"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Кац Женя

Политехнический музей, окт 2002


     Гришка, Владик и Настя смотрят на робота-экскурсовода 26.10.02 Мы с Мишкой и Гришкой ночевали у Женечки и Вадика на Пролетарской, и слышали и шум взрывов, и вой машин скорой помощи, которые развозили пострадавших по больницам.
     В 8 утра мы включили радио и узнали подробности о штурме.
     Тогда говорили о 10 погибших среди заложников, позже - о 30, а сколько окажется на самом деле - пока не угадать.
    
     Мы с Гришкой ходили в Политехнический музей. Недавно там были Женечка с Вадиком, Стасей и Владей, и им так понравилось, что они решили сходить еще раз - и нас взяли с собой, а мы еще пригласили Диму и его 7-летнюю племянницу Настю.
     В 12 мы встретились около музея, и пошли смотреть. Мы начали осмотр с самого верха, и надолго застряли в зале космонавтики.
     Дети рассматривали макеты ракет и спутников, кресло пилота, различные скафандры, луноход, ползущий по изрытой кратерами лунной поверхности.
     Потом мы отправились еще выше, в зал механизмов, и там нам показали старенького, 40-летнего, робота-экскурсовода, который ходил, мигал зелеными глазками-лампочками, и говорил.
     В этом же зале была витрина с орудиями труда пещерного человека.
     Гришка вспомнил мои рассказы про каменный век, и стал расспрашивать про изготовление каменных ножей, топоров и скребков.
     Потом он увидел прялку и веретено, и стал допытываться, как именно прядут нитки. Дальше был уже большой прядильный станок, который двигался водяным колесом. Нам его даже включили и показали, что как там крутится внутри.
     В том же зале нам включили несколько музыкальных шкатулок и механических игрушек. Детям очень понравилось дерево с птичками, которые поют и скачут по веткам.
     Владик и Настя около дерева с механическими птичками А мне понравились металлические пластинки для музыкальных шкатулок, похожие на круглую перфокарту.
     Еще нам показали механическую черепаху с прозрачным панцирем, которая ползала по столу, обходила препятствие, не падала с края стола, и шла на свет. А еще была мышка в лабиринте - нашим детям очень понравилось щелкать тумблерочками и раскладывать сыр для механической мышки.
     Напротив был зал с самыми разнообразными часами - песочными, солнечными, наручными и настенными, с гирями и без, с кукушкой, с боем, с подвижными фигурками. Были часы, у которых все шестеренки и корпус сделаны из особого твердого дерева. Были часы крошечные и огромные, всех форм, цветов и сортов. Там даже был механизм от огромных башенных часов.
     В зал электроники мы не пошли, потому что там трудно что-то объяснить 5-летним детям. Зато на площадке между залами стоит атомная бомба - одна из первых, созданных Курчатовым. Гришку она очень заинтересовала - он вообще любит всякое оружие, и к тому же, я ему рассказывала, что его прадедушка Миша, М.Я.Кац, работал во время войны у Игоря Курчатова.
     Мы спустились ниже и пошли в зал минералогии и геологии. Гришка с тех самых пор, как мы были на Урале, у меня допытывался, как добывают нефть, газ и руду, как их потом плавят, откуда берется железо, как отличить магнитный железняк от бурого железняка, и др. Я кое-как ему отвечала и раньше, и рисовала, и в книжках показывала, а теперь он увидел макеты с буровыми вышками, шахтами, насосами и экскаваторами, увидел образцы самых разных минералов… Вадик в геологии хорошо разбирается, и он Гришке много объяснил.
     В дальнем конце этого зала стоит огромный шагающий экскаватор, который произвел огромное впечатление на Владю. Гришка к нему как-то спокойнее отнесся, зато с огромным интересом изучал макеты шахт и вагонеток, инструменты, механизмы и машины для горного дела.
     Вадик рассказывает детям, как обогащают руду В другом зале мы долго разбирались с переработкой руды, обогащением стали, и устройством доменных печей.
     Еще детям понравился зал с изделиями из различных камней - чашами, игрушками и подсвечниками из малахита, лазурита и других камней.
     Там же стоял круглый стол, украшенный мозаикой из самых разных красивых камней. Лепестки всех цветов и оттенков расходились по кругу, увеличиваясь и переливаясь, и мы с детьми долго разглядывали причудливые узоры. Женечку очень впечатлили копии знаменитых бриллиантов. А мне очень понравились огромные природные кристаллы - кубик соли, кристаллы кварца и др.
     В зале со старинными телефонами тоже было немало интересного, но дети уже устали и переполнились впечатлениями, и мы пошли дальше. Гришке очень понравились модели разных самолетов, и воздушный шар, и настоящая корзина воздушного шара, в котором поднимался в воздух Дмитрий Менделеев.
     Потом мы спустились в Игротеху. Там дети могут трогать и изучать все, и им это, конечно же, очень понравилось. У входа стоит зеркальный домик треугольной формы, и ты можешь увидеть себя и анфас, и сбоку, и со спины… А рядом вогнутые зеркала, и многое другое. Там стоит пианино с прозрачными стенками, и можно увидеть, что когда ты нажимаешь одну клавишу, поднимается молоточек и цепляет струну, а если другую клавишу нажать, то поднимается другой молоточек.
     По углам стоят столы со всякими хитрыми задачками и головоломками.
     Над некоторыми головоломками и взрослым пришлось потрудиться.
     В дальнем конце зала стоит стул, утыканный гвоздями. Все поначалу садятся на него с опаской, а потом садятся уже смело - гвоздей так много, что давление распределяется, и сидеть совсем не больно. А еще есть качели на колесиках, и на них очень забавно качаться.
     Народу в Игротехе было немало, и для нас устроили показ экспериментов.
     Например, включили три прожектора: красный, голубой и зеленый, а потом поставили Гришку между стенкой и лучами - и на стене появились разноцветные тени. Так устроены экраны ТВ и компьютеров, но дети этого, конечно, пока не могут оценить.
     Потом нам показали несколько других забавных штук - искру, возникающую между шариками, маятники, магниты, поющий шланг, несмешивающиеся жидкости, водолаза в бутылке, и многое другое.
     Детям очень понравилось строить мост из брусочков, имеющих с торцов форму трапеции. Тени на стене - от трех направленных прожекторов, красного, зеленого и голубого
     После Игротехи мы спустились в буфет и подкрепились пирожками и соком, а потом пошли по первому этажу - смотреть выставку велосипедов и автомобилей, от первых экипажей и омнибусов, от парусных телег до грузовика, который топят дровами, от броневика до современных гоночных и Жигулей. Там есть знаменитый Форд-Т, ЗИЛ, ЗИС, Победа, есть грузовики "полуторка" и "трехтонка", и многое другое.
     А в завершение мы сделали детям памятные жетончики с картинками и надписью "Политехнический музей". Там детям выдают маленький алюминиевый кружок. Ребенок может сам выбрать нужную картинку, и сам крутит колесо, чтобы этот жетончик, попав между валиками, расплющился и приобрел картинку. Владька выбрал картинку с машиной, Настя - с роботом, а Гришка - с атомной бомбой.
     Вышли мы из музея около 6 вечера, усталые и полные впечатлений.
    
    

Продолжение

"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости