"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

МЫ УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ КАТАМАРАНОМ
Мы плывем на катамаране по Березайке
    В первые дни мы все постепенно учились грести на катамаране, согласовывать свои действия и прогнозировать поведение своего непривычного судна. Вероятно, в умелых руках у слаженной команды не бывает таких проблем, мы же по неопытности нередко крутились на месте или плыли не совсем туда, куда было намечено.
    Да и к концу похода мы не могли похвастаться особой слаженностью, хотя и приноровились к нашему несколько неуклюжему судну, похожему на синего бегемота.
    После порогов и перекатов Леня обычно с присущей ему обстоятельностью докладывал, задели ли они один или два камня, или же на этот раз прошли все чисто и грамотно. Мы в ответ только хихикали, поскольку мы- то в каждом перекате успевали не только задеть, но и посидеть на нескольких камнях. В наше оправдание я могу только сказать, что в жаркое лето в августе в Березайке и Мсте очень мало воды, и чистые проходы для такого широкого судна есть не везде. К тому же, если на КНБ-шке то и дело обнаруживались царапины, отклеивались заплатки и протектор, то на нашем катамаране, несмотря на все наши усилия, не осталось на одной сколько-нибудь значимой царапины. А сидели мы порой так, что не только Мишке, но и Максу, а порой и передним гребцам приходилось спрыгивать и толкать бегемота по колено в воде. Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота! А особенно - если это груженый бегемот, на борту у которого женщины и дети!

Дети на катамаране вели себя вполне прилично, пока их было двое, но совершенно бесились, когда мы сажали третьего. Обычно же детки ползали, играли, смотрели по сторонам или мирно спали. Одного взрослого вполне хватало на то, чтобы уследить за двумя, а вот с третьим они начинали кусаться и отнимать друг у друга игрушки, что нередко кончалось громким ревом.
    Мы брали детям банки с детским питанием и бутылки с кипяченой водой и с молоком, и это зачастую помогало утешить малышей в случае каких-либо обид и проблем.

Мы плыли утром по 2-3 часа, потом обедали и плыли еще 2-3 часа, и поэтому совсем коротенький маршрут мы ухитрились растянуть аж на 10 дней! У нас было две дневки, посвященных дням рождения (10-го августа у меня, и 14-го - у Юли).
    Катамаран плыл довольно медленно, и байдарка обгоняла нас вдвое. Обычно ребята на КНБ-шке уплывали от нас вперед на 20-30 минут, и вылезали на берег побегать. Оказалось, что с малышом на КНБ-шке плыть тесновато, и вообще не слишком удобно, и совсем не удобно грести, держа перед собой ребенка. Зато на байдарке ребенок укачивается и засыпает куда быстрее, чем на катамаране.

ДЕТИ В ПОХОДЕ
Гриша и Владик карабкаются на песчаный обрыв
    Дети за поход многому научились, и стали гораздо более самостоятельными. На каждом привале наши малыши быстро изучали местность и легко находили дорогу от лагеря к речке и обратно, даже если мы стояли в 50, 100 и даже в 200 метрах от реки. Кроме того, малышам нередко приходилось проявлять свою ловкость и тренировать равновесие - ведь ходить по гибкой палубе плывущего катамарана совсем не так просто!
    Пасли детей все по-очереди, и это тоже было полезно для всех, ведь у каждого свои воспитательные приемы, свои привычки… Например, когда Мишка сидел с детьми на палубе, он прекрасно и нежно их всех убаюкивал. Женечка показывала деткам сказки с участием их резиновых игрушек… А когда как-то раз на палубу к детям сел Макс, и начал неторопливо рассказывать малышам сказки, все остальные не могли грести от хохота - уж очень это напоминало "Жил-был царь… мнээ… Полуэкт… мнэээ… Полуэктович…"
    Когда Юля кормила Няту грудью, Гриша норовил присосаться к Юле с другого бока, чем очень обижал Няту. А сама Нята в походе пристрастилась к молоку из бутылки, чем очень удивила нас всех, и огорчила Юлю. (Пока я кормила Гришку грудью, я не припомню случая, чтобы он не стал сосать, а Нята явно предпочла бутылку.)
    Гриша весь поход норовил ухватиться за топор, но мы старались пресекать эти попытки, зато давали парню маленькую пилу-ножовку. Этой пилой Гриша научился орудовать очень бойко, и ему даже иногда удавалось отпилить тоненькие сучки или щепки.
    А в конце похода случилось небольшое ЧП - Гриша ошпарил себе руку кипятком. Правда, ожог был не очень сильный, и через несколько дней после похода все уже прошло.
    А получилось это так: Леня только что снял с огня закипевший котелок, и поставил его рядом с костром. Я взяла две кружки, и пошла зачерпнуть чаю себе и Мишке. Не успела я дойти до заварки, как сзади раздался громкий вой - оказывается, Гриша тоже взял кружку, и попытался сам себе зачерпнуть кипятка, но макнул три пальца в воду, бросил кружку и еще час вопил почти без перерыва.
    Мы сразу обработали ожог Пантенолом, а потом обрабатывали мочой и мазью арники. Волдырей не было почти сутки, а потом вдруг появились - то ли от солнца, то ли от крапивы, то ли еще от чего-то… Повязку мы не надевали, поскольку боялись, что Гриша будет ее активно снимать и при этом сорвет кожу с волдырей.
    Через две недели после похода рука у Гришки уже полностью зажила, и кожа полностью восстановилась. Можно считать, мы отделались легким испугом!
    А еще в предпоследний день на порогах Гришка и Владик промокли насквозь и замерзли, и на следующий день оба были с температурой под 38, так что мы решили не искушать судьбу, и уехали прямо из деревни Ёгла, которая была напротив нас на другом берегу. Уже на следующий день мальчишки были практически здоровы, и в Москве окончательно пришли в себя. Похоже, просто слегка перемерзли и переутомились…
    Дело в том, что для детей такого возраста поход - немалая физическая и психическая нагрузка, и поэтому не следует идти с малышами слишком надолго. (Ой, я, кажется, опять морализирую и поучаю, иначе говоря, суммирую наш опыт!) Мне кажется, 10-15 дней в походе - оптимально для детей 1-2 лет и их родителей. Меньше - скучно родителям, а больше трудно детям.

ПРЕПЯТСТВИЯ НА РЕКЕ
Деточка с веслом
     Березайка - очень удобная речка для тех, кто давно не плавал по порогам. Сначала она течет неторопливо, проходит мелкое и заросшее камышами озеро Пирос, и только после озера, за плотиной, начинается нормальное течение и появляются сначала отдельные камни в русле, а потом и слабенькие перекаты. Еще есть две полуразрушенные мельничные плотины, одну из которых мы предпочли обнести. И чем ближе к Мсте, тем больше перекатов, а на самой Мсте есть три заслуживающих упоминания порога: Большой, Лестница и Ёгла. Да и после этого, вплоть до самого моста в городе Боровичи, идут почти подряд очень интересные шиверы и перекаты. К сожалению, эти последние шиверы мы в нашем походе не стали проходить - отчасти из-за дождя и усталости у детей, отчасти из-за малого количества воды в реке.
    На выходе из озера Пирос есть большая плотина, которую надо обносить, и есть еще две разрушенные плотины, одну из которых мы тоже обнесли (А КНБ- шка прошла эту плотину без особых проблем.)
    Мы шли по очень подробному описанию этого маршрута, которое было составлено моей мамой. Они ходили тогда тоже в августе, втроем: папа с сестрицей 13 лет - на катамаране-двойке, а мама - впервые пересела с катамарана на каяк моего братца.
    Описание нас очень выручало: мы прикидывали заранее, где хотим обедать, и куда хотелось бы доплыть к вечеру, где есть стоянки, где перекаты или плотины, заслуживающие внимания. В самом начале, где течение было слабым (вплоть до плотины после озера Пирос), мы отставали от описания почти в 1.5-2 раза. Зато там, где течение было нормальным, мы плыли практически с той же скоростью, что и в описании.

ДЕТСКИЕ СПАСЖИЛЕТЫ
Гриша и Владик, оба в спасжилетах, сидят на скамейке
    К походу мы сделали для каждого из детей по спасжилету, причем все три жилета были разной конструкции. У Владушки был надувной жилетик, купленный в "Детском Мире", у Няты жилет был сшит на основе подушек от детских нарукавников, а для Гришки я сшила специально жилетик на молнии, с тремя большими карманами под надувные мячики. Жилеты были на детях практически все время, что мы плыли - нам всем так было спокойнее. Хотя все трое наших малышей умеют нырять и задерживать дыхание, жилет нужен обязательно, ведь удержаться без него на воде дети не могут! С другой стороны, основная задача детского жилета - удержать малыша на поверхности несколько минут, до тех пор, пока родители не выловят ребенка из воды.
    В походе реально дети с катамарана ни разу не падали, хотя Гриша много раз подползал к краю палубы и свешивал ноги в воду. Зато однажды Гришей овладела идея, что очень весело выбрасывать игрушки с палубы за борт. Первые две или три игрушки мы успели поймать, а вот за дудочкой Мишке пришлось нырять. Оказалось, что поймать игрушку не так уж сложно, а вот вернуться после этого на катамаран - некоторая проблема, поскольку мы не догадались сразу перестать грести. Мы сделали из этого приключения вывод, что если кто-то из детей реально свалится с катамарана, то взрослому, который за ним прыгнет, будет очень полезен спас-конец и другая помощь с катамарана.
    Жилеты Владика и Няты мы испытали еще до похода на пруду в Кузьминках, а Гришкин испытывали посреди похода. В целом я была очень довольна конструкцией этого жилета. Если покупной жилет и удерживал Владю на поверхности, то голова его часто погружалась, к тому же этот жилет не имел никакой лямки между ног, и подскакивал, грозя сползти на шею или на голову. А Нята в своем жилете лежала на спине, но так барахталась, пытаясь перевернуться на живот, что нахлебывалась воды. Эти жилеты удерживали детей на поверхности, но не слишком надежно держали рот над водой. А Гришка в своем жилете сам оказался лежащим на спине, с головой и конечностями над водой - так и плыл, и орал на всю реку!

Впечатления от похода у нас остались самые светлые, и мы всем рекомендуем попробовать повторить наш маршрут. Будем рады любым откликам и замечаниям!