Фотографии     Оглавление

Кац Женя

Крым

Мы вернулись из Крыма - загорелые и очень довольные! Мы прошли все, что наметили, погуляли по пещерным городам и по двум красивейшим каньонам, потом ночевали в Севастополе, в Херсонесе, и гуляли по городу... the Small kanion of Crimea
    Сначала нас собиралось идти девять человек: мы с Мишкой, Сашка с Мариночкой, Васяра с Машкой, Машкина подруга, моя сестра Лилька и моя одноклассница Ленка. Мы заказали билеты на всех, туда и обратно - и тут началось! Сначала откололась Машкина подруга. Потом позвонил Васяра и сказал, что Олег Хохлов позвонил им и позвал их на велосипедах по Польше и Чехии - и они радостно согласились. "Было бы просто глупо упускать такую возможность!" - объяснял Вася. Сашка, узнав об этом, был безутешен. Мы начали искать кого-нибудь, но за два дня до похода это не так-то просто! А ведь я очень хотела в Крым, и очень хотела взять с собой Лильку!

Лильке сейчас двенадцать лет, она - очень умный и весьма начитанный ребенок. Каждый день она занимается с мамой английским и французским, а с бабушкой - немецким. Кроме того она катается на беговых и на горных лыжах, ходит в бассейн и на скалодром. И все это Лилька делает исключительно с мамой! Ребенок не общается со сверстниками, ибо негде. Учится она в заочной школе, уроки делает дома, а раз в неделю ездит сдавать контрольные и домашние работы. А в конце года сдает все экзамены в районной школе. Дело в том, что даже в Москве во многих школах катастрофически не хватает учителей. У Лили в классе не было занятий физикой и биологией, а географию вела мама одного из ребят.
Lilia Kats was 12 years old when we were in Crimea
    С точки зрения обучения и знаний, заочный метод вполне разумен и оправдан: у Лильки нет и не может быть провалов по каким-либо предметам или темам, она учится в своем темпе и имеет много времени на чтение и занятия спортом и языками. А вот с точки зрения общения тут, по-моему, совсем не все так хорошо. Наша мама, несомненно, хороший, умный и интересный человек, но порой она бывает излишне тверда и догматична. Лилька становится очень похожа на маму, и меня это пугает. Мама наша - человек не слишком общительный, резкий; она всегда знает, как надо, и не забывает об этом сказать. Собственно, она вообще ничего не забывает! А Лилька общается с ней целыми днями!
    Когда я позвала Лильку с нами в Крым, она долго не могла решиться. Родители тогда еще не утрясли своих планов на майские праздники, но папа в Крым не хотел. В результате родители поехали кататься на горных лыжах в Кировск (Хибины), а Боря очередной раз пошел на речку Щегринку - а с ним Парнасик, Миша Агеев, Боря Ашкинадзе и ...Мишка Левин с сестрой Машкой! Они были очень довольны речкой, хотя им не повезло с погодой и шел снег. А родителям повезло со снегом, и они тоже вернулись сегодня очень довольные.
    Ну, а мы по-прежнему собирались в Крым, когда у Ленки заболела престарелая бабушка. Мало того, что у нее маленькие дети, из-за которых она уже пять лет никуда не ходила, так еще и бабушка слегла - и Ленка не пошла. (А дети у нее, надо сказать, совершенно очаровательные, круглолицые и кудрявые, очень славные и умные. Аркаше четыре с половиной, а Катьке полтора).
    Узнав о том, что Ленка не идет, Мариночка сказала, что она непременно простудится, заболеет и умрет - не пошла сама и не пустила Сашку.
    Так мы остались втроем. Горевать было некогда, мы собрали рюкзаки и сели в поезд. И совершенно чудесно ходили втроем!
    Мы приехали в Бахчисарай, а оттуда - в деревню Красный Мак, из которой прошли полями до пещерного города Эски-Кермен. На мой вкус, это самый красивый и впечатляющий из пещерных городов Крыма! Он расположен на отдельно стоящем холме, и по периметру у него идут ряды сторожевых башен и пещер. Мы бросили рюкзаки внизу и три часа лазили по пещерам, фотографировали, любовались, а потом пережидали короткий дождик в одной из пещер.
    Перед походом я схватила грипп, но почти выздоровела и надеялась, что в поезде отосплюсь и оживу. Но рядом с нами ехало несколько грудных младенцев, и они орали всю дорогу, не давая спать. В результате я совсем разболелась, к вечеру у меня поднялась температура, и единственное, что мне оставалось делать, это тихо лежать на коврике, пока Мишка и Лилька делают все дела. Естественно, в таких условиях Лилька воспринималась как равная - и она все делала довольно быстро, а главное, без нытья.
    На следующий день я чувствовала себя так же скверно, но отказалась от дневки, и мы прошли по дороге мимо родника, через Пятую балку на шоссе, а по нему - до Мангупа. Там мы встали на лесной дороге возле ручья, и Мишка с Лилькой убежали смотреть Мангуп-Кале, а я постелила в палатке и сварила ужин к их приходу.
    От озерца под Мангупом мы прошли вверх по дороге мимо вершины Два Татарина, но не стали спускаться в Богатое Ущелье, а прошли дальше, полюбовались окрестностями со смотровой площадки на горе Лысая и пошли дальше, через перевал Бечку. Там мы нашли ручеек и встали, очень довольные тем, как далеко ушли за этот день. Зато весь следующий день мы блуждали, пытаясь разобраться, соответствуют ли хоть чему-нибудь дороги, обозначенные на наших картах. В конце концов мы смогли точно сориентироваться, но к тому времени Лилька так устала, что мы заночевали снова на дороге в буковом лесу, чуть не доходя урочища Ай-Димитрий.
    Погода все дни стояла чудесная, теплая и солнечная, с легким ветерком, а дождик если и был, то только ночью, и он нас на пугал. Вокруг нас все зеленело, над полянками белых и сиреневых цветов кружились белые бабочки-капустницы, пели птицы, журчали ручейки - благодать! Серые гладкие стволы буков возвышались по обеим сторонам дороги, а их молодая светло-зеленая листва светилась на солнце на фоне рыжеватых склонов, покрытых толстым шуршащим ковром старых листьев. Дорога вилась серпантином по склону горы, то спускаясь к ручью, то оставляя его бурлить далеко внизу. Ручей падал с камней, разбиваясь на множество искрящихся брызг, и мы вскоре устали фотографировать водопады.
The Small Kanion of Crimea
    На следующий день мы утром вышли к урочищу Ай-Димитрий, в котором расположена метеостанция. Мы оставили возле домиков рюкзаки, и я пошла показывать Мишке и Лильке здешние красоты. Дело в том, что неподалеку от этих домиков находится красивейшее место, называемое Малым Каньоном - нам его показали два года назад одни ребята из Севастополя. Каньон со множеством водопадов и естественных пещер, возникает прямо на ваших глазах: только что были обычные холмы, покрытые кустарником, и вдруг они расступились, дав место потрясающему зрелищу! Над водопадом растут горные пионы с невысокими пушистыми листьями. При нас они еще не цвели, но на каждом был толстый розовый бутон. Мы долго лазили по обрывам над водопадами, и потом вылезли по скальной стенке на другую сторону каньона.
    К вечеру мы поднялись на яйлу возле Чайного домика и спустились вниз по дороге почти до шоссе. Там мы встали возле водопада на речке Малый Коккоз, которая впадает в Коккозку возле Дуба.
    А на следующий день у нас была радиальная вылазка в Большой Каньон! До того я видела Каньон только сверху, а на этот раз мы прошли низом до так называемой Ванны Молодости. Воды в речке было много, вокруг было зелено, из-под земли били ключи, причем один - очень мощный, целая река! Красота неописуемая! Мишка даже искупался, а нам с Лилькой хватило того, что мы переходили речку вброд в одном месте. А потом мы полезли вверх по скалам и выбрались на стенку каньона и на верхнюю тропу, причем все это время перед нами открывались виды один другого лучше!
    А потом мы спустились в Соколиное, сели в такси и доехали прямо до Севастополя, а там - до Херсонеса. Там мы снова бросили рюкзаки и пошли бродить по развалинам древнего города. Палатку мы поставили там же, под городской стеной, и еду готовили на новой газовой горелке. Я пришла в полнейший восторг от этого изделия - просто и удобно, как домашняя газовая плита, не то, что примус! Взял баллон, подсоединил к горелке шлангом - и можно включать. И не воняет ни капельки - ни при готовке, ни когда несешь! Надо теперь разжиться где-нибудь набором специальной посуды для такой горелки - и все будет отлично!
Mike with a lizard
    Все утро мы с Лилькой копошились на пляже, собирая красивые камушки и ракушки. Больше всего Лильку потрясло, что Мишка не только не ругался на нас за то, что мы заняты такой ерундой, но и оценил наши находки! Лилька нашла камешек с дыркой - Куриный бог - и клешню краба, а я - кучу красивых камней.
    А потом мы успели еще погулять немного по городу, вышли на набережную, Мишка нам накупил разных фенечек - кораллов, ракушек, бусов из кизиловых косточек... Лилька была просто в восторге - мама бы ей ничего такого не купила!
    Потом мы полюбовались из поезда на корабли и подводные лодки, стоящие в бухте - и прощай, Севастополь!
    Вот так мы замечательно сходили - тепло, уютно, радостно! Нам было очень хорошо втроем, мы много играли, рассказывали разные истории...