[an error occurred while processing the directive]

Красная поляна

и другие наши походы
Миша Кац в горах в районе Теберды
    Мой муж Миша всегда был нежнейшим семьянином и много внимания уделял детям. А в первые послевоенные годы в нашу жизнь вошел туризм. Впервые в отпуск Миша Кац ездил в район Батуми, на следующий год - в Хосту, а потом - подряд два года - в альплагерь. Был он там в компании старых друзей - товарищей по работе, совершил зачетный поход на гору Софруджу и получил значок "Альпинист 1 степени", которым искренне гордился.
    А летом 1949 г. Миша решил взять в поход в горы нас с Мариком. Сыну нашему в то лето исполнилось 10 лет, и он, конечно, никогда не забудет те приключения!
    Я объявила, что ходить с группой я не хочу, так как боюсь отстать (мне, "старушке", было уже 35 лет!), и поэтому я попросила своего мужа, опытного альпиниста, водить нас с Мариком отдельным семейным коллективом. Так мы погуляли по району Красной Поляны, потом сходили на один день к водопаду, а затем наш папа срисовал крок на зачетный турпоход к леднику "Холодному", и рано утром мы отправились в поход.
Когда Марику было 10 лет, он пошел в свой первый горный поход!
    Как только мы приступили собственно к подъему, начался дождь. Было решено не менять своих планов и лезть вверх. Так мы и лезли весь день, перекусив только всухомятку под деревом. Попались нам какие- то люди, которые, узнав о наших планах, посоветовали лучше вернуться назад. Этим советом мы пренебрегли. Папа Миша сверялся со своим планом - вроде все было правильно. Начало смеркаться, пора была подумать о ночном привале.
    Предполагалось, что мы дойдем до родника, около которого обычно и останавливаются на ночь туристы, но никакой родник нам не попадался, хотя как будто бы с дороги мы не сходили. Решили ставить палатку и разводить костер. Все это было сделано с обычной для нашего Михаила Яковлевича быстротой и аккуратностью. Я, как всегда в таких случаях, ходила только в помощниках. Все уютно, костер горит, но воды нет! Как же все-таки напиться? И тут я совершаю ужасное дело: ложкой набираю воды из лужи, мы эту воду кипятим и пьем чудесное какао.
    Спали мы беспокойно: вокруг была непроглядная тьма кавказских гор, раздавались порой какие- то странные и страшные звуки - то ли птиц, то ли животных. Мы поддерживали костер всю ночь, и выспался, пожалуй, только Марик.
Марик и его мама в походе по Красную поляну, 1949
    Дождь прекратился еще к вечеру, утро было чудесным и ясным, собрались идти дальше. Пройдя не более получаса, наткнулись на родник и место привала, но уже не стали останавливаться, а пошли вверх. Вскоре подъем кончился, и мы оказались на перевале. Никогда не забуду картины облаков, которые были под нами, а в разрывы виднелись склоны гор и леса... И все время менялось освещение... Нет, никакого труда не жалко, чтобы хоть раз в жизни увидеть эту красоту! К вечеру следующего дня мы подошли к быстрой горной речке, стекающей с ледника "Холодного".
    Стоянка туристов была на противоположной стороне реки. Обычно эта река не представляла собой серьезного препятствия, по камням и доскам было нетрудно ее перейти, но прошедший за предыдущий день дождь изменил картину: теперь перед нами был бурный поток. Однако Миша легко по камешкам перебежал на другую сторону, оставил там свой рюкзак и пришел назад, чтобы подстраховать при переходе Марика. Но наш сынок, видимо, очень устал за эти два дня, полные новых впечатлений. Он не смог перейти речку, соскользнул в воду, отец прыгнул за ним и вытащил его благополучно на берег ко мне. Оба мои мужика были по пояс мокрые, и пытаться снова переходить поток было бессмысленно.
    Оставив сына со мной (я пыталась его как-то согреть и переодеть), Миша побежал на другую сторону речки в лагерь, и вскоре появился с несколькими ребятами, которые для страховки натянули через поток веревку. Марик снова начал переходить реку, и опять упал в воду (вот уж, видно, замучился мальчишка!), отец вытащил его уже на другой берег, а менее ловкая, чем сын, трусиха- мама при помощи страховочной веревки перепорхнула через речку на удивление легко.
    Нас ждал всеобщий интерес, горячий ужин и самые теплые заботы новых товарищей. В эту ночь мы спали крепко, так как хлебнули разбавленного спирта, но вообще-то порядочно замерзли. Этот лагерь не зря назывался "Холодным". Наши приключения сделали нас "знаменитыми" в туристском лагере "Красная Поляна": во всяком случае, назад мы вернулись с группой туристов и получили со всеми вместе значки "Турист СССР".
Миша, Лиля и Ира Кац в одном из походов, 1959
    В это лето было и второе приключение. День рождения сына решили отпраздновать на горе Ахун в ресторане. К этому времени мы уже спустились к морю и сняли комнату в Хосте. В ресторан поднялись на автобусе, с удовольствием там закусили и даже распили бутылочку вина. Вероятно, этому обстоятельству и надо приписать ту легкость, с которой наш предводитель согласился спуститься вниз не на государственном транспорте, а пешком.
    Легкомысленная матушка (это было мое предложение!) была в легком крепдешиновом платьице, в туфлях на каблуке, и ее рыцари были одеты соответственно. Тем не менее, герои храбро начали спуск и наткнулись на почти отвесный обрыв, куда-то стали поворачивать - и очень быстро наступила черная-черная южная ночь... Да, этот поход был не ниже по трудности, чем тот, зачетный, с купанием сына в ледяной воде! Но и он благополучно закончился: мы неожиданно для себя оказались в чаще заповедного самшитового леса около Хосты, затем все же нашли дорожки, по которым туристов вели к выходу, и через какое-то время оказались в менее диких местах.
    Удивительно ли, что при таком туристском "крещении" из нашего сына впоследствии сформировался такой бродяга? Следующее лето, если не ошибаюсь, мы ходили по берегу Истры. Когда Марик перешел в 9 класс, мы всем семейством ездили в Теберду. Там были чудесные походы, сохранились и славные снимки. Сын стремился разжигать костер, ходить за водой, даже мыть посуду, чем обычно покорял взрослых туристов. Позднее, уже в студенческие годы, начались для него поездки в альплагеря.
Миша Кац в одном из байдарочных походов
    Кажется, в 1958 г. наши знакомые - семья Галаниных - пригласила нас в байдарочный поход по Угре. Мы проплавали с ними 10 дней, после чего у нас с отцом и Ирой был другой маршрут: поезд до Одессы, пароход до Сочи, потом Красная Поляна - а Марик опять поехал в альплагерь. После этого он ходил на байдарках, потом увлекся путешествиями на плотах, потом - на катамаранах, а теперь уже сам строит катамараны с парусом! Мы же увлеклись байдарками и впоследствии плавали по Мещере, по озерам Карелии, еще раз по Угре, по Валдаю, по реке Поле... Разные компании были с нами, разные приключения...