"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

АЛТАЙ-97

ОПИСАНИЕ ПРОЙДЕННЫХ ПЕРЕВАЛОВ
Правая седловина - перевал Туристов (2А) со стороны ледника Куркуре
    Нитка маршрута:     поселок Тюнгур - река Кучерла - река Текелюшка - положили заброску выше Кучерлинского озера - пер Каратюрек (1А) -озеро Аккемское - пер Дружба (1Б) - ледник Менсу - пер Туристов (2А)- ледник Куркуре - пер Коккольский - поселок Нижний Лагерь - река Белая Берель - пер Верхнее Седло (н/к) - река Катунь - река Капчал - пер Капчальский Восточный (1Б) - ледник Капчальский - река Кони-Айры- взяли заброску - пер Немыцкого Южный(1А) - река Верхний Кураган - пер Иолдо (1А) - брод через Хазиниху - брод через Осиновку - река Нижний Кураган - паром через Катунь - пос Катанда

Перевал Каратюрек (1А) расположен в хребте между долинами рек Кучерла и Аккем. Седловина широкая, осыпная. Рядом с седловиной - небольшой снежничек.
Подъем на перевал Каратюрек со стороны долины Кучерлы осуществляется по тропе, идущей левым (ор.)берегом реки Текелюшки,
мимо каньона, далее по средней и мелкой осыпи. От границы леса тропа уходит направо вдоль распадка по мелкой слежавшейся морене. Далее по средним и крупным камням тропа поднимается на гребень, за которым следует через небольшой плоский участок. После еще одного небольшого каменистого взлета тропа выходит вдоль гребня на сам перевал. Спуск в долину реки Аккем по мелкой осыпи к ГМС на Аккемском озере. Тропа с перевала спускается по мелкой слежавшейся морене до ручейка, пересекает его, поднимается по средним камням на небольшое травянистое плато, и оттуда идет через густой лес, растущий на крутом склоне над озером. Через перевал идет хорошая тропа.
    Мы проходили этот перевал в плохую погоду, поэтому сам перевал мы не снимали. Фото от границы леса при подъеме на Каратюрек со стороны Кучерлы вниз по долине. На морене наша спусковая тропа хорошо видна - темная полоса на заснеженных каменистых склонах.
     Перевал Каратюрек очень нудный и утомительный: набор высоты от стоянки на слиянии Кучерлы и Текелюшки больше километра, и половина пути – по морене. Как будто ползешь по бесконечной, скользкой и крутой лестнице на двухсотый этаж… Никакого специального снаряжения для прохождения перевала Каратюрек не требуется.

Перевал Дружба (1Б) расположен в хребте между долинами рек Аккем и Менсу. Седловина узкая, скально-ледовая. Есть место под две палатки. Со стороны долины Аккем пологий закрытый ледник в форме буквы "S"с небольшими трещинами. Со стороны долины Менсу частично закрытый ледник с большими трещинами. Перевальный взлет со стороны Менсу ледовый, около 30 градусов, длиной около 150 метров, бергшрунд шириной 0.5-2 метра.
    Подъем на перевал Дружба осуществляется по хорошо заметной тропе, ведущей
от Аккемского озера вдоль реки Аккем. Вскоре после конца озера тропа переходит на правый (ор.) берег реки Аккем и дальше идет вдоль реки по средней и мелкой слежавшейся морене. Перед языком ледника тропа, обозначенная турами, выходит на крупные камни и там разветвляется. В целом тропа идет логично, но можно идти и без нее.
    Тропа поднимается на два моренных гребня и уходит в карман морены, пересекает зеленую полянку и уходит налево-вверх на лоб морены по мелкой подвижной осыпи. Далее тропа теряется на крупных камнях, и следует идти наиболее удобным образом к языку ледника.
    Перед началом ледника на краю морены, а также на зеленой полянке имеются площадки под несколько палаток. Со стороны долины Аккем пологий закрытый ледник в форме буквы "S"с небольшими трещинами.
    Подъем на ледник и на перевальный взлет со сторны Аккема не вызывает затруднений и не требует спец. снаряжения.
    Спуск с перевала по крутому ледовому склону, покрытому небольшим количеством снега, лучше осуществлять с использованием перильной веревки (3 по 40 метров). Перила вешаются на ледобуры. Последний участник слезает в "кошках" с нижней страховкой.
    Далее спуск в связках направо по леднику вдоль гребня, в обход скального зуба, и далее на левый борт ледника, на морену, на которой имеется несколько площадок под палатки. Там же мы повесили на большом валуне табличку памяти погибших. С камня хорошо виден перевал Туристов.
    Для прохождения перевала Дружба требуется веревка основная 40 или 50 м, обвязки на каждого из участников, ледобуры и как минимум одни "кошки".
С перевала Дружба хорошо виден язык ледника, уходящий к перевалу Туристов.(63К)     Вид с перевала Туристов назад, на ледник Менсу и перевал Дружба

Перевал Туристов (2А) расположен в хребте между долинами рек Менсу и Куркуре. Определяющая сторона – из долины Куркуре. Со стороны Менсу длинный пологий ледник, в конце которого небольшой перевальный взлет крутизной около 15-20 градусов. В конце взлета со стороны ледника Менсу - маленький узкий берг. Седловина широкая, снежная.
    Спуск на ледник Менсу осуществляется по морене, затем по
крутому осыпному кулуару. С верхней части кулуара хорошо виден ледопад на Менсу. Далее в связках пересекаем поперек трещиноватый ледник Менсу, и уходим в его боковой отрог. Если стоять на леднике Менсу и смотреть вверх по долине, то перевал Дружба расположен в конце правого отрога ледника, а перевал Туристов - напротив него, в конце левого отрога.
    Подъем по леднику Менсу и далее к перевалу Туристов обязательно проходить в связках, поскольку там много закрытых трещин. Взлета как такового нет, и по пологому леднику вы поднимаетесь прямо на седловину (левую из двух, если смотреть с Менсу).
Тур расположен слева на скалах. С перевала свисает снежный карниз в сторону Куркуре. Со стороны ледника Куркуре ледовый перевальный взлет 35-40 градусов, длиной около 150 метров, с широким бергшрундом (6 метров по ширине и 7 - по высоте, есть снежный мост.) При подъеме со стороны Куркуре возможен обход берга справа по скалам (если смотреть сверху).
    Спуск с перевала Туристов осуществляется по перильной веревке (3 по 40 метров). Перила вешаются на ледобуры или на скальные крючья, имеющиеся в скалах с левой стороны. Последний участник слезает в "кошках" с нижней страховкой, обходя бергшрунд по правым скалам.

Вид с перевала Туристов на ледник Куркуре. Подъем на перевал Коккольский - направо за углом, по языку приходящего справа ледника.
Вид на перевал Туристов с ледника Куркуре Правая узкая снежная седловина - это и есть перевал Туристов.
    Для прохождения перевала Туристов требуется веревка основная 40 или 50 м, обвязки на каждого из участников, ледобуры и как минимум одни "кошки".

Перевал Туристов в классификаторе перевалов обозначен как 1Б, однако мы считаем, что его категорию следует поднять до 2А, поскольку прохождение данного перевала вызывает серьезные проблемы у слабых групп. Перевал расположен между двумя большими сильно изломанными ледниками, и сам взлет со стороны ледника Куркуре достаточно сложен.

Перевал Коккольский (1Б) расположен в хребте между долинами рек Куркуре и Малый Кокколь. Седловина узкая, каменистая. Со стороны ледника Куркуре – пологий ледник в форме буквы "L", и короткий крутой перевальный взлет с бергшрундом шириной 0,5 – 4 метра. Со стороны реки Кокколь - множество мелких снежников на морене.
    После спуска с перевала Туристов следует идти по леднику Куркуре в связках, придерживаясь, насколько это возможно, правого края ледника, и дальше направо, за ближайший гребень.
    Справа за моренным гребнем начинается язык ледника. На морене перед ним можно переночевать. Язык ледника достаточно крутой, и удобнее обойти его слева по морене. Далее подъем по пологому леднику до перевального взлета. В зависимости от количества снега, бергшрунд можно обойти или перейти по мосту. Иногда возникает необходимость повесить одну веревку-перила для прохождения бергшрунда.
    Спуск в долину реки Кокколь идет по крупным живым камням, чередующимся с небольшими пологими снежниками, далее по средней морене. В середине спуска обычно удается найти тропу, которая заметно ускоряет движение. Тропа идет по карманам и увалам мелкой и средней морены и дальше по траянистому склону вдоль ручейка, впадающего в Кокколь. Вдоль реки Кокколь левым (ор.) берегом идет хорошая тропа до заброшенной деревни Нижний Лагерь и дальше вдоль Берели до лесопилки и поселка Язевое Озеро.
    Идти этот перевал в обратном направлении нам бы не хотелось: подъем невероятно тягучий и занудный, даже спуск с него очень утомителен.
    Для прохождения перевала Коккольский желательны веревка основная 40 или 50 м, обвязки на каждого из участников, ледобуры и как минимум одни "кошки".

Перевал Верхнее Седло (н/к) расположен в хребте между долинами рек Белая Берель и Катунь. Подъем на 700 метров без тропы и аналогичный спуск. Перевальная седловина широкая, плоская. Тропы на перевал нет, оба склона крутые, до 35-40 градусов, травянистые. Тура нет. Спуск в долину Катуни очень тяжелый, хотя технически не сложный. Мы спускались по распадку, по дну сухого ручья, поскольку там был наиболее пологий путь. По обеим сторонам нашего спускового кулуара на склонах попадаются обрывистые скальные выходы. В нижней части склона есть отдельные деревья. Перевал виден из поселка Нижний лагерь на Берели.

Перевал Восточный Капчал (1Б) расположен в хребте между долинами рек Капчал и Кони-Айры. Седловина скальная, возле тура есть 2-3 площадки под палатки. Со стороны долины Капчаласкально-осыпной перевальный взлет 50-70 метров. Со стороны долины Кони-Айры пологий закрытый ледникс большими трещинами в средней части. Тур расположен слева на гребне, если смотреть со стороны Капчала.
    Из долины реки Катунь заболоченная широкая тропа идет правым (ор.) берегом, и разветвляется перед началом леса. Направо уходит тропа в долину реки Капчал. Тропа идет левым (ор.) берегом Капчала, пересевает мощный приток, и идет дальше вдоль реки.
    Там, где река Капчал поворачивает почти под прямым углом, тропа уходит вверх от реки по крутому травянистому склону (вправо, если смотреть из долины Капчала). Набрав высоту, тропа снова выходит к реке. Там есть много удобных площадок на зеленке.
    Восточный Капчал - самый правый из перевалов, соединяющих долины рек Капчал и Кони-Айры.
Пересекаем зеленые площадки,(13К) переходим вброд Капчал и поднимаемся по мелкой слежавшейся морене на ледник. По пологому леднику без трещин подходим к скально-осыпному перевальному взлету. (65К)
    Спуск в долину Кони-Айры по закрытому леднику. Мы придерживались правого края ледника, и ушли на морену, чтобы обойти трещины. Далее спуск по тропе вдоль реки, правым (ор.) берегом Кони-Айры, через заросли карликовой березки, и дальше через лес.

Перевал Немыцкого Западный 1А расположен в хребте между долинами рек Кони-Айры и Верхний Кураган. Седловина широкая, плоская, каменистая. Есть площадки. Со стороны долины Кони-Айры пологий закрытый ледник. Со стороны долины В.Курагана пологий ледник без трещин и осыпной взлет. Тур в левой части седловины, если смотреть со стороны долины Кони-Айры.

Мы начинали подъем на пер. Немыцкого от верхнего каньона на реке Кони-Айры. Возможно, ниже есть тропа, но мы шли без тропы по крупным камням, покрытым мхом и лишайником. Моренный гребень из слежавшихся средних камней, за ним лоб ледника. По пологому леднику прошли вперед и направо, и вышли на гребень чуть выше перевала Немыцкого Западного.
    Спуск в долину реки Верхний Кураган по крупным неустойчивым камням на маленький снежник, дальше по мелкой и средней морене до травки. Далее правым (ор.) берегом ручья до реки В.Кураган.

Перевал Иолдо (1А) расположен в хребте между долинами рек Верхний и Нижний Кураган. Со стороны долины реки Верхний Кураган скалы сланцевые, образуют плоские дороги, как будто мощеные. Перевальная седловина широкая, скальная, есть тур. Со стороны долины реки Нижний Кураган крутые осыпные склоны и небольшой ледничок.
    Подъем вдоль реки В.Кураган левым (ор.) берегом, оставляя слева маленькое озерцо. Поднимаемся по наиболее пологой части склона и ищем в гребне седловину.
    Спуск в долину реки Н.Кураган очень трудный и утомительный, поскольку тропы в этом районе практически отсутствуют. Спксу с перевала идет по крупным камням левым берегом распадка, далее правым (ор.) берегом реки Иолдо. Река уходит под моренный вал, и через км появляется снова. Лучше всего идти прямо по берегу реки, не отходя от нее далеко.