Мне хочется подвести итоги третьего
слета Туристят. На мой взгляд, этот слет прошел очень
хорошо, удачнее двух предыдущих, и хотелось бы запомнить и
записать все удачные и неудачные моменты этого слета.
Больше всего мне понравилось, какие
интересные и яркие люди собрались на этот раз на слете. У
нашего костра было такое количество счастливых семей и
просто замечательных людей, что такого я уже давно не
видела.
И дети у всех такие замечательные, и родители такие
яркие!
С другой стороны, программа слета
была весьма насыщенной и разнообразной, и, что самое
удивительное, большую часть намеченного мы успели
осуществить. Я очень благодарна тем многочисленным добрым
людям, которые занимались на слете нашими двумя детьми,
пока мы с Мишкой организовывали и проводили мероприятия для
всех.
В субботу приехали школьники – 16
человек из 5-ого класса, и многие родители с детьми самого
разного возраста, от 3 месяцев до 13 лет. До обеда мы
успели провести Большую Командную игру, которая состояла из
10 этапов, причем часть этапов была силовая, но были и
интеллектуальные этапы.
Мне показалось, что это разумно –
чередовать бегательные и умственные этапы, потому что одни
команды отличились на тех этапах, где нужна была ловкость и
сила: при метании мешочка, при прохождении по бревну и
преодолении реки, при проползании и при разжигании костра,
и при переносе орехов в ложках через завал… В то же время
другие команды или отдельные участники имели возможность
проявить себя в показывании фраз пантомимой, придумывании
слов и рисовании плана.
В следующий раз надо постараться
более точно уравновешивать команды. В интеллектуальные
этапы можно добавить коллективное складывание паззла – там
есть место и толковой организации, и всем дело найдется.
Можно попробовать добавить какие-нибудь игры на подстройку:
вся команда должна пройти куда-нибудь, удерживая 4 ложки
или палочки между ладонями. Можно попробовать какие-нибудь
игры, где одному завязывают глаза, а другие ему командуют,
что делать. И наливание воды в бутылку в такую теплую
погоду вполне можно было провести…
Было много беспорядка в организации
команд и некоторая неразбериха, потому что не на все этапы
были взрослые наблюдатели. Вероятно, было бы полезно, чтобы
один наблюдатель шел с командой по всем этапам, но это не
обязательно – столько взрослых трудно набрать. Мне кажется,
что это была правильная идея – что на каждом этапе есть
свой наблюдатель, который может сравнить, как его этап
проходят разные команды. Надо составить более ясные и
четкие инструкции для наблюдателей этапов. Важно напоминать
детям на каждом этапе, что они – команда, и вместе могут
сделать больше и лучше, чем сделали бы поодиночке.
В задачу наблюдателей входит:
объяснить правила и следить за их выполнением, поощрять
командную работу, выделить в каждой команде как минимум
одного, а лучше нескольких участников и записать, за что
конкретно их хочется отметить – за оригинальные идеи, за
взаимопомощь, за ловкость, за стойкость и упорство в
преодолении препятствий, за волю к победе, остроумное
решение, дружную работу в команде, проявленную находчивость,
целеустремленность, организаторские способности и др.
Мне бы очень хотелось, чтобы все
или почти все получили призы и грамоты – но не просто за
участие, а за что-то особенное. Командная игра помогла
выявить самых ловких, самых изобретательных, самых ползучих,
самых упорных, самых толковых командиров.
Вечером была проведена Полоса
Препятствий. Детям она понравилась, и препятствия были
вполне интересными, но надо было более четко записывать
возраст участников, чтобы наградить и малышей тоже.
В Полосе препятствий был проход по
натянутой веревке через реку, который оказался сложным для
многих, и был подъем на веревочную лестницу, - малышам
слишком трудно, а большим – слишком легко. Надо будет в
следующий раз объединить эти препятствия – натянуть
веревочные лестницы параллельно земле, чтобы по ним
переходить реку.
Для самых маленьких я и в субботу,
и в воскресенье показывала сказки, но в целом малышами
занимались мало. С другой стороны, им в лесу и без того
очень интересно, так что для них более насыщенная программа
и не нужна.
Я привозила с собой кучу
развивающих игр, но не доставала их, поскольку мне некого
было назначить ответственным за эту игротеку. В плохую
погоду эти игры бы очень пригодились, а так могли быть, но
и без них было неплохо.
В воскресенье была игра
"Поиски клада". Придумали мы эту игру осенью, и
кладами были арбузы. Теперь у нас была проблема – придумать,
что положить в клады, и как обставить поиски.
В качестве клада выступили монетки,
ракушки и белемниты – древнейшие окаменелости, которые
Мишка недавно нашел в районе Воскресенска.
Оказалось, что у нас набирается две
команды, причем в одной малыши лет 4-6, а в другой – трое
детей 11-13лет и взрослые.
Младшая команда кладоискателей
вышла из лагеря и отправилась на поиски по легенде. Они
обнаружили в указанном месте над ручьем бутылку с запиской
– с трудом добыли бутылку и с еще большим трудом извлекли
записку. Потом им надо было развести костер, чтобы согреть
старого пирата. Тот согрелся и сказал им заклинание для
победы над чудищем. Кладоискатели добрались до места, где
был спрятан клад, победили чудище при помощи заклинания, и
нашли сокровища.
Все было бы совсем хорошо, но
электричка на пути домой была такая набитая, что дети очень
устали от жары, духоты и тесноты.
Что мы не сделали из намеченного?
Забыли провести прыжки в высоту, игры в угадай на вкус и на
ощупь. Впрочем, и без того программа получилась изрядно
насыщенной, к тому же очень хорошо попели вечером у нашего
костра.
В целом слет прошел очень удачно и
ярко, хотя было много накладок и неразберихи. Буду очень
благодарна всем, кто пришлет свои отзывы и критические
замечания по поводу этого слета, а также пожелания и
предложения по поводу следующего слета. Мы планируем во
вторые или третьи выходные сентября проводить Слет
Туристической учебы для школьников. Частично программа
будет совпадать, но хотелось бы сделать мероприятие более
учебным.
С другой стороны, мне лично кажется,
что слушать лекцию о том, как правильно пилить дрова,
почти бесполезно. Надо каждому дать попилить с тем, кто
умеет, и поучить лично каждого. Точно так же можно учить и
общению с веревками, страховке, использованию обвязки,
жумаров и спусковухи. Вероятно, стоит поговорить про компас
и карту, про условные обозначения на них, показать карты
для спортивного ориентирования, схемы, планы, расхребтовки
и др.
О безопасности в походах поговорить
очень хочется, но на мой вкус, даже этот серьезный разговор
не стоит превращать в лекцию. Мне кажется, лучше устроить
общее обсуждение смешных расссказиков о том, как не надо
ходить. Рассказ про поход по типу – найдите и объясните 10
ошибок. ("А Катя натерла ноги и отстала от группы. Я
решил ее подождать, и мы вместе заблудились. Мы положили
рюкзаки в кустах возле тропинки и побежали в разные стороны,
чтобы найти группу, но потом не смогли найти рюкзаки, да и
друг друга чуть не потеряли." И так далее.)
Мне кажется, важно подсказать детям
идею о том, какими способами можно организовать страховку –
к примеру, при переходе речки по бревну. Совсем не все
знают и пробовали на своем опыте, как помогает для
поддержания равновесия такая помощь, как поддерживание за
палочку с берега. Это очень наглядно можно показать. Берем
бревно, по которому легко пройти с открытыми глазами.
Закрываем глаза – и начинаем падать. После этого с
закрытыми глазами придерживаемся за прутик, качающуюся
ветку, травинку – и идем очень уверенно, как с открытыми
глазами.
О чем еще было бы полезно
поговорить? Быть может, об особенностях готовки еды на
костре?
Буду благодарна всем, кто придумает,
покажет и расскажет, чему и как учить детей в походе. А
еще – зовите на наш слет своих друзей и знакомых с детьми!
И сообщите мне телефоны и адреса тех, кого бы следовало
пригласить на следующий слет.