"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Кац Женя

Дневник про Гришку с 9.01 по 18.01.2000
ДЕТИ ВСЕ СЛОВА ПОНИМАЮТ БУКВАЛЬНО
Гришка над ванной делает арку - эту игру он придумал сам
    Днем Гришка грыз одну из своих игрушек, и я ему сказала:
    -Гриша, зубки свои пожалей!
    Он понял меня буквально, сказал ГАГИ! (гладить) – и попытался погладить свои зубы.

    Наша знакомая девочка Алиска очень старательно вытирала стол тряпкой, и даже язык высунула от усердия.
    -Алиса! Язык! – сказал ей папа. И Алиса старательно вытерла язык той же тряпкой…

    С Владькой было несколько похожих историй.
    Один раз Вадик в лифте сказал мальчишке: "Первый этаж. Приехали. Выползай!" Владька буквально воспринял его слова – бухнулся на колени и выполз из лифта на коленках!
    В другой раз Владушка прыгал со стола – то за руку, то сам. Получалось все прекрасно – до тех пор, пока Вадим не сказал: "Только не носом!" Вот тут-то Владя приземлился на всю физиономию и набил себе большую шишку. Почему-то сознание пропускает "НЕ" в подобных инструкциях. и дети воспринимают подобные указания с точностью до наоборот. Вместо "НЕ бегай, упадешь!" они слышат "Бегай – упадешь!" И старательно выполняют именно такую инструкцию…
Гришка любит строить поезда и башни
    9.01.00 Гришка играл маленьким колесиком на палочке, и засунул его в рот. –Это у тебя зубная щетка? – спросила я, и Гришка изобразил, как он чистит зубы. –А может, это расческа? – Гришка тут же провел игрушкой по волосам. –Я знаю, это у тебя ложка! – Гришка немедленно показал, как он берет еду и несет в рот, а потом начал причмокивать. Я не стала проверять, но уверена, что Гришка легко изобразил бы, как будто у него топор – ПАПОХ, пила, молоток, нож, отвертка – КАКОКА.
    Гришка говорит КУКИ – круглый, ГАГАКА – рогатый, КИХКИХКА – лисичка, ДИСЬ-ТА – иди сюда.
    Вчера приезжал мой папа и гулял с Гришкой, а потом они зашли в магазин (ГАИН) – и Гришка ухитрился там дважды потеряться. Он забрел куда-то за прилавок, и бедный дедушка обежал весь магазин в поисках мальчика.
    А сегодня с Гришкой гуляла моя мама, и Гришка совершенно замучил ее тем, что ел снег пригоршнями – со всех дорожек.
    Иногда мне бывает очень трудно понять своего сына. Его слова я научилась понимать без проблем, а вот его действия порой ставят меня в тупик. Когда я была маленькой, я совершенно не понимала и побаивалась тех детей, который носятся, все ломают, пинают и кричат – от избытка чувств. А мой сын, похоже, именно такой. Он швыряет машинки и другие игрушки, частенько бегает и кричит без всякого повода, наступает на шарик ногой и кричит: "ТЯИ! ГАГОЙ! ОПА! " (Шарик ногой! Лопнет!) Кроме того, я не знаю, как быть, если ребенок стоит, ничего не делает и только рассуждает. КАКИКА ПАПАЛ! ИСИ! (Мотоцикл пропал! Ищи!) – говорит он десять раз подряд с разными интонациями, - но с места не сдвигается…

    10.01.00 У нас сегодня Гришка ходил на студийную Елку в "Драгоценность". Мы его хотели отправить со знакомыми, но он отказался там оставаться без папы, и пришлось Мишке там побыть лишних полтора часа...
    Там были и хороводы, и Рождественская сказка - Вертеп, Волхвы, Младенец и все такое...
    Потом детки с самодельными фонариками ходили по залу и искали серебряные звезды, а под конец пришел Дед Мороз и всем раздал красные мешочки- сапожки с подарками.
    А завершилось мероприятие чаепитием и фейерверками – бенгальскими огнями и т.д.

    Гришка показывает на картинках и называет следующие вещи: ГИГИЙ – снегирь, АКАКА – овчарка, ПУЙМА – пудель и пудинг, БИБАХ – сенбернар, КУК – жук, УКИКА – улитка, ГАГАХКИ – головастик, ИКИКА – икринка, ИГОКА – иголка, ИЛЫ – лыжи, ГАХКИ – глазки.
    Мне очень интересно, не смешиваются ли у Гришки в сознании пудель и пудинг – по звучанию они совершенно одинаковы в его исполнении!

    14.01.00 Гришке все время не хватает нашего внимания – он готов привлекать его любыми способами, в том числе делая то, что мы заведомо не одобряем. Отрицательное внимание для него лучше отсутствия внимания. Вот сидит мое сокровище за столом в своем высоком стуле – и при этом ухитряется выставить обе пятки на стол, а то и вовсе встать посреди стола. Папа сердится, а я спрашиваю, что говорят кошке, если она ставит лапки на стол. БЫСЬ! – говорит Гришка, но слезать совершенно не торопится, а когда я снимаю его со стола и ставлю на пол, бурно возмущается.
    Я понимаю, что когда Гришка на прогулке отказывается идти домой, вываливается из санок, демонстративно ложится посреди дорожки, орет, ест снег и подгибает ножки, если я пытаюсь его поднять, то хочет он совсем не довести меня до белого каления, а просто привлечь внимание. Понимать-то я это понимаю, а вот как быть – не до конца представляю себе.
    Я решила попробовать поиграть с Гришкой столько, чтобы ему надоело, чтобы он захотел поиграть немного сам. Мне хотелось выдать ему как можно больше моего внимания, насытить – но двух часов непрерывных разнообразных игр и занятий оказалось для этого недостаточно… А потом проснулась Галка, и я пошла ее кормить…
    Утром мы с Гришкой лепили из глины, а после сна рисовали фломастерами и восковыми мелками, причем Гришка сам выбирает и называет цвет, которым хочет рисовать, а предыдущий кладет на место со словами УБАТЬ – убрать.
    Потом я принесла Гришке парные картинки, и мы их раскладывали не только по парам, но и сортировали по цветам. Вслед за этим последовали Гришкины любимые "Мышкины домики" - картонные рамки с окошками и вкладышами разных цветов.
    Я достала детское домино с картинками, и Гришка неожиданно понял задачу – стал складывать поезд, причем одинаковые картинки клал рядом. А еще мы из тех же костяшек строили забор, то есть клали их не вдоль, а поперек. Раньше на это у Гришки не хватало точности движений, а теперь вполне получается.
    После этого мы строили поезда и башни из кубиков "Сложи узор", а также закрывали геометрические рамки Монтессори. После этого Гришка хотел снова лепить, но согласился сам поиграть новым паровозом… Н- да, насытить это чадо вниманием не так-то просто!
    Паровоз, который Гришке подарили на Новый год, был мною припасен до случая особо плохого настроения – каковое вчера и было продемонстрировано сразу после дневного сна. Сначала паровоз у Гришки часто ломался – и он нес детали ко мне с просьбой починить. Поскольку паровозик и вагоны сделаны разборными, по типу Лего, я вскоре отказалась чинить – и сегодня Гришка наконец занялся этим сам. Раньше у Гришки были такие кубики, но вдвое крупнее, и поэтому с мелкими поначалу возникли проблемы. А потом Гришка приноровился, и стал достаточно ловко снимать и надевать кубики и сцеплять вагончики.

    16.01.00 Вот приблизительный список новых слов, появившихся за последние несколько дней: ДЮДЯТЬ – гулять, ДАТЬ – дать, АПАТЬ – копать, ТАТАТЬ – катать, ТИТИТ – летит, УБАТЬ – убрать, МЫТЬ – мыть, ПИТИТЬ – прицепить, БИСЬБА – быстро, ИСЬ-АХ – жираф, КАХ – шкаф, ДЮТЬ – грудь, ГАГАХ – багаж (Это он просил меня прочитать книжку Маршака про багаж, а я сначала никак понять не могла), ГИНА – глина, ПИПИТЬ – лепить, КАКАКА – покакал, ИСЕ – еще, КАХКИ – краски, КАКИНЫ – картинки, ТЕТЕТА – вот это, ИСЁНА – телефон, А ИСЬТЕ – на лифте, КИКО – далеко, ЭВА – левая, ПАВА – правая, ИСЬКИ – яички, КИЙКОК – кипяток, ДЕЙ - дверь, КУХКА – клюшка, БАЙБА – шайба (Вчера и сегодня во время прогулки Гришка с огромным интересом наблюдал за большими ребятами, которые играли в хоккей во дворе. После этого дома он вооружился кеглей и мячиком, и начал подражать.)
    Короче говоря, Гришка называет практически все вокруг, но при этом я должна быть рядом и служить ему переводчиком – кроме меня лишь немногие могут понять, о чем Гришка говорит.

    Спим мы все вместе, в оной комнате, но дети не будят друг друга. Галка просыпается два-три раза за ночь, и Гришка – один или два раза. Я занимаюсь маленькой, а Гришку берет к себе под бок папа.

    17.01.00 Вечером, когда Гришка был уже упакован в спальный мешок, но лежал еще не в кроватке, а на диване рядом с Галкой, произошел первый инцидент. Гришка, извиваясь, как червяк, подполз к Галке, которая тихо лежала в своем мешочке и ни о чем не подозревала, разинул рот пошире – и укусил малышку за макушку!
    А еще Гришка завел игру – орать как можно громче и приговаривать: ГАЛЮ! ГАЛЮ! – вероятно, он сам себе говорит: "Не буди Галю!" Время от времени Гришка перестает орать, а, наоборот, прикладывает палец к носу и говорит шепотом.

    18.01.00 Гришке очень нравится лепить и рисовать. АДЯСЬ – говорит он, и я несу мелки и бумагу. Фломастеры мне временно пришлось спрятать – побывав во рту у Гришки некоторые из них перестали рисовать. Мелки нам пока не очень нравятся – их гораздо хуже видно.
    А вчера мы рисовали гуашью – смешивали цвета на палитре, рисовали бело-голубого снеговика, зеленую елку разных оттенков, море и волны. А потом, когда все эти картинки подсохли, мы украшали елку красными и оранжевыми шариками, а в воде рисовали рыбок…
    Сегодня Гришка прекрасно гулял – бегал вверх и вниз по горке, возил и толкал перед собой свои санки (СЯНЬТИ), показывал мне птиц и объяснял, что АОНА А ТЕТЕ, А ДЕЕ, ГУЛИ ТЕТЕЛИ! ГАНЯЙ! ГУГАЙ! (Перевод очевиден только для знатоков: "Ворона на ветке, на дереве. Голуби улетели, не гоняй! Не пугай!") Потом Гришка вооружился лопатой и копал снег, делал норку, сыпал снег на забор и на дерево – и все свои действия громко комментировал. ДЕЕЯ! – деревья. БАБОХ! – забор.
    Спускаясь по лестнице, Гришка придерживался за стенку и приговаривал ТЕНЬТЯ – стенка, а потом просил отвезти его КАКОКУ – на горку. Вот такие у нас пока сдвоенные слова.
    А еще сегодня Гришка сам катался с ледяной горки! ГОХКА! ПАСЬПАЯ! ГОХА!(Горка! Большая гора! – говорил он)
    Еще из новых слов и произношений – Гришка говорит ДЯНА – ванна, ДУХ – душ.
    У Гришки любимая книжка – "Иван Иваныч Самовар". Он сам подолгу ее рассматривает, показывает и называет всех персонажей (Дядя Петя, тетя Катя, бабушка, дедушка, Сережа). Видимо, он пытается понять смысл этой истории…
    Сегодня мы с Гришкой играли так. У него в руках была длинная дощечка от конструктора, а я предполагала, что это топор, молоток, расческа, зубная щетка, ложка, снова ложка – которой мешают кашку, пила, поезд, - и Гришка все это с радостью изображал.
    У нас новая игра-развлечение в ванне. Я заморозила к родам морс и траву тысячелистника, и эти ледышки я теперь выдаю по одной Гришке во время купания. Игра Гришке так понравилась, что вчера я заморозила для Гришки просто воду с остатками гуаши, которая была на палитре. Теперь у нас есть еще оранжевый лед!
    А еще нам на Новый год подарили пластиковые паззлы - картинки, в которых вынимаются крупные детали. Самое замечательное, что сделаны эти картинки из мягкого пластика, который легко прилипает на стенки ванны. Гришка очень полюбил эти картинки - с удовольствием играет ими во время купания, хотя и не всегда у него получается все собрать. Гришка точно знает, какая деталь от какой картинки, и где ее место, но вот повернуть нужной стороной и точно подвинуть на место у него не всегда получается.

Продолжение

"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости