Фотографии     Оглавление

Кац Женя

Болгария

    Мы только что приехали из Болгарии, где замечательно покатались на горных лыжах. Нас было восемь человек, хотя сначала собиралось одиннадцать. К нашему огромному сожалению в последний момент не отпустили с работы Олега , а Васяре за два месяца так и не сделали загранпаспорт, так что они с Машкой тоже не поехали. В результате поехали мы следующим составом: папа, мама, Боря, Лиля, мы с Мишкой и Сашка с Маринкой.
Mark is skiing at Borovetc, Bulgary
    В Москве мы обратились в турфирму, которая обещала нам коттедж в Боровце у самого подъемника, дешевый абонемент, визы и все прочее. На деле все оказалось не совсем так, но тем не менее мы очень славно устроились и отлично отдохнули.
    Домик наш и впрямь стоял у самого подъемника, метров двести, не больше, и это было очень удобно. Правда, коттедж - слишком громкое для него название, так как наш второй этаж по размерам и удобству не слишком отличался от нашего любимого вагончика в Домбае. У нас было две комнатушки, в одной из которых помещались папа, мама и Лиля, а в другой - все остальные. Кухня была даже меньше, чем в вагончике: больше двух человек там не помещалось! Душ тоже имелся, но куда хуже, чем в гостинице "Иткол" - бойлер на 50 литров с мощностью всего 1.5 кватт - это все-таки маловато! А впрочем, и на том спасибо...
    Некоторые проблемы возникли у нас уже по пути в Болгарию. Для начала в аэропорту "Шереметьево - 1" не пропустили Гошу. Я не знаю подробностей, но суть в том, что наши пограничники уверены, что с такими документами, как у Гоши, его не должны впускать в Россию. Мы уже сталкивались с этим неоднократно: "Мы не выпустим вас, так как у вас нет въездной визы!"- говорят они Гоше. А в посольстве говорят, что все документы в полном порядке, и что должны спокойно всюду пропускать.
    Так вот, Гошу не выпустили, и мы очень за него волновались: в подобных обстоятельствах Гоша теряется и не умеет доказать, что он не верблюд. Однако на этот раз Гоша совершенно не растерялся, взял вещи и преспокойненько улетел из "Шереметьево-2" на рейсе "Balkanair" на два часа позже нас. В "Шереметьево-2" его сразу пропустили: почему бы им не пустить болгарина в Болгарию?!

    А мы прилетели в Софию и тут осознали, что мы остались без проводника и без переводчика в незнакомом городе, в другой стране...Надо сказать, что мы умудрились сдать визы и путевку в багаж, но особых проблем не возникло, - просто мы первыми получили багаж, вот и все дела.
    В Москве мы гордо отказались от "transfair", т.е. от доставки нас на место и обратно, т.к. турфирма брала за это по 25 долларов с каждого. Местные таксисты в аэропорту предлагали отвезти всех нас в Боровец за сто долларов, и уверяли, что дешевле у нас не получится. Однако мы сели на городской автобус, проехали несколько остановок, прошли немного пешком и пришли на автовокзал. Мы купили билеты на ближайший прямой автобус (стоили они в сумме около пяти долларов на всех - вместо ста, которые с нас просили в аэропорту). От Софии до Боровца всего 72 км, так что неудивительно, что билеты так дешевы. Да и вся страна совсем маленькая и довольно бедная.
shop
    У нас был час свободного времени, и мы пробежались по рынку и по магазинам, и накупили продуктов на первые дни. Дело в том, что мы собирались готовить себе еду сами, хотя нас и уговаривали, что удобнее заказать завтрак в гостинице, а обедать в ресторане - каких-то десять долларов в день! Но мы покупали продукты и готовили сами - во-первых, так вкуснее и удобнее, а во-вторых, мы потратили на еду в среднем два доллара в день - в Болгарии дешевые продукты. Вообще, с продуктами проблем нет, по-крайней мере, с теми, которые делают в Болгарии.
    Мы покупали густую болгарскую простоквашу, называемую "кисело мляко", фруктовые йогурты, белый хлеб, брынзу, очень вкусные колбасы, копченое мясо, яйца, рис , фасоль...Впрочем, некоторые продукты там отсутствуют как класс, и нам так и не удалось их найти. Например, совсем не бывает ни сметаны, ни творога - только "кисело мляко", не бывает черного хлеба и гречки, а сыр только овечий, похожий на несоленый сулугуни.

    За продуктами мы с Мишкой ездили в соседний городок Самоков. В магазине нам легко удавалось объясниться, хотя мы совсем не знали языка. Зато мы мило улыбались, размахивали руками, показывали пальцем,- и всем все было ясно!
    С пониманием болгарского ситуация простая: когда читаешь, практически все понятно, когда говорят медленно, как правило, можно понять, о чем речь, а когда двое болгар говорят между собой, то совсем ничего не понятно. Болгарский язык не очень похож на русский: в нем нет падежей, зато есть постпозитивный (который ставится после слова) определенный артикль, изменяющийся по родам! В болгарском очень много заимствований из тюркских и из французского, что тоже не облегчает понимание. Вот.
    Мы приехали в Боровец, поселились в свой коттедж, погуляли по поселку. Боровец - довольно крупный курорт, очень много там англичан и французов (и почему они не едут в Альпы, в Швейцарию или еще куда-нибудь, я не понимаю!) В Боровце две большие и дорогие гостиницы, "Самоков" и "Рила", с ТВ и телефоном в номере, со всеми прибамбасами, и они cтоят от сорока долларов в сутки. Еще есть несколько гостиниц поменьше и подешевле, и есть частные коттеджи, в одном из которых мы и жили. Вдоль всех дорожек стоят ряды разнообразнейших ларьков: сувениры, игрушки, прокат и продажа нового и подержанного г/л снаряжения, одежда, украшения, всевозможные едальни, кафе, ресторанчики...Куча всяких приятных фенечек - из дерева, керамики, кожи...У меня там просто глаза разбежались от обилия подобной ерунды! Мы с Мишкой несколько раз обошли все эти ларьки, и Маринка с Сашкой тоже. Лилька тоже была в восторге - но так ничего и не купила, а мы накупили всяких сувениров - Мишкиной маме и сестре, всяким знакомым...

    На следующий день мы пошли кататься. Главное разочарование было в том, что при нас там было очень мало снега, и поэтому большая часть трасс была закрыта. Два года назад Боря ездил с Гошей кататься в Болгарию, и главное, чем ему понравился Боровец, было именно разнообразие склонов, наличие множества трасс различной сложности... А при нас были закрыты одно- и четырехкресельный подъемники, которые Боря очень хвалил, и был закрыт Борин любимый склон "Третий Маркуджик". Впрочем, даже те склоны, которые были в нашем распоряжении, были достаточно разнообразны. Утром мы просыпались в семь, завтракали и шли в очередь на кабинковый лифт. В девять приезжали из Радуила Гоша с Полиной, и мы все вместе поднимались на Маркуджик.

    Бывала я и на Кавказе, и на Урале, в Хибинах и в Карпатах, но нигде не видела таких склонов! Особенно впечатляет возожность выбирать склоны разной сложности. Первый Чегет, как бы ты ни старался, а простым не сделаешь. А тут ты сам выбираешь, какой склон тебе подходит. Там есть совершенно плоский склон - "нулевка", на котором Лильку останавливает ветром, если она не встанет в стойку скоростного спуска. На этом склоне есть не менее замечательный учебный бугель - он движется не быстрее пешехода!
    Естественно, на этом слоне огромное количество "чайников" и маленьких детей, там вполне приличная очередь весь день. А внизу у каждого из подъемников огромное количество кафе и закусочных. На "нулевке" у нас первые дни каталась Мариночка - на Первый склон она идти боялась.

    Первый Маркуджик - простой и довольно пологий склон, разглаженный ратраками. На этом склоне многочисленные группы "чайников" ползают поперек склона за своими ски-инструкторами. И на лицах у этих инструкторов написана такая скука! Сашка тоже работал для Мариночки личным ски-инструктором: возил большими дугами поперек склона и тащил ее лыжи, если она падала с подъемника.
    А все остальные катались на "Втором Маркуджике" и очень жалели, что не работает Третий. Длина Второго бугеля 1100 м , скорость 4м/с, производительность 900 человек в час. Если на Первом очередь появлялась почти с самого утра и потом еще росла, то на Втором очереди не было совсем. Приехав в Боровец мы обнаружили, что абонементы на все подъемники стоят не 10, а 20 долларов в день, и очень расстроились. Мы купили абонементы на три дня и за это время договорились с канатчиками, что мы будем платить им лично в руки 40 долларов за семерых.Сашка поднимался на Втором, спускался к верху Первого, ждал Маринку, пас ее , а потом ехал по косой дороге на Второй. Дорога эта к середине дня таяла и приходилось идти пешком. А утром мы покупали билет в один конец на кабинковый лифт, и на нем заезжали наверх. Весь день мы катались на Втором, иногда останавливаясь на пять минут, чтобы отдохнуть или перекусить (мы брали на гору бутерброды, шоколадку и бутылку газировки или сока). А вечером мы все (кроме Маринки) спускались вниз до подсадки и садились в кабинки. Если бы было больше снега, можно было бы ехать до самого низа, но мы жалели лыжи и туда не спускались.

    Кабинковый лифт - это отдельная поэма. Представь себе кресельный подъемник, у которого вместо кресел маленькие шестиместные кабинки. На станциях они открывают двери и ползут еле-еле, чтобы все успели поставить лыжи в наружный крепеж и сесть. А потом двери закрываются и кабинка цепляется на быстрый трос. Вечером все кабинки загоняют в большое депо внизу - чтобы не портились. А у бугелей тоже есть депо, в котором стоят свободные бугеля. Один из них стоит отдельно, на полметра дальше. Ты подходишь, берешь крайний бугель, который стоит отдельно и ждет тебя. Подходя, ты задеваешь стартер, который разрешает ехать твоему бугелю, и одновременно следующий бугель отъезжает на полметра от остальных. Таким образом интервал задают сами катающиеся, и это гораздо удобнее, чем бугели, идущие с постоянным интервалом. И снять сломанный бугель проще при такой системе.

    Мы привыкли, что кататься нужно "от забора и до обеда", т.е. столько, сколько успеешь. На Чегете подъемники включают около девяти , а выключают в три. И если нигде нет очереди, то можно укататься до полусмерти. А тут лифт включают до восьми утра, причем очереди нет до девяти, если не до десяти часов. А бугели формально работают до четырех, хотя иногда закрываются в пол-четвертого. И мы все жутко уставали за день!
    Мы приходили с горы около пяти, грели суп, обедали и часок отдыхали. А потом начинали готовить ужин. Уставали мы так сильно, что у нас не было проблемы с досугом. Вот на Чегете мы после обеда маялись от безделья,играли в пинг-понг, в разные словесные игры... А тут у нас не было сил ни на игры, ни на чтение. Мы несколько раз прошлись по ларькам, несколько раз ходили звонить - вот и весь досуг. Гитару я брала, но Гоша у нас бывал редко и почти не пел, а Маринка только бренчала иногда или дудела на флейте, и лишь однажды, уступив папиным уговорам, спела нам несколько песенок.
    Мы с Мишкой несколько раз ездили в Самоков за продуктами. А в гошиной родной деревне Радуил мы так и не побывали, т.к. болел дед. Впрочем, Самоков тоже дает некоторое представление о болгарских деревнях и городах. Если не считать нескольких многоквартирных домов, в основном дома в два-три этажа, большие, каменные. С украинской деревней - не сравнить! Нередко в доме находится собственный магазинчик или мастерская. Автомобилей на улицах мало, в основном старые "москвичи" и "жигули", нередко встречаются повозки, запряженные лошадьми.
    Страна маленькая, земледельческая, население всего 10 млн человек и из них десятая часть живет в Софии, остальные - в деревнях и маленьких городах. Как раз когда мы там были, в Софии были митинги и демонстрации по поводу избрания нового президента, однако мы никаких беспорядков не заметили, все было спокойно. Однако инфляция у них бешенная: за те десять дней, что мы там были, курс изменился с 625 левов за доллар до 800! При этом хлеб стоит 100 -150 лев, поллитра "кисело" - 70 лев, брынза - 800 лев за кг, колбаса 2500-3000 лев. А средняя пенсия у них меньше десяти долларов в месяц! Говорят, зарплата у канатчиков всего 12 долларов! Очень бедная страна. Весьма похоже на наш "совок" - кто-то из правительства весной распродал на Запад государственный запас зерна, и им пришлось закупать зерно за границей. В результате хлеб-то есть, а вот белой муки не найти.

    Вообще, нам в Болгарии очень понравилось - на редкость приятное место. И, кстати, очень подходящий район для проведения весенних школьных походов. Дорога, правда, дороговата, но в остальном место идеальное.
Москва, 1999 

Оглавление