17.10.99 Я купила
Гришке
маленькую
куколку, и Гришка пришел в восторг. Я показала Гришке, как
с куклой играть, и он все стал повторять. Заодно и слово
новое появилось - К
УКА. Гришка укладывает куклу
спать в коробку, укрывает своей рубашкой и говорит ТСС!,
прикладывая пальчик к губам. Потом вынимает куклу и сажает
на горшок, приговаривая ПСС! А!А! Смотрит на кубик,
изображавший горшок, и говорит К
АКА. Потом приносит
чашку, и кормит куколку, причмокивая губами, и опуская
куклу в чашку чуть ли не с головой…
19.10.99 Мы ходили с Гришкой в
студию, и там Гришка прекрасно лепил из глины - отщипывал
кусочки и прилеплял их, обмазывая глиной маленькую баночку
из-под детского питания. Когда вся баночка была вымазана
слоем глины, детям насыпали смесь разных семечек (птичий
корм с просом и подсолнечными семечками) - и дети
обваливали свои баночки в зернах или прилепляли по одному
зернышку… Получились очень симпатичные маленькие вазочки.
Мы свою вазу принесли домой и поставили на видное место,
показывали папе и дедушке.
Мне кажется, что это очень важно -
серьезно относиться к результатам детского творчества.
Пусть пока Гришка рисует нечто красивое и непонятное, а
попросту говоря малюет что-то разными красками или
фломастерами, - все равно я на даче устраивала выставку его
рисунков и аппликаций, которые мы с ним вместе делали. А
вчера я вспомнила, чем мы занимались с детьми на прошлом
занятии студии, и вырезала из бумаги несколько листьев
разной формы. Мы с Гришкой эти листочки раскрасили разными
фломастерами, каждый лист - своим цветом, а потом приклеили
на большой лист бумаги, где я нарисовала ствол дерева.
Получилось очень неплохо, хотя красками, наверное, вышло бы
еще лучше.
Раньше Гришка как-то не
интересовался потешками и пальчиковыми играми, а теперь
просит играть в них постоянно. Он очень любит бегать со
мной по квартире или по улице, когда я приговариваю Ехал
пан, ехал шагом или Едут-гонят семеро на конях… В метро нас
очень выручают разнообразные игры на коленках - По кочкам,
пришел медведь к броду, Едем на лошадке… А еще вчера вдруг
оказалось, что Гришка полностью сам показывает, как идут
Дедушкины часы, матушкины часы и его часы! Это - одна из
наших любимых игр!
На студии Гришка с удовольствием
лепил, и с интересом смотрел кукольную сказку, а потом
принес мне кукол и показал, что это БАБА и ДЕДИ. А вот
водить хороводы с детьми ему пока не интересно, и он
убегает. А потом дома вдруг вспоминает эти игры и пытается
их повторять…
Гришка - мальчик очень общительный,
и очень любит привлекать к себе внимание. Ездить с ним в
метро стало очень весело. В вагоне Гришка сам вылезает из
коляски и отправляется кокетничать с пассажирами. Он сам
залезает на скамейки и слезает обратно, катает туда-сюда
свою коляску, бегает по всему вагону на ходу - и,
разумеется, часто падает. (А иногда и специально ложится на
пол - и смотрит, какова будет реакция окружающих). Гришка
то крутится вокруг своей оси, то хватает кого-нибудь за
ботинок, и при этом так обаятельно улыбается, что на него
никто не сердится. А я обычно не вмешиваюсь, пока Гришка не
начнет кому-то мешать.
Я купила Гришке несколько картонных
книг типа лото: сверху звери, снизу их детки, или сверху
звери, а снизу - где они живут, что они едят и т.д. А одна
книжка - Где мы нужны? - или что-то в этом роде - про
тракторы, машины, поезда, самолеты. Гришку от этой книжки
просто не оторвать! Любая техника интересует его гораздо
больше, чем животные и их детки… Что поделаешь, папин
ребенок! Мишка на днях купил несколько маленьких машинок,
среди которых есть гусеничный трактор- экскаватор и
подъемный кран. Теперь Гришка только этими машинками и
играет! К
АКА - трактор и КАН - кран, все остальное
ему намного меньше интересно… Я показала, где у экскаватора
ковш - и Гришка теперь повторяет КОСЬ. Объяснила, что это
трактор копает - и Гришка повторил АПА. Теперь, я надеюсь,
он с каждым днем будет говорить все больше!
Сегодня мы с Гришкой читали
картонную книжку, которая называется Все поет, и там была
труба - Гриша повторил БУБ
А, юла - Ю
А,
барабан - БАМ-Б
АМ, самолет - УУУ, грузовик - БИИ,
поезд - ТИ-ТИ-ТИ, кошка - МАН, собака - АФ. Так почти все
картинки Гриша сам и назвал!
Гришка стал отвечать там (в его
произношении - ТИМ или ТЕМ) на вопрос Где?
Вчера, когда мы с Гришкой играли в
рамки Монтессори, Гришка закрывал окошки разной формы, и
сказал АВА. Я готова была считать это случайным совпадением,
но сегодня Гришка доказал мне, что он действительно знает,
где овал. Гришка купался в ванне, выглянул, показал на таз
овальной формы и внятно сказал АВА! Я его очень хвалила, а
потом мы долго с ним обсуждали, что этот таз красный, а по
форме - овал, а два других таза круглые, как кружок.
Вечером, когда мы ужинали вместе с дедушкой, я рассказала
эту историю. Гришка слез со стула, ушел в ванну и принес
оттуда овальный таз, снова сказав АВ
А! А ромб Гришка
называет Б
ОБА… Забавно, что ни кружок, ни квадрат он
сам пока не называет, хотя отличает и готов показать их
среди других фигур.
22.10.99 Гришка любит играть в
Рамки Монтессори, но точности пальцев и аккуратности ему
пока не хватает. Он довольно легко определяет, какая
крышечка от какого окошка, но кладет крышку как попало, и
редко может сам подвинуть ее на место и повернуть нужным
образом. И с разрезными картинками та же история - Гришка
легко выбирает половинки одной картинки, и пытается их
совместить на весу, но у него это редко получается. А
складывать на полу Гришке почему-то не нравится… Исходя из
этого, я даже и не предлагала пока что Гришке разрезные
квадратики - у него пока просто не хватит точности движений
для того, чтобы починить квадратик!
Я вырезала для Гришки наборы
маленьких, средних и больших фигурок из линолеума - листики,
яблоки, груши… И мы с ним играли: Дай мне большое яблоко!
Дай мне маленькую грушу! А что тут еще маленькое есть?
Яблочко? Ну дай мне маленькое яблочко!
Гришка вполне успешно режет
ножницами газету. Он открывает ножницы двумя руками, потом
перекладывает их в правую руку, а левой вставляет газету.
Чик! - и снова двумя руками открывает…
25.10.99 Гришка с каждым днем
говорит все больше, хотя делает это также невнятно. Сегодня,
например, он научился иногда отвечать на вопрос о том, как
его зовут: ГЬИШКА! А лошадка у него говорит ГО-ГО-ГО, куклу
он укачивает, приговаривая БАЙ-Б
А, а про зайку
говорит Г
АЙКА, реже З
ЯЗЯ. Кроме того, у него
появилось любимое слово М
АЙМИ - маленький, и Гриша с
этим словом показывает на все маленькие предметы, мелкие
картинки и фигурки...
Когда Гришка делает что-то
запрещенное, я его спрашиваю: Гришка, где у тебя попа? Он
сам шлепает себя по попке, и приговаривает П
ОПА.
А когда Гришка от обиды меня
пытается шлепнуть, я стараюсь переключить его на игру -
например, предлагаю ему пошлепать меня по ладошке. А я либо
убираю свою руку иногда, либо накрываю его ладошку своей -
и Гришка хохочет. Он легко забывает, что так рассердился на
меня, что хотел стукнуть, и я ему не напоминаю.
У Гришки три дня режутся зубки -
три клыка уже вылезли, а последний вдруг вызвал море слез и
даже температуру 37.3. Гришка два дня практически не ел,
кусал и грыз все подряд, ныл и с рук не сходил, а спал
очень плохо и беспокойно.
26.10.99 Вчера мы с Гришкой слепили
ежика! Мы обмазали пластилином каштан, и воткнули в него
много-много кленовых семечек, похожих на перышки. А глазки
и носик мы сделали из горошинок! Ежик получился просто
замечательный, и Гришка его с гордостью показывал папе. А
сегодня
в студии мы склеили из картона домик для ежика и
приклеили на крышу домика осенние листики, вырезанные из
бумаги. Домик мы сделали совсем просто - согнули лист
картона пополам, и приклеили его на другой лист картона,
как бы образовав букву Д. Я думаю, такой домик ребенок года
в два и сам может склеить…
Гришка все время проверяет, что
можно, и что нельзя - стучит молотком по стеклу и по
игрушкам, рисует на обоях… Если его спросить, можно ли
стучать, и что скажет папа, Гришка сам грозит пальчиком…
Я дала Гришке большой набор
деревянных кубиков, и Гришке они вполне понравились. Я
показала ему, как сделать из нескольких кубиков паровоз с
вагончиками, и Гришка сам долго катал по полу этот поезд,
приговаривая ТИ-ТИ-ТИ (чух-чух-чух). Когда поезд ломался на
поворотах, Гришка сам его чинил. А еще я попробовала
научить Гришку делать мостик, под которым проезжает машинка.
Гришка клал дощечку серединкой на один брусок, а вот
положить сразу на два бруска ему пока трудновато.
Во всех машинах, тракторах,
самолетах и паровозах Гришка первым делом показывает кабину
и говорит ДЯДЯ.
В порыве гнева Гришка нередко
швыряет игрушки и книжки на пол. А на днях он так же точно
швырнул пилу, да еще пнул ее ногой. Поцарапал пальчики и
очень впечатлился.
27.10.99 Гришка с каждым днем
произносит все больше, и старается исправлять свои ошибки.
К сожалению, у Гришки очень короткая уздечка языка, и он
даже не может толком высунуть язычок. Вероятно, именно с
этим связаны его трудности с произношением.
Сегодня Гришка говорил по телефону
с моей сестрой Лилей, и сказал ей сначала ИЯ, как обычно, а
потом сосредоточился, и последовательно произнес ЛЯ! ИЛЯ!
ЛИЛЯ! И был очень доволен собой, когда получилось сказать
правильно.
Гришка показывает на картинках, где
у коровы вымя (М
ЫМЯ), где на дереве яблочки
(
АВА), где дед, баба и другие персонажи, где вода
(БАБ
А), где птички и бабочки, где зайка
(Г
АЙГА).
У Гришки есть явные предпочтения
среди его картонных книжек. Я ему разложила все его книжки
на целую полку, но этим его не собьешь - Гришка выбирает
одни, а другие скидывает на пол и не вспоминает о них. Я же
устаю читать по 10 раз подряд одно и то же, и пытаюсь его
уговорить, чтобы он приносил мне разные книжки, а не те,
которые только что прочитали.
В одной из картонных книжек,
которые я купила совсем недавно, есть медведь панда. Я
называла его Гришке буквально пару раз. А вот вчера в
Зеленой дверце он принес мне плюшевого панду и сам сказал:
П
АМА! Я очень удивилась и дома проверила - показала
ему маленького игрушечного панду - реакция была такая же!
А еще он несколько раз показывал на
градусник на кухне и говорил ТИТ
И, то есть часы, а я
каждый раз объясняла, что это не часы, а градусник. И
сегодня Гришка показал сам и сказал Г
АГУ - про
градусник! А банан сегодня стал называться МАМ
АМ.
Я сегодня снова водила Гришку в
Зеленую дверцу, и мы там играли почти весь день.
Аня Кротова принесла мне посмотреть
два журнала, в которых есть отрывки из моего дневника. Я
прочитала - и очень плевалась. Конечно, непросто печатать в
журнале, где объемы очень ограничены, отрывки из маминого
дневника, но так испоганить тексты - это надо было
редактору очень постараться! Если из каждых двух страниц
сделать по полтора абзаца, то волей-неволей получится
коряво! Брр! Мне даже стыдно, что под этим всем стоит моя
фамилия!
А тексты исходно я им не присылала -
судя по всему, они просто взяли мой дневник из Интернета…
А вчера на прогулке мы с Гришкой
играли с тенью по случаю солнечного дня. Мы стояли спиной к
солнцу, махали руками и изображали, как рыба плывет, и как
птицы летят - Гришке очень понравилось.
29.10.99 Гришка обожает всякую
возню и шумные игры - беготню, бодание и т.п. А уж если
мама ползает или прыгает как лягушка, он просто в восторге.
Я ему еще летом придумала игру, когда он за мою рубашку
сзади держится, и мы с ним вместе бегаем. А я приговариваю
при этом: "Чух-чух-чух! Едет-едет паровоз, он
вагончики везет, а за ним вагончик едет, наш вагончик
Гришка, едет он на кухню, едет-едет и гудит Ту-ту! Стоп.
Приехали. Станция "Кухня" - и так далее, сколько
моей фантазии хватит. Мы и на улице так иногда играем.
Главное, ребенку очень нравится, если мама всерьез
включается в игру и сама получает от игры удовольствие. А
есть еще всякие потешки из Потягушек, под которые тоже
хорошо бегается с разной скоростью, как дома, так и на
улице - "Едут-гонят семеро на конях", "Ехал
пан, ехал пан", "Ехал шагом-шагом-шагом",
"Едем на лошадке по дорожке гладкой"… В последней
потешке надо отвечать на вопросы о том, как говорят разные
звери, и это Гришке очень нравится…
У Гришки лягушка говорит КА-КА,
лошадка - ГО-ГО-ГО, ворона - КАН, гуси и утки - ГА-ГА-ГА,
овечка - БЕ, кошка - МАН, а собака - АФ. И повторять слова
за мной он тоже не любит. Просто иногда вдруг сам что-то
называет. Вот мы сегодня в гости с ним ходили, и он до сих
пор повторяет ДИНА и СЯСЯ, то есть Дина и Саша. И малыш у
них - 1.5 месячный Тима, Гришка про него говорит МАЙМИ, то
есть маленький - это у нас сейчас любимое слово.
Вот сегодня мы с Гришкой наконец
добрались до ближайшего парка, и гуляли там часа полтора -
пока руки не замерзли. Я почему-то думала, что Гришке там
будет нечего делать, и он заскучает, и вообще, что он
откажется вылезать из коляски, но все вышло по-другому.
Гришка бегал по дорожкам и просто по лесу, собирал ягодки и
листики, сам катал свою коляску по дорожкам… Мы оба были
очень довольны прогулкой!
У нас в парке полно оврагов, и
Гришке очень понравилось взбираться на горки и бежать вниз.
Вот ляжет снег - будем с ним на санках или на попе кататься!
Я и сама это очень люблю! А еще у нас там сейчас
благоустраивают парк на том месте, где проложили новую
линию метро. Там посадили деревья и газон, и сейчас как раз
делают дорожки…
Гришка пока сам ничего осмысленного
не рисует, а так - линии, овалы. Я его пытаюсь научить
рисовать дорожки от домика к домику, и как дождик из тучки
капает, но пока Гришке больше нравится просто так мазюкать
красками по листу. А у наших знакомых девочка Цветанка сама
рисовать не любит, а просит, чтобы мама ей рисовала дядю,
киску, собачку и др.
Гришке тоже очень нравится смотреть,
как мама рисует, но он не может оставаться непричастным.
Вот сегодня он радостно закрашивал все, что я нарисовала, и
рассказывал, что же там было: Б
ИБЫ - рыбы, ДЯДЯ, КАН,
К
АКА - кран и трактор, КОСЬ - ковш у трактора, УУУ -
самолет и что-то еще… Закрашивает он, конечно, очень
размашисто, но процесс ему очень нравится…
Сказки Гришка слушает с
удовольствием, причем довольно длинные и сложные -
"Гуси-лебеди", "Три поросенка",
"Капризная кошка", "Красная шапочка"…
Стихи он меньше любит, но тоже слушает. "Телефон"
и "Путаницу" Чуковского Гришка обожает, а
остального Чуковского я редко читаю, поскольку сама я его
не очень люблю. Я ему много читаю Маршака - "Детки в
клетке", "Азбука про все на свете",
"Усатый-полосатый", "Разноцветная
книга" и многое другое…
30.10.99 Мы были всем семейством в
гостях у дедушки Вити Кротова, и там Гришка увидел курочку
и кролика и крысу. Он был в восторге и стал говорить про
них КО-КО-КО! ГАЙГА! ПИ-ПИ-ПИ! А про 10-летнюю Ксюшу Гриша
говорил КСЮСЯ, и бегал за ней по всей квартире.
А еще у нас несколько новых слов -
теперь они появляются чуть не каждый день! АФ
АМ -
самосвал, а также любой другой грузовик, АФ
У -
автобус, ГАГ
ИН - крокодил, П
АМА - панда.
1.11.99 У нас с режимом в последнее
время совсем беда. То есть, он есть, но он постепенно стал
таким поздним, что я как раз решила его поменять. Гришка
просыпался в 10 утра, играл и гулял до 16, а с 17 до 19.30
спал. Разумеется, после этого он на ночь укладывался не
раньше 12, а то и 1 ночи. Мне это очень надоело, и вчера я
его вообще не уложила спать.
Гришка встал в 10.30, с 14 до 16 мы
с ним гуляли в Кузьминках, а после обеда я не стала его
укладывать, и развлекала до вечера. Мы рисовали, пекли
печенье, играли… После общения с тестом и мукой Гришка был
такой грязный, что Мишка отнес его в ванну. Там Гришка чуть
не уснул в 7 вечера, и мы его срочно извлекли, да еще
облили холодной водой. И Гришка благополучно дотянул до 10
вечера, и спокойно улегся спать! Спал он до 9 утра, и
проснулся бодрый и веселый. А вот какой у нас теперь
получится режим, угадать трудно… Сегодня он спал с 13 до 15,
но что будет дальше - пока не ясно.
Мне очень славно погуляли с Гришкой
в лесу - он не сидел всю дорогу в коляске, и не просился на
руки, а бегал сам, катал коляску по дорожкам, а потом я
села на бревно и час читала книжку, а Гришка то копал песок
на дорожке, то уходил метров на 100-200 от меня и там с кем-
то знакомился…
Я уже давно показывала Гришке
листики клена, и дуба, и теперь он на любое толстое дерево
говорит БУ!