"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Поход на катамаранах по рекам Южного Урала с детьми.

Река Сакмара и река Большой Инзер. Июль-август 2003.
В этом году мы долго выбирали маршрут.
     Год назад мы плавали на Урале по красивейшей реке Белая, и нам там так понравилось, что мы были готовы повторить этот маршрут, но увы, за это время ситуация на реке изменилась: вырубили лес и начали заполнять Юмагузинское водохранилище, и тем самым самый красивый и живописный участок реки оказался испорчен, пещеры затоплены, и ехать смотреть на это печальное зрелище мы не рискнули.

Мы подумывали про несложные реки в Карелии, но решили, что там многовато комаров, а главное, много озер, по которым на катамаранах плыть не так-то приятно. Воньга, по которой я когда-то плавала с родителями, состоит из длинной цепочки озер, а Охта, пожалуй, сложновата для нас, да и на ней озер хватает. Значит, мы хотим найти речку с приличным течением, но при этом не очень сложную.
     Стали искать речки на Южном Урале. В книжке "100 маршрутов на байдарке" нам понравились описания нескольких рек, но Антон, как географ, поузнавал про экологическую обстановку на них, и сказал, что
     на реке Пышма более 2 ПДК по нефтепродуктам,
     на реке Ай - по меди,
     в Чусовую сливают промышленные стоки многие предприятия,
     так что воду из нее пить нельзя и купаться тоже нежелательно, аналогичная ситуация на реке Юрюзань.

Мы подумали, и остановили свой выбор на реке Сакмара.
     Красивые берега, хорошее течение, изобилие ягод и грибов относятся к несомненным достоинствам этой реки. К недостаткам следует отнести довольно трудоемкую заброску на реку и обратно, обилие коров, пасущихся по берегам, а также очень неприятные препятствия - заколы. Это такие плотины, в которые воткнуты железяки или толстые колья, в некоторых местах переплетенные потом прутьями. На одном из таких заколов мы порвали баллон нашего большого катамарана, и пришлось ставить заплату на шкуре. К счастью, внутренний баллон остался цел.
     Речка и впрямь неплохо течет, на ней есть несколько обозначенных в лоции порогов, а также множество шивер и перекатов. На Сакмару традиционно ходят в мае, и тогда она представляет собой куда более серьезную речку, при нас же пороги и перекаты были совершенно не опасны. Мы приехали в конце июля, и на реке был дождевой паводок - вода была очень грязная и мутная всю неделю. Тем не менее, воды было не слишком много, и на многих бродах и перекатах нам приходилось идти пешком и тащить катамараны.
     Река течет по степи, потом входит в леса - в основном по берегам Сакмары встречаются ива, береза, осина, ольха - хвойных деревьев почти нет. Вдоль берега растут камыши и рогоз, ивы склоняют свои ветки к самой воде. Дно каменистое, местами илистое. В реке очень много рыбы - мальки так и кусают за ноги, как только ты входишь в воду, чтобы искупаться.
     По берегам покосы и пастбища, но в целом маршрут проходит через относительно мало населенный район, так что неприятных эмоций от соседства с местными жителями у нас не было. Пару раз мы покупали в деревнях картошку и яйца, разок пастух принес нам 6 литров парного молока.
     Мы наелись вволю малины, клубники и земляники, насушили кучу трав - по берегам Сакмары растут зверобой, мята, душица, чабрец…
     Туристов на реке мало - мы за неделю встретили всего две группы. Места для стоянок есть вполне приличные. Если хотеть, то можно на этой речке провести и две недели, но тогда надо меньше плыть и чаще устраивать дневки.
     Мы плыли по Сакмаре от Юлдыбаево до Янтышево. В принципе, можно было плыть и до Чураево, а весной иногда на байдарках плывут аж до города Кувандык.
     Но река в нижнем течении становится более скучной и менее живописной, течение слабое, перекаты редки, и мы решили сократить наш маршрут и переехать на реку Большой Инзер.
     Из деревни Янтышево ходит автобус в Акъяр, а оттуда - автобус до городка Сибай. Там можно сесть на электричку до Магнитогорска или на поезд Сибай-Уфа, который проходит через Магнитогорск и Белорецк.

Река Большой Инзер
. Наш поход по Большому Инзеру при всем желании трудно было назвать водным - ну максимум, что можно сказать - "пеше-водный", поскольку это был не сплав, а скорее волок. Основной присказкой у нас стала фраза: "Ковыляют по курганам мужики с катамараном".

Дело в том, что Инзер - тоже весенняя речка, на него чаще ходят в мае-июне, и тогда на байдарках он легко проходится за 3 дня. Но при нас, как пошутил Антон "воды в речку не налили", и мы не столько плыли, сколько брели по щиколотку по руслу реки и тащили за собой катамараны. Нам не повезло - местные сами удивлялись тому, насколько обмелел Большой Инзер этим летом, и говорили, что неделю назад уровень воды был на 20 см выше.
     Мы стартовали от автомобильного моста недалеко от поселка Карталы, и плыли вниз почти до поселка Инзер - уехали мы с авто-моста через Большой Инзер, и сели на прямой автобус Магнитогорск-Уфа. Было бы лучше стартовать от моста в деревне Карталинская Запань, поскольку летом участок реки от Карталы до Карталинской Запани совсем мелководный.
     В целом места на реке Большой Инзер очень живописные, много красивых высоких скал, сосновые и еловые леса, заросли малины по берегам. Вода очень чистая и прозрачная, временами впадают очень холодные родники и ручьи, русло реки каменистое. Участок реки от Карталы до Инзера ненаселенный, заезд на реку несложный, выезд тоже, поэтому туристов на реке много. Впрочем, стоянок на всех хватает. Дров не слишком много, и нередко за дровами наши мужики отправлялись вброд через реку, и носили дрова с другого берега, благо река неглубокая, и перейти ее можно практически в любом месте.
     Через 1 км после деревни Кызыл-Ярово (1 жилой дом на левом берегу реки) на правом берегу пещеры Кызыл-Яр. От деревни плыть до скалы на повороте, и еще через 300м на правом берегу у двойной березы заметно начало тропинки, которая ведет 250 м через луг и приводит ко входу в пещеру. Из пещеры дует холодный ветер, и поэтому залезть внутрь особенно приятно в жаркий день.
     Пещера начинается с длинного коридора, в котором можно ползти на коленках, потом небольшое повышение, и далее 5-метровый очень узкий лаз - мы протискивались на пузе, задевая потолок головой. Зато дальше высокие и красивые залы, очень разветвленная сеть ходов, красивые натеки и кальцитовые водопады, колонны, полочки, арки и щели.
     В общем, весьма красивая пещера, только вход узковат.
     Вероятно, на Большом Инзере есть и другие пещеры, но мы торопились, и не могли их исследовать, хотя гроты и арки в скалах у реки манили нас.
     А еще на Большом Инзере есть масса шивер и перекатов, течение в среднем весьма приличное, но при нас воды было настолько мало, что многие перекаты мы проходили пешком. Самое запоминающееся место - Большая Шивера, которая длится около 10 км, и представляет собой произвольно нагроможденные в русло камни от средних до весьма крупных. В большую воду там, наверное, весело, но при нас - увы! - мы шли, мы ползли, мы тащились, застревая на каждом шагу. Наш катамаран не выдержал такого испытания, и нам каждый вечер приходилось штопать дырки в тех местах, где капрон был пришит к тезе - ткань не выдержала нагрузки и протерлась вдоль всех швов.

Подробности
Наша компания в этом году состояла из 6 взрослых и 4 детей.
     Мы плыли двумя катамаранами: Оля, Антон и их дочка Ириса, которой скоро 3 года, плыли на желтом 2-местном катамаранчике, который они сами всю зиму шили. Очень красивая и ладная посудина, два баллона типа "верблюд", и палуба для Ирисы.
     А все остальные размещались на нашем синем 4-местном катамаране, который был загружен более основательно, и поэтому мы чаще застревали на мелководных перекатах и чаще шли пешком. На синем катамаране ехали Миша Рязанский, Женя Кац и наши дети - 5-летний Гришка и 3.5- летняя Галка, а еще Юля Глухарева и ее 5.5-летняя дочка Катя, и еще рослый парень Вася (но не тот, что в прошлом году - и мы всю дорогу их сравнивали. ) Вася впервые пошел в водный поход, но, к счастью, он умеет быстро учиться, и поэтому плыть с ним было весьма удобно и приятно.
     Дети сидели на палубе, играли с нами, слушали сказки и стихи, которые мы им рассказывали, иногда дрались, иногда играли мирно… Если мы одного из троих отправляли на желтый катамаран, то на нашем становилось куда спокойнее, игры становились мирными, а число конфликтов резко сокращалось.
     Мы оставляли для детей небольшой "палубный перекус", который обычно состоял из сушек или овсяного печенья, и это порой очень выручало нас.
     Погода была жаркая, и мы часто останавливались, чтобы покупаться, и чтобы дети моги побегать.
     Днем мы останавливались на обед, но чай не кипятили, а пили налитую в бутылки родниковую воду и каркаде, который мы заваривали по утрам. Перекус у нас состоял из орехов и сухофруктов, утром - каша, вечером - суп или каша и оладушки.

27.07.03 Поезд № 44 Москва-Оренбург
     Мы ехали в чистом фирменном поезде, в 8.30 вечера по Москве приехали в Оренбург. Мужики вскоре нашли машину "Газель", причем вскоре выяснилось, что наш водитель ни разу не выезжал из города, и имеет очень слабое представление о том, где начинаются нужные нам шоссейные дороги.
     В итоге мы долго ехали по пустому ночному шоссе, и не были уверены, туда ли мы едем. Наконец нашли указатель, смогли сориентироваться, и дальше ехали более уверенно. До деревни Юлдыбаево мы ехали 6 часов, причем половина дороги по грунтовкам. Дети то спали, то просыпались и ныли, взрослые почти не спали, пели колыбельные (и не только), подпрыгивали до потолка, и гадали, когда же это кончится, и доберемся ли мы в итоге до реки.
     В 6 утра по местному времени мы выгрузились на полянке на правом берегу реки Сакмара (на левом берегу - большая деревня Юлдыбаево), поставили палатки в ложбинке и завалились спать. Водитель подремал 2 часа в машине и поехал обратно. Мы заплатили ему 2500р за труды, хотя он бы, вероятно, и на 2000 вполне был согласен.
     Все перевели часы на 2 часа - в соответствии с местным временем.

28.7.03 Первый день. Стапель.
     Палатки наши стояли очень удачно - нас не было видно ни от реки, ни с дороги, и мы спокойно спали до 11 утра.
     На полянке возле палаток мы и начали стапель - надули баллоны, собрали железки и вскоре соорудили оба катамарана. Для любителей плавать с деревянной рамой скажу, что найти поблизости подходящие деревья не так уж просто - местность скорее степная, чем лесистая.
     Сварили кашу, поели, долго упаковывали вещи по гермо-мешкам, и в итоге в 16.20 отплыли от брода в селе Юлдыбаево.
     Минут через 40 проплыли деревню Малое Юлдыбаево на левом берегу, потом пионерлагерь с кучей школьников.
     Речка неширокая, местами мелкая, так что в отдельных местах катамараны приходилось перетаскивать - или просто слезать и идти по воде, этого было порой достаточно. Вода очень мутная - местные сказали, что это дождевой паводок. Рыбы много, мальки так и хватают за ноги. По берегам местами луга, местами слоистые скалы и обрывы. Начало реки немного напоминает подмосковные реки типа Истры или Осетра - ивы у берега, перелески, луга и петляющее русло. Течение вполне приличное, попадаются небольшие перекаты.
     В 18.20 остановились на левом берегу на красивой полянке под скалами и соснами. Площадка шикарная, поляна ровная - хоть в футбол играй! На поляне растет земляника, чуть дальше кусты черной смородины и малины, а выше - красивейшие скалы, и горы, покрытые сосновыми лесами. Нашли кучу грибов и сварили грибной суп, и еще потом нажарили половинку котелка - еле слопали потом, так много получилось!
     Прямо тут растут мята и душица, зверобой и даже чабрец, так что чай заварили с травами.
     После ужина полезли с детьми наверх, на скалы. Там очень красивые ниши, образовавшиеся в результате выветривания, арки, небольшие пещеры и углубления. Дети наши по горам лазают очень бойко, просто молодцы!
     Места очень живописные, вид сверху открывается просто шикарный - мы были очень рады, что туда залезли!

29.07.03 Второй день. Порог Яманташ
     Я проснулась первая, даже дети еще спали - и вышла из палатки, прошлась босиком по росе, нашла несколько ягод земляники, и стала на полянке делать ци-гун, ощущая себя частью этих гор, и этих красивых мест. Такое спокойное, умиротворенное место, так хорошо в лесу после городской суеты!
     В 9.30 встали Оля и Антон, сходили вброд на тот берег к роднику за водой, сварили завтрак.
     В 13 часов отплыли, прошли порог Ложный Яманташ, фотографировали друг друга, хотя порог совсем несложный.
     По берегам есть хорошие стоянки.
     В 14 видели на правом берегу старые опоры ЛЭП, но без проводов.
     Вдоль воды - ива и камыши, дальше от берега скалы, березы и сосны, есть приличные места для стоянки.
     14.05 на левом берегу разрушенные сараи, а потом шивера на правом повороте реки. А за шиверой путь нам преградило … большое стадо. Оля и Антон, которые плыли впереди, чуть не задавили одну рыжую корову, прежде чем она догадалась отойти в сторону и освободить проезжую часть.
     В 14.15 зачалились на левый берег перед 1-ой ступенью порога Яманташ. Проход под левым берегом, потом по центру. Сфотографировали, прошли без приключений.
     Через примерно 150 м чалимся снова на левый берег и смотрим 2-ую ступень. Там красивая стоянка под соснами, на ней мы и обедаем.
     Оля и Антон проходили 2-ую ступень по узкому проходу под левым берегом. Их прижало к камню. Вася хотел им помочь, но в итоге от его усилий они чуть не кильнулись - Оля со своим баллоном уже оказалась изрядно под водой. Потом они решили зачалиться на сильной струе прямо за порогом, и Мишка еле удержал чалку, такое мощное течение.
     А катамаран-4 слишком широкий для этого слива, и его мужики втроем перетаскивали вместе с пастухом по сухим камням под правым берегом.
     В 15.30 сели обедать, потом прошли левым берегом вперед и посмотрели 3-ю ступень, решили пройти ее без детей. Оля со всеми детьми прошла вперед, а мы прошли сами, зачалились на уютной стоянке под большими скалами, и там стали плавать. Приплыли сами, потом перетащили к себе детей и уселись все на большом сухом камне посреди реки. А Оля и Антон в это время чуть не кильнулись, наехав баллоном на обливную глыбу посреди реки. Вылезли на камень - и чуть не упустили пустой катамаран. В общем, им там было весело, пока мы загорали.
     От площадки идет наверх тропа, мы не поняли, куда она ведет, зато набрали там много грибов.
     Потом мы поплыли дальше и там была шивера, за которой - 4-ая ступень порога. Оля и Антон успели кое-как протиснуться, а наш катамаран застрял поперек, и никак не пролезал по ширине. Всех детей высадили на правый берег, большой катамаран пропихнули через левую протоку, а Антон удерживал за чалку.
     После этого речка снова стала совсем равнинная, по берегам луга, только слева каменистый крутой склон с соснами и скалами. Потом левый берег стал более пологим, и там под березками мы остановились. На склоне много земляники и грибов. С дровами не особо хорошо, но Антон все же притащил сверху что-то вполне горючее.
     Гришке поставили детскую палатку, и он ночевал там один, был очень горд. А вчера ночью он жутко брыкался во сне, и мешал спать всей палатке…

30.07.03 Третий день - заколы в районе села Якупово Встали в 9.30, отплыли в 13.30, и около 15 приплыли в деревню Старо-Якупово на левом берегу. Пока все ели перекус, мы с Мишкой и Гришкой час ходили по деревне, пытаясь найти хоть кого-то, кто готов был бы нам что-нибудь продать съедобное.
     Башкиры на любой вопрос, подумав минуту-другую мрачно бурчат: "Не знаю!"
     Если ты спрашиваешь, есть ли в селе магазин, они думают еще дольше, потом мрачно говорят:
     "Магазина нет, но есть один … коммерсант!! Там. "
     - "А вы не знаете, может кто-то нам продаст картошки или яиц, или молока?" - "Не знаю. Там спросите!"
     Если башкиров много, они долго переглядываются молча, и ответ все тот же: "Не знаем!"
     В итоге мы возвращались ни с чем, обойдя все село, и уже собрались отплывать, когда прибежали мальчишки и спросили, не купим ли мы яиц. Антон отправился - и принес пакет яиц, ему сказали, что 30, оказалось - 36. Ну что ж, уже неплохо!

В 16 начался дождь, и мы отплыли от села под дождем. Перед деревней закол через всю реку, и после деревни еще 4 закола с плотинами на всю ширину реки. Камни, колья или железяки, переплетенные прутьями.
     На одном из заколов мы пробили шкуру баллона, и вечером это обнаружили. Пришили заплатку. А еще у Васи сломалось весло - Мишка его долго чинил вечером.
     Плыли до18.30, потом заночевали на правом берегу.

31.07.03 Четвертый день
     Утром пришел пастух-башкир и продал нам 6 литров парного молока. Он хотел водки, но у нас спиртного с собой не было, и он взял 50р. Потом долго стоял рядом и рассказывал нам про тяжкую жизнь, про то, что к празднику им выдают премию 300р, а зарплату не платят вовсе…
     Сварили кашу, а потом Яна всех жарила омлет с сухариками. Вкуснотища!

Отплыли в 14.30. Погода пасмурная, прохладно, купаться неохота, даже ноги в воду совать не хочется - но никуда не денешься, речка мелкая, часто приходится идти рядом с катамараном.
     Проплыли 2 деревни на левом берегу, во второй из них через реку натянут трос парома и на левом берегу стоит будка. Потом проплыли почти опустевшую деревню Нижне-Галеево на правом берегу напротив острова. Здесь в 1983-ем, когда мы плавали с родителями, наш друг Володя Русинов, напоровшись на закол, пропорол байдарку от носа до кормы, и мы тогда под моросящим дождем на этом островке стояли, и шили дырку в шкуре длиной 220см!
     Днем на правом берегу остановились поразмяться, и нашли кучу клубники - еле-еле заставили себя оторваться от полянки и плыть дальше.
     Плыли без обеда и без купания весь день, до 19.30, и в итоге прошли около 20 км. Речка вполне веселая, с хорошим течением, есть перекаты, прижимы под ветками, камни в русле. Хорошая детская речка! Берега открытые, встречаются скальные выходы, на лугах пасутся стада коров, овец, лошадей. Есть притоки, из которых мы набираем чистую воду.

Вечером нашли площадку на уступе на правом берегу.
     Играли с детьми в сказки "Кот, Дрозд, Лиса и Петух", "Колобок", "Теремок", потом играли в жмурки.
     Галя и Катя днем спали на палубе, поэтому вечером Галю было трудно уложить, и Вася ей даже пел колыбельные.
     А мы с Олей и Мишкой в это время пели у костра…

1.08.03 Пятый день
     Встали в 9, отплыли в 12.15, и около 14.30 подплыли к порогу Баракал. На правом берегу стоянка, на этом месте Антон надеялся устроить полудневку с катанием по порогу, но, - увы! - там уже стояла большая группа с катамаранами - аж 24 человека!
     Порог слышен с воды, идти надо примерно по центру, там прямой слив высотой чуть менее 1 м справа от огромного черного камня, торчащего посреди реки.
     Мы решили, что ничто не может нам помешать устроить катание по порогу. Прошли порог без детей, зачалились, перекусили, и начали кататься на желтом катамаране: я с Олей, Антон с Юлей, Мишка с Юлей (свалились боком в слив, проверив катамаран и наши нервы на прочность), и снова Оля с Антоном (первое их прохождение было более красивым, во второй раз они излишне близко прошли к камню и задели его). Все вместе - катание по порогу и перекус - заняло около полутора часов.

Поплыли дальше, и долго искали хорошее место для стоянки. В итоге плыли почти до 8 часов вечера, Вася снова сломал весло, все устали и вымотались, Юля даже грести устала и отдала Васе свое весло, а сама легла на баллон отдыхать. Встали на правом берегу, проплыв дорогу и брод, ведущие к деревне Сабурово.
     Пока я жарила оладушки, Оля читала детям про Зоков и Баду.
     Мы поговорили с рыбаком на берегу, и Мишка в 22 отправился в деревню за добычей. Пришел он в 12 ночи, принес полный рюкзак еды - хлеб, картошку, морковку, свеклу, молоко, сметану и яйца!

Сегодня после обеда дети очень буянили, дрались и ругались, и в итоге в одном месте наше терпение лопнуло, и мы причалили - и высадили Гришку на берег. Метров 200 или больше он бежал за нами по берегу, потом целый час сидел тихо и смирно.
     После этого на палубе у нас завязалась беседа о том, можно ли научить ребенка (да и взрослого тоже) спокойно признавать свои ошибки, и при этом не считать себя плохим, отделять неправильные действия - уровень поведения, от неправильный человек - уровень идентичности. Если вспомнить статьи Дольника и Протопопова о ранговом поведении человека, то я бы предложила такую трактовку: низкоранговые дети ведут себя более смирно, и боятся наказания, а вот высокоранговые непрерывно нарываются на скандалы и разборки, поскольку им нравится меряться силами со всеми.

2.08.03 Шестой день. Дневка с клубникой.
     Встали в 9, но было уже так жарко, что все тормозили, собирали вещи лениво, и вообще в группе возник разброд и шатание. Как-то очень быстро мы эту речку проскочили, порогов больше не будет, стоянок попадается все меньше - не переехать ли нам куда-нибудь еще? Антон предлагал заехать еще раз в Юлдыбаево и проплыть Сакмару по второму разу, зная теперь, где есть хорошие стоянки, где какие препятствия.
     А мы с Олей хотели в пещеры, вспоминали прошлогодний сплав по Агидели, и думали, не заехать ли туда.
     С другой стороны, Юмагузинское водохранилище уже начали заполнять, леса повырубили, и ехать туда снова вряд ли имеет смысл. И тут мы вспомнили про описание реки Большой Инзер, которая нам вполне понравилась в Москве, но мы решили, что она для нас коротковата. (В мае по Большому Инзеру плавают на байдарках за три дня, стало быть, летом на катамаране - дней пять-шесть, решили мы).
     И мы стали рассматривать различные варианты переезда.
     Решили плыть до Янтышево, оттуда автобусом выезжать.
     А пока решили потихоньку плыть вниз и искать удобное местечко для дневки.
     В 14.30 отплыли - и буквально через 15 минут встали на дневку на правом берегу. Мужики принялись топить баню, а мы отправились чуть выше, на полянку с кустиками - и наткнулись на огромную поляну клубники. Ели весь день, и не съели даже половину!
     У Антона сломался любимый топор, и поэтому баню решили дальше не топить, тем более, что день и без того жаркий. Нагрели воды, помылись с шампунем, и сели обедать. Вареные яйца и хлеб со сметаной - такая вкуснотища!
     После обеда мы снова отправились на поле собирать душицу, чабрец и зверобой, и есть клубнику.
     Ни разу в жизни, ни в одном саду я не ела столько сладкой клубники!!! А на ужин сварили вкуснейший овощной суп - свекольно-морковно-капустный, с лучком, с чесночком, с зеленью!
     Утром Антон изрек:
     "В этой речке утром рано сели два катамарана!"

Вечером я сделала немного оладушек, потому что молоко скисло, и превратилось в густую простоквашу.

3.08.03 Седьмой день - речка поскучнела, много гребем Встали в 10- утра, дожарили оладушки, съели кашу, и снова отправились пастись на клубнику. Ели ягоды до отвала, и только потом пошли собираться.
     Отплыли около 16, и долго плыли. Речка поскучнела - течет слабее, не река, а канава в камышах. Иногда, правда, попадаются перекаты, но и на них не легче - куча камней по всему руслу, и такая махина, как наш катамаран, застревает непременно, и надо его спихивать. Ни одного чистого прохода! Ох и много мы сегодня садились на камни!
     Днем было жарко и душно, мы хотели искупаться, но по берегам полно машин с приехавшими на выходные местными жителями.
     Днем гребли по скучной канаве и обсуждали переезд, а вечером пошли шиверы и перекаты один за другим, и мы не раз в тот вечер, выгребая поперек струи, выруливая меж камней, ища чистый слив ехидно приговаривали: "Н-да, совсем скучная речка!"
     В 18 Антон нашел хорошую стоянку, но мы решили, что проплыли маловато, и поплыли дальше. А потом стоянок долго не было. На правом берегу склон с наклонными скалами и красивыми сосенками по гребню, но там трава выше роста - с детьми там ночевать не слишком приятно, и мы плыли до 8 вечера. Встали на левом берегу под березками, и вскоре всем пришлось одеваться - на этой стоянке нас донимали комары и мошка.

4.08.03 Восьмой день похода. Анти-стапель в Янтышево. Встали в 9 по будильнику. Ночью и утром был сильнейший туман, все отсырело, палатки мокрые… Собрались и в 12.40 отплыли. Проплыли весьма бодрую шиверу. Антон, как водится, прошел все чисто и красиво, а мы сидели на многих камнях, и даже задом наперед ухитрились развернуться. Речка чередует то очень ленивые участки с камышами и без течения - и бодрые шиверы.
     На левом берегу виднеются какие-то полуразрушенные сараи, потом левый берег становится скальным.
     В одном месте мы увидели над скалами у воды кусты малины, усыпанные спелыми ягодами. Мы с Мишкой вскарабкались по скала и набрали две полные кружки.
     Справа - забор по берегу и купальня в воде, а чуть дальше - мост через всю реку, довольно низкий, но в середине реки в самом высоком пролете мы проскреблись. За мостом отмель и перекат, на левом берегу база отдыха не то пионер-лагерь, и там мы зачалились, тк увидели грузовик - и Мишка пошел поговорить с водителем.
     Пока мы перекусывали, Мишка поговорил с водилой, и выяснил, что тот готов отвезти нас только в Бурибай, и никак не далее, и советовал нам плыть дальше, а уезжать утренним автобусом из Янтышево.
     Мы перекусили и поплыли дальше, и в 18 приплыли в Янтышево. Встали на правом берегу до деревни, чуть выше брода, и пока Мишка ходил на разведку, разобрали катамараны. А зря! Удобнее было проплыть всю деревню и встать на левом берегу. Там остановилась группа пожарников из Самары, на 6-местном катамаране, мы их видели вчера и сегодня. Мишка предложил перебраться к ним, и ночевать с ними вместе.
     Все было бы хорошо, но тут хлынул дождь, а мы как раз сняли палатки и побросали вещи в рюкзаки.
     В итоге мы перебазировались на другой берег и на 2 км дальше по реке, и в 10 вечера, мокрые и усталые, снова поставили лагерь - и завалились спать.