"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Хибины

Март 2001

Гришка на лыжах на учебном склоне в Кировске
    В конце марта мы предприняли авантюрную поездку: я отправилась кататься на горных лыжах в Хибины с двумя малышами, но без Мишки. Меня позвали мои знакомые: Юля, Энди и Слоненок, причем времени на раздумья у меня оставалось очень мало: либо покупать билеты, либо сидеть дома. Я сомневалась-сомневалась, а потом позвала еще и Катишку, и мы отправились в путь.
    Хибины нас привлекали по нескольким причинам: это один из самых дешевых российских курортов, там можно жить близко от горы в частном секторе, то бишь в квартире, и готовить себе еду, и там как правило, до мая много снега.

Компания
    Склоны и катание
    Жилье
     Развлечения
     Дорога

Итак, наша веселая компания была такова: пятеро взрослых и двое малышей. Гришке ровно 3 года, а Галке всего 1 год 2 месяца.
    Юля – очень симпатичная, активная и неунывающая особа, во многом похожая на меня. Даже внешне мы похожи – невысокие, крепкие, спортивные, с двумя косичками. Только Юля кудрявая, а я – нет. Юлин сын Вася недавно пошел в школу, поэтому ехать мы могли только во время каникул, когда Васю пасет бабушка. Юля работает переводчиком- синхронистом, причем с Васей она говорит по- английски с самого его рождения. Юля любит ходить в горы и кататься на лыжах, лазить на скалы и общаться с друзьями. На лыжах Юля катается с детства, но привыкла к коротким лыжам, поэтому катается быстро, резко, но не очень ведет дугу.
    Энди, он же Андрей, учился вместе со Слоненком в РГГУ на факультете Защиты Информации. Он приехал в Москву из городка Ясное Оренбургской области, и перед этим успел год поработать школьным учителем. Энди высокий, светловолосый и кудрявый. Он обладает очень выразительным лицом и редкостным артистизмом, поэтому мы каждый вечер, надрываясь от смеха, слушали Энди - неутомимого рассказчика. Он до того талантливо изображал, как каждый из нас катается, или как он сам едет по кулуару, что мы хохотали до слез. На лыжи Энди встал недавно, однако катается уже очень уверенно и надежно, хотя и не слишком красиво. За эту неделю Энди стал кататься гораздо лучше. Энди с удовольствием возился с моими детишками, читал Гришке книжку про Винни-Пуха и даже подарил ему машинку.
Слоненок принес Гришку на учебный склон
    Слоненок, он же Сергей, назван так по чудесному мультику про Мартышку, Слоненка и Удава. Точь-в-точь как в мультике у Остера, наш Слоненок большой, добрый и неторопливый, он похож даже интонациями. Слоненок единственный из нас катался не на лыжах, а на сноу-борде, и отличался от остальных бордистов изысканой интеллигентностью и невозмутимостью. (Вообще-то, бордеры – зачастую народ молодой, лихой и раздолбайский, и лыжники их мягко говоря не любят, но Слоненок не такой) . Энди восхищенно комментировал,что Слоненок ухитряется не только кататься, но и падать на удивление вальяжно, с достоинством, как будто он просто решил присесть отдохнуть. По утрам Слоненок таскал Гришку наплечах до горы, а вечерами иногда ходил погулять с Галкой, чтобы укачать ее на ночь. Слоненок, Энди и Катя хорошо играют на гитаре и поют авторскую песню, а Катя и сама пишет очень интересные песенки. Впрочем, пели мы преимущественно по пути туда в поезде, а там вечерами все больше разговоры умные говорили.
    Катя поехала с нами пасти детей, но и покататься, и сделать перевод, так что она была вечерами занята – сидела за своим ноут-буком, и не участвовала в наших веселых разговорах и прочей кипучей деятельности. На лыжах Катя стояла в Москве 1 или 2 раза по часу, так что каталась она на том же учебном склоне, где и Гришка.
    Я была главным поваром и создателем уюта – впрочем, с такими помощниками как Юля и Энди, это совсем легко и приятно. Энди и Слоненок готовы были хоть каждый день ходить в магазин, Юля мыла посуду и наводила идеальный порядок, а я создавала меню и настроение, выбирала темы для разговоров и обсуждений…
Катание
Гришка начал кататься поворотами - сначала со страховкой, потом сам.
     Катание в этом году было не самое хорошее, поскольку этот год по всей России был малоснежным. В Кировске обычно выпадает за зиму столько снега, что сугробы стоят выше гаражей, а в этом году у них весь снег сдуло, и на горе было много камней. Именно поэтому наверху горы на крутых склонах был только лед и камни, и спасатели эти склоны закрыли – креселка почти не работала , и "Букашку" тоже не включали.
    В Кировске горы стоят прямо над городом, и от ближайшей 5-этажки до нижней станции бугелей идти пять минут. Склоны расположены на внутренней стороне большой чаши.
    Самый левый подъемник – бугель метров 600 длиной, называется Южный. Там действительно почти всегда светит солнце и нет ветра, и я туда приходила погреться. Склоны не очень сложные, есть возможность уйти в кулуар.
    Далее по центру горы расположены два бугельных подъемника и Креселка – это Северный склон. Левый бугель – для спортсменов, но туристов туда тоже обычно пускают. Слева от северного проводятся соревнования. Склоны на северном очень разные, с несколькими перегибами, с крутыми участками. Верхняя часть северного склона совсем пологая, а нижняя – довольно крутая. Можно кататься прямо вдоль бугеля, а можно уйти в кулуар почти к Южному склону.
    Справа за трамплинами стоит бугель, называемый "Латвия". Это самый простой склон, и поэтому там обычно самая большая очередь. На выкате неплохой учебный склон, на котором стоит коротенький бугель.
    Еще дальше и выше по склону, чем Латвия, расположен коммерческий бугель. Цены там ниже раза в полтора и на подъем, и на дневной абонемент, но скучно весь день кататься только там.
    Кроме того, есть учебный склон ниже всех основных подъемников – тоже около 200 метров, как на выкате с "Латвии", но там обычно меньше народу и мягче снег.
    Цены на подъемники в этом году очень выросли. Бугель – 30 руб за 1 раз, креселка – аж 45 руб. Абонемент на весь день на все бугеля 350 руб в день, с 10 до 14 и с 14 до 18 стоит 200 рублей. Я брала абонемент на весь день и перекатывала его всегда, даже если каталась только до 15. Если же я утром сидела с детьми, и выходила на склон после обеда, я иногда покупала с рук абонемент у тех, кто уже уходит – в 3 часа дня уже многие накатались и готовы за 50 рублей отдать свой дневной абонемент.

Нам говорили, что есть подъемники не только в самом Кировске, но и в поселке "25 км", там похожие склоны, два бугеля и дешевле, но мы туда не ездили, так что подробностей не знаю. Когда мы уехали, Энди, Юля и Слоненок съездили туда один раз, и сказали, что там действительно, дешевле раза в полтора, и очереди поменьше, но склоны покруче. Им там не очень понравилось, насколько я поняла. Оттуда же, с 25-ого километра, можно ходить на восхождения на ближайшие перевалы и вершины.
    В целом мы были вполне довольны катанием и разнообразием склонов. Правда, когда начались каникулы, понаехало так много народу, что в очереди на "Латвию" можно было простоять минут 40, да и на Северном – около 15-20 минут. До каникул очередей практически не было, и мы успевали устать до того, как выключат подъемники. Потом стали включать часть подъемников с 9 утра, и один крутили до 20, так что появилась возможность накататьсяутром и вечером, когда нет очередей.
    Склоны в нижней части покрыты кустиками – но густых лесов, как в Карпатах, там не увидишь. Впрочем, горы красивы и без леса.
    Если сравнивать с Карпатами, то Кировск лично мне нравится больше: катание не хуже, очереди в среднем меньше, бугров меньше, жилье в городской квартире приятнее, чем в избе, можно самим готовить еду и близко любые магазины. В Карпатах, пожалуй, красивее, но само катание в Кировске лучше. Крутизна склонов сравнимая, но в Кировске больше разнообразие.

Жилье
    В Кировске можно жить в гостинице или в частном секторе. Есть некоторый резон выбрать гостиницу "Спорт" – они предоставляют скидку на абонемент на подъемник. Жилье в гостинице "Хибины" обходится в 250 рублей с человека в день.
    Мы предпочли жить на квартире, поскольку с детьми это удобнее всего. Нам предложили на выбор 3 квартиры, причем цена резко падала по мере удаления от вокзала. Сошлись мы на 300 руб за двухкомнатную квартиру с холодильником и всеми удобствами, близко к горе. Шикарную 3-комнатную нам предлагали за 500, но нам просто не нужно столько места.
    В Кировске сдают очень много квартир, так что найти жилье там совсем не проблема. Мне кто-то рассказывал, что они приехали, встали у дома, ближайшего к горе, и закричали погромче: "Хотим квартиру!!!" и на них сразу сбежались 10 человек, предлагая им разные варианты.
    Магазинов много, цены на продукты московские или чуть выше. Мы с удовольствием готовили себе сами – мы ели то и тогда, когда хотели. Я пекла оладушки и пироги, варила супы, жарила овощи…

Развлечения
     Развлечений в городе немного, книжный магазин пустой, а в рестораны пускают только в костюме и при галстуке. Как было сказано кем-то в рассказе про Кировск, берите с собой гитару, книжку или подружку. Мы последовали этому совету, взяли и книжки, и гитару, и приятную компанию, а главное – детей, с которыми нигде не соскучишься. И мы, действительно, там совершенно не скучали – в нашей квартире было полно хороших детских книжек, кроме того мы пели, ходили гулять с детьми, и вели длинные беседы.
    Есть 25-метровый бассейн, сеанс стоит всего 16 рублей, но надо брать с собой справку с круглой печатью, шапочку и шлепанцы.

Дорога
     Добраться до Кировска очень просто – прямой поезд Москва- Мурманск доставит вас на станцию Апатиты, а оттуда до Кировска ходят автобусы и такси. Мы предпочли такси, которое доставило нас к предлагаемым квартирам. Туда мы платили по 150 р за машину, обратно – 100. Прямо на платформе всех лыжников встречают желающие сдать квартиру, и вы можете выбрать себе подходящий вариант.
    И туда и обратно мы ехали в плацкарте – и не только из денежных соображений, а скорее из соображений удобства. Да-да, я считаю, что с детьми, которые умеют ходить, куда удобнее ехать в плацкартном вагоне, а не в купе. Если бы мы ехали в купе, я бы очень скоро взвыла, потому что моему активному сыну нужен простор. Запертый в купе, он бы сам извелся и нас бы замучал. А так в распоряжении детей был целый вагон. Гришка поразил меня тем, что самостоятельно вскарабкивался на полочку возле титана, чтобы оттуда смотреть в окошко. Дело в том, что эта полочка ему на уровне плеча, а до перекладины он дотягивается только на цыпочках.
    Галка тоже вовсю наслаждалась предоставленной свободой передвижения: она разгуливала вдоль всего коридора, в туфельках и платьице, строила всем глазки, но на руки не шла. На нее все сразу умилялись и начинали совать конфеты, но за Галей по пятам следовал Гришка, который очень сурово и назидательно сообщал пассажирам: "Галке категорически нельзя конфеты давать! От конфет у нее диатез будет чесаться! Она же маленькая еще!"
    Гришка иногда вступал в беседы с пассажирами и рассказывал им что-то очень серьезное.
    А еще весь вагон гадал и спорил, сколько же мне лет. По одним версиям 14, по другим – 18. Что-то я все молодею и молодею… Впрочем, меня это скорее забавляет.
    Я не ездила сама за билетами, а продиктовала ребятам номер своего паспорта. Правда, при этом ребятам не продали детский билет, и мы докупали его уже в поезде. По пути туда проблем не возникло – вагон был не полный, и мы купили место у проводника, и получили целое купе. А обратно мы сели в битком набитый вагон – и призадумались. Четверо на двух полках никак не ложатся, это очевидно. Тем более, что у меня боковая, у Катьки – верхняя. Н-да. Пока мы соображали, разбирали вещи и раздевали детей, все решилось само. Вместе с нами в Апатитах села пожилая пара горнолыжников. Они посмотрели на нас, пошушукались и сообщили нам свое решение: нашими будут две нижние полки, а они пойдут на наши места. Гришку я сначала уложила между полками на рюкзаки, но проводнику это не понравилось – и он … добыл нам еще одно место. Так что ехали мы очень комфортно. Рядом с нами ехали три девочки из Мурманска – на молодежный фестиваль авторской песни. Гитары были у каждой, но песен они знали мало, и пели редкостную ерунду. Впрочем, Гришка ухитрился запомнить оттуда несколько текстов, и теперь это цитирует – ох!

По заснеженным дорогам
    Задевая Белый дом
    Покатилась правым боком
    Железяка с колесом

Караси, корабли
    Жернова и журавли
    Соответствуют вращенью
    Грешной матушки-земли.

Всем хорош поезд 15 Мурманск- Москва, но прибывает он в Москву в 5 утра, и мы не слишком выспались во вторую ночь.

В целом наша поездка удалась на славу – мы прекрасно покатались, отлично отдохнули и пообщались в приятной компании. Гришка тоже катался каждый день, и ему это пошло на пользу – к концу этой недели он скатывался поворотами без страховки со всего учебного склона. А сразу по приезде в Москву Гришка с бабушкой поехал в Курово и там катался с самого верха поворотами. Никогда не видела, чтобы ребенок в 3 года ровно так хорошо и толково катался на горных лыжах!