Когда я
была совсем маленькой, мои родители водили меня и брата в
лес, на Слет Туристят. На одном из таких слетов двухлетнему
Боре даже вручили вымпел "Самый младший участник Слета
Туристят". Я помню, как мы парами бежали по полосе
препятствий - переходили по бревну через канаву, потом
перелезали через какой-то забор и кидали шишками в
мишень…
И вот весной мы с Мишкой решили,
что надо бы нам восстановить эту добрую традицию детских
слетов - для туристов и их детишек, а также для всех
желающих. Мы обсудили, и придумали
программу первого нашего
Слета Туристят - и провели слет 5-6 июня 99 года возле
станции Подосинки.
Слет получился ярким и запоминающимся, и
мы были очень довольны. После первого слета мы еще
несколько раз обсуждали с нашими друзьями, что еще было бы
полезно сделать на таком мероприятии, и решили попробовать
сделать слет более учебным, а не только развлекательным.
В результате мы пришли к такой
формулировке:
" Слет Туристят
задуман как детский учебный слет. Программа слета
рассчитана как на приехавших с ночевкой, так и на тех, кто
приехал только на один день. Нам очень хотелось бы, чтобы
этот слет выполнил две задачи:
-помочь школьникам и
детям приобрести новые для них умения и навыки;
-собрать людей,
которые ходят в походы с маленькими детьми, и помочь им
познакомиться между собой для дальнейшего общения и обмена
опытом.
На слет приглашаются
как группы школьников (желательно, чтобы в группе было не
менее 1 взрослого на 8-10 детей), так и все желающие:
родители с детьми, а также те, кто готов помочь в
организации и проведении слета. "
Второй Слет Туристят получился тоже
очень славным, хотя народу на нем, к сожалению, было меньше,
чем на весеннем слете. Собралась очень приятная компания
взрослых, а вот детей и школьников было маловато. Всего
было человек восемьдесят, не больше, хотя заранее
собирались до 300 человек. Отчасти помешала погода: неделя
накануне слета была очень холодной и дождливой, и многих
это отпугнуло. Зато на самом слете нам с погодой повезло
сказочно: с пятницы по воскресенье было ясно, солнечно и
тепло.
Изначально на этот слет собирались
прийти от 5 до 10 классов средних школьников со своими
учителями. Мы постарались все продумать и предусмотреть в
рассчете на такой большой школьный слет. Однако накануне
слета в Москве прогремели два взрыва в жилых домах, и по
городу прокатилась волна паники. В частности, это
выразилось в том, что по школам был спущен приказ отменить
все внеклассные мероприятия. Таким образом и получилось,
что на нашем детско-школьном слете был всего один класс, да
и то в составе шести мальчишек 13-14 лет. Зато было много
детей 3-6 лет, и человек 7 малышей от 6 месяцев до 2 лет.
(
Саша Синев - 6 месяцев, Аня - 8 месяцев, Катя Чернышева и
Боряша Фишкис - 1 год 1 месяц,
Гриша Рязанский и Макс Сонин
- 1 год 6 месяцев, Владик Лисовский - 1 год 9 месяцев)
На втором Слете Туристят мы провели
не только соревнование на Полосе Препятствий, но и лекцию
по поведению в походе, и учебное занятие по завязыванию
наиболее частых узлов.
Вечером у нашего костра много и
хорошо пели, и мы разошлись по палаткам только в 3 часа
ночи.
Единственное обстоятельство,
которое могло несколько омрачить наш слет, было Посвящение
в студенты, которое проводит МЭИ в этом же месте.
Организаторы этого Посвящения пришли к нам вечером в
субботу, пьяные в стельку, и предупредили, что завтра наш
лагерь может растоптать толпа новоявленных студентов. Мы
даже дежурили ночью у костра, и днем внимательно следили за
лагерем, но все обошлось. Первокурсников приехало не 300, а
человек 30-50, и они прошлимимо нас…
А в воскресенье утром было веселое
развлечение - поиски Кладов. Мы собирались сделать по
одному кладу для каждой из команд, но народу пришло совсем
мало, и мы изменили свои планы. Для команды малышей был
спрятан один клад - арбуз, а для двух команд школьников -
по два разных клада (на одном КП арбуз, а на другом - торт).
Капитаны команд, включая 6-летнего
Аркашу Флитмана, капитана младшей команды, составили карты
для поиска клада, а потом на месте старшим пришлось
поломать головы над решением логической задачки - ведь от
решения зависело, какую из дальнейших легенд им нужно
выбрать.
Обе команды нашли все свои клады и
успели вернуться в лагерь до окончания контрольного срока.
Игра по поиску клада несколько
отличается от обычного спортивного ориентирования или
Арбузника. Вообще-то, идея игры с поиском кладов родилась у
нас по той простой причине, что у нас на этот район не было
подробной карты для ориентирования. Однако игра оказалась
не менее интересной и в таком варианте.
Когда на Арбузнике команда
школьников ищет КП (контрольные пункты) по заранее
нарисованной карте, то реально ориентируется один из
школьников - тот, кто ведет группу. А остальные просто
бегут за ним, и ничего нового не узнают. А мы придумали,
что капитан должен сам нарисовать схему, по которой его
команда сможет найти КП. В таком случае капитану придется
вспомнить и про масштаб, и про условные знаки, и про многое
другое.
А на первом КП команда обнаружила
задачку, и три разные легенды о том, где лежит сам клад.
Пришлось ребятам не только побегать, но и подумать.
(Впрочем, одна из команд решила проверить все три легенды
перебором, пока их капитан трудился над задачей.)
Пока взрослые бегали и
устанавливали клады, малыши смотрели кукольные сказки. На
этот раз мы приготовили не только "Репку", но и
"Теремок", и "Курочку Рябу", и
"Маша и медведь", и даже "Красную
шапочку".
А на обратном пути мы научили
школьников играть в "контакт", и играли всю
дорогу до станции, и в электричке тоже. Время пролетело
незаметно за иргами и разговорами, и было немного грустно,
что слет уже кончился. А еще было обидно, что не приехали
школьники - ведь у нас все было для них приготовлено! Ну
ладно, будем надеяться, что на следующем слете народу будет
больше.