О.Л. Адамова-Слиозберг
С Галей Прозоровской мы работали на
пару на лесозаготовках. Поначалу она была сильнее и ловчее
меня, но постепенно силы ее начали убывать. Она работала
все медленнее и медленнее, и мы кончали нашу общую норму (8
кубометров в день на двух человек) все позднее и позднее. Все уже уходили домой, а
наш штабель не был еще собран, и двигаться быстрее у нас не
было сил.
Я всегда сдавалась первая:
— Бросим, Галя, завтра сложим, я
больше не могу. Галя смотрела на меня глазами загнанной
лошади и говорила:
— А норма? Переходить на четыреста
грамм? (Выполнявшие норму получали 600 граммов хлеба, а не
выполнявшие — 400 граммов в день. Эти 200 граммов разницы
решали вопрос нашей жизни, потому что на 400 граммов хлеба
в день нельзя было жить при работе на пятидесятиградусном
морозе.)
— Да... Норма! Ну, поднатужимся. —
Мы складывали штабель дров, причем я немилосердно
"туфтила", подкладывая внутрь штабеля снег и
коряги. Галя меня умоляла:
— Не надо, вдруг поймают. Какой
позор! Бывшие члены партии и подкладывают в штабель снег.
Так или иначе, восемь кубометров
сложены, и уже совсем темно, а идти домой пять километров.
И вот мы пускаемся в обратный путь. Мороз сковывает спину,
руки и лицо. Нужно все напряжение воли, чтобы идти, идти
часа полтора-два по пустынной лесной дороге, когда каждая
нога весит пуд, от слабости и голода трясутся колени,
платок, закрывающий лицо, превращается в ледяную заслонку,
дышать трудно.
Но впереди теплый барак, горячая
похлебка, 200 граммов тяжелого, мокрого и такого вкусного
хлеба. Впереди отдых на нарах, дружеские лица, пылающая
печь. Итак, мы идем.
Каждый день мы уходим с участка все
позже и позже, дорога домой удлиняется, потому что вырубка
все дальше отходит от бараков.
Однажды мы с Галей шли молча, еле
передвигая ноги, Было смертельно холодно. Луна сияла и,
отражаясь в снегах, освещала путь. Мы уже приближались к
лагерю, как вдруг Галя с размаху упала на спину и осталась
лежать неподвижно.
— Галя, Галя, — тормошила я ее. Я
не могла понять, умерла она или без сознания.
Галя лежала, как мешок. Нечего было
и думать поднять ее, на это у меня не хватало сил. Я
тормошила, толкала ее — никакого ответа. Вынула руку из
рукавицы, чтобы пощупать пульс, и мгновенно отморозила руку.
Засунула руку за пазуху, не согревается, не чувствует. Еле-
еле добилась, что рука начала болеть — значит, оживает. Так
я и не поняла, умерла Галя или в обмороке.
Если умерла — подберут и завтра, а
сейчас надо идти, а то я тоже замерзну. А если жива? Через
час она превратится в кусок льда. Сделать я ничего не могу
и решаю уйти, а то замерзнем обе.
Я решительно делаю несколько шагов
по дороге, потом возвращаюсь.
— Галя, Галя!
Ответа нет. Что же делать? Машу
рукой и опять иду по направлению к дому, и опять
возвращаюсь.
— Галочка, Галя!
Ответа нет. И вдруг слышу скрип
саней и топот лошади по параллельной дороге, метров двести
от нашей. Бегом бегу, кричу, натыкаюсь на пни, падаю,
задыхаясь от мороза, крика, бега.
Наконец, я около мужика, везущего
навоз.
— Ради Бога, спасите, женщина
замерзает!
Он очень недоволен. Он тоже замерз, устал и
мечтает о печке, о похлебке, о двухстах граммах вечернего
хлеба.
Я умоляю его, я плачу, цепляюсь
руками за его бушлат, когда он хочет уехать. Ругаясь, он
поворачивает на нашу дорогу, и мы вдвоем взваливаем на
мерзлый навоз Галю. Сами идем пешком, потому что лошаденка
тоже чуть жива. Минут через пятнадцать мы в бараке, сидим у
печи и едим свою баланду, поделившись с нашим спасителем.
Он оказывается ленинградским певцом. Мы говорим о театре, о
музыке, а очнувшаяся Галя лежит на нарах, согревается, и
слезы непрерывно бегут из ее глаз.