Фотографии     Оглавление

Кац Женя

Прага

Вот уже целый год прошел с тех пор, как мы побывали в этом сказочном городе, а я никак не могу забыть эти узкие улочки, булыжные мостовые и черепичные крыши, эти мосты и набережные, эти острые шпили... Мы провели в Чехии всего неделю, а воспоминаний осталось великое множество!
roofs of Praga from the tower named 'staromestska ratusha'
    Вообще-то, мы с моим мужем Мишкой поехали в Чехию случайно, поддавшись на уговоры моей мамочки. Она-то долго изучала всякие путеводители и фотоальбомы, прежде чем решить, куда им с Лилей поехать, и Прагу они выбрали не случайно. А мы просто согласились с их выбором и составили им компанию в этой поездке. Сразу скажу, что Чехия покорила всех нас, и мы все были в полном восторге от этой поездки.
    Мы решили не связываться ни с какими турагенствами, а поехали сами. Купили билеты, купили "ваучер" (бумажку вместо визы, которую у нас, кстати, никто так и не спросил за всю поездку), сели в поезд и поехали. Нас было четверо: мы с Мишкой и моя мама с Лилькой, моей младшей сестрой, которой в тот момент было 12 лет. Мой брат Боря ехать отказался, сказав, что не любит ходить и смотреть города. А зря: Прага - это нечто особенное!
    Итак, мы сели в поезд, причем номера вагонов в нем были трехзначные! Сразу скажу, что поезда туда ходят очень смешные, с маленькими узкими купе, в которых есть три полки одна над другой. Нам такая планировка совершенно не понравилась, поскольку в таких купе очень тесно. Полки на день проводники складывают, и получаются кресла наподобие самолетных - прилечь днем негде, столик крохотный, а прямо под ним умывальник.
    Очень забавно было наблюдать, как вагоны на границе пересаживали на другие колеса (в Европе другая ширина между рельсами). Весь поезд расцепили, загнали в специальный ангар, подняли домкратами и выкатили из-под всех вагонов колеса, а потом подкатили другие и прицепили их, постепенно опуская вагоны.

Мы оба раза проезжали на поезде через Польшу. Нас предупреждали, что в Польше частенько грабят поезда, но мы не ожидали, что дело достигает таких масштабов! Воры заходят в каждое купе, а другие в это время не дают проводникам выйти и вмешаться. Происходит это обычно после таможни, когда люди устали и наконец уснули. Я сама видела, как какие-то мужики тихонько приоткрывали дверь в наше купе - я смотрела на них довольно выразительно, и они так же тихо закрывали дверь. Видимо, в конце концов я все-таки уснула, поскольку утром обнаружилось, что мой городской рюкзачок кто-то перепотрошил. К счастью, у меня в ксивнике было совсем мало денег, и их не взяли. Зато на обратном пути из того же самого рюкзака забрали эту несчастную мелочь, и сперли наш хороший фотоаппарат "olympus M-zoom" (Кстати, фотоаппаратом мы были очень довольны - фотографии получились замечательные!)

Мы не планировали заранее ничего относительно гостиниц, решив, что уж в студенческом хостеле место всегда найдется. Мы с мамой не любим питаться в столовых, и хотели бы готовить себе еду сами, но в гостинице редко есть такая возможность. А в результате получилось еще лучше - нас прямо на вокзале встретила тетушка, которая предложила нам: "Давайте вы будете жить у меня!" Мы выслушали условия - и согласились. И ни разу об этом не пожалели. Мы платили 25 долларов за комнату на четверых (с душевой комнатой и санузлом), в то время как комната в хостеле стоила на тот момент 10 долларов с человека, а номер в гостинице - от 25 долларов и выше.
    Жили мы в очень красивом зеленом районе, недалеко от центра, в 15 минутах ходьбы от метро Желивская - там очень славный район коттеджей, в одном из которых мы и жили. У нас была большая комната и ванная на первом этаже большого коттеджа, - а на втором этаже жили хозяева, преподаватели Вуза. Там же располагалась их небольшая копировальная мастерская. Кроме того, была еще одна комнатка с душем и с отдельным входом, которую они тоже сдавали приезжим. Хозяева рассказывали нам, куда с их точки зрения стоит сходить - впрочем, наши вкусы не во всем совпадали.
    У нас в комнате был небольшой холодильник, электроплитка и набор кастрюлек и сковородок, а в пяти минутах ходьбы был роскошный минимаркет, в котором мы покупали себе еду. Мы были счастливы - выбор продуктов был великолепный, и еда несколько дешевле, чем в России!
the old and famous brige over the Vltava river, named as Karlov most
    Метро в Праге довольно большое: четыре ветки, пересекающие город. Поезда метро такие же, как в Москве, а станции попроще, посовременнее, - и гораздо тише. В метро нет жетонов, а есть билетики - на 30 минут без права пересадки, на час и на два - с пересадками. На билете отмечается место и время покупки. Мы всегда покупали билеты, хотя контролеров ни разу не видели.
    Завтракали мы дома, потом намечали по карте маршрут и ехали на метро в центр. Мы бродили целыми днями по улицам города, а обедали обычно в маленьком тихом кафе "У бакалавра" - при филологическом факультете Университета. Вообще, поесть в центре Праги - не проблема: на каждом шагу попадаются маленькие симпатичные кафе и ресторанчики, и еда в них обычно совсем не дорогая. А еще на каждом углу есть маленькие лавочки и магазинчики, в которых есть самые разнообразные открытки, книги, путеводители, карты города, фотоальбомы, сувениры, игрушки… Есть и футболки с надписями и картинками, посвященными Праге, и чашки, и игрушки… Все карты и путеводители - с текстом на всех языках! Мы купили подробную карту, и были ею очень довольны. Приходя домой, мы отмечали, где ходили сегодня, и намечали в общих чертах маршрут на завтра.

Дома и костелы в Праге поражают своим разнообразием. На каждом доме есть либо красивый балкончик, либо барельеф, либо жестяная вывеска, либо еще что-нибудь особенное. Дома похожи и непохожи одновременно, они все построены приблизительно в одно время и в одном стиле, все прекрасно отреставрированы, и смотрятся очень нарядно. Более того, современные здания, как правило, настолько хорошо спроектированы, что вполне гармонично вписываются в ряды старинных домов. Да и сама старинная часть города совсем не такая маленькая, и бродить по ней можно неделю, и не повторять маршруты, и не переставать удивляться.
    Во все костелы вход свободный, и практически все они - действующие. В костелах очень красивые витражи, и нам даже удалось их сфотографировать. Вообще, мы ходили по Праге, разинув рты, и все время восхищались, и доставали свои фотоаппараты, и тыкали пальцами: "А вон там, смотри! Видишь, какой дом! А вот это ты заметил? А видел вон тот фонарик?"
    В центре многие улицы вымощены булыжником, и на стенах узких улочек есть красивые фонарики, сделанные на подобие старинных. Мелочь, но очень приятная!
    В Праге очень много туристов из самых разных стран, и тем не менее Прага показалась нам очень приятным и уютным городом. Шумные немцы толпами бродят по старинным улочкам, пьют пиво и громко хохочут. А рядом бегают, как угорелые, в тщетных попытках успеть за один день увидеть как можно больше, наши соотечественники, которые приехали на автобусе с экскурсией "За 7 дней по всей Европе". Мимо них чинно идут старушки-американки, лет по 70-80, в пестрых и ярких нарядах, хотя некоторые из них в инвалидных колясках, или на костылях - они тоже решили на старости лет посмотреть мир. Со всех сторон слышна самая разнообразная речь, самые разнообразные интонации…
    В Праге у нас практически не было проблем с языком. Читать на чешском совсем не сложно, да и понимать речь, обращенную к тебе, тоже довольно легко. Все представители старшего поколения чехов когда-то учили русский язык в школе, поэтому они вполне прилично понимали нас, при условии, что мы говорили медленно, и короткими фразами. А я в институте учила польский язык, который очень близок к чешскому, поэтому мне было изъясняться проще всего. А вот наш английский там понимали не все. Точнее, чехам было проще понять нас, если мы говорили по-русски, а не по-английски.
    Мы исходили пешком весь центр Праги, двигаясь от одного красивого костела к другому, и находя по пути много других интересных домов. А один раз было совсем интересно. Идем мы по улице мимо монастыря, спрятанного от взоров публики за 5-метровым забором, и вдруг видим башни и шпили еще одного костела. Смотрим на карту, но не видим в этом месте никакого костела, там только красный крест почему-то нарисован. Мы заинтригованные подходим поближе, - и узнаем, что в этом красивом готическом здании с башенками и стрельчатыми окнами ныне находится… родильный дом! Мы даже заглянули и увидели на первом этаже резную деревянную стойку, за которой помещалось что-то вроде регистратуры!
    А еще мы залезали на все башни, на которые только можно: на Старую и Новую Ратушу, на мостовые башни Карлова моста. Внутри всех этих башен есть крутые лесенки, а наверху - открытая галерея, с которой открывается чудесный вид на город. Когда мы залезали на Старую Ратушу, внизу, под нами, на площади начался парад. Зрелище было очень красивое и торжественное! Мы стояли и смотрели, как со всех сторон по улочкам к площади маршируют под музыку колонны красиво одетых людей, как они выстраиваются на площади… А еще в тот день на площади был парад старинных автомобилей, причем все эти "старички" были отмыты и начищены до блеска, и приехали туда своим ходом!
    А когда мы гуляли один раз по Карлову мосту, произошла другая смешная история. Дело в том, что старинный Карлов мост, с двумя мостовыми башнями и великим множеством скульптур, - это место, где ходят толпами туристы. Следовательно, там же, на мосту, выступают цирковые артисты, певцы, там же продаются открытки, картинки, сувениры… У одного из таких столиков, где были очень симпатичные деревянные фигурки, мы и остановились.
    Мы стояли и рассматривали фигурки, и немолодой продавец с лохматыми всклокоченными волосами решил поговорить с моей мамой. Он очень обрадовался, узнав, что мы русские, и сказал, что даст нам скидку. Похоже, ему просто хотелось поговорить, и он спросил, показывая на меня и мою младшую сестру:
    -Что, тоже близняшки? У меня тоже сыновья близнецы, по 16 лет!
    Мама улыбнулась и сказала:
    -Нет, этой 12 лет, а той - 22.
    -Сколько?! Этой 12 лет, понимаю, да. А той-то сколько?
    -Двадцать два! - медленно повторила мама.
    Продавец смотрел во все глаза, и никак не мог понять. Похоже было, что он просто не в силах поверить в то, что мне уже 22 года. Он стоял совершенно ошарашенный, и переводил взгляд с меня на маму.
    В конце концов он поверил, и был так переполнен этой информацией, что стал звать продавца с соседнего столика. Подошел молодой парень, и наш продавец с хитрым видом задал ему вопрос:
    -Слушай, посмотри, сколько ей лет, как ты думаешь?
    Парень посмотрел, и тоже сказал: "Двенадцать!" (Сговорились они, что ли?!)
    Наш продавец посмотрел на парня с превосходством и гордо произнес:
    -Двадцать два! - Парень явно не поверил, и тоже три раза переспрашивал, потом, крайне удивленный отошел. А наш продавец все никак не мог успокоиться, и позвал еще кого-то из знакомых:
    -Елена! Иди сюда! Смотри - вот ей 22 года!
    Мы уже посмеивались и говорили, что нам тоже надо устраивать свой аттракцион на Карловом мосту, и просить всех угадать мой возраст. Я, конечно, невысокого роста, и не выгляжу на свой возраст, однако 12 мне дают редко, обычно - лет 14-15. А моя сестра, с которой мы очень похожи внешне, наоборот, очень серьезна, и поэтому выглядит старше меня!

А еще в Праге есть мост с очень интересными современными фигурами. Эти фигуры сделаны из сетки, натянутой на металлический каркас. Когда идешь мимо, то возникает очень красивый муаровый рисунок.
    На башне Староместской Ратуши есть очень красивые старинные часы. Каждый час эти часы начинают бить, и при этом 8 больших фигур оживают, открываются со скрипом всякие окошки, в них тоже проплывают различные фигуры… Эти удивительные часы показывают не только время, но и число, месяц, фазу луны, знак зодиака и многое другое!
    Вообще, часы в Праге попадаются на каждом шагу, и есть среди них очень интересные. Например, на здании одной из синагог есть часы, у которых стрелки идут в противоположном направлении!

Кутно Гора

А еще мы несколько раз ездили на экскурсии - в разные маленькие чешские городки. Все они чем-то похожи на Прагу, только домики ниже, проще, и не всегда так хорошо отреставрированы.
    Кутно Гора был первым из маленьких чешских городков, в который мы попали. Добрались мы туда автобусом с ближайшей автостанции.
    В этом городке есть очень красивый костел св. Варвары, с тремя очень характерными куполами и множеством шпилей и готических окон, и арок, и огромных красивейших витражей. К костелу ведет над оврагом дорожка с множеством скульптур, а вокруг самого костела раскинулся парк.
    В городке Кутно Гора родился в 17 веке такой известный человек как Ян Коменский. Он придумал и воплотил в жизнь грандиозную реформу школьного образования, и плодами его трудов мы все пользуемся до сих пор.
    Как учили прежде мастера своих учеников? У каждого мастера был один или два ученика, которые смотрели за работой мастера, и перенимали у него приемы и навыки. Чем выше уровень работы мастера, тем большему мог научится у него ученик. Таким образом, учеников у мастера обычно было не слишком много, и производительность такой системы образования была не слишком велика. А Ян Коменский придумал, что куда более производительной будет система обучения, в которой каждый учитель будет вести занятия только по одному предмету, и только с учениками одного возраста и приблизительно одного уровня знаний. Тогда же была введена система уроков, система домашних заданий, - короче, все то, что знакомо всем нам со школьной скамьи.

Конопишты

Конопишты - это один из небольших старинных рыцарских замков, сохранившийся до сих пор. В нем есть все, что полагается иметь приличному замку: толстенные каменные стены, островерхие башни, ров и даже медведь, живущий на цепи на каменном дне сухого рва. Расположен этот замок среди очень красивого старинного парка с заросшими аллеями и скульптурами, спрятанными среди кустов.
    Замок это интересен еще и тем, что в самом начале этого века его владельцем был эрцгерцог Фердинанд - тот самый, которого убили в Сараево. Тот, из-за которого началась Первая Мировая Война.
    Как нам рассказали во время экскурсии по внутренним покоям замка, Фердинанд был весьма прогрессивным правителем: в самом начале века замок был оборудован по последнему слову техники, в нем был даже лифт и центральное отопление!
    А еще Фердинанд был заядлым путешественником и коллекционером, и у него в замке хранится огромная коллекция старинного оружия, доспехов, гравюр и многого другого. Плюс ко всему Фердинанд был охотником - и по всем стенам замка развешены головы зверей, убитых им на охоте. Там есть головы с рогами от 100 оленей, есть нога и бивень слона (во время поездки в Африку он убил 4 слонов). Вид всех этих охотничьих трофеев вызвал у нас скорее негодование, чем восхищение. Ну зачем ему понадобилось убивать 4 слонов?!

Карловы Вары

В один из дней мы собрались и поехали на экскурсию в Карловы Вары (он же - знаменитый курорт Карлсбад). Это красивейшее местечко, расположенное довольно далеко от Праги - мы ехали туда рейсовым автобусом, который гораздо дешевле, чем экскурсионный. Вообще, мы поняли, что не будем ездить на организованные экскурсии, поскольку цены на них совершенно баснословные.
    Карловы Вары - маленький курортный городок, расположенный среди очень красивых холмов, покрытых густыми лесами. Городок очень напоминает Прагу в миниатюре: все дома разные, и все очень красивые, хотя и немного игрушечные. Старая часть города стоит по обоим берегам речки, которая вытекает из горячего целебного источника. Отдыхающие пьют целебную воду, принимают горячие ванны, и дышат чудесным чистым воздухом. Через речку во многих местах перекинуты мостики, по обоим берегам есть ажурные галереи, в которых бьют фонтанчики с лечебной водой. В холле одной из гостиниц есть огромный горячий фонтан с этой водой, и температура воды прямо из источника - 90 градусов, а рядом есть фонтанчики с водой 60 и 40 градусов. Все первые этажи домов заняты магазинчиками или барами, и на каждом шагу попадаются гостиницы, обменные пункты, ларьки с сувенирами.
    Городок небольшой, и стоит уступами по обоим берегам речки. Дома всех цветов радуги, в 3-4 этажа, стоят вплотную друг к другу, образуя очень красивые улицы. Над островерхими крышами и башенками вплотную стоят густые деревья, да и сам городок очень зеленый. Город очень ориентирован на туристов: вместо такси, например, можно прокатиться вдоль речки в коляске, запряженной парой лошадей. Река течет в каменном русле, и падает с небольших ступенек; дома и башни, дрожа, отражаются в чистой воде, кое-где посредине реки есть фонтаны…
    Мы прошли через старую часть города, а потом на подъемнике попали на вершину одного из холмов. Туда ведет очень смешная рельсовая дорога, напоминающая трамвай или маленький поезд с наклонными вагонами. Мы оказались наверху, в красивом буковом лесу, и решили, что вниз мы пойдем пешком, благо тропинок там очень много. Место очень напоминает Крым - и холмы, и леса очень похожие.
    А еще в Карловых Варах есть несколько бассейнов, и в них могут купаться не только те, кто живет там в гостиницах, но и приезжие. Мы долго искали эти бассейны, и в конце концов попали в один из них. После этого мы час или полтора плескались в теплой воде открытого бассейна, и любовались видом на горы и крыши города.

Мы провели в Чехии всего неделю, но были переполнены впечатлениями, и рассказывали всем свои восторженные отзывы еще очень долго. В Праге мы отсняли 12 пленок, сделали огромный альбом, включивший самые удачные кадры, и до сих пор вспоминаем нашу чудесную поездку. Прага - это такое место, где хочется побывать еще раз!