Днем Гришка грыз одну из своих
игрушек, и я ему сказала:
-Гриша, зубки свои пожалей!
Он понял меня буквально, сказал
Г
АГИ! (гладить) – и попытался погладить свои зубы.
Наша знакомая девочка Алиска очень
старательно вытирала стол тряпкой, и даже язык высунула от
усердия.
-Алиса! Язык! – сказал ей папа. И
Алиса старательно вытерла язык той же тряпкой…
С Владькой было несколько похожих
историй.
Один раз Вадик в лифте сказал
мальчишке: "Первый этаж. Приехали. Выползай!"
Владька буквально воспринял его слова – бухнулся на колени
и выполз из лифта на коленках!
В другой раз Владушка прыгал со
стола – то за руку, то сам. Получалось все прекрасно – до
тех пор, пока Вадим не сказал: "Только не носом!"
Вот тут-то Владя приземлился на всю физиономию и набил себе
большую шишку. Почему-то сознание пропускает "НЕ"
в подобных инструкциях. и дети воспринимают подобные
указания с точностью до наоборот. Вместо "НЕ бегай,
упадешь!" они слышат "Бегай – упадешь!" И
старательно выполняют именно такую инструкцию…
9.01.00 Гришка играл маленьким
колесиком на палочке, и засунул его в рот. –Это у тебя
зубная щетка? – спросила я, и Гришка изобразил, как он
чистит зубы. –А может, это расческа? – Гришка тут же провел
игрушкой по волосам. –Я знаю, это у тебя ложка! – Гришка
немедленно показал, как он берет еду и несет в рот, а потом
начал причмокивать. Я не стала проверять, но уверена, что
Гришка легко изобразил бы, как будто у него топор –
ПАП
ОХ, пила, молоток, нож, отвертка – КАК
ОКА.
Гришка говорит К
УКИ –
круглый, ГАГ
АКА – рогатый, КИХК
ИХКА – лисичка,
ДИСЬ-Т
А – иди сюда.
Вчера приезжал мой папа и гулял с
Гришкой, а потом они зашли в магазин (ГА
ИН) – и
Гришка ухитрился там дважды потеряться. Он забрел куда-то
за прилавок, и бедный дедушка обежал весь магазин в поисках
мальчика.
А сегодня с Гришкой гуляла моя мама,
и Гришка совершенно замучил ее тем, что ел снег
пригоршнями – со всех дорожек.
Иногда мне бывает очень трудно
понять своего сына. Его слова я научилась понимать без
проблем, а вот его действия порой ставят меня в тупик.
Когда я была маленькой, я совершенно не понимала и
побаивалась тех детей, который носятся, все ломают, пинают
и кричат – от избытка чувств. А мой сын, похоже, именно
такой. Он швыряет машинки и другие игрушки, частенько
бегает и кричит без всякого повода, наступает на шарик
ногой и кричит: "Т
ЯИ! ГАГ
ОЙ!
ОПА!
" (Шарик ногой! Лопнет!) Кроме того, я не знаю, как
быть, если ребенок стоит, ничего не делает и только
рассуждает. КАК
ИКА ПАП
АЛ! ИС
И!
(Мотоцикл пропал! Ищи!) – говорит он десять раз подряд с
разными интонациями, - но с места не сдвигается…
10.01.00 У нас сегодня Гришка ходил
на студийную Елку в "Драгоценность". Мы его
хотели отправить со знакомыми, но он отказался там
оставаться без папы, и пришлось Мишке там побыть лишних
полтора часа...
Там были и хороводы, и
Рождественская сказка - Вертеп, Волхвы, Младенец и все
такое...
Потом детки с самодельными
фонариками ходили по залу и искали серебряные звезды, а под
конец пришел Дед Мороз и всем раздал красные мешочки-
сапожки с подарками.
А завершилось мероприятие чаепитием
и фейерверками – бенгальскими огнями и т.д.
Гришка показывает на картинках и
называет следующие вещи: ГИГ
ИЙ – снегирь,
АК
АКА – овчарка, П
УЙМА – пудель и пудинг,
БИБ
АХ – сенбернар, КУК – жук, УК
ИКА – улитка,
ГАГ
АХКИ – головастик, ИК
ИКА – икринка,
ИГ
ОКА – иголка,
ИЛЫ – лыжи, Г
АХКИ –
глазки.
Мне очень интересно, не смешиваются
ли у Гришки в сознании пудель и пудинг – по звучанию они
совершенно одинаковы в его исполнении!
14.01.00 Гришке все время не
хватает нашего внимания – он готов привлекать его любыми
способами, в том числе делая то, что мы заведомо не
одобряем. Отрицательное внимание для него лучше отсутствия
внимания. Вот сидит мое сокровище за столом в своем высоком
стуле – и при этом ухитряется выставить обе пятки на стол,
а то и вовсе встать посреди стола. Папа сердится, а я
спрашиваю, что говорят кошке, если она ставит лапки на стол.
БЫСЬ! – говорит Гришка, но слезать совершенно не торопится,
а когда я снимаю его со стола и ставлю на пол, бурно
возмущается.
Я понимаю, что когда Гришка на
прогулке отказывается идти домой, вываливается из санок,
демонстративно ложится посреди дорожки, орет, ест снег и
подгибает ножки, если я пытаюсь его поднять, то хочет он
совсем не довести меня до белого каления, а просто привлечь
внимание. Понимать-то я это понимаю, а вот как быть – не до
конца представляю себе.
Я решила попробовать поиграть с
Гришкой столько, чтобы ему надоело, чтобы он захотел
поиграть немного сам. Мне хотелось выдать ему как можно
больше моего внимания, насытить – но двух часов непрерывных
разнообразных игр и занятий оказалось для этого
недостаточно… А потом проснулась Галка, и я пошла ее
кормить…
Утром мы с Гришкой лепили из глины,
а после сна рисовали фломастерами и восковыми мелками,
причем Гришка сам выбирает и называет цвет, которым хочет
рисовать, а предыдущий кладет на место со словами
УБ
АТЬ – убрать.
Потом я принесла Гришке парные
картинки, и мы их раскладывали не только по парам, но и
сортировали по цветам. Вслед за этим последовали Гришкины
любимые "Мышкины домики" - картонные рамки с
окошками и вкладышами разных цветов.
Я достала детское домино с
картинками, и Гришка неожиданно понял задачу – стал
складывать поезд, причем одинаковые картинки клал рядом. А
еще мы из тех же костяшек строили забор, то есть клали их
не вдоль, а поперек. Раньше на это у Гришки не хватало
точности движений, а теперь вполне получается.
После этого мы строили поезда и
башни из кубиков "Сложи узор", а также закрывали
геометрические рамки Монтессори. После этого Гришка хотел
снова лепить, но согласился сам поиграть новым паровозом… Н-
да, насытить это чадо вниманием не так-то просто!
Паровоз, который Гришке подарили на
Новый год, был мною припасен до случая особо плохого
настроения – каковое вчера и было продемонстрировано сразу
после дневного сна. Сначала паровоз у Гришки часто ломался
– и он нес детали ко мне с просьбой починить. Поскольку
паровозик и вагоны сделаны разборными, по типу Лего, я
вскоре отказалась чинить – и сегодня Гришка наконец занялся
этим сам. Раньше у Гришки были такие кубики, но вдвое
крупнее, и поэтому с мелкими поначалу возникли проблемы. А
потом Гришка приноровился, и стал достаточно ловко снимать
и надевать кубики и сцеплять вагончики.
16.01.00 Вот приблизительный
список новых слов, появившихся за последние несколько дней:
ДЮД
ЯТЬ – гулять, ДАТЬ – дать, АП
АТЬ – копать,
ТАТ
АТЬ – катать, ТИТ
ИТ – летит, УБ
АТЬ
– убрать, МЫТЬ – мыть, ПИТ
ИТЬ – прицепить,
Б
ИСЬБА – быстро, ИСЬ-
АХ – жираф, КАХ – шкаф,
ДЮТЬ – грудь, ГАГ
АХ – багаж (Это он просил меня
прочитать книжку Маршака про багаж, а я сначала никак
понять не могла), Г
ИНА – глина, ПИП
ИТЬ –
лепить, КАК
АКА – покакал, ИСЕ – еще, К
АХКИ –
краски, КАК
ИНЫ – картинки, ТЕТ
ЕТА – вот это,
ИС
ЁНА – телефон, А
ИСЬТЕ – на лифте,
КИК
О – далеко,
ЭВА – левая, П
АВА –
правая,
ИСЬКИ – яички, КИЙК
ОК – кипяток, ДЕЙ -
дверь, К
УХКА – клюшка, Б
АЙБА – шайба (Вчера
и сегодня во время прогулки Гришка с огромным интересом
наблюдал за большими ребятами, которые играли в хоккей во
дворе. После этого дома он вооружился кеглей и мячиком, и
начал подражать.)
Короче говоря, Гришка называет
практически все вокруг, но при этом я должна быть рядом и
служить ему переводчиком – кроме меня лишь немногие могут
понять, о чем Гришка говорит.
Спим мы все вместе, в оной комнате,
но дети не будят друг друга. Галка просыпается два-три раза
за ночь, и Гришка – один или два раза. Я занимаюсь
маленькой, а Гришку берет к себе под бок папа.
17.01.00 Вечером, когда Гришка был
уже упакован в спальный мешок, но лежал еще не в кроватке,
а на диване рядом с Галкой, произошел первый инцидент.
Гришка, извиваясь, как червяк, подполз к Галке, которая
тихо лежала в своем мешочке и ни о чем не подозревала,
разинул рот пошире – и укусил малышку за макушку!
А еще Гришка завел игру – орать как
можно громче и приговаривать: ГАЛЮ! ГАЛЮ! – вероятно, он
сам себе говорит: "Не буди Галю!" Время от
времени Гришка перестает орать, а, наоборот, прикладывает
палец к носу и говорит шепотом.
18.01.00 Гришке очень нравится
лепить и рисовать. АД
ЯСЬ – говорит он, и я несу
мелки и бумагу. Фломастеры мне временно пришлось спрятать –
побывав во рту у Гришки некоторые из них перестали рисовать.
Мелки нам пока не очень нравятся – их гораздо хуже видно.
А вчера мы рисовали гуашью –
смешивали цвета на палитре, рисовали бело-голубого
снеговика, зеленую елку разных оттенков, море и волны. А
потом, когда все эти картинки подсохли, мы украшали елку
красными и оранжевыми шариками, а в воде рисовали рыбок…
Сегодня Гришка прекрасно гулял –
бегал вверх и вниз по горке, возил и толкал перед собой
свои санки (С
ЯНЬТИ), показывал мне птиц и объяснял,
что А
ОНА А Т
ЕТЕ, А Д
ЕЕ, Г
УЛИ
ТЕТЕЛИ! ГАН
ЯЙ! ГУГ
АЙ! (Перевод очевиден
только для знатоков: "Ворона на ветке, на дереве.
Голуби улетели, не гоняй! Не пугай!") Потом Гришка
вооружился лопатой и копал снег, делал норку, сыпал снег на
забор и на дерево – и все свои действия громко
комментировал. ДЕ
ЕЯ! – деревья. БАБ
ОХ! –
забор.
Спускаясь по лестнице, Гришка
придерживался за стенку и приговаривал ТЕНЬТЯ – стенка, а
потом просил отвезти его КАК
ОКУ – на горку. Вот
такие у нас пока сдвоенные слова.
А еще сегодня Гришка сам катался с
ледяной горки! Г
ОХКА! ПАСЬП
АЯ!
ГОХ
А!(Горка! Большая гора! – говорил он)
Еще из новых слов и произношений –
Гришка говорит Д
ЯНА – ванна, ДУХ – душ.
У Гришки любимая книжка –
"Иван Иваныч Самовар". Он сам подолгу ее
рассматривает, показывает и называет всех персонажей (Дядя
Петя, тетя Катя, бабушка, дедушка, Сережа). Видимо, он
пытается понять смысл этой истории…
Сегодня мы с Гришкой играли так. У
него в руках была длинная дощечка от конструктора, а я
предполагала, что это топор, молоток, расческа, зубная
щетка, ложка, снова ложка – которой мешают кашку, пила,
поезд, - и Гришка все это с радостью изображал.
У нас новая игра-развлечение в ванне.
Я заморозила к родам морс и траву тысячелистника, и эти ледышки
я теперь выдаю по одной Гришке во время купания. Игра Гришке
так понравилась, что вчера я заморозила для Гришки просто
воду с остатками гуаши, которая была на палитре.
Теперь у нас есть еще оранжевый лед!
А еще нам на Новый год подарили пластиковые
паззлы - картинки, в которых вынимаются крупные детали.
Самое замечательное, что сделаны эти картинки из мягкого
пластика, который легко прилипает на стенки ванны. Гришка
очень полюбил эти картинки - с удовольствием играет ими во
время купания, хотя и не всегда у него получается все собрать.
Гришка точно знает, какая деталь от какой картинки, и где ее
место, но вот повернуть нужной стороной и точно подвинуть на
место у него не всегда получается.