О.Л. Адамова-Слиозберг
Происхождение одной фамилии
Мой свекор Рувим Евсеевич Закгейм
был молчаливый еврей, погруженный в священные книги. Иногда
он шумно спорил по-древнееврейски с какими-то
стариками. Спор касался различных толкований Талмуда и
горячо волновал вот уже несколько тысяч лет талмудистов,
живущих в своем особом мире, очень далеком от вопросов
повседневности.
Один раз я спросила:
— Почему вы дали своему сыну (моему
мужу) имя Иуда?
— А что, оно тебе не нравится?
— Оно связано с предательством.
— Каким предательством? О чем ты
говоришь?
— Иуда предал Христа, и имя его —
символ предательства.
— Какие глупости! Иуда — имя нашего
иудейского народа. Как же это имя может тебе не нравиться?
Не понимаю!
Он великолепно отвергал
христианство. О нем не было написано в его священных книгах,
оно было слишком современно для него.
В 1930 году свекор торжественно
вошел в мою комнату, где я сидела у постельки
новорожденного сына.
— Мне надо поговорить с тобой.
Будешь ли ты обрезать ребенка?
Я знала, что дед молил бога, чтобы
у меня родилась девочка, потому что понимал, что мальчик
останется необрезанным, а это для него была трагедия. Мне
было трудно отказать старику, и я решила спрятаться за
спину мужа.
— Нет, Рувим Евсеевич, если бы даже
я согласилась, ваш сын никогда не разрешит мне это сделать.
— Если ты согласишься, мы сделаем
это без его разрешения.
Дед подбивал меня на преступление.
Бедный! Сколько же он перестрадал, если решил восстать
против обожаемого сына!
— Нет, я не могу этого сделать, —
сказала я категорически.
— Но твой сын будет не еврей!
Понимаешь ли ты, что это значит?
Я не понимала. Мне казалось совсем
неважным, будет ли мой сын евреем, или китайцем, ведь он
будет жить при коммунизме! Я никак не думала, что, когда
моему сыну будет сорок лет, будет существовать пятый пункт
и что дед его мог не волноваться: внук даже при желании не
сможет назваться не евреем.
— Знаешь ли ты происхождение нашей
фамилии?
Дед вытащил из кармана старинный
кожаный футляр, украшенный "могиндовидом" и
надписью на еврейском языке. В футляре лежал свиток
пергамента. Он торжественно прочел мне непонятный текст на
древнееврейском языке и перевел.
Содержание рукописи было следующим.
В семнадцатом веке в местечке
Ружаны перед пасхой нашли труп христианского младенца.
Ружанскую еврейскую общину обвинили в ритуальном убийстве.
Влиятельный князь, которому
принадлежало это местечко, заявил, что он сотрет с лица
земли всю общину, если в трехдневный срок не выдадут убийц.
Трое суток день и ночь вся община
молилась в синагоге о спасении, а на утро четвертого дня
два старика пошли к князю и признались в убийстве.
Стариков повесили на воротах замка.
Община составила две грамоты и
выдала их семьям убитых. Одна из этих грамот была в руках у
моего свекра. В ней удостоверялось, что старик (имярек) не
является убийцей, что он отдал свою жизнь для спасения
общины, что в синагоге в Ружанах о душе его будут молиться
вечно, а семья его получит фамилию Закгейм, что означает
"зерех кейдеш гейм" — семя его священно. Род его
должен продолжаться во веки веков, и если не будет
наследника мальчика, то дочь, выйдя замуж, передаст эту
фамилию своему мужу.
Дед прочел мне грамоту и
вопросительно посмотрел на меня,
— Если он будет необрезан, я не
смогу отдать ему этой грамоты, а он является наследником
рода.
Мне очень хотелось получить этот
свиток, и очень жаль было старика, который сильно надеялся,
что теперь уж я не устою.
Но я устояла. Оскорбленный, он
вышел из комнаты и унес свое сокровище.
Деда давно нет в живых. Во время
войны пропал свиток. Последнему Закгейму, сыну моего сына,
скоро исполнится год. Он учится ходить. Он еще не умеет
держать равновесие и качается на своих пухлых ножках. Я
смотрю на него и думаю: сколько бурь пронеслось над
человечеством с семнадцатого века, когда "на веки
вечные" выдана была грамота семье Закгейм...
Один Закгейм, председатель
Ярославского горисполкома, в 1918 году был растерзан во
время белогвардейского мятежа. Четверо убиты на войне.
Несколько человек погибли в печах Освенцима.
Мой муж расстрелян в подвале
Лубянки в 1936 году. И все-таки передается эстафета. В этом
крошечном существе течет кровь его прапрапрадеда, отдавшего
жизнь за общину.
Что ждет его в конце страшного
двадцатого века и в еще более страшном веке двадцать первом?
А может быть, вывезет кривая и
продлится род "во веки веков"?