26.10.02 Мы с Мишкой и Гришкой ночевали у Женечки и
Вадика на
Пролетарской, и слышали и шум взрывов, и вой машин скорой
помощи, которые развозили пострадавших по больницам.
В 8 утра мы включили радио и узнали подробности о штурме.
Тогда говорили о 10 погибших среди заложников, позже - о 30,
а сколько окажется на самом деле - пока не угадать.
Мы с Гришкой ходили в Политехнический музей. Недавно там были
Женечка
с
Вадиком, Стасей и
Владей,
и им так понравилось, что они решили сходить
еще раз - и нас взяли с собой, а мы еще пригласили
Диму и его
7-летнюю племянницу
Настю.
В 12 мы встретились около музея, и пошли смотреть. Мы начали
осмотр с самого верха, и надолго застряли в зале космонавтики.
Дети рассматривали макеты ракет и спутников, кресло пилота,
различные скафандры, луноход, ползущий по изрытой кратерами
лунной поверхности.
Потом мы отправились еще выше, в зал механизмов, и там нам
показали старенького, 40-летнего, робота-экскурсовода, который ходил,
мигал зелеными глазками-лампочками, и говорил.
В этом же зале была витрина с орудиями труда
пещерного человека.
Гришка вспомнил мои рассказы про каменный век, и стал расспрашивать
про изготовление каменных ножей, топоров и скребков.
Потом он увидел прялку и веретено, и стал допытываться, как именно
прядут нитки. Дальше был уже большой прядильный станок, который
двигался водяным колесом. Нам его даже включили и показали, что
как там крутится внутри.
В том же зале нам включили несколько музыкальных шкатулок и механических
игрушек. Детям очень понравилось дерево с птичками, которые поют и
скачут по веткам.
А мне понравились металлические пластинки для музыкальных шкатулок,
похожие на круглую перфокарту.
Еще нам показали механическую
черепаху с прозрачным панцирем, которая
ползала по столу, обходила препятствие,
не падала с края стола, и шла
на свет.
А еще была
мышка в лабиринте -
нашим детям очень понравилось
щелкать тумблерочками и раскладывать
сыр для механической
мышки.
Напротив был зал с самыми разнообразными
часами - песочными, солнечными,
наручными и настенными, с гирями и без, с кукушкой, с боем, с подвижными
фигурками. Были часы, у которых все шестеренки и корпус сделаны из особого
твердого дерева. Были часы крошечные и
огромные, всех форм, цветов и сортов.
Там даже был механизм от огромных башенных часов.
В зал электроники мы не пошли, потому что там трудно что-то объяснить
5-летним детям.
Зато
на площадке между залами
стоит
атомная бомба -
одна из первых, созданных Курчатовым. Гришку она очень заинтересовала -
он вообще любит всякое оружие, и к тому же, я ему рассказывала, что его
прадедушка Миша,
М.Я.Кац,
работал во время войны у
Игоря Курчатова.
Мы спустились ниже и пошли в зал минералогии и геологии. Гришка с тех
самых пор, как мы были на Урале, у меня допытывался, как добывают
нефть, газ и руду, как их потом плавят, откуда берется железо, как
отличить магнитный железняк от бурого железняка, и др. Я кое-как ему
отвечала и раньше, и рисовала, и в книжках показывала, а теперь он
увидел макеты с буровыми вышками, шахтами, насосами и экскаваторами,
увидел образцы самых разных минералов…
Вадик в геологии хорошо
разбирается, и он Гришке много объяснил.
В дальнем конце этого зала стоит огромный шагающий экскаватор,
который произвел огромное впечатление на
Владю. Гришка к нему как-то
спокойнее отнесся, зато с огромным интересом изучал макеты шахт и
вагонеток, инструменты, механизмы и машины для
горного дела.
В другом зале мы долго разбирались с переработкой руды, обогащением
стали, и устройством доменных печей.
Еще детям понравился зал с изделиями из различных камней - чашами,
игрушками и подсвечниками из малахита, лазурита и других камней.
Там же стоял круглый стол, украшенный мозаикой из самых разных
красивых камней. Лепестки всех цветов и оттенков расходились по кругу,
увеличиваясь и переливаясь, и мы с детьми долго разглядывали причудливые
узоры. Женечку очень впечатлили копии знаменитых бриллиантов. А мне очень
понравились огромные природные кристаллы - кубик соли, кристаллы
кварца и др.
В зале со
старинными телефонами
тоже было немало интересного, но дети
уже устали и переполнились впечатлениями, и мы пошли дальше. Гришке
очень понравились модели разных самолетов, и воздушный шар, и настоящая
корзина воздушного шара, в котором поднимался в воздух Дмитрий
Менделеев.
Потом мы спустились в Игротеху. Там дети могут трогать и изучать все,
и им это, конечно же, очень понравилось. У входа стоит
зеркальный домик
треугольной формы, и ты можешь увидеть себя и анфас, и сбоку, и со спины…
А рядом вогнутые зеркала, и многое другое.
Там стоит
пианино с
прозрачными стенками, и
можно увидеть,
что когда ты нажимаешь
одну клавишу, поднимается молоточек и цепляет струну, а если другую
клавишу нажать, то поднимается другой молоточек.
По углам стоят столы со всякими
хитрыми задачками и
головоломками.
Над некоторыми
головоломками и
взрослым пришлось потрудиться.
В дальнем конце зала стоит
стул, утыканный гвоздями. Все поначалу
садятся на него с опаской, а потом
садятся уже смело - гвоздей так
много, что давление распределяется, и
сидеть совсем не больно. А еще
есть
качели на колесиках, и на них очень забавно
качаться.
Народу в Игротехе было немало, и для нас устроили
показ экспериментов.
Например, включили три прожектора: красный, голубой и зеленый, а потом
поставили Гришку между стенкой и лучами - и на стене появились
разноцветные тени.
Так устроены экраны ТВ и компьютеров, но дети этого,
конечно, пока не могут оценить.
Потом нам показали несколько других забавных штук - искру, возникающую
между шариками, маятники, магниты,
поющий шланг,
несмешивающиеся жидкости,
водолаза в бутылке, и многое другое.
Детям очень понравилось
строить мост
из брусочков,
имеющих с торцов форму трапеции.
После Игротехи мы спустились в
буфет и подкрепились пирожками и соком,
а потом пошли по первому этажу - смотреть выставку
велосипедов и
автомобилей,
от первых
экипажей
и
омнибусов,
от
парусных телег
до
грузовика, который топят дровами,
от
броневика
до современных
гоночных и
Жигулей. Там есть знаменитый
Форд-Т,
ЗИЛ, ЗИС, Победа, есть грузовики
"полуторка" и "трехтонка", и многое другое.
А в завершение мы сделали детям памятные
жетончики с картинками и
надписью "Политехнический музей". Там детям выдают маленький алюминиевый
кружок. Ребенок может сам выбрать нужную картинку, и сам крутит колесо,
чтобы этот жетончик, попав между валиками, расплющился и приобрел картинку.
Владька выбрал картинку с машиной, Настя - с роботом,
а Гришка - с атомной бомбой.
Вышли мы из музея около 6 вечера, усталые и полные впечатлений.