Начались разговоры о политехнизации
школы. Как оно будет происходить и когда, - было неизвестно.
Я часто бывала с ребятами на шефствующем над школой заводе
"Электроприбор", беседовала и с директором завода.
Это был энергичный, умный, думающий человек. Мы с ним
пришли к общему мнению, что преподавание в школах
совершенно не дает учащимся сведений о производстве и
приводит к тому, что они свою будущую работу и
специальность выбирают наугад. Я предложила провести на
заводе практику учащихся непосредственно в цехах, чтобы они
были не пассивными зрителями, а участниками, помощниками
рабочих. Моя идея понравилась директору, и практика на
заводе состоялась.
Я приводила десятиклассников на
завод, мы проходили по очень чистому и зеленому двору,
ребят распределяли по цехам. Они работали на заводе по 2
часа каждую неделю. Я просила их записывать свои
впечатления, свои мысли по поводу практики на заводе.
Интересные там были высказаны идеи! От внимательных
юношеских глаз не скрывалась порой плохая организация труда.
Один юноша красочно описывал, как в инструментальном цеху
за отсутствием срочного дела мастер вытачивал себе нож
какого-то особого фасона и неописуемой остроты! Другой
парень грустил, что целых два часа он только работал
напильником, не познав ничего более интересного. Но так или
иначе - ребята считали всю нашу затею полезной для себя.
Одна девушка написала даже, что лучше бы работать по целому
дню, ведь в расписании предусмотрена неделя на экскурсии,
так лучше поработать! Нашлись хорошие фотографы, которые
засняли работу ребят. Я собрала и выбрала наиболее
интересные записки ребят. Так получилась статья, которую я
отнесла в журнал "Политехническое обучение".
Вскоре статья была опубликована и на обложке этого номера
была помещена фотография моей ученицы Копыловой около
сверлильного станка.
Начался период "политехнизации
школы", он принимал самые разнообразные формы. Так в
нашей 596 школе был введен курс "Автодело". Его
вел старый опытный шофер. Он объяснял учащимся устройство
машины и учил их вождению, он сажал рядом с собой ученика,
и его старенькая красная легковая машина медленно выезжала
из ворот школы. Эти занятия очень нравились всем учащимся.
Да, в те годы инициативы, выдумки и
энергии мне было не занимать! Были и вечера, и консультации
по решению трудных задач, а летом мы с ребятами частенько
ходили в походы.
Пора уж обратиться к новому периоду
моей работы в школе, когда я начала привлекать на уроках
примеры из живой природы. Ведь много лет до школы я
работала в области биофизики, и сохранила на всю жизнь
интерес к этому направлению. Поэтому для углубленного
прохождения программы я привлекала разнообразные примеры.
Если мы говорили о том, как слышат разные животные; сами
ребята вспоминали известный пример, когда милиционер
подзывает к себе собаку свистком, издающим звуки,
недоступные человеческому слуху; если мы изучали тему
"рентгеновские лучи", я поручала кому-либо из
ребят сделать доклад с привлечением дополнительной
литературы о биографии Рентгена и его изобретениях.
Каждый год я готовила с учащимися
какой-либо физический вечер... И вот однажды предложила
вечер под названием "Физика и медицина". Я даже
не ожидала, что подготовка к нему будет проходить с таким
энтузиазмом! Где-то у меня сохранилась фотография, на
которой запечатлена я сама с двумя ученицами, а позади нас
стенгазета, которую они по этому случаю готовили. Обе эти
девушки стали потом врачами.
Расскажу подробно всю программу
вечера. Все начиналось с выступления Наташи Умновой. Она
рассказала о "старой медицине", привела примеры
из Некрасова - как там лечили больного мужика, опуская его
в прорубь, и еще более страшный пример из Л.Толстого, когда
раненый князь Андрей Болконский оказался в операционной
рядом с Анатолем, которому отрезали ногу... Видимо о
наркозе тогда еще мало знали...
После этого мрачного
"начала" брала слово Таня Богачкова. Она
рассказывала, как современный врач начинает осматривать
больного, показывала стетоскоп, фонендоскоп и рассказывала
об их устройстве. Дина Мушкина демонстрировала прибор для
измерения кровяного давления, объясняла принцип его работы.
Другая девочка объясняла принцип действия банок и шприцов.
Для проведения вечера мы взяли некоторые наглядные пособия
из кабинета биологии. Вот с их помощью рассказывали об
устройстве глаза и уха человека. Затем был объявлен перерыв,
в течение которого желающие могли измерить свое кровяное
давление, свою кожную температуру (для этого Митя Мороз
изготовил специальный полупроводниковый термометр). Можно
было также измерить емкость своих легких, узнать силу мышц
с помощью специальных динамометров.
Во втором отделении шла речь о
рентгеновских лучах. Мы достали в поликлинике рентгеновские
снимки позвоночника, ребер и ноги. Эти снимки мы помещали в
небольшой ящик с подсветкой и все было хорошо видно. В
частности, на снимке нам можно было видеть перелом ноги.
Нам удалось достать специальные краски, светящиеся только
под действием ультрафиолетовых лучей. Одна докладчица
рассказывала об их свойствах и применении, а затем
включалась дуга (источник ультрафиолетовых лучей!) и мы
любовались чудесными картинами появлявшимися на этих ранее
бесцветных листах бумаги. Одна девочка принесла часы отца,
на которых циферблат был выполнен особенными красками,
которые начинали светиться под действием радиоактивности.
Заканчивался вечер сообщениями об искусственном сердце и
почке, т.е. перспективами развития медицины в ближайшем
будущем. Вечер "Физика и медицина" так всем очень
понравился, что его пришлось повторить для учеников и
учителей соседней школы.
Через несколько дней после вечера
директор сказал, что меня просили явиться в РОНО к 17 часам.
Просьба из такой организации - это приказ. Я думала, что
этот приказ исходит от инспектора О.Я.Мазо, которая
побывала у нас на вечере. В РОНО я села около нее в
инспекторской комнате, она же продолжала уже видно долго
длившийся разговор с какой-то женщиной. Я поняла, что она
уже не первый раз называет женщине цифру - 39 человек, что
для немецкой школы это уже превышение допустимой нормы, но
та видимо, настаивала на своем праве помещения дочери в эту
школу.
- Где же вы были в августе, когда
подбирается весь контингент?
- У меня были иные дела. Но я думаю,
что для девочки, чей прадед так уважаем в нашей стране,
может быть сделано исключение!
Я не знаю, какое решение было
принято по поводу этой девочки. Ольга Яковлевна повела меня
в кабинет зав. РОНО, а по дороге пробормотала:
- Хотелось бы мне знать, почему
некоторые люди уверены, что по наследству передается право
на преимущественное обучение!
Солидная и грозная наша зав. РОНО
самым любезным образом предложила мне стать общественным
методистом Ленинградского района г. Москвы. Под этим
подразумевалось организовывать для учителей физики
некоторые встречи со специалистами по методики физики,
посещение уроков товарищей, пропаганда передовых методов
преподавания и т. п.
Я была поражена и говорила, что в
районе есть ряд учителей, чья квалификация гораздо выше
моей, блестящих экспериментаторов, мастеров кружковой
работы! Все равно со мной не спорили, но продолжали
настаивать. Я поняла позднее, что все упомянутые
"мастера" по тем или иным причинам резко
отказывались. В конце концов, меня уговорили
"попробовать".
Так началась моя работа
общественного методиста…