны, и меня на специальной машине, окруженную почетом и уважением, в сопровождении духового оркестра отвезли на кухню готовить завтрак.
    За завтраком мой шестилетний сын пытался есть без вилки и ложки и подбивал на это меня, потому что мы превратились в собачек. Не слишком ли много для закоснелой психики взрослого?
* * *
    Он, замечаю, все время думает. Я уже давно не думаю, дай бог успеть все дела переделать. Вообще взрослые люди в большинстве своем после тридцати редко думают. Некогда или разучились.
    - Мама, а как быть с тайнами? Все нужно рассказывать и всем?
    - Нет, все всем рассказывать не нужно. ( Вдруг расскажет что-нибудь не то? ) Но вот папе и маме, пожалуй, нужно рассказывать все.
    - А вот Дина часто мне что-нибудь говорит и берет с меня слово, чтобы я не рассказывал папе и маме.
    - А ты не давай такого слова.
    - А тогда она не скажет тайну. А мне хочется услышать тайну. И тебе рассказать, но я слово дал.
    Я задумываюсь. Действительно, не так все просто. И тайну хочется услышать, и маме рассказать. Что же, думаем вместе. Нашли! Тайны бывают хорошие и плохие. Если ты что-то натворил и скрываешь - это тайна плохая, не держи ее. А если тебе девочка подарила что-нибудь: цветок или камушек, и просила никому не говорить - это хорошая тайна и ее не надо никому открывать.
    - А ты умеешь хранить тайны? А то мне все-таки хочется рассказать тебе одну тайну.
    - Умею.
    - Я влюбился в девочку Таню с девятого этажа. Я не хочу никому об этом говорить, даже ей. И ты не говори. Хорошо?

    ***
    Нет, наверное, я все-таки не умею воспитывать ребенка. А иногда подумаю: может быть, это не так плохо, когда он воспитывает меня? Почему бы и нам, взрослым, порой не поучиться у детей умению общаться, вежливости, веселости, расположению ко всем маленьким и взрослым людям. Моя знакомая - детский врач - пыталась утешить меня: "Беспечная и легкомысленная мать все-таки лучше, чем слишком оберегающая и озабоченная. По крайней мере она не мешает ребенку вырасти". Может быть, она права?

    А. ИВАНОВА
    (Заметка вырезана из "Литературной газеты")
Оглавление