Мышкин дом     Карта сайта    Книжка про Гришку    туристята    наши новости

Кац Женя

Крым - май 2002
Хорошо в Крыму весной!     В этом году мы долго думали, как быть с майскими праздниками: с одной стороны, очень хочется в Крым, с другой стороны, наши дети пока не ходоки, для них и 5 км - утомительно, так что пешком с ними ходить явно не получится. В итоге идея Крыма победила - мы пристроили детей к знакомым, а сами отправились в Крым.

Нас было 6 человек: мы с Димкой, Лада Бакал, Вика Ващенко, Настя Спиро и Валя Буров. Мишка Рязанский до последнего дня собирался идти с нами, но потом передумал и остался на работе. И пришлось мне взять руководство на себя. Честно признаюсь, получалось у меня не очень-то хорошо, особенно туго шло ориентирование. В сложных местах все шло более или менее сносно, зато в тривиальных местах я ухитрялась заблудиться, так что мы неоднократно ходили кругами и петлями. Впрочем, добрые мои ребята уверяли, что так им даже нравится…
     Компания у нас была необычная: два парня и 4 девушки, причем до похода далеко не все участники были знакомы между собой. Когда мы с Димкой собрались идти в Крым, наш друг Андрей Парнасов порекомендовал нам свою знакомую Вику. Мы позвали Вику на два дня на катамаранах, чтобы познакомиться с ней до похода - и тут же прониклись к ней глубокой симпатией. Вика - человек спокойный и разумный, веселый и приятный во многих отношениях. На катамаране с нами плавали мои дети - и Вика тут же проявила себя как внимательный и заботливый воспитатель, который, к тому же, весьма аккуратно выбирает слова при разговорах с детьми. У Вики был опыт походов в пещеры, она ходила в самые разные походы, и в походе с ней быть - одно удовольствие.
     Лада - моя знакомая, у нее дочке 4 года, как и моему Гришке. Я с ней общалась когда-то очень давно, когда детям было около года, и с тех пор ее не видела. Лада в походы давно не ходила, зато она ездит на работу на велосипеде, бегает, 3 раза в неделю ходит в спортзал. Лада - девушка очень эмоциональная, веселая и активная, все время всем старается помочь. В Крыму в горах она не бывала, и очень обрадовалась, когда я пригласила ее пойти с нами.
     Настя - солнышко, ее я знаю дольше других - мы с ней вместе ходили на Алтай, когда Галка еще сидела в "кенгурушке". Настя - человек сильный и уравновешенный, и в походе старается брать на себя мужские дела - таскает тяжести, разводит костер, ходит за дровами, моет котелки… Впрочем, в этом походе у нас все девушки норовили сделать любую работу как можно быстрее, и просить ни о чем не приходилось.
     Димка в походы начал ходить год назад, познакомившись со мной, но с тех пор многому научился, и "чайником" его никак не назвать - толковый мужик, с которым рядом спокойно и надежно при любых обстоятельствах.
Валя Буров
     Валя - самый младший участник нашего похода, как по возрасту (23, в то время как остальным 27-30), так и по наличию, точнее, отсутствию опыта. Валечка - домашний ребенок, но два года назад он предпринял героический шаг - уехал на месяц путешествовать автостопом, побывал на Байкале и в предгорьях Алтая, и тем же способом вернулся домой. Автостоп многому научил Валю, но походного опыта это, увы, не заменяет. Ходить подолгу, да еще с рюкзаком, Валька не привык, ибо в городе он всюду ездит на машине. Валька - человек тихий, исполнительный и добрый, но в этом походе вел себя как единственное балованное дитя - непрерывно требовал к себе внимания и заботы. Если попросишь - сделает, но сам - не догадается. В целом, с Валькой было вполне приятно в несложном походе типа Крыма, но в серьезные горы его брать пока рано.

Маршрут наш был весьма разнообразен: мы осмотрели три древних пещерных города: Эски-Кермен, Шулдан и Мангуп, потом побывали в Малом и в Большом каньоне Крыма, и под конец влезли на Ай-Петринскую яйлу и спустились к морю, в Ялту. Там мы переночевали в лесу возле Ливадийского Дворца и провели полдня в Никитском ботаническом саду, потом искупались, а последнюю ночь провели возле ручья на Ангарском перевале.
     Там мы разделились: Дима и Вика полезли на Чатыр-Даг смотреть пещеру Мраморную и остальные, а остальные четверо уехали в Симферополь и вернулись в Москву.
     Ходили мы с 1 по 8 мая, год выдался теплый и солнечный, воды было мало, зато все деревья, кусты и травы в цвету. Май в Крыму - благодатное время, еще не очень жарко, и очень красиво, все цветет и благоухает.
пионы цветут на склонах гор
     Туда мы ехали на поезде № 25 Москва-Севастополь, и плацкартные вагоны были весьма грязными и зачуханными. То ли дело фирменный поезд "КРЫМ" № 68 Симферополь-Москва, на котором мы возвращались - там в плацкарте была такая красота и чистота, и мягкие сиденья, и зановесочки - шик!

По пути туда, в Туле, мы услышали чудесный текст продавца пряников: -Берите пряник к празднику! Христос - как его там? - А… воскрес!

Мы приехали в Бахчисарай 2-ого утром, и сразу договорились с двумя таксистами, что те отвезут нас к подножию пещерного города Эски-Кермен. Деньги (доллары на гривны) мы обменяли еще в поезде, так что задержки не возникло, и в 9 утра мы были уже на Эски. В Крыму многое изменилось с тех пор, как я была тут 5 лет назад. Например, под Эски-Керменом нынче стоит контролер и продает билеты на осмотр пещерного город, а рядом стоят ларьки с чипсами и шоколадками, и даже небольшая кафешка, а рядом - огороженная забором и охраняемая собаками частная территория. Ну ни фига себе!
     Парень, который продает билеты, хотел было взять с нас по 4 гривны, но мы зароптали, что, мол, мы - бедные студенты. "Ну хорошо, - согласился парень, глядя на меня с моими косичками, - если студенты, то тогда по 1 гривне! А вы-то - взрослые?" - обратился он к Диме и Ладе. На это Ладочка с таким возмущением пропищала "Я - аспирантка!", что парень сник и взял с нас по 1 гривне, да еще согласился присмотреть за нашими рюкзаками.
     Внизу у болотца мы услышали, а потом и увидели изумительных изумрудно-зеленых лягушек, а когда начали подъем, то встретили великое множество ящериц всех цветов и размеров. В буковом лесу у подножия пещерного города мы увидели множество необычных для наших краев цветов, и в том числе розовые лесные пионы и какие-то представители орхидейных. Мы взобрались по тропинке наверх, на плоскую часть, поросшую невысокими дубами и буками, и принялись лазить по пещерам. Весной в Крыму все цветет

Пещерные города в Крыму возникли давно - многие из них датируются 6-8 веком нашей эры, и с тех пор во многих из них жили люди. На Эски-Кермене сохранилось великое множество рукотворных пещер, пещерные монастыри с фресками, колодцы и виноградо-давильни, подвалы и жилые помещения. Многие пещеры расположены в два и даже в три яруса, одни над другими, сохранились колеи, петли для привязывания коней, полки и подставки, видно, где были мостки и дверные проемы, ограды и заборчики. Некоторые пещеры расположены в ряд, длинными галереями. И, пожалуй, самое интересное - на Эски-Кермене есть 70-метровый колодец с винтовой лестницей, выдолбленной внутри камня, и в этом колодце есть проход к подземному источнику, который в прежние времена снабжал защитников крепости питьевой водой.
     Мы бродили по пещерам, фотографировались в развалинах пещер, выглядывали через древние окна крепостных башен, а в одной круглой комнате мы собрались вшестером, взялись за руки и загудели. (Есть такая техника "гудение божественной пчелы", вот мы ее там и вспомнили…)
     Потом мы спустились вниз, и Димка с Викой сбегали к роднику, который расположен на склоне напротив Эски. Когда мы вернулись к своим рюкзакам, то на площадке у подножия пещерного города толпились пляжники с магнитофонами, стояло 6 экскурсионных автобусов и больше десятка таксистов.
     Мы взяли рюкзаки и двинулись в путь. По дороге мы дошли до трубы, у которой многие набирали воду. Лада тут же познакомилась с двумя ребятами, которые собирались идти на пару дней в пещерный монастырь Шулдан, и стала рассказывать девушке, как самой сделать линогравюру. А я в это время посмотрела на карту, и поняла, что мы не хотим идти на Мангуп со стороны "пальцев", а хотим пройти как раз через Шулдан.
     Так мы и сделали - повернули направо в Пятую Балку, поднялись по тропе мимо озера и родника, и там остановились на обед. Около озера тоже стояло несколько групп туристов, а также грузовик и пара машин. Ну-ну!
     Мы прошли мимо озера и вышли на поле. Там нам бы следовало оставить рюкзаки, но мы решили сходить на Шулдан с рюкзаками (а зря). Дорога идет вниз, а тропа к пещерному монастырю Шулдан начинается слева от дороги в углу поля. Тропа идет, не снижая высоты, через колючие кусты, и выходит к нависающим скалам и выветриваниям, и там же в скале вырублен пещерный монастырь.
     От монастыря вниз через кусты по крутому склону идет спусковая тропа, которая выходит на ту же самую дорогу, а есть, говорят, и тропинка прямо к Мангупу, но мы решили не экспериментировать, и вернулись на пологую спокойную дорогу. Вышли на асфальт и пошли влево, и почти сразу поймали машину. В нее погрузили 3 тяжелых рюкзака, и меня с Ладой, а остальные дотопали пешком.
     Я нашла удобное место для ночевки под "пяткой" Мангупа, и там, на уступах, чуть отойдя от края поля, мы и поставили свой первый лагерь. Развели костер, поставили палатки среди сосенок, потом ребята сходили на Истоки за водой, и вскипятили чаю…

Второй день начался с осмотра пещерного города Мангуп-Кале. Эта крепость расположена на скальном отроге, сверху похожем на лапу с 4 пальцами. Мы карабкались туда по тропе почти час, потому что от быстрого подъема у меня начинает кружиться голова. К тому же, у Димы заболела коленка, Настя с Валей бегали в лагерь искать эластичный бинт - но это была как раз та самая вещь, которую мы ухитрились забыть. Мангуп-Кале гораздо больше, а пещер на нем меньше. Как раз в том месте, где поднимается наверх наша тропа, расположен пещерный монастырь, на крайнем пальце есть дозорная башня, а посредине есть остатки крепостной стены - цитадель, перегораживающая плоскогорье между первым и вторым пальцем.
     Сама цитадель возвышается на три этажа, сохранилась широкая стена, арки, окошки с резными украшениями, часть укреплений. Рядом был расположен храм крестообразной формы, от которого уцелело только основание. А на первом пальце дозорная башня, ступени и комната для охранников крепости, на самом плоскогорье - пещеры по всему периметру, подвалы и жилые комнаты.
     Мы бродили по Мангупу часа три, потом слопали шоколадку и спустились по той же тропинке к своему лагерю на краю поля. Там мы сварили еду (то ли поздний завтрак, то ли ранний обед), поели, собрались и отправились дальше.
     В этот день мы планировали мимо горы Два Татарина пройти на перевал Бечку и заночевать где-нибудь там на одном из ручьев около метеостанции Ай-Димитрий. У меня уже с самого утра не было уверенности в том, что нам это удастся - уж больно плохо я знаю этот кусок дороги, да и на Мангупе мы провели больше времени, чем я рассчитывала… К тому же, с кем бы я ни ходила по Крыму, почему-то именно на участке от Мангупа до Соколиного все руководители бродили туда-сюда, ругали несовершенные карты, теряли тропу и шли по азимуту.
     В итоге я, не доходя даже до плановой тропы и родника Истоки, свернула с дороги прямо за озером "Г"-образной формы, и дальше мы, перейдя поле, углубились в лес. Тропой там и не пахло, зато было полно бурелома и колючих кустов.
     Леса в Крыму во многих местах посажены - они укрепляют оползающие склоны. Для этого трактором проложены "дороги", на которых, на равном расстоянии друг от друга, растут молодые сосенки.
     "Дороги" эти расположены горизонтальными ярусами, одна над другой, и по ним идти куда проще, чем продираться напролом - но нам-то надо было вверх, а не вбок. Мы некоторое время бродили по этим ярусам, потом, цепляясь зубами и когтями, перебирались выше, на следующий ярус, некоторое время шли горизонтально по ярусу в надежде встретить нормальную дорогу, и в конце концов лезли выше. Устали мы изрядно, но ориентировались мы достаточно точно, и дорогу нужную в конце концов нашли. Более того, по этой лесной дороге, петляющей в высоком буковом лесу среди гладких серых стволов, шли мы так быстро, что таки сумели пройти туда, куда наметили…

На дороге видели мы немало интересного, было много деревьев с очень причудливыми стволами и ветками, были удивительные пни и коряги, а на одной поляне, где мы надеялись найти родник или колодец, вместо этого нашлись стол под навесом и… качели, сделанные из бревна, перекинутого в развилку толстого пня. Настя с Викой, обрадовавшись, тут же уселись на качели, и с хохотом принялись качаться.
     На этой дороге нас обогнал очень пижонский джип, а какая-то иномарка сидела, завязнув в болотце, там, где дорогу пересекал ручей. А мы топали все выше и выше, и все еще не были до конца уверены, та ли это дорога, и туда ли она нас выведет.
     Часов в шесть вечера мы вышли наконец выше края леса, и я тут же вспомнила это место, и поняла, что это именно та дорога. Ура!
     Мы на радостях устроили долгожданный перекус, а заодно и оделись, ибо к вечеру стало прохладно.
     Мы пошли вверх по дороге, вышли из-за кустов на очередную поляну - и остановились, увидев поляну цветов редкой красоты. Там, на окруженной кустами полянке, было целое море горных пионов с густыми и узкими, как у укропа, листьями, и поразительными красными цветами.
     Вика тут же, не снимая рюкзака, встала на коленки и начала фотографировать эти дивные цветы. А Димка - тоже с рюкзаком - встал на колени перед цветком, чтобы понюхать его.
     Мы шли по ровной дороге среди пионов, утомленные долгим подъемом и продиранием через кусты, и любовались этими сказочными цветами…

В 7 вечера мы вышли на перевал Бечку, вошли в заповедник, прошли по дороге через еще одну поляну с такими же дивными пионами, и наконец нашли хорошее местечко для ночлега. Мы свалились с тропы чуть ниже, к небольшому ручейку, поставили в сумерках палатку, и уже в темноте развели костер. Мы старались не шуметь, но неподалеку от нас стояла лагерем большая группа школьников из Днепропетровска, и те шумели, орали и топали, как слоны, и вскоре нас почтил своим присутствием лесник. Мы были усталые, голодные и тихие, с лесником не спорили, но прикидывались дурачками, и этот номер нам прошел. Сначала лесник грозил судом и штрафом в 300 гривен за квадратный метр нового кострища, да еще и в заповеднике нами сотворенного, но в конце концов он, не взяв с нас денег, ушел, договорившись, что мы сегодня уж доделаем еду, а завтра костер жечь не будем, и кострище это замаскируем, чтобы никто не нашел.
     Так мы и сделали - спрятали головешки, засыпали сухими листьями погашенный костер, и утром отправились в путь без завтрака.
     Мы добежали по дороге до метеостанции, и в одном из домов купили 2 литра парного молока. Потом мы подошли к роднику - и вот тут, когда до Малого Каньона оставалось каких-нибудь 15 минут ходу, я опять заблудилась. От родника идет дорога - и тропинка, и я почему-то решила, что эта тропинка выведет нас прямиком к водопадам.
     Мы шли и шли через лес … и вышли на верхнее пастбище! Правда, там тоже было очень красиво, и тоже цвели пионы, и росли такие симпатичные сосенки… Но все же пришлось нам вернуться обратно к роднику, и пройти нормально, по дороге мимо озера.
     Воды в этом году мало, весна ранняя и теплая, и поэтому ручей в Малом Каньоне почти пересох, а водопадов не было и в помине. Все же, вид там открывается чудесный, и мы туда сходили с фотоаппаратами. А обедали (или завтракали?) мы прямо у дороги, там, где дорога от Ай-Димитрия на Родниковое пересекает ручей. Мы развели костерок между камнями в сухом русле, и сварили кашу, а еще нагрели воды, и все помылись, Валька, Вика и Лада, и Димка вымыли головы, а Валечка даже побрился! А мы с Настей ограничились тем, что разделись, и полезли в ближайшую ванну, и там сполоснулись. И конечно, как раз в тот момент, когда мы обе в наряде Евы плескались в ручье, за спиной у нас раздался приглушенный возглас - это вышли из-за кустов те самые школьники из Днепропетровска.
     -С легким паром! - мрачно пробурчал их руководитель, поспешно уводя свою группу дальше по дороге…
     В этом же месте мы встретили троих ребят из Москвы - показали им Малый Каньон, обменялись координатами и договорились устроить общий "гусятник".
     Мы их угостили молоком и поделились с ними сухофруктами, а они нам дали эластичный бинт для Димки.
     Возле Ай-Димитрия мы обнаружили на Димке клеща, и Вика с Настей и Ладой принялись колдовать и суетиться. Валька надулся, и сказал, что он тоже хочет клеща, чтобы вокруг него все девушки бегали.
     После обеда мы неторопливо собрались, вернули хозяйке банку из-под молока, и пошли по дороге на Чайный домик. Туристы шли нам навстречу огромными толпами. Едва кончалась одна группа, как вслед за ними топали другие - взрослые и дети, из самых разных городов России и Украины, с самым разным снаряжением, веселые и грустные, шумные и тихие… Тропа там несколько раз идет вверх-вниз, поэтому мы изрядно вымотались, пока дошли до вертолетной площадки. Жители Чайного домика тоже были утомлены толпами туристов, молоко продавать отказались, и только мрачно указали нам, где начинается быстрая спусковая тропа.
     На тропе мы сели перекусить, и Валька сказал, копаясь в рюкзаке, и обсуждая со мной, что вынимать: "Что достану первым, то и будем есть. О! Куртка!"

Вика, протягивая чашку, просит: "Мне еще треть бутылочки молока!" (Хотела-то она треть чашки, а получилось очень смешно)

Димка забрал мою чашку с шиповником. -"Вообще-то, это моя чашка!" - намекнула я. - "Хорошо!, - ничуть не смутившись ответил Димка, - я с тобой поделюсь!"

Мы посыпались вниз по тропинке, срезающей петли серпантина, и вышли на дорогу. Как раз в этот момент одни из встреченных нами ребят сказали роковую фразу: "Ну, дальше-то по дороге - там вы не заблудитесь!"

Мы вышли на дорогу - и пошли по ней не в ту сторону!
     Шли довольно долго, минут 20, потом только сообразили, что тут что-то не то… Вернулись, и вскоре вышли на смотровую площадку напротив горы Орлиный Залет - ну и красота!
     Там росли огромные желтые цветы, и видны были скалы и обрывы Орлиного Залета… Мы спустились еще немного и заночевали чуть ниже Юсуповского озера (и чуть выше водопада Серебряный). Там около ручья горело два костра, и мы сначала собрались встать поодаль на склоне, но Димка побежал на разведку.
     Вернулся он очень довольный, сказал, что нас приглашают к одному из костров. При этом он сказал гениальную фразу: "Там две девушки - и такие ровные места для стоянки!" Мы с Ладой и Викой ехидно поинтересовались у Димочки, к кому именно он обращается с такой рекламой. А девушки и впрямь были симпатичные, мы с ними рядом очень мило переночевали.

Настя, взглянув на небо в середине дня, сказала: "О! Уже звезды сквозь небо видно!"

Вечером, сидя у костра, Вика говорит: "Я буду чистить зубы на зиму!"

Чуть позже, когда мы еще сидели у костра, а Валька с Ладой что-то оживленно обсуждали в палатке, Настя сказала:
     "То-то Лада и Валька там без нас мерзнут - мы ведь их обычно по бокам греем!"
     "Пускай сами спариваются!" - мрачно ответила на это Вика.

5 мая утром девушки из Запорожья угостили нас куличом в честь Пасхи, но на этом наш праздник только начался - как раз, когда мы собрали рюкзаки и были готовы тронуться в путь, снизу пришли наши друзья - Андрей Парнасов, Мишка Лунев, Стас, Танечка и Ленка! Они гуляли по Крыму на 4 дня дольше, и мы не договаривались с ними о встрече, тем приятнее было их увидеть! водопад Серебряный

Мы вместе спустились к водопаду Серебряный, где за водопадом есть сквозная пещера, там некоторое время фотографировали, и пошли вниз, к ресторану и дому лесника. Мы подошли к мостику через Коккозку, заплатили по 2 гривны с человека за посещение Большого Каньона, и пошли вместе с Парнасиком к Почтовому Дубу.
     Около Дуба, чуть выше, в расщелине между камнями, мы спрятали рюкзаки, взяли с собой куртки и перекус, и пошли смотреть Каньон. Стас очень возмущался, что у них не будет горячего обеда, Мишка Лунев всячески его уговаривал и оправдывался, а мы только диву давались, слушая это. Мы на обед брали перекус из сухофруктов и бутылку заваренного утром каркаде - и были вполне довольны.
     Времена изменились: нынче к ресторану приезжают автобусы с пляжниками- экскурсантами, дамы на каблуках с малыми детьми ходят вместе с туристами к Ванне Молодости, около Ванны стоят бойкие молодые люди, продающие пирожные и вино в разлив, там играет музыка, и шумят отдыхающие… Туристы с рюкзаками там тоже встречаются, но их - меньшинство…

Мы поднялись чуть выше Ванны Молодости, и остановились на обед. Перекус устроили общий, угостили друг друга.
     Настя, Димка и Стасик купались, остальные смотрели с берега. Воды в Каньоне в этом году мало, приток, вытекавший из подземной пещеры, пересох начисто, и мы шли зачастую не по тропе, а по камням прямо по руслу.
     Когда мы собрались идти назад, налетел дождь, и всю обратную дорогу мы шли под дождем. Быстренько взяли рюкзаки, и пошли наверх. Мы прошли от Дуба направо до таблички с указателем "Голубое озеро", и в этом месте свернули на верхнюю тропу. Минут за 45 мы поднялись по крутой тропе до ручейка, посидели там, и минут через 15 вышли на смотровую площадку над Большим Каньоном. Подумать только, три часа назад мы были внизу, обедали там и купались, а теперь смотрим с высоты на эту фантастическую щель, на эти отвесные скалы, и сосны с темными плоскими кронами! Где-то далеко внизу ручей, образующий водопады, перетекающий из одной каменной ванны в другую. А здесь, на высоте, такие сказочные просторы, и такая красота! Горы, покрытые густым зеленым мехом лесов, изгибают свои спины, подставляя нам под ноги свои бока. Мы здесь бываем не часто, но мы - не чужаки, мы - часть этой природы, мы свои в этих горах… Река Коккозка в Большом Каньоне Крыма

Мы вышли по тропе над обрывом на следующую смотровую площадку. Впереди за ручьем видна лощина, где располагается плановая стоянка Бойко, но мы-то хотели сегодня пройти немного повыше, чтобы завтра меньше лезть.

Мы прошли последнюю смотровую площадку, кинули прощальный взгляд на каньон, и вышли на тропу, обходящую ручей и плановую стоянку Бойко. Тут нас дожидался Андрюшка Парнасов, который пригласил нас переночевать рядом с ними и завтра отметить вместе день рождения Стасика. Времени было 5 вечера, и мы были настроены идти дальше. И в группе нашей произошел раскол: Настя хотела стоять здесь и пообщаться с Андрюшкой и Мишкой, а все остальные не хотели стоять со Стасиком, и требовали идти дальше.
     "Пять часов - это рано, мы всегда идем до восьми! Мы в сумерках встаем!" Но на самом деле ребятам просто не понравилась атмосфера напряженности, обид и конфликтов между Стасом и Таней, и стоять рядом с ними не хотелось. Встретить их утром было очень приятно, а идти мы решили отдельно. В итоге мы попрощались с Андреем, передали Стасу наши поздравления, и пошли дальше.
     Перешли ручей и пошли по дороге, которая плавно набирала высоту. И чем дальше мы шли, тем чаще я смотрела на компас, и тем меньше мне нравилось, что он показывает. За час мы поднялись через лес на плоское место, и я убедилась окончательно, что это - не та дорога, и стоим мы на горе Бойко, а дальше эта дорога спустится к селу Счастливое. Мы достали карту, сориентировались, посмотрели на скалу Орлиный Залет и гору Хуш-кош, на купола на Ай-Петри… Мы были с ними почти на одной высоте, но нас разделяла долина, заросшая такими густыми колючими кустами, что мы приняли грустное, хотя и верное решение - идти обратно по той же дороге. Мы в 7 вечера спустились на стоянку Бойко, но и на этот раз не захотели ночевать у Парнасика, а за 45 минут прошли по тропе, которая начиналась чуть ниже, с поляны, и круто карабкалась вверх-вниз по лесу. Как только тропа спустилась обратно к воде, мы остановились на первой же полянке, и очень мило там переночевали. Развели большой и теплый костер, сварили свекольный суп… Народ потребовал чего-нибудь вкусненького к чаю, и я вынула пакет изюма в шоколаде. Сей продукт был поименован "фигня", и весь остаток похода назывался только так. "А мне дай немножко фигни!"
     Вечером, когда все сидели у костра, было несколько смешных эпизодов, когда Лада всем объясняла, где искать миску, потом заварку, потом халву.
     -"Это у Димы в районе коленок! А это у Димы в районе голеностопов!"
     Мы долго рылись, и находили искомое как раз у Димы под пятой точкой.

Сегодня утром выясняли, кому сколько лет. Выяснили, что Вика - самая старшая, ей уже 30, Ладе 29, Димке 28, мне 27, Насте 26, а Вальке 23.
     Когда все поужинали, Валя произнес:
     "Я помою твою миску, Вика, из уважения к твоим годам!"
     Вика долго гонялась за Валечкой с очень грозным видом, а мы дразнили, и при каждом удобном случае говорили Вике "из уважения к твоим сединам!" Мы стоим возле водопада Серебряный

На другой день мы вскочили в 7.30. Ночь была холодная, да и утро не жаркое. Мы развели костер, отогрелись, зачирикали. Сварили кашу с изюмом, поели - и начали тормозить, и несколько групп, ночевавших на стоянке Бойко, прошли мимо нас, пока мы собирали рюкзаки.
     Димка впервые за поход надел шорты, и Валька тоже. Мы пытались их уговорить, что это - не к добру, но они не вняли. Эх!
     Вышли мы в 11, и некоторое время шли через серию стоянок, расположенных у воды, где тропа раза четыре переходит с одного берега ручья на другой. От источника тропа начинает круто лезть на левый по ходу берег, через высокий буковый лес. Потом тропа выходит на перегиб, и дальше идет более полого, по гребню или около гребня. И вот тут нас накрыла непогода. Сначала начался мелкий дождь. "А, фигня, не будем одеваться!" - решили мы, и продолжили подъем под усиливающимся дождем. Скоро это был уже изрядный ливень, причем с градом. Мы промокли насквозь и изрядно замерзли, поэтому наверху, около небольшого снежника, остановились и надели все же куртки - и даже шапки. Стало теплее, хотя и не сильно. В 13 мы вышли наверх, на Ай-Петринскую яйлу, и в короткий сухой перерыв, сверившись с картой, проследили свой маршрут. Видели вдали Мангуп, а впереди, совсем уже близко - те самые купола, которые мы видели еще во второй день.
     Под дождем и градом мы вышли на шоссе и зашагали к верхней станции канатной дороги. Когда мы остановились перекусить, добрая Лада оглянулась на долину Большого Каньона, затянутую фиолетовыми тучами, и сказала:
     "А в Каньоне-то, небось, град! С днем рожденья, Стасик!"
     Мы уговаривали замерзшего Вальку одеться потеплее, и найти в рюкзаке штаны. "Не, штаны у меня не мерзнут!" - возразил нам Валя.
     В 15.30 мы пришли к верхней станции канатки - там понастроили кафешек и всяких домиков, там дают напрокат лошадей, но при той погоде, что творилась, нам хотелось только одного - теплого и сухого места с крышей над головой. Мы свалились вместе с рюкзаками в одно кафе, там перекусили, и поняли, что на фуникулере ехать в такую погоду нам не особо хочется - все равно сплошные тучи кругом.
     Мы планировали сходить в пещеру Трехглазку, которая неподалеку от канатки, но выходить лишний раз из-под крыши на холод и дождь - нет, этого нам уже совсем не хотелось. И тут Валя, вспомнив свой опыт автостопа, посадил нашу группу в две экскурсионные маршрутки, которые ездили на Ай-Петри из военного санатория в Ялте. Нас привезли к беседке, потом мы смотрели водопад Учан-Су, и Димка там вскарабкался довольно высоко, а потом мы договорились с водителями, и они нам рассказали, где можно переночевать в Ливадии.
     Мы попросили девочек, которые играли в мяч около дома, и они нам налили питьевой воды в бутылки, и мы отправились мимо императорского дворца в Ливадии, по Солнечной тропе, мимо ротонды - пересекли шоссе и чуть выше тропы обнаружили ту самую полянку, про которую нам рассказал водитель. Мы поставили там палатки, а костер разводить не рискнули, и готовили на горелках.
     Я была рада, что не пришлось снимать комнату и ночевать в доме - по моему опыту, подобные ночевки часто портят настроение, группа начинает хандрить и ссориться, ритм лесной жизни нарушается, и сталкивается с городским.

Последний день мы провели великолепно - мы гуляли по Никитскому ботаническому саду, любовались бамбуковыми рощами, столетними дубами, акациями и цветущим миндалем, розами и тюльпанами, пальмами и плакучими ивами… наверху, на Ай-Петри, по-прежнему висела хмарь. Миндаль цветет в Ботаническом саду
     "В одних садах цветет миндаль,
     В других - метет метель.
     В одних краях еще февраль,
     В других уже апрель!"

Мы бегали по саду, собирали шишки, лавровые листики, фотографировали, а потом пошли в дегустационный зал и там напробовались всяких вкусностей - фиников, варенья из лепестков роз, протертое фейхоа, соленые оливки, грецкие орехи в меду…

Потом мы спустились к морю и искупались. Все были счастливы - валялись на гальке и наслаждались морем и солнышком. Я насобирала для своих деток целый мешок морских камушков и стеклышек.

Когда мы с девчонками пошли в платный туалет, кассирша, взглянув на нас, переспросила: "Дети?" "Дети, дети!" - загалдели мы, размахивая косичками и подпрыгивая от смеха.
     "Тогда 1 гривна со всех!"

Вечером мы добрались - с некоторыми приключениями - до Ангарского перевала. Маршрутка привезла нас на остановку Ай-Даниль, и там мы ждали довольно долго. Валя остановил КАМАЗ, и на нем уехали мы с Димкой, а остальные еще час ловили хоть что-нибудь, ибо даже плановые маршрутные троллейбусы не желали нас брать. В итоге они поймали за хвост троллейбус, и в сумерках мы заночевали у ручья слева от Ангарского перевала.
     Согрелись у костра, но настроение было немного печальное - ведь завтра мы уедем в Москву, а Дима с Викой пойдут на Чатыр-Даг смотреть пещеры…

В последний день мы вскочили в 6 утра, разделили вещи, собрали рюкзаки. Потом встали вшестером, обнявшись, и еще раз загудели.
     Мы попрощались, вышли на остановку и почти сразу поймали маршрутку, которая отвезла нас в Симферополь прямо на ж.д вокзал. Там мы оставили Валю на рюкзаках, а сами побежали в магазинчик "Second hand" и там за копейки накупили себе летних одежек. Потом пошли на рынок и купили еду на поезд - творог, мед, сыр, огурцы, помидоры, и даже клубнику. А Валька, пока нас ждал, слопал три порции мороженного, и наелся так, что даже клубнику не захотел…

В 11.15 мы сели в фирменный поезд "Крым", и под мелодию "Прощание славянки" уехали из Симферополя. Прострел в Крыму весной растет на каждой яйле

А Дима с Викой в тот же день поднялись на Чатыр-Даг, причем они не нашли тропу, и влезли через верхнее плато, а потом уж спустились оттуда на нижнее плато. Зато они там видели подснежники и мои любимые цветы - прострел, или сон-трава. Это такие фиолетовые колокольчики на толстой мохнатой ножке, и покрытые серебряным пухом!
     Они переночевали на плато, сходили в пещеру Мраморная, а последний день провели в Алуште у моря. Ночевали перед поездом они снова на Ангарском перевале - там уютное местечко.

Мы с Валей пришли на вокзал встречать Димку и Вику, а еще через три дня собрались все вместе у Лады дома - смотрели фотографии и радовались, что мы снова вместе.