О.Л. Адамова-Слиозберг
Я написала почти обо всем, что
видела, что пережила. Почти. Но я не написала об одном, о
своем муже. Как только начинала писать — сердце разрывалось.
Думала:
"Потом напишу, сейчас не о
таком больном..."
Недавно по телевизору я увидела
свалку останков (кладбищем это не назовешь). Это были
убитые заключенные, "враги народа"... И вдруг
показывавший поднял один череп. Голый череп с круглой
дыркой во лбу над глазом. Мне показалось, что это череп
моего мужа. Всю ночь я не могла спать. Перед глазами стоял
муж с пулевой раной во лбу.
Сейчас уже почти никого не осталось
в живых, кто знал бы его! Кроме меня. Я все откладывала
воспоминания, защищалась от них. Больше откладывать нельзя.
Мне уже 88 лет, если я не напишу о нем — не напишет никто.
Но сердце-то разрывается! Пусть
рвется. Я начинаю писать.
Юдель родился в 1898 году в очень
религиозной семье в городе Витебске. В доме говорили только
по-еврейски. Учиться мальчика отдали в еврейскую школу,
ведь в гимназии по субботам надо было писать, а это большой
грех. Однако кто-то из учителей оценил большие способности
мальчика и уговорил отца после окончания школы отдать сына
в гимназию.
Я впоследствии нашла его
гимназический табель. По всем предметам 5, по русскому — 2
или 3. Однако года за два он овладел русским языком. В это
время началась первая мировая война. Закгеймы стали
беженцами. Они поехали в Самару, где Юдель окончил гимназию.
После революции он переехал в Москву и поступил на биофак
пединститута им. Крупской.
Очень быстро проявились
необыкновенные способности Юделя. Он от природы был
блестящим оратором, и в институте его использовали как
пропагандиста. Выходец из религиозной среды, он блестяще
знал Библию, историю религий, однако стал убежденным
атеистом. Его общественным поприщем стала пропаганда
атеизма. Закгейм, как и многие другие в этот период,
искренне считал, что мораль коммунизма несравненно выше
морали, которая закрепляется религией.
В 1925 году в институт поступило
письмо из ЦК партии с просьбой прислать кого-нибудь в
Московский университет для преподавания политграмоты.
Послали Юделя, не дав ему окончить институт. Так он
оказался преподавателем университета даже без справки о
высшем образовании, но это его мало заботило.
В 1931 году он уже был доцентом
кафедры диалектики природы, одновременно выполняя
обязанности доцента кафедры истории и философии и кабинета
естествознания (так записано в его трудовой книжке). В 1935
году кто-то проверял научную подготовку преподавателей, и
вдруг выяснилось, что Закгейм не имеет даже высшего
образования! Ректор университета, который хорошо знал Юделя,
вызвал его к себе и приказал за три месяца написать и
защитить диссертацию. Задача почти невыполнимая. Дело в том,
что у Юделя было одно свойство: он великолепно рассказывал,
но очень трудно писал. Стоило ему сесть за стол с ручкой,
как мысли куда-то разбегались, он никак не мог их стройно
расположить. Тут на помощь решила прийти я.
У нас с ним было в обычае, после
того, как уснут дети, мы ходили гулять, и он мне
рассказывал о своей работе, о своих лекциях, о проблемах
науки. Ничего интереснее для меня не было, чем эти его
рассказы, я даже начала немного смыслить в естествознании.
И вот мы решили работать вместе. Он составил план
диссертации и главу за главой рассказывал мне. Я
конспектировала, потом переписывала и отдавала машинистке.
Юделю оставалось только отредактировать перепечатанное.
Приказ ректора был выполнен, диссертация написана, и через
три месяца он ее защитил. Называлась она "Развитие
физиологии высшей нервной деятельности в XVIII веке".
Постановление комиссии было: "Присвоить Закгейму
звание кандидата биологических наук, предложить продолжить
работу и представить на звание доктора наук". Увы,
жить ему оставалось менее года.
Через много лет мой сын хотел в
архивах университета найти эту диссертацию, но не смог.
Юдель был очень горячим отцом.
Перед дочкой он вообще был бессилен. Часто, когда он
готовился к лекции и сидел над книгами, она подходила к
отцу и заявляла:
"Хочу играть в лошадки".
Он беспрекословно откладывал книгу, сажал ее на шею и
скакал по комнате.
— Ты портишь ребенка, — говорила я.
— Ей так интересно скакать на
лошади, а мне так приятно чувствовать ее толстые ножки на
своей шее!
К сыну он очень внимательно
приглядывался. В его головке, в его бесконечных
"почему" он часто улавливал серьезные мысли,
которые казались ему признаками одаренности мальчика.
Вспоминаю один случай. Шурик
заболел и лежал в кроватке с температурой 38 градусов. Я
сидела около него. На мраморном столике рядом с кроватью
лежал градусник.
— Мама, — попросил Шурик, —
расскажи мне, как устроен градусник.
Я обрадовалась: не на каждый его
вопрос я умела ответить, а тут — чего проще. Я рассказала,
что ртуть от нагревания расширяется и идет по трубочке
наверх, а на шкале помечены градусы температуры.
В это время в комнату вошел отец.
— Ну, как дела? — спросил он, взял
со столика термометр и сказал: — Опять 38, не спускается!
Шурка вскинулся:
— А мама мне про градусник
неправильно рассказала!
— Почему? — спросила я.
— Если бы было, как ты рассказала,
на градуснике не было бы 38! Ведь он лежит на холодном
столе, и ртуть давно бы сжалась!
Юдель объяснил, как устроен
градусник, а потом наедине меня дразнил: "Тебя посадил
в галошу пятилетний мальчишка! Вот что значит увлекаться
романами и стихами. Не суметь объяснить, как устроен
термометр! А Шурка — молодец!"
Я не знаю никого, кто так бы любил
педагогическую работу, как Юдель. Он преподавал историю
биологии. Рассматривая какой-либо период, будь то XVI или
XVIII век, он старался, чтобы студенты вжились в эту эпоху,
почувствовали ее быт, религию, искусство. В 1935 году было
250-летие со дня рождения Баха. Из Ленинграда приехала
капелла с двумя концертами: "Страсти господни по
Матфею" и "Месса". Юдель решил повести своих
студентов на "Страсти". Он собрал их в аудиторию
(и я там была) и рассказал о творчестве Баха, о содержании
"Страстей". У него был хороший, хотя и небольшой
голос и абсолютная музыкальность. Он даже напел некоторые
темы из "Страстей". Назавтра мы все (человек 15)
пошли в консерваторию.
Я думаю, никто из нас без
подготовки не пережил бы этот великолепный концерт так
горячо. Я до сих пор помню пережитое потрясение, я не могла
сдержать слез во время исполнения. То же было с другими.
В ту же зиму он повел весь свой
курс на выставку картин XVII века (студенты тогда изучали
историю естествознания XVII века). Картины были в основном
на библейские сюжеты, а кто в 30-х годах знал Библию? Юдель
так интересно рассказывал о картинах, о художниках, что
около нас образовалась большая толпа — все хотели слушать
такого экскурсовода.
Юдель очень любил, когда к нам
заходил кто-либо из его бывших учеников, иногда даже
приехавших в Москву всего на пару дней. Он не знал, куда
посадить гостя, как обласкать. Они разговаривали часами о
жизни и работе друг друга. После его ухода Юдель хвастался,
как маленький:
— Ты видишь, как меня помнят и
любят! — Сам он очень любил и уважал своих учеников,
интересовался их жизнью и творческой судьбой.
Кроме педагогической работы в
университете у Юделя было еще одно пристрастие. В 1925 году
он организовал научный кружок по истории медицины. В 1935
году кружок еще регулярно работал. В это время его члены
были уже врачами и даже профессорами. Примерно раз в месяц
все собирались и докладывали о своей работе, о достижениях
зарубежной медицины. Я помню слова одного профессора-
хирурга: "Времени у меня нет, все режу да режу. Вот
ослабеет рука — напишу о нашем кружке. Ведь за 10 лет никто
его не покинул! Это тоже культурное явление, и довольно
редкое!"
В этом кружке был свой enfant
terrible. К сожалению, ни имени, ни фамилии его я не помню.
Это был маленького роста худой человек. У него было
прозвище "сорокапятикилограммовый профессор".
Назову его условно Валерий, хотя, кажется, его звали по-
другому. Валерий был антидарвинист. Он считал, что строгой
проверки с точки зрения философии и естествознания теория
Дарвина не выдерживает. Все спорили с ним, ругали его
идеалистом, буржуазным философом, говорили, что так он
может дойти до религиозности. Единственным человеком,
который не поучал Валерия, был Юдель. Я как-то спросила:
— Почему ты не объяснишь Валерию,
что он не прав? Ведь ты так хорошо знаешь Дарвина!
— Он знает Дарвина лучше, чем я. Но
еще он блестяще знает философию и естествознание. Как я
могу его учить? Знаешь ли ты, как он умен, талантлив? Перед
ним широкая дорога. Его имя войдет в историю русской науки
рядом с именами Менделеева, Павлова, Тимирязева!
Юдель ошибся. Этот разговор был в
1935 году, а 10 марта 1936 года и Юдель, и Валерий, а скоро
и я, и большинство членов их кружка были арестованы.
Я помню, следователь меня спросил,
бывал ли Валерий у нас и какого мнения о нем был мой муж.
Наивно полагая, что я говорю что-то полезное для Валерия, я
ответила:
— Муж считал его необыкновенно
знающим, талантливым человеком. Он говорил, что Валерий
будет крупным ученым...
На что следователь цинично ответил:
— Все они умники. Нам таких и надо,
дураки нам ни к чему.
Много позже я узнала, что Валерий
умер на следствии, а Юдель получил приговор "10 лет
без права переписки" — это означало смертную казнь. И
до сих пор мне снятся сны, что Валерия бьют палками по его
чудесной голове, а Юделя садист-палач расстреливает не в
затылок, а в лоб, чтобы насладиться предсмертным ужасом на
его лице...
Я прожила с Юделем всего восемь лет
из моей долгой жизни. Всякое было в эти восемь лет. Он был
абсолютно не приспособлен к решению житейских проблем.
Такие трудноразрешимые (и в то, и в нынешнее время) задачи,
как замена разбитого стекла, ремонт крыши, наем дачи и пр.,
всегда ложились на меня. Но эти мелочи не вспоминаются. Я
помню только восемь лет жизни с ним, полные глубокого
счастья.
Прошло более полувека, как Юделя
нет в живых, а боль за него, сны о нем не покидают меня.
Это со мной навсегда.