"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Река Большой Инзер.

Наш поход по Большому Инзеру при всем желании трудно было назвать водным - ну максимум, что можно сказать - "пеше-водный", поскольку это был не сплав, а скорее волок. Основной присказкой у нас стала фраза:
     "Ковыляют по курганам
     мужики с катамараном".

Дело в том, что Инзер - тоже весенняя речка, на него чаще ходят в мае-июне, и тогда на байдарках он легко проходится за 3 дня. Но при нас, как пошутил Антон "воды в речку не налили", и мы не столько плыли, сколько брели по щиколотку по руслу реки и тащили за собой катамараны. Нам не повезло - местные сами удивлялись тому, насколько обмелел Большой Инзер этим летом, и говорили, что неделю назад уровень воды был на 20 см выше.
     Мы стартовали от автомобильного моста недалеко от поселка Карталы, и плыли вниз почти до поселка Инзер - уехали мы с авто-моста через Большой Инзер, и сели на прямой автобус Магнитогорск-Уфа. Было бы лучше стартовать от моста в деревне Карталинская Запань, поскольку летом участок реки от Карталы до Карталинской Запани совсем мелководный.
     В целом места на реке Большой Инзер очень живописные, много красивых высоких скал, сосновые и еловые леса, заросли малины по берегам. Вода очень чистая и прозрачная, временами впадают очень холодные родники и ручьи, русло реки каменистое. Участок реки от Карталы до Инзера ненаселенный, заезд на реку несложный, выезд тоже, поэтому туристов на реке много. Впрочем, стоянок на всех хватает.
     Дров не слишком много, и нередко за дровами наши мужики отправлялись вброд через реку, и носили дрова с другого берега, благо река неглубокая, и перейти ее можно практически в любом месте.
     Через 1 км после деревни Кызыл-Ярово (1 жилой дом на левом берегу реки) на правом берегу пещеры Кызыл-Яр. От деревни плыть до скалы на повороте, и еще через 300м на правом берегу у двойной березы заметно начало тропинки, которая ведет 250 м через луг и приводит ко входу в пещеру. Из пещеры дует холодный ветер, и поэтому залезть внутрь особенно приятно в жаркий день.
     Пещера начинается с длинного коридора, в котором можно ползти на коленках, потом небольшое повышение, и далее 5-метровый очень узкий лаз - мы протискивались на пузе, задевая потолок головой. Зато дальше высокие и красивые залы, очень разветвленная сеть ходов, красивые натеки и кальцитовые водопады, колонны, полочки, арки и щели. В общем, весьма красивая пещера, только вход узковат.
     Вероятно, на Большом Инзере есть и другие пещеры, но мы торопились, и не могли их исследовать, хотя гроты и арки в скалах у реки манили нас.
     А еще на Большом Инзере есть масса шивер и перекатов, течение в среднем весьма приличное, но при нас воды было настолько мало, что многие перекаты мы проходили пешком. Самое запоминающееся место - Большая Шивера, которая длится около 10 км, и представляет собой произвольно нагроможденные в русло камни от средних до весьма крупных. В большую воду там, наверное, весело, но при нас - увы! - мы шли, мы ползли, мы тащились, застревая на каждом шагу. Наш катамаран не выдержал такого испытания, и нам каждый вечер приходилось штопать дырки в тех местах, где капрон был пришит к тезе - ткань не выдержала нагрузки и протерлась вдоль всех швов.

5.8.03 Переезд. Ох!
     Встали в 6.30 утра, Антон вскипятил воду - развели пшенные хлопья, поели кашу с изюмом, попили чаю и собрали мокрые насквозь палатки. Туман. Холодно и сыро. Вдоль ручья прошли к мосту и по шоссейке вышли на автобусную остановку, которая расположена в дальнем конце деревни возле скального зуба, на котором пасутся козы. Пока ждали автобуса, играли с детьми в "теремок" и в "море волнуется - раз!"
     В 7.55 мы все со всеми вещами уже стояли на остановке, в 8.30 пришел автобус, и примерно через час мы приехали в поселок Акъяр. Там мы купили билеты на автобус, который выходит в 10.50 и почти 4 часа едет до Сибая через Уфимск, останавливаясь у каждого столба. Пока Мишка покупал билеты, к нам подошел водитель "Газели" и предложил нас отвезти туда, куда нам нужно - но поздно, билеты уже были куплены. Если б мы знали, как жарко и тесно и душно в этом жутком рейсовом автобусе, мы бы, наверное, продали билеты и сели на "Газель", но в кассе проданные билеты обратно не принимают…
     Купили в ларьке 3 банки зеленого горошка и пакет печенья, сели на рюкзаки и слопали все это. Потом пошли изучать туалет - его нетрудно найти по запаху, а вид и аромат его вблизи столь ужасен, что заходить туда очень не хотелось.

В Сибай мы приехали вымотанные до крайности жарой и духотой - наши соседи по автобусу страшно боялись сквозняков, и прикрывали все окна и форточки. Дети от жары ныли и капризничали, и мы все так устали, что чуть не переругались на вокзале в Сибае.
     Пришли мы на ж.д вокзал, и узнали, что есть поезд Сибай-Уфа, но он не останавливается на станции Карталы, а электричка на Карталы уходит из Магнитогорска через пять минут после прибытия поезда из Сибая. Мы поняли, что 5 минут на стыковку - это слишком стремно, и взяли билеты в общий вагон до станции Инзер. Мы надеялись поспать, но вагон оказался сидячий.
     В Сибае мы с Олей, Антоном и Ирисой отправились искать рынок, не нашли, но нашли нескольких старушек, торгующих овощами и молочными продуктами. Там купили 6 кг малины за 100 р, свеклу - за 5 р, два пакета домашнего творога по 5 р, бутылку молока за 10р, в магазине купили хлеб и сыр, и помчались к своим, ибо до отхода поезда оставалось не так уж много времени.
     Поезд идет неторопливо, в Магнитогорске стоит 65 минут - за это время мы успели купить еще молодой картошки, лука, кабачков, патиссонов, капусты, зелени, сахара и моркови. А детям купили мелки, и они раскрасили всю платформу.
     В поезде принялись лопать булки с молоком и ряженкой, творог с малиной и с сахаром, и бутерброды с сыром.
     Потом Оля читала детям про Зоков и Баду.
     Галя просила спеть ей колыбельную "Ложкой снег мешая", а Оля, оговорившись, сказала "Ложкой спать мешая!"
     В Магнитогорске ожили наши мобильники, и я успела кинуть Диме СМС-ку, узнала, что он уходит в поход 8 августа, и приедет только в сентябре. Договорились, что он попросит соседей покормить кошку и котят.
     Когда мы уже почти приехали, дети заснули в неудобных позах на жестких сиденьях сидячего вагона.
     Мы решили ехать не на ст Инзер, а на ст Белорецк, тк там город больше и больше шанс найти ночью машину до реки, а расстояние примерно одинаковое. В итоге в 11.20 мы выгрузились в Белорецке. Мужики быстро нашли машину, погрузили вещи, и в 12.30 нас высадили на обочине дороги возле моста через Большой Инзер.

Дети спали, мы переложили их на пенки, и некоторое время мужики бродили с фонарями и искали спуск к реке - не по скалам. Нашли. Тропинка крутая, но мы спустились Поставили палатки и завалились спать.

6.8.03 Стапель на Большом Инзере. Воды в речку не налили!
     Мы спали до 10 утра. Дети проснулись раньше и усвистали играть на берег - там они ловили мальков и головастиков. Антон встал в 10 и ушел за дровами на другой берег, и вскоре вызвал Мишку на помощь. Притащили кучу дров, сварили овощи и картошку в мундире, доели творог и малину.
     Стало жарко, и все двигались очень неторопливо. Собрали оба катамарана, увязали гермомешки, пообедали, посушили травы, разложив их на спальниках, постирали детские одежки.

Вода в реке очень чистая, прозрачная, все камушки на дне видны - как на Белой. Напротив нас скалистый обрыв, над ним - еловый лес, рядом оживленное шоссе и высокий автомобильный мост. Большая удобная поляна, на которой мы собрали катамараны, подходит для ночевки нескольких групп сразу.
     В 18 мы спустили катамараны на воду, и тут же убедились, что плыть мы почти не можем - речка настолько мелкая, что мы почти всю дорогу шли, и тащили катамараны. Через некоторое время Галя уснула, а мы с Юлей забрали детей и пошли по берегу, чтобы мужикам было легче перетаскивать катамаран. Идти по камням вдоль берега трудно, но мы вскоре вышли на дорогу, и дальше шли уже веселее, собирали малину и землянику, которые в изобилии растут по берегам.
     Прошли пешком мимо ЛЭП, потом мимо деревни, догнали Антона и договорились, что пора искать стоянку - и думать. Если и дальше будет так мало воды, то мы до Инзера не доплывем, это ясно.
     Заночевали на правом берегу. Вскоре пришли местные рыбаки и рассказали, что река обмелела на 20 см буквально за неделю, и что обычно воды гораздо больше. Ну что за невезение!
     Вечером все были усталые и мрачные от переезда и от такого грустного начала - идти пешком по руслу реки 100 км никому неохота, а уезжать в Москву обидно. Ладно, посмотрим, что будет завтра, и тогда решим, как быть.

7.08.03 Второй день на Инзере.
     Встали в 9, сварили кашу, нажарили оладушки, отплыли в 13.50. Мужики отплыли, а мы с Юлей, Гришкой и Катей пошли пешком по берегу. Договорились встретиться на мосту.
     Гришка шел и всю дорогу рассказывал, что они с дедушкой смастерят большую лодку и шлюпку, и будут плавать по Голубой Бухте.
     Высокий сломанный мост, у которого мы договорились встречаться, похож на ж.д мост, но очень старый.
     За мостом такое глубокой место, что там можно было нормально купаться и плавать. Мы решили перейти речку вброд, но там оказалось так глубоко, что мы еле перешли.
     Встретились с мужиками, сели к ним, и дальше плыли все вместе. Сегодня им идется легче - плывем больше, чем пешком идем.
     Тем не менее, присказка родилась такая:

В этой речке утром рано
     Шли пешком катамараны.

Вариации были и такие:

В этой речке два барана
     Шли пешком с катамараном.

У впадения притока мы сели обедать. Приток пришел солидный, по размеру сравним с той речкой, по которой мы сюда попали, и это вселяет надежду. Может, дальше будем все-таки плыть, а не брести по руслу?
     Всю реку перегородило бревно - Антон притащил пилу-цепь и перепилил его, освободив проход.
     Мы поплыли дальше, и вскоре увидели на правом берегу деревню, а перед ней на правом берегу две небольшие кирпичные будки, окруженные забором.
     Река сильно петляет, на берегах заросли малины, чуть дальше - березы, сосны. Встречаются перекаты. Берега местами скалистые.
     Если река делится на протоки, то в них совсем мелко, и приходится идти. А один раз река аж на три рукава одновременно разошлась, мы пошли по центральному, и были вполне довольны, а Оля и Антон уплыли направо, и там было много нависающих веток и кустов, и узковато.
     Днем была веселая история. В какой-то момент мы проплыли близко к берегу, с которого свисало ветками в воду наклонное дерево. Мы с Юлей сами пригнулись, и детям скомандовали, чтобы они легли на палубу, а об мужика оказались веткой высажены в воду! Я не видела, как это случилось, поскольку сама пригибалась - и вдруг вижу: мимо нас плывет Мишка с веслом в руке. А потом смотрю - Вася весь мокрый вылезает из воды и садится на свое место, очень веселый. Оказывается, катамаран резко вполз под ветки, и мужики, не оценив скорости, пытались от ветки отпихнуться - и оба свалились за борт. Вася все утро был мрачен и неразговорчив, а тут повеселел, и долго смеялся, вспоминая, как комично он, должно быть, выглядел со стороны: ноги на баллоне, а все остальное в воде.
     Проплыли красивые скалы на правом берегу, потом нашли стоянку под соснами на правом берегу, а напротив нас скала.
     За дровами мужики ходили на тот берег.
     Сделали овощной суп и целый канн салата из свежих овощей - капусты, огурчиков и морковки.
     Вкуснота!
     После ужина уложили детей спать, а сами пели до 1 ночи у костра.
     Все повеселели, тк река стала глубже, и течение вполне пристойное появилось.
     Дети вечером играли у Оли в палатке - так палатка аж подпрыгивала! А потом мы им детскую палатку поставили, и они еще там поиграли…

8.8.03 Третий день на Инзере
     Встала Галя около 10, ушла играть на берег и промочила низ штанов. Оля ей посоветовала снять штаны и посушить.
     -Они грязные, я их щас постираю! - решительно заявила Галя.
     -НЕТ! НЕ СМЕЙ СТИРАТЬ!!! - заорала я из палатки страшным голосом. - Ты уже трусы стирала - они так почернели, что я отстирать не смогла!
     -Ну я тогда и трусы сниму! - пригрозила Галя, но никто не испугался.

Оля сварила геркулесовую кашу, мы подогрели суп, поели, искупались и поплыли дальше.
     Антон сказал, что его на работе ждут 14-ого, и что он устал всех подгонять и торопить, поэтому все, кто торопится в Москву, могут просто сами собираться пошустрее. В Москву у нас больше всех спешат Юля и Вася, а нам с Олей не настолько принципиально, когда мы вернемся.
     Отплыли в 13.30, плыли вполне бодро и весело, даже воды почти везде хватало.
     В 15 остановились на обед, собирали малину. Ириса устала и устроила громкий крик - Оля от нее аж на другой берег сбежала, а Антон пытался Ирису утешать, но она топала ногами и кричала:
     "Папа, брысь на работу!"
     В итоге отплыли только в 16.20, и вскоре начался дождь.
     Галя уснула на палубе, укутанная в резиновые штаны, спас-жилет и плащ, Ириса тоже поспала, а Катя и Гришка сидели тихо.
     Антон и Оля уплыли от нас вперед, а мы сидели на каждом перекате, много шли пешком и перетаскивали катамаран через камни, и к вечеру очень устали.
     В 19 мы проплыли на правом берегу осыпь из серых камней, и сразу после - стоянку, но Антон там не остановился (ему показалось, что мусора многовато и скалы близко). А потом стоянок не было, и мы устали до крайности, и мечтали уже о любой ровной площадочке.
     Вспоминали историю про "200 метров за угол", которая у нас была на Алтае когда-то.
     В итоге в 20.40 уже в сумерках остановились на травянистой лужайке на правом берегу, и были очень рады, что можно переночевать, хотя стоянка - не ахти какая. Антон к нашему приходу уже развел костер, мы сделали овощное рагу и картофельное пюре, поели и в 11 завалились спать.

9.8.03 Четвертый день на Инзере. Большая Шивера.

Дети встали в 9 утра, беседуют у костра с Олей.
     Галя смотрит, как причесывают Лису и спрашивает:
     -А почему у Ирисы волосы кудрявые?
     -А ты посмотри, какой у нее папа кудрявый!
     -А у меня почему не кудрявые?
     -А у твоего папы волосы разве кудрявые?
     -Нет, не кудрявые. Прямые. Зато у меня на кончиках волосы немножко кудрявые - это потому что у нас Дима кудрявый!

Утром, когда все уже встали, пошел дождь, и поэтому все гермомешки были увязаны в рекордно короткий срок.
     Жары не было, купаться совершенно не хотелось - мы поели, привязали вещи и в 11.20 уже отплыли.
     Дождь вскоре кончился, стало жарко, и в 13 мы остановились, чтобы искупаться. Поели малины и поплыли дальше. Прошли много мелких перекатов, на одном из них отодралась напрочь наша заплатка - Мишка ее выудил, и вскоре, в 14.30, мы встали на обед. Сдули баллон, подсунули внутрь миску и зашили дырку заново.
     Вчера мы видели группу школьников из Магнитогорска на 4 камерных плотах. На две огромные камеры (от БелАЗА, наверное, или от трактора) положен настил из досок, на нем человек 6 с рюкзаками. Вещи скинуты в середину и накрыты полиэтиленом.
     Сегодня видели две группы, которые еще не отплывали - с катамаранами одни, с байдарками КНБ-шками другие. А еще мимо нас проплыли цельноклееные катамараны-двойки. (Мы видели на плаву три, потом догнали, и увидели, что их аж 6 штук)
     На этой речке туристов заметно больше, чем на Сакмаре.

Васю, бедного, все достало - он обгорел на солнце, купаться он не любит, малину не ест, и на работу торопится, а тут как на грех мы купаемся, едим малину, жара, да еще и дети вопят прямо в ухо Васе, и он не слышит команд - ни моих, ни Юлиных.
     Вчера так устали к вечеру, но сегодня очень бодро плыли с утра, поскольку хотим пройти за день как можно больше.

Днем было очень жарко, и после обеда мы плыли довольно лениво.
     Перед началом Большой Шиверы на левом берегу хорошая стоянка - там встали те самые 6 катамаранов с собаками, кошками и детьми. Стоянка шикарная, с баней, с глубоким озерцом для купания - отличное место для дневки!
     Большая Шивера представляет собой произвольно нагроможденные в русле крупные камни, причем основного русла нет, река течет сквозь это все, и наш огромный катамаран застревает ежеминутно. Поначалу мы застревали каждый метр, и я предложила вести детей по берегу. Высадила всех троих в воду, вывела их на сухие камушки, и мы с ними пошли по сухим камням вдоль воды. Метров 200 или 300 мы так шли, и сильно обогнали мужиков, которые вдвоем перетаскивали катамаран через камни. А потом мы уперлись в обрыв и решили обойти по берегу. Сначала там даже было некое подобие тропы, но потом мы залезли в бурелом с крапивой и малиной, и там продирались через заросли довольно долго. Наши обогнали нас, причалили, и Мишка отправился даже на поиски, но разминулся с нами. В итоге мы все встретились, и решили так больше не делать.
     Дети шли через кусты и крапиву очень бодро, даже Катька не ныла, хотя колючек и крапивы хватило на всех. Гришка бодро произнес, что они партизаны, которые через чащу пробираются к своим - и под этим девизом они шли всю дорогу!
     В 19 Антон увидел неплохую стоянку на правом берегу, и уже начал разгружать катамаран, но народ взбунтовался, сказал, что проплыли мало, и надо плыть еще. В итоге плыли до 8, и тогда уже никто не возражал, что пора останавливаться - утомительное это дело - плыть по такой маловодной реке. Встали на левом берегу под огромной сухой сосной, съели чечевицу и в 11 улеглись.
     Днем научили детей играть в словесные игры "Черная кошка" и "Барыня прислала 100 рублей". Детям очень понравилось. И Гришка, и Катя и даже Галя бодро придумывают длинные истории с упоминанием самых разных черных персонажей.

10.8.03 Пятый день на Инзере. Шивера. Пещера Кызыл-Яр. Мой день рождения.

В 8 утра я услышала радостный голосок моей дочки:
     -Мама, я покакала!
     Вот так начинается мое утро почти каждый день, дома и в походе. И сегодня, мой день рождения, не исключение.
     -Сядь на горшок и жди, сейчас я вылезу.
     -А я не на горшок какала, я его не нашла!
     -А куда?!
     -На дорожку!
     -Ох, ну стой там…
     Под такие диалоги обычно просыпается Антон и вылезает разводить костер. Остальные любят спать подольше.
     Я складываю спальники в герм, упаковываю рюкзаки-сиденья, а Оля тем временем варит кашу. В последний момент я убираю мешочки с сушеными травами - душицей, зверобоем и мятой, которые я везу с Сакмары.

В 12.30 отплыли, и еще 3 или 4 км шли по шивере, мечтая, что она скоро кончится, и мы поплывем наконец, а не будем брести по колено в воде.
     Оля взяла компас, и теперь в любой момент она нам может показать, где мы ночевали, где обедали, и где мы сейчас.
     Через час остановились на левом берегу - Ирисе понадобился горшок. Заодно и искупались все.
     Вскоре дошли до того места, где вся река, разбившись на два рукава, с размаху бьет в огромную скалу. Такой перекат красивый, что уклон видно сразу - а мы бредем по щиколотку и сокрушаемся, что воды в речку не налили. Обидно! Зато скала отвесная, очень красивая - на Сакмаре таких пейзажей нет.

Около 15.30 приплыли в деревню Кызыл-Яр на левом берегу. Там один жилой дом. За 10 р купили полведра молодой картошки. Яиц нет, молока нет, тк ни кур, ни коров не держат.
     От деревни около 1 км до пещеры - сначала скала на повороте, и через 300м на правом берегу от двойной березы на правом берегу видна тропинка, которая уходит направо через луг к скалам. Там даже стоит дощечка с надписью:
     "Пещера Кызыл Яр охраняется государством".
     Мы пообедали, извлекли из гермов ботинки, теплую прочную одежду и фонари, и пошли в пещеру. В пещере очень пригодились мне перчатки, которые Вася мне любезно дал.
     Пещера начинается с глинистого коридора, с камнями на полу, в котором можно идти на корточках, потом небольшое повышение, залом его и не назовешь - и дальше совсем узкий лаз.
     В зальчик мы залезли все вместе, слопали там шоколадку, а потом Вася, Юля и дети полезли наружу, а мы с Олей и Мишкой - вглубь. Антон отвел Ирису наружу, и догнал нас.
     Лаз такой низкий, что ползти надо на пузе, еле протискивая голову и плечи. К счастью, через 5 м такого ползанья вы попадаете в высокие просторные залы, с множеством ходов и ответвлений, с красивыми натеками, колоннами, кальцитовыми наростами, и даже крохотными сталактитами. Есть наклонные ходы вверх и вниз, есть места, где мы ходили как бы по двум этажам, есть колодцы и балконы, и длинный спуск, но мы не успели все исследовать, тк торопились вернуться к детям.
     В одном месте Оля залезла ногами вперед в узкий лаз и коленками ощутила вертикальный колодец вверх, но залезть туда не смогла. В другом месте я вползла ногами вперед в узкий и низкий проход, и даже смогла там лежа развернуться, чтобы выползать головой вверх. Я так расписывала красоты, сталактитики и кальцитовые наросты, которые царапали мне лицо и цеплялись за волосы, что Оля, а потом и Мишка, проползли за мной.
     В 17.40 мы вылезли из пещеры и побежали через луг на берег. После холода пещеры вода и воздух кажутся одинаково теплыми. Мы переоделись, отмылись, и поплыли дальше.
     Юля для меня сплела венок.

Воды мало, сегодня мы снова больше идем, чем плывем.
     А мы так надеялись, что когда Шивера кончится, станет полегче… По берегам красивейшие скалы, которые возвышаются над рекой как дворцы, крепости и бастионы.
     У меня напрочь порвались сплавные тапки, я еле иду. По таким камням босиком ходить не слишком приятно, но я пока кое-как хожу.
     Все очень устали за этот день, и в 8 с радостью остановились на правом берегу в траве. Не самая красивая стоянка, но нам сойдет. Антон нашел дрова, но Мишке показалось, что этого мало, и он отправился на промысел на тот берег.
     Когдаставили палатки, лопнула резинка внутри стойки у Васиной палатки Кемп-4, и он сел чинить ее.
     Починил.
     Сварили вкуснейший суп, потом я нажарила оладушки, благо у нас есть и простокваша, и мука, и яичный порошок ( сухой омлет).
     Вася и дети легли спать в 11, а остальные в честь моего дня рождения пели песни и травили всякие байки у костра аж до 2 часов ночи. Антон пел свои песни про лавины и ледники, про геологов… Вспомнили песенку водников:
     "А там за порогом, на самой высоте,
     Сидят, свесив ноги, счастливые те,
     Кто с фотоаппаратами готовится снимать,
     Как будем мы корячиться и маму вспоминать!"

Юля мне подарила два вкусных чая - один мы тут же заварили, второй оставили на утро. А Антон сказал, что у них с Олей есть для меня подарок, но они мне его пока не отдадут.
     -Это такой же, как в прошлом году?
     -Догада! - обрадовался Антон. В прошлом году мой день рождения пришелся как раз на последний день похода, и они мне подарили весла. А в этом походе это еще актуальнее, тк Васино весло с байдарочной лопастью и деревянной рукояткой ломалось уже трижды за этот поход.
     Говорят, во времена Петра 1 матрос, который во время гребли от усердия ломал весло, получал рубль золотом в награду...

Хороший вышел день рождения: тепло, хорошо, река красивая, пещера интересная, и так вечером у костра попели хорошо!

11.8.03 Шестой день на Инзере.
     Ночью моросил дождик, но к утру перестал.
     Дети встали в 9 утра и ушли играть на берег. Гришка нашел шнурок - и принялся из палочек и шнурка сооружать на берегу Линию Электро-Передач, деревни и домики, и дороги между ними, по которым ездили щепки-машины.
     А Ириса играла, что она - пес Тима, ползала на коленках, гавкала, и просила, чтобы ее водили на поводке.
     Антон выдал ей длинный кусок резинки, и это был поводок.
     А потом этой резинкой случайно огрели по спине Катю - и резинку пришлось спрятать.
     Антон встал в 9.30, развел костер, наколол дров, поставил вариться картошку - и тут заметил, что на синем катамаране лопнула шкура, и на 50 см торчит голубой надувастик!
     На стыке тезы и авизента ткань истерлась и образовалась длинная дыра!
     Ну и поход: просто мор на вещи напал! В самом начале похода полопались мои любимые гермо-мешки из ткани "дождь", которые я клеила году в 93-ем или 94-ом. Потом у меня и у Юли порвались ремешки часов. Дважды ломались старые весла - протерлась и истончала дюраль на лопастях, сгнили деревяшки… На дневке сломалось топорище. Развалились тапки у Васи и две пары тапок - у меня. Вчера Мишка обнаружил, что перетерлась ручка одного из канов, и чинил тросик. Тогда же Вася обнаружил, что лопнула резинка внутри стойки палатки. У Мишки сломался фонарик-налобник, а у Оли на рюкзаке оторвалась одна из оттяжек, когда мы выезжали на автобусе с Сакмары. На днище заплатка, которую приходится каждый день заново пришивать - такой шкуродер! И вот теперь шкуры баллонов протерлись, не выдержав нагрузки!
     Как раз вчера пели песню Визбора про три минуты тишины:
     "Быть может, на каком борту пожар,
     пробоина в корме острей ножа"
     И вот, нате вам - дыра, пробоина! Хорошо еще, что арктические льды пока не окружают наши корабли!

И тем не менее, мы довольны походом. Даже - по ощущениям - не один поход получился, а два в одном. Уж больно разные они - Сакмара и Большой Инзер.
     Утром заштопали длинную дыру в баллоне, надули заново - и обнаружили три дыры поменьше. Подумали, и решили, что плыть, не зашивая, опасно - дырки запросто могут увеличиться за день от нагрузки. Пришлось снова спустить оба баллона, и Миша с Юлей начали их шить.
     Утром Ириса вдруг разрыдалась, а мы долго не могли понять, что же она говорит. Оказалось, что Антон шел мимо и зацепил ногой за нитку, привязанную к сидушке - и сидушка поползла по земле, как живая, напугав Ирису. "Сидушка уползла! Как живая!" - рыдала Ириса.
     Ну как тут не вспомнить рассказ Носова про живую шляпу?
     Гришка долгоиграл на берегу, строил дороги, ЛЭП и плотины, и в конце концов шлепнулся в грязь, поскользнувшись на глине. Флисовка испачкалась - и он немедленно принялся ее сам стирать… Ох! Лучше б он этого не делал - чище она не стала, зато грязь распространилась равномерно…
     Вчера на палубе мы играли с детьми в словесные игры: "Барыня прислала 100 рублей", и "Черная кошка".
     А вчера вечером Оля дала детям мелки, и они принялись рисовать для меня картинки - подарки на день рождения.
     Гришка нарисовал зубчатую стену замка и голубые фонтаны, а Галя - красивые домики и смешных человечков.
     А еще дети на палубе по собственной инициативе иногда начинают сами по ролям рассказывать сказки и мультики - про Простоквашино, про Мартышку, Слоненка и Удава, про Зоков и Баду…
     Оля помыла голову, а вслед за ней отправились с шампунем на речку и мы с Антоном. Сегодня пасмурно, но тепло.
     Вася, бедный, сидит на берегу и страдает: "Где же ты, Инзер, город моей мечты?!" Вася торопится на работу, но ускориться нам трудно - мы и так почти каждый день плывем до 8 часов вечера!

Катамаран штопали до обеда - раздали перекус, заварили каркаде и в 14 часов отплыли. В некоторых местах, где на перекатах было побольше воды, скатывались по струе, быстро и приятно - эх, везде бы так! Пейзажи по берегам сказочно красивые - лесистые холмы, наклонные слоистые скалы, ели и сосны над скалами и обрывами, щели, похожие на входы в пещеры. Есть ли там пещеры на самом деле, мы не изучали - мы ведь торопимся… А жаль - было бы интересно полазить по пещерам побольше, как в прошлом году…
     Проплыли несколько бродов, на берегах покосы, стога, но деревушки, обозначенной на карте, мы не видели. Зато видели в скалах красивые гроты, а может, и пещеры… Над нами протарахтел самолетик - этажерка, а где-то на лугах слышен мотор мотоцикла. Похоже, до Инзера уже не очень далеко.
     Мы плыли до 8.30 вечера, зато встали на очень красивой стояночке. Напротив нас высоченные скалы, а у нас прекрасный галечный пляж, наклонные стволы, а повыше - вполне цивильная стоянка под соснами и березами, с удобным кострищем.
     Ириса лазила по наклонному бревну, а Катя ее оттуда снимала.
     Сварили макароны с сыром, я нажарила оладушки. Все устали и рано разошлись спать.

12.8.03 Седьмой день на Инзере. Антистапель. Уфа.
     Утром мы с детьми лежали в палатке с 8 до 10 утра и тихо беседовали. Решили, что хотим в Москве вместе сходить в Уголок Дурова и посмотреть Мышиную Железную дорогу, а еще решили, что мы могли бы на даче поставить пару спектаклей - не кукольных, а игровых. Надо только порепетировать пару раз, и придумать костюмы.
     А потом можно устроить праздник на даче, и там показать это представление. А можно и на Слете Туристят устроить что-то подобное.
     Галя все время вспоминает инструктора Женю и экскурсию на водопады, просится снова в Голубую Бухту под Геленджиком.
     Как же мы с ней похожи!
     В 10 все встали, внимательно изучили баллоны - и нашли новые прорехи. Юля отправилась зашивать шкуру, а мы с Васей сели латать сплавные тапки. У моих напрочь отлетела подошва - я попыталась ее пришить - посмотрим, долго ли они продержатся…
     Сварили макароны с сыром, поели, потом Антон развел большой костер, и мы сожгли накопившийся мусор и запас пустых бутылок, мои драные тапки и прочую ерунду.
     Дети играли на берегу - сделали себе 3 домика, и мы перед отплытием с ними разыграли по ролям сказку "Три поросенка". Мишка изображал Волка, и так страшно рычал, что дети его очень боялись.
     Отплыли в 13.15, в 16.30 доплыли до большого острова с деревьями, и на нем перекусили. Дети набрали воды в рот, и соревновались, кто дольше сможет промолчать.
     Гришка сдался буквально через минуту, а Галя и Катя молчали довольно долго.
     На броде мы увидели в реке забавные каменные башенки, я их даже сфотографировала - красивые штуки! На правом берегу увидели Газель и кучу местных - Мишка подошел к ним расспросить про транспорт. Они сказали, что рабочий поезд уходит от станции Инзер в 17.30 - значит, на него мы опоздали. Вечером идет Уфа-Сибай, а на авто-мосту есть прямые автобусы на Уфу и Магнитогорск.
     Мы доплыли, точнее, добрели до авто-моста и на правом берегу возле моста вытащили суда на травку. Пока дети играли на песке, мы разобрали катамараны, убрали по рюкзакам все вещи, и в 19.15 под начинающимся дождем двинули на мост.
     Ровно в 19.30 пришел шикарный Икарус, мы погрузили рюкзаки в багажный отсек, а сами уселись в чистый свободный автобус, и по шикарному шоссе с ветерком помчались по горам, потом по степи в сторону Уфы.
     Вася, кажется, еще не верит, что больше не нужно по утрам упаковывать все вещи в гермы, не нужно привязывать вещи на палубу, не нужно грести, брести и перетаскивать катамаран через камни. Мы едем в город, поход кончается…
     Около 10 вечера мы приехали на автовокзал, сели на 19-ый трамвай и на нем неторопливо добрались до ж.д. вокзала. Оказалось, что билеты есть только в купе на фирменный поезд № 39, который уходит завтра с утра. Дорого, но что поделаешь! Мы взяли билеты, сдали рюкзаки в камеру хранения, а сами отправились ночевать к моему родственнику из Уфы, археологу, который как раз готовился к очередной экспедиции, и поэтому был в городе.

Поход окончен. Все разошлись по домам. Теперь мы встретимся на Гусятнике, посмотрим фотографии, обсудим планы на следующее лето. Инзер нам всем так понравилось, что мы думаем, не сходить ли туда еще раз - в июне или начале июля, когда побольше воды…