Мышкин дом     Карта сайта    Книжка про Гришку    наши новости
Река Белая на Южном Урале
( она же Агидель)

27 июля-11 августа 2002

Река Белая на Южном Урале - одна из красивейших рек России, и к тому же хорошо течет и при этом не содержит иных препятствий, кроме мелей и перекатов. Сплав возможен с мая по август, вода чистая, много стоянок, очень красивые берега, отличные пляжи. Это отличная река для начинающих, а также для семейного отдыха - даже с самыми маленькими детьми. Кроме того, многие фирмы организуют сплав "чайников" по Белой на ПСН-ах и рафтах, с обеспечением туристов транспортом, питанием и всем прочим.
     По реке есть подробная лоция и множество отчетов, но все же рискну добавить к ним еще один. Самый интересный и малонаселенный участок реки - от Старосубхангулово (Бурзяна) до Сыртланово. Там больше всего красивых скал, пещер и прочих достопримечательностей. Проблема в том, что в Сыртланово строят плотину, и леса в нижней части реки частично вырублены. Когда плотину закроют, многие красивые места будут затоплены водохранилищем.

Доставка на реку и обратно
     Попасть на реку можно несколькими способами.
     Мы ехали поездом Москва-Магнитогорск до стации Белорецк, а в Белорецке на вокзале туристов встречают водители самых разных машин и микроавтобусов, которые готовы отвезти вас в ту точку реки, которую вы им укажете.
     Мы договорились, и нас отвезли за 1300р до Бурзяна, и там в дальнем конце деревни за мостом выгрузили на острове.
     В Бурзяне есть почта - мы оттуда звонили в Москву, есть рынок и магазин. Там мы купили хлеб и пирожки. Мед искали долго, нас посылали то к одному дому, то к другому, но в Бурзяне мы меда так и не нашли.

Обратно мы выезжали лесовозным кунгом до плотины, оттуда рейсовый автобус до Мелеуза, а там за 2000р взяли микроавтобус до Уфы, и через 3 часа были на ж.д вокзале.
     Автобус из Мелеуза в Уфу идет 5 часов, поезд - 6-7 часов, и при нас билетов на ближайший автобус не было, а ждать вечера не хотелось.

Достопримечательности

Места на реке очень красивые, как правило, один берег реки пологий, другой - скалистый, с обрывами, гротами и пещерами. На берегах, особенно на скалистых, очень хорошо заметны разные слои горной породы, которые под влиянием времени местами наклонены, местами причудливо изогнуты.
     Пещер на реке великое множество, есть и простые, для новичков, и в них стоит сходить - только запаситесь фонариками, лучше налобными, батарейками и прочной одеждой, которую не жалко испачкать.
     Нам очень понравились пещеры Сказка, Космонавтов и Театральная, а также небольшие пещеры в ущелье Драконов около Голубого озера.
     Самая известная из пещер - огромная Капова пещера, в которой обнаружены наскальные рисунки древнего человека - изображения мамонтов, носорога, лошади… Эта пещера очень велика, напоминает тоннель метро, с огромным входом, с кучей разнокалиберных камней, наваленных в грязи на дно, с высоким потолком, с подземными озерами. Туда за 40 р с носа водят организованные экскурсии, но нам эта пещера не очень понравилась - может быть, из-за толпы посетителей и не слишком связной лекции. Говорят, если договориться с директором заповедника, то можно сходить и на другие этажи пещеры, но мы начальника не дождались и уплыли.

Маршрут.
     По старым отчетам вы можете встретить совет плыть прямо от Белорецка, где до реки 3 км. Так вот, так делать не нужно - в этом месте река мелкая, интересных участков мало, населенки много.
     Если у вас много времени, можно плыть от поселка Кага до деревни Иргизлы. Это занимает около 10 дней, если не особо торопиться. Если вы на байдарке, то берите много клея и материала для заплат - перекатов и мелей там много.
     Если же вы хотите поплавать дней 10-15, то смело плывите на самый красивый участок реки, и самый малонаселенный - от Старосубхангулово (оно же Бурзян), и до того места, где река выходит из гор - там сейчас строится плотина.
     Если плотина будет закрыта, то лучшая часть реки уйдет под воду - там собираются делать водохранилище.

Экологическая обстановка на август 2002
     Маршрут проходит по территории нескольких заповедников и заказников, но мы егерей ни разу не встречали.
     На реке очень много рыбы, настолько, что зачерпывая воду из реки, вы рискуете сварить вместо чая уху - мальки сами заплывают в котелок.
     А когда вы идете купаться, стаи мальков набрасываются и покусывают вас за ноги. А уж если вы моете посуду, то на остатки каши наплывают такие толпы рыбешек, что вода темнеет. Одним словом, рай для любителей рыбалки.
     Вода в реке очень чистая и прозрачная, дно видно во многих местах. На берегах встречаются заросли черной смородины, малины и ежевики, в июле много клубники, но мы ее не застали, поскольку год был очень засушливый.
     На берегах полно живности, в том числе ежей и мышей - берегите свои продуктовые запасы. Лично нам на разных стоянках грызуны продырявили три гермо-мешка с продуктами, а когда мы подвесили еду на дерево в рюкзаке, мыши ухитрились прогрызть даже пластиковые бутылки с крупами!
     На берегу вы можете увидеть множество цветов (в том числе там растут мята, душица, зверобой), летают самые разнообразные бабочки - например, часто встречается аполлон, занесенный в красную книгу. Над нашими палатками долбил дерево зеленый дятел желна, а по ночам кричала неясыть и детеныши ушастой совы, днем мы видели зябликов, трясогузок и довольно крупных хищных птиц.

Летом 2001 и 2002 производится вырубка лесов вдоль нижнего течения реки Белая - реку готовят к затоплению и превращению в водохранилище.
     Зрелище жуткое: вместо красивых лесистых берегов - голые поляны, изъезженные тракторами и бульдозерами, огромные костры, в которых жгут зеленые деревья, безобразные колеи по обоим берегам реки, вонь и лязг тракторов…

Подробности.
     В этом году наши планы на лето менялись несколько раз, и в итоге так вышло, что Димка, Настя, Мишка и еще несколько замечательных ребят отправились в горы, на Алтай, а я - с обоими детьми и в не менее замечательной компании отправилась на Южный Урал. Нас было 4 взрослых, и трое детей, и мы очень мило провели это время.
     Сразу скажу, что поход удался на славу - мы две недели неторопливо сплавлялись на катамаране-четверке по простой речке с хорошим течением и перекатами, вдоволь купались и загорали, любовались дивными пейзажами, лазили по простым пещерам, коими знаменита эта речка.
     Мы плыли от Бурзяна до Сакаски, то есть почти до строящейся плотины.
     С погодой нам в целом повезло - было тепло и солнечно, мы много купались, и только последние три дня были холодными и пасмурными. Стоять под дождем нам не понравилось, тем более - с детьми, и мы решили не плыть через вырубку до плотины, а уехать на грузовике.
     Туда мы ехали в купе, на фирменном поезде Москва-Магнитогорск. Билеты дорогущие, проводники все в красивой форме, в туалете чисто, есть зеркало, мыло и даже туалетная бумага, но кондиционер в нашем вагоне не работал, и мы лезли на стенку от жары и духоты. Особенно бесились дети - мы им по три раза прочитали все книжки, они играли в футбол в коридоре вагона, мы с ними играли в "съедобное-несъедобное", но это мало помогало.

29 июля. Приехали в Белорецк мы в 2 часа ночи, выгрузились и по предутреннему туману помчались через горы. Мы все еще не могли решить, откуда нам лучше плыть. Приехав в Кагу, Антон посмотрел, насколько мелкая там река, и принял решение плыть от Бурзяна до плотины. Так мы и сделали - на рассвете нас выгрузили за деревней на острове, и пока народ упаковывал вещи и строил катамаран, мы с Васей и Гришкой ходили по Старо-Субхангулово, звонили с почты в Москву и пытались купить мед.
     Мы позавтракали, погрузили вещи и отплыли. К этому времени стало очень жарко, и мы вскоре остановились на галечном пляже, чтобы искупаться. Гришка плавает, опуская голову в воду, а Галя просто плещется на мелководье, или прыгает вокруг меня, и совершенно счастлива. Дети, которые всю дорогу стояли на ушах, теперь наконец угомонились - здесь у них столько дел, что они целыми днями играют сами по себе - ловят рыбу палочками, собирают камушки, копают каналы, что-то мастерят на берегу…
     Горы вокруг сказочно красивые, скалы разноцветные и с причудливыми изломами слоев, холмы, покрытые лесами, как густой зеленой шерстью… Река быстрая, неглубокая, много мелей и перекатов. Иногда мы все вылезаем и перетаскиваем катамаран через мели, но это никого не огорчает.
     Мы проплыли часа 4, причаливая каждые 40 минут для купания, и решили, что для первого дня довольно.

30 июля. Мы встали в 8.30, поели, собрали гермы, увязали вещи на палубу. Мы с Олей и Тошей собираемся куда быстрее, чем Вася, хотя он и без детей. Через 3 часа мы купаемся и отплываем.
     После ЛЭП, пересекающей реку, мы нашли на правом берегу пещеру со входом на уровне воды. Мы причалили в нишу, привязали катамаран и все вместе, с детьми, отправились в пещеру. Проход шел вверх и вглубь, и вскоре было ответвление к еще одному входу, выводящему на травянистый склон. От входа тянет теплым ветерком, а в пещере не жарко: +5 или около того. С детьми мы глубоко не полезли, и вскоре вернулись на катамаран.
     Пока плывем, мы рассказываем детям по-очереди детские стихи и сказки, ибо каждый из нас знает немало стихов и сказок.
     Девочки уснули на палубе после обеда, и мы плыли до вечера, чтобы их не будить.

31 июля Мы встали в 9, отплыли в 12, и вскоре доплыли до двух пещер на левом берегу. Мы причалили и полезли вверх по сыпухе. Мои дети в босоножках ухитряются быстро и ловко лазить по каменистым осыпям! Пещера, которую так хорошо видно с воды, оказалась короткой и сквозной, не особо интересной, зато с высоты хороший вид на реку и холмы. А рядом с пещерой вход в низкую и короткую нору, но не особо интересную.
     Метров через 500 на левом берегу еще одна пещера, высокая и красивая, со сводчатым потолком, с несколькими отверстиями в потолке, и с очень красивым видом из пещеры на реку.
     На ночевку мы встали напротив скалы Стог. Мы с Олей плавали на тот берег и грелись там на нагретых за день камнях. На нашем берегу была уже тень, и было прохладно, а тут - благодать!

1 августа. Галя проснулась в 9 утра, вышла из палатки и огорченно сказала:
     -А где наши мужики?!
     Антон выглянул из своей палатки и посоветовал Гале сходить и разбудить Васю. Галя пошла и сказала:
     -Вася! Вася! Нам грустно без тебя!
     Услышав такие слова, Вася сразу встал.

Мы ночевали прямо на гальке у реки, а утром устроили банный день.
     Антон выложил круг из крупных камней, мы накрыли его полиэтиленом, и получился отличный тазик. Мы налили теплой водички, и девочки там блаженно плескались, пока мы с Олей мыли головы и стирали.
     Отплыли мы в 13, и через час увидели на правом берегу несколько групп, вставших на дневку, и тропу вверх по травянистому склону - ко входу в пещеру Сказка. Около пещеры мы встретили группу из Набережных Челнов, с ними было два инструктора-спелеолога. Мы сводили детей до первого высокого зала и вывели их обратно. Антон слазил с первой группой школьников, а мы с Олей в это время пасли детей снаружи. Потом Антон взял детей и пошел с ними вниз, а мы с Олей полезли в пещеру.
     До первого зала ведет невысокий наклонный ход с глинистым полом.
     Дети там идут, не пригибаясь, а мы - согнувшись пополам. Из первого зала уходит три прохода, мы пошли догонять группу, ушедшую направо.
     Там вскоре есть очень узкий ход, через который нас инструктора протаскивали за руки. Спелеолог Леша нам все очень интересно рассказывал и показывал, загонял нас в самые невероятные уголки пещеры, отправлял ползти на пузе, а сам обходил по другому проходу, даже не пригибаясь. Когда мы догнали их группу, Леша как раз спрашивал: "Эй, Челны все?" Мы ответили, что "Челны все, но есть еще два москвича", а Леша потом все шутил, называя нас то "Москвичи", то "Жигули", то "Волги". Еще он сразу обратил внимание на наши налобные фонарики со светодиодами фирмы "Петцель", и называл нас "Жигули" с крутыми налобниками".
     Мы не обижались, а ползали по пещере и смотрели во все глаза. Школьники из Челнов были с обычными ручными фонариками, да к тому же с севшими батарейками, и одна мама сказала своей дочке: "Ты ползи за этими тетеньками с яркими фонариками"!" Мы с Олей мрачно переглянулись, и сказали друг другу: "Ну что ж, ползи, "тетенька с фонариком!"
     Пещера нам очень понравилась - столько разнообразных разветвленных ходов, столько залов и всяких красивостей… Зря Вася не полез!

2 августа. Сегодня мы доплыли до огромной Каповой пещеры, знаменитой своими археологическими изысканиями и длиной исследованных ходов - более 3 км, несколько этажей, подземные реки и озера и многое другое.
     Вход в Капову пещеру на правом берегу реки, там же в Белую впадает огромная и холоднющая подземная речка, вытекающая прямо из пещеры. Если сидеть у входа в пещеру, то можно заметить, как по скале над озером гуляют блики, отражающиеся от воды, а пещера "дышит" - то потянет холодом из пещеры, то подует теплый ветерок с горы.
     Пещера огромная и очень высокая, с наскальными рисунками пещерных людей, но бестолковая экскурсия и обилие посетителей несколько мешают осмотру.
     После Каповой пещеры на правом берегу выше по склону пещера Космонавтов. Когда мы подплыли туда, Галя и Ириса спали, а Гришке мы выдали пластилин, и он тихо играл.
     Мы с Олей отправились в пещеру, а Вася полез наверх пофотографировать. В пещере мы встретили пару туристов, поговорили с нами и полезли дальше. Они удивлялись, как же это мы - две девушки - не боимся сами лазить по пещерам, и где же наши мужики. Мы объяснили, что мужики наши стерегут наших детей на катамаране, и что это - куда круче. Туристы долезли до выхода и встретили там задумчивого Васю.
     -Бегите скорее, спасайте ваших девушек, они же одни в пещере!
     -Этих девушек в пещерах спасать - все равно что рыбу в воде спасать! - философски ответил Вася, и остался снаружи.
     Мы заночевали как раз напротив пещеры, и вечером жарили оладушки.

3 августа. Сегодня мы проплывали мимо всех пещер - Антон хотел, чтобы мы проплыли мимо двух деревень и встали от них подальше. Антон не хотел останавливаться в деревне, но мы его уговорили, и пока они с Олей перегоняли катамаран со спящими девочками, мы с Васей и Гришей ходили по деревне. Мы нашли магазин, поговорили с бабкой, она нам позвала продавщицу, и мы купили все, что нам нужно было - хлеб, халву и что-то еще. Потом у соседки мы купили ведро картошки, десяток яиц, бутылку башкирского горного меда…
     Телефон есть в разных домах, но хозяев не было дома, и позвонить Васе не удалось.
     Мы нашли катамаран в конце деревни. Там есть подвесной мост, по которому проезжают легковушки, а грузовики пересекают реку вброд.
     Мы пообедали часа в 4 и пошли дальше. Мы с Олей и Тошей хором спели всю "Принцессу на горошине", и кучу еще песен ("Брич-муллу", "Капитан Беринг", "Нет кита, не видно", "Не верь, приятель, быстротечности часов").
     Я пела про горы - и думала, о Димке, и Гришка тут же спросил: "Мам, а где наш Дима? Я по нему соскучился!"
     Я рассказала, что Дима и Настя вчера прошли Кучерлинское озеро, оставили заброску и пошли вверх вдоль реки Кони-Айры к водопаду.
     Мы проплыли вторую деревню около 6 вечера, и стали искать стоянки, но их было мало и все уже заняты. Мы видели на правом берегу небольшую пещерку, совсем короткую.
     После деревни мы причалили, чтобы детей искупать, и купались голые, как обычно, но тут пришла с берега тетка, на нас кричала, а Вася убрел на берег и нас не слышал.
     Вечерело, туча закрыла небо, заворчал гром, а стоянок все не было.
     Потом начался сильный встречный ветер, и Антон бежал по берегу, тащил нас за чалку, а мы гребли. В итоге встали в 8 вечера на покосе, около брода - мимо нас проехало двое косарей на лошадях.
     Мы сварили гречку, пожарил омлет, как раз поставили палатки и убрали все вещи - и тут начался дождь.
     Он шел то сильнее, то слабее, но нам был уже не страшен.
     Я загнала детей в палатку и уложила их спать, а сама с фонариком села писать дневник.

4 августа Утром я сделала из камыша лодку, и Галю она выдерживала, а под Гришкой начинала тонуть.
     Сегодня мы видели серую цаплю, видели утку с выводком, а над нами все время кружат большие хищные птицы.
     Мы доплыли почти до Акбуты. Там уже началась вырубка - мы не смогли найти место в лесу, и встали на гальке у самой воды. Набрали мяты, зверобоя и душицы, развели костер на выброшенных на берег дровишках.
     Днем я рассказывала детям наизусть главы из книги про зоков и баду.
     Вася спрашивал, как мы определяем, куда плыть, и мы ему показывали следы на воде от подводных камней, так называемые "усы".
     При этом мы цитировали Винни - Пуха:
     "Это "жжж" неспроста!"
     После этого на каждый камень мы говорили что-то вроде:
     "Я вижу "жжж" слева, давайте чуть правее уйдем!
     Галя говорит: "Мамочка, милая, как хорошо, что ты Диму нашего любимого родила!"
     Гришка спрашивает: "Мам, откуда мухи взялись? Вот люди - это я знаю, они от Адама и Евы, а их Бог создал. Звери от динозавров. А мухи от кого?"
     Гришка говорит: "Зоки терпеть не могут мед, а дятел желна терпеть не может червяков, и рыбы тоже не терпят червяков!"

5 августа Утром мы проплыли метров 500, но деревни Акбута так и не заметили, только луга, за которыми вырубки кончились, за пещерой Акбутинской есть стоянки.
     Пещера большая и интересная, с огромным входом и с археологическим раскопом у самого входа в пещеру. От основной пещеры есть интересный лаз вправо и вверх, который заканчивается колодцем вверх и колодцем вниз, с изумительным кальцитовым водопадом. А еще мы брали с собой всех троих детей, потому что пещера большая и широкая, и в то же время красивая. Вася оставался у входа и наблюдал там летучих мышей. А мы с Олей забрались в самую глубь, и там любовались подземными красотами. На потолке висят сотни маленьких капелек, и в свете фонариков они кажутся драгоценными камушками. А уж когда несколько капелек висят на паутинке, это напоминает волшебные бусы.

Мы доплыли до скалы Вождей.
     Изображения трех профилей - Ленина, Маркса, и Энгельса - были выполнены охрой на огромной отвесной скале, но под воздействием дождя и ветра они успели изрядно осыпаться, и теперь их трудно различить.
     Ленин пока еще заметен, а остальных приходится домысливать по памяти.
     Вскоре после скалы вождей мы остановились на обед и купание, а еще через 200м встали на песчаном пляже на ночевку.
     Мы с Олей побежали вперед, чтобы разведать тропу к пещере Театральной - и 40 минут продирались через кусты и бурелом.
     Пещера расположена на правом берегу, к ней идет тропа по сыпухе, напротив есть хорошие стоянки.
     Пещера сама очень красивая и интересная, одна из самых красивых на реке. К сожалению, нас ждали дети, и мы не могли изучать ее долго, но нам там очень понравилось.
     Вход в Театральную широкий, по форме похожий на трапецию, с плоским высоким потолком, с небольшим отрожком прямо у входа - и выходом на скалу, с кучей высоких проходов, колонн, залов. Говорят, есть выход на другую сторону скалы, но мы туда не долезли. Зато мы видели разнообразнейшие ниши, чаши, маленькие сталактитики, наросты, похожие на кораллы, а рядом наросты, похожие на цветную капусту или на кактусы… Иногда было похоже на ребра или на пасть с кучей каменных зубов. Мы выключали свет и слушали звуки пещеры - мерный стук падающих капель, писк летучих мышей…

6 августа Полудневка. Подъем на гору Муйнак-Таш (Палец)
     Мы перечалились на другой берег и встали напротив входа в пещеру Театральную. Сегодня у нас дневка и подъем на гору. К сожалению, тропу мы не разведывали, и потащили малышей с собой, а тропа оказалась очень крутой, и мы еле вскарабкались, а потом долго поглядывали вниз и задумчиво чесали в затылке: "Как же мы тут с малышами спустимся?!" Все же, спустились мы почти без приключений, если не считать того, что Антон наступил на гнездо земляных ос. Зато вид сверху, действительно, очень красивый. Наверху мы слопали перекус и перевальную шоколадку, и той же дорогой спустились.
     Мы с Олей помыли головы, а дети слепили из пластилина ежиков с иголками из длинных камушков. Потом Гришка слепил отличную птичку с крыльями из сосновой коры.
     Вечером мы много играли с детьми - вспомнили кучу хороводов и потешек, потом играли в прятки. Оля спряталась прямо посредине поляны - надела капюшон штормовки и присела на корточки прямо на виду. Галя и Ириса ее не нашли!

7 августа Дневка. Пещера Театральная.
     Утром было пасмурно, и мы решили еще тут постоять, и сходить с детьми в пещеру.
     Ночью мыши прогрызли нам продуктовый мешок, и Антон поставил заплату 10 на 10 см!
     В пещере мы устроили праздник для детей - увели их вдаль по высокому правому проходу, позвали проползти 3 м до первого маленького зала, там зажгли свечку и слопали две шоколадки, которые мыши не доели. Потом Оля увела Ирису и Галю на улицу, а Гришка пошел со мной. Более того, мы и Васю уговорили хоть разок полазить вместе с нами. И Вася о том не пожалел - Театральная пещера красива и разнообразна.
     Мы сходили в левый отрог с антресолями, обошли колонну и пошли в длинный правый коридор, от которого уходит низкий и широкий проход со множеством залов и ответвлений. Оля нашла очень узкий лаз из основного коридора вверх и вправо, в конце которого дивный зал с маленьким озером и кучей ниш, сосулек, чаш, колонн и др.
     Мы видели, как уж плывет через реку, видели ежика, а ночью слышали, как жалобно кричат детеныши ушастой совы.
     Наученные горьким опытом, мы подвесили все продуктовые гермы в рюкзаке на дерево. Ночью мыши, не найдя гермо-мешков, прогрызли нам пластиковые бутылки с крупами!
     И еще у нас было ЧП: у Гали в чашке оставался сахар, и туда залезло множество муравьев. Ночью Галя попросила пить - и муравьи укусили ее в язык и в губы - крику было много.
     Я тоже хлебнула из той же чашки, и могу сказать, что это действительно очень больно и неприятно.

8 августа Мы доплыли за 4 часа до впадения ручья Сакаски, и стали искать стоянку. Мы проскочили мимо всех стоянок, и пришлось тащить катамаран бечевой вверх по течению. Тут как раз дождь начался, и мы встали в густой траве у самого берега.
     Левый берег уже вырублен, на правом как раз стоит лагерь лесорубов, гудят бульдозеры, визжит бензопила, полыхают громадные костры с живыми деревьями… Мои дети в ужасе плакали и кричали, что им жалко лес, и что нельзя жечь зеленые деревья с листьями.

Мы перекусили и пошли смотреть Голубое озеро. В нашей лоции было сказано, что до него 500м, а на самом деле около 1.5 км, а оттуда до ущелья Драконов еще 500м.
     Озеро небольшое, вытекает из пещеры под огромной отвесной скалой, глубокое и действительно голубое, с ледяной водой. Оля сбегала в ущелье Драконов, а потом увела детей в лагерь, а мы с Васей пошли погулять. Перешли ручей по бревну, поднялись по сыпухе, повернули налево - и перед нами открылось мрачноватое голое ущелье, с громоздящимися отвесами скал и провалами пещер.
     Было пасмурно, и мне сразу вспомнились книги Толкиена и описание Мордора.
     Мы подошли к первой пещере по левой стороне, и я полезла вглубь.
     Метра через 3 был зал, из которого выходит два коридора, оба узкие и извилистые, но левый куда короче. Потолок в первом зале имеет три повышения, как три глаза. А правый коридор длинный, и такой узкий, что мы назвали эту пещеру Кишки или Пищевод Дракона - такое ощущение, что края пещеры то сожмут, то чуть отпустят, но не дадут тебе ни в каком месте выпрямиться в полный рост. А по бокам как ребра дракона, а над тобой - овальные углубления и выступы, как позвонки - жуть! Но красиво -
     Потом была пещера, в которую я далеко не полезла - там после 3 м узкого лаза начинается колодец вниз, без снаряги там нечего делать.
     А потом мы увидели огромный п-образный вход, и залезли туда по скале, а пещера оказалась совсем маленькая, неглубокая и неинтересная. Зато спускаться оттуда было нелегко, и Вася там отчаянно тормозил. В итоге Антон забеспокоился, и пошел нас встречать.
     Рядом с нами стоит большая группа спелеологов, они ходят с веревками в Кутукское ущелье, но это далеко - с детьми туда не дойти, а без них мы не можем. До ближайшей карстовой пещеры - знаменитого 70-метрового колодца - идти 7 км, а до остальных пещер 12-15 км, причем найти их непросто, и без проводника лучше не соваться, ибо есть простые пещеры, а есть - с наклонными и вертикальными колодцами.

9 августа Мы решили декретом похода назначить сегодня 10 августа и отметить мой день рождения, а потом спокойно уехать. Вытащили катамаран и поставили его сохнуть, потом Оля с Антоном убежали в Ущелье Драконов лазить по пещерам, а я осталась сидеть с детьми. Гришка с утра пораньше ушел в гости к соседям, и Вася очень переживал, и говорил, что это нехорошо, и надо бы соседей спасти от нашего болтуна.
     А я возражала, что люди взрослые сами смогут его отправить к нам, если он им надоест. Чтобы Ириса не скучала без родителей, я принялась мастерить для нее кукольную сказку.

К концу похода у нас освободилось много пакетов из-под молока, так что я извлекла маленькие ножницы, скотч, и смастерила домик-теремок, а потом вырезала из второго пакета кучу персонажей: деда и бабку, внучку Машеньку и ее подружку, медведя, волка, лису, собаку, зайца, ежика, мышку и многих других. Потом я показала Гале с Ирисой сказки "Теремок", "Колобок", "Маша и медведь", "Кто сказал "мяу". Девочки были очень довольны.
     Попутно я рассказывала Васе о том, как полезны малышам игры с пальчиками и кукольные сказки, и варила обед.
     Ребята вернулись из пещер очень довольные, сказали, что пещеры очень интересные, но какие именно, рассказывать не стали, чтобы мне было интереснее самой.
     После обеда я уложила спать Галю, а Оля - Ирису.
     Антон забегал туда-сюда, принялся хозяйничать, и по его хитрому виду я догадалась, что они готовят мне сюрприз. Оля принялась делать тесто и что-то печь на газовой горелке, а меня Антон предложил сводить на экскурсию в те пещеры, которые они с Олей утром изучили. Я оделась, взяла фонарик, и мы отправились в путь - через ручей, мимо вырубки, и по тропе к Голубому озеру, а там - по бревну на другой берег, вверх по сыпухе и за угол.
     Пещеры, которые слева по ходу, мы с Васей изучили еще вчера, поэтому Антон меня повел осматривать три пещеры на дальней стороне ущелья.
     Сначала мы вошли в самую дальнюю пещеру, которую мы назвали Щель. Начиналась она высоким и узким лазом, и чем дальше, тем уже она становилась, оставаясь при этом достаточно высокой. Если бы это была горизонтальная щель, нам бы и в голову не пришло лезть в такую узость, а так мы проползали боком, наклоняясь то вперед, то назад, а пещера оказалась довольно-таки длинной, и вполне красивой.
     Вторую пещеру, к которой надо было подходить по узкой скальной полочке, мы назвали Паук - такая она оказалась разветвленная.
     Вход низкий, не обещающий ничего особенного, а на самом деле - пещера большая и красивая, и весьма разнообразная, хотя и невысокая, но с кучей ходов, и с красивыми залами в конце каждого.
     В некоторых залах были очень красивые кальцитовые водопады, в других был удивительно гулкий звук.

А третья пещера, расположенная справа по ходу у самого входа в ущелье, была самая красивая - и самая труднодоступная, особенно после дождя. Мы лезли к ней по камням и мокрой глине, удерживаясь с трудом, хватаясь за стволы деревьев и за корни, и вспоминая самые цветистые выражения.
     По пути мы видели две низкие и прямые параллельные пещерки, прошивающие башню скалы насквозь.
     Третья пещера - самая высокая, и самая удивительная, начиналась с огромного зала с высоким сводчатым потолком.
     Мы пошли вглубь, и пол стал понемногу подниматься, и вскоре мы смогли различить, что пол состоит из сотен крохотных,
     размером с пятак, ванночек и углублений, прилепленных, как кружево, одна к другой. И чем дальше мы шли, тем крупнее становились ванночки, и при этом каждая следующая была чуть выше, чем предыдущие, и в конце концов мы дошли до таких высоких, что их стенки были мне по пояс, и они перегораживали уже всю пещеру. А в двух последних была вода, чистая и холодная, и над ними вверх уходил колодец.
     Если там погудеть, то эхо получалось сказочное. Мы назвали эту пещеру Певучей или Банной, или Пещера певучей воды.
     Мы с Антоном пошли обратно, и настроение у меня было прекрасное. Вот это подарок - такие пещеры! Я стала вспоминать, где я отмечала свой день рождения раньше:
     на даче, на поляне в Узун-Коле, потом на Селигере, в Карелии и на Алтае…
     А когда мы пришли, Гришка вручил мне целый мешок красивых камней, которые он насобирал на берегу, а Оля - торт из нескольких коржей, пропитанных сгущенкой.
     Верхний корж был в виде буквы "Ж", и Оля сказала, что "Это "ЖЖЖ" неспроста!"
     А еще ребята надули большие воздушные шарики, привязали их к новым веслам и вручили мне. Я не сразу догадалась, что эти весла и есть их подарок мне на день рождения, а когда поняла, то очень обрадовалась.

10 августа Мы встали в 6 утра, собрали рюкзаки, погрузили вещи в кунг, попрощались с этой дивной рекой и отправились в путь. Нами овладело "чувство трассы", и мы ни в одном населенном пункте не задерживались надолго. Кунг привез нас в Сыртланово, высадил нас на автостанции - и мы как раз успели перепрыгнуть в автобус до Мелеуза, а там нашли маршрутку и благополучно добрались на ней прямо до ж.д вокзала в Уфе. В Мелеузе на базаре мы накупили хлеба, фруктов, ряженки и молока.
     Водитель рассказал нам, что под Новороссийском сели, стихийное бедствие, нет света и чистой воды, да и билетов тоже нет - и мы все вместе поехали в Москву.

Оля и Антон вышли на ст Совхоз, за две остановки до Раменского, и через полчаса были уже дома!