20.01.00 Сегодня Гришка меня удивил
– оказывается, он прекрасно помнит события, которые
произошли три недели назад! Дело было так. Я сказала, что
бабушка и дедушка скоро поедут кататься на лыжах.
-
ИЛЫ! (лыжи) – сказал Гришка.
– ЛЁНЯ!
ИЛЫ! Г
ИШКА! ДИЗЬЗ
Я! Сначала я
никак не могла понять, при чем тут Леня и Гришка и рюкзак.
– Леня катался на лыжах? – переспросила я. –Да! – Гришка
радостно кивнул и повторил про Гришку и рюкзак. –А Гришка в
рюкзаке был? У Лени? – догадалась я. – Да!!! – А еще кто с
вами был? – Б
ОЯ! ДИЗЬЗ
Я! Й
ИТА! –Боря в
рюкзаке у Риты, да? – Да! –Вы в лес ходили кататься на
лыжах, и Леня Гришку нес в рюкзаке, а Рита несла Борю! На
лыжах катались! – я наконец поняла, про какой эпизод шла
речь. Когда мы рожали Галку, Гришка оставался ночевать у
Лени и Риты, а утром они все вместе ходили кататься на
лыжах в Кузьминки. И вот сегодня при упоминании о лыжах
Гришка вспомнил этот случай!
У Гришки новая игра – он прячется
под одеяло или под покрывало, ползает там и радостно кричит:
"КУ-КУ"! А иногда вместе с покрывалом сползает
на пол и так, спеленутый, ползает по всему дому, очень
довольный собой.
Гришка очень любит лепить из глины.
Глина у нас рыжевато-красная, довольно красивая. Мы с
Гришкой прилепляли глину на грецкий орех и на маленькую
баночку от детского пюре - а потом обкатывали в смеси
разных зерен: пшено, горох, рис, гречка. Можно намазать
глину на картонку и по ней выкладывать теми же зернами или
вермишелью, можно научить дитя катать колбаски, колобки и
лепешки – и из них делать абстрактные картинки. Еще Гришка
заворожено смотрит, когда у меня из кусочка глины
получается мышка, уточка или зайчик.
Правда, при этом Гришка иногда
отправляет кусочки глины в рот со словами ДИДЯТ!, что
переводится как "Не едят!"
Помогать Гришка не пытается пока –
он вообще не любит выполнять поручения в отличие от
Владушки, к примеру. Когда я ложусь на диван кормить Галку,
Гришка приносит мне гору книжек и просит читать. А иногда
он еще приносит свою куколку, задирает рубашку и
прикладывает куклу к груди, причмокивая – кормит куклу
грудью!
22.01.00 На улице мороз – минус 15,
и мы третий день сидим дома. Приходится вспоминать все
мыслимые способы игр с Гришкой. В поисках новых идей я
открыла книжку из серии "Карапуз", которая
называется "Дары Фребеля". Там я нашла прекрасные
игры с простейшими игрушками – кубиками, мячиками,
пумпончиками.
Мы с Гришкой тут же вооружились
шерстяной ниткой и иголкой, и сделали для игры пумпон.
Оказалось, что просто качать пумпон за нитку вперед-назад у
Гришки не получается – у него все движения слишком резкие и
неточные.
Казалось бы, так просто – взять
пумпон за нитку и покачать, покрутить, поддернуть вверх. А
для Гришки каждое из этих движений еще только предстоит
освоить…
А еще Гришка обожает пальчиковые
игры, хотя у него пока мало что получается… Гришка готов
часами скакать у меня на коленках "По кочкам",
махать руками, изображая, как "Гуси летели, лебеди
летели". А вот более мелкие движения пока не идут.
Гришка сейчас осваивает игру в "Сороку-ворону":
он сам пальчиком водит по ладошке и пытается загибать
пальцы по одному – а они загибаются все вместе… Более того,
большой палец тоже никак не хочет стоять прямо, когда все
остальные собраны в кулак… А уж показать, как пальчики
ходят по столу, Гришке точно не под силу. Он с трудом
выставляет большой и указательный – и ими прыгает по столу…
А больше всего Гришке нравится такая игра:
На крайчике на сарайчике
Две вороны сидят,
Обе врозь глядят –
Из-за дохлого жука
Перессорились!
Эту потешку Гришке даже иногда
удается показать, то есть заплести пальцы в замок. И слова
Гришка иногда рассказывает сам – сидит, пытается сцепить
пальчики и бормочет: А
К
АЙТИК
Е АТ
ЯЙТИК
Е ДЕ А
ОНЫ
ДИД
ЯТ!
Еще Гришка стал говорить ПАТЬ
вместо БАЙ-БАЙ, Н
АНА – надо, НИЗ
Я – нельзя,
БОСЬ – брось, ТЯНЬ – встань, ИГ
АТЬ – играть,
Д
ЕНЬДИ - деньги.
Когда Гришка ноет или капризничает,
я говорю ему сурово: "Ну-ка кончай нытье, иначе не
будем читать! Разве можно таким некрасивым голосом говорить?
Хватит! Все?" И Гришка, успокаиваясь, переставая ныть,
говорит: "ВСЁ!"
Сегодня Гришка нас повеселил. Он
сказал, что хочет есть, и сам ушел на кухню. Я услышала,
как он шуршит на кухне каким-то пакетиком, и мне стало
интересно, что же он пошел есть. Тут к шуршанию добавились
жалобные вопли – и я пошла изучать ситуацию.
Картина, которую я застала на кухне,
была такая. Кухонный шкафчик был открыт, а Гришка стоял на
стиральной машине и ел из пакета пастилу. А ныл он потому,
что боялся сам слезть со стиральной машины обратно на стул.
Картина меня очень развеселила. Попался мышонок в мышеловку
– залез за вкусненьким, и не смог сам выбраться!
Вчера к нам, а точнее, к Галке,
приходил детский врач из поликлиники. Я сказала Гришке, что
сейчас придет дядя доктор, а он забился в угол на кухне и
заревел. Кто ж его успел напугать доктором?! Ведь Гришка
еще почти не сталкивался с докторами, и не мог на своем
опыте сделать какие-то отрицательные выводы…
На днях мы с Гришкой делали
аппликацию на картоне. Я заранее приготовила все детали и
показала Гришке готовую, но не приклеенную картинку, а
потом мы сняли кусочки, и я их мазала клеем, а Гришка
прилеплял. Мы сделали снеговика, елку с игрушками на ней, а
еще горку, по которой один мальчик едет на санках, а другой
– на лыжах. А еще я вырезала двух человечков разного
размера, и одежду для них. И Гришка, к моему удивлению,
приклеил одежду довольно точно.
23.01.00 Гришка уже может ответить
на достаточно сложные вопросы. Например, сегодня я его
спросила:
-Гришка, какого цвета у Владушки
кошка?
-ТЁЙНА!
-Правильно, черная. А у бабушки
Милы какого цвета кошка?
-Б
ЕИ!
-Да, у бабушки кошка белая, а
пятнышки у нее серые и рыжие. А каких ты зверей знаешь?
Какие звери в лесу живут?
-ОЛ! КИХК
ИХКА!
-Правильно, волк и лисичка! А какой
зверь зимой в берлоге спит?
-БЕБ
ЕБА!
-Да, медведь спит в берлоге!
Потом Гришка вспомнил зайца, слона,
жирафа, обезьяну, тигра…
24.01.00 Вадим возил Гришку в баню,
а потом привез к нам. Гришка уже разделся и пошел играть, а
Вадим стоял в дверях – любовался на Галку, болтал с нами…
Гришка пришел в переднюю, помахал
Вадиму ручкой, сказал: КАК
А! ДИД
ЯННЯ! (В
смысле, "Пока! До свиданья!") А потом Гришка
закрыл за Вадимом дверь и удовлетворенно сказал: ОСЁЛ!
(Ушел!)
Гришка обожает шумные подвижные
игры – ему нравится с топотом бегать по дому, держа меня
сзади за одежду: ГАГ
ОН! ТЕ-ТЕ-Т
Е! (Вагон,
паровоз!) – кричит он. Или садится на меня верхом – играть
в лошадки.
Гришка уже понял, что я не всегда
готова ему читать, и каждый раз, когда я соглашаюсь, он от
радости начинает подпрыгивать. И при этом тихо-тихо
радостно восклицает: "ТИТ
АТЬ! ТИТ
АТЬ!
" А когда у меня нет под руками книжки, я рассказываю
Гришке те же самые книжки наизусть, благо имела уже немало
времени на то, чтобы их выучить. В знакомых стихах Гришка
стал договаривать все больше отдельных слов, хотя целые
строчки и фразы пока не договаривает…
26.01.00 Сегодня Гришка выспался –
и весь день вел себя прекрасно. Утром он обнаружил
приготовленную мной кучу мячиков, и был в восторге: МЯТЬ!
КИНУ! ГАГОЙ! Потом Гришка вспомнил, как мальчики во дворе
гоняли шайбу – и пошел искать себе клюшку - кеглю. А я
кегли убрала на шкаф, и Гришка долго бегал со словами:
"Г
ЕГА, Г
ЕГА". Я догадалась, чего он
хочет, и выдала кеглю. А сама порадовалась – Гришка заранее
четко знает, во что, и как, и чем он хочет играть!
Потом Гришка принес мне небольшую
квадратную коробочку и пару машинок. Сначала мы играли, что
коробочка – это машинка, лодочка, самолет, мостик. Потом
моя фантазия разыгралась, и мы изображали из коробочки
пирожок, миску, шапку, кастрюльку с кашей, и даже бабочку,
которая садилась на машинки-цветочки и пила нектар…
Я начиталась Венгера про игры с
детьми, и поняла, что мы с Гришкой сто лет не играли в
куклы. А ведь летом он с удовольствием показывал, как
слоник топает, купается, пьет из чашки и др. И мы принялись
играть.
Ежик и Мишка пришли в гости к
Жирафу и позвали его гулять на горку. (Горку и лесенку к
ней я тут же построила из кубиков.) Ежик и Мишка катались и
уговаривали Жирафа, что это не страшно. А Жираф стал
кататься и упал, стукнув нос. Мишка и Ежик взяли беднягу на
ручки и отнесли его в гости к Кукле, которая была Доктором.
Кукла взяла мазь (маленький цилиндр из того же деревянного
конструктора), вылечила Жирафа, пожалела его и усадила всех
пить чай. (В этот момент я построила из кубиков стол и
стулья для всех). Гришка включился в игру и кормил зверей
кубиками – печеньем, поил молоком из длинных цилиндров, как
из бутылочки, и сам за всех чмокал губами. А потом из
кубиков были построены кроватки, и звери легли спать, а
Гришка их укрыл и спел колыбельную. По-моему, отличная игра
получилась!
Днем мы достали со шкафа Гришкин
самокат, который убрали перед тем, как ставить елку. Гришка
в восторге гонял на самокате по всей квартире, потом катал
куклу и жирафа перед собой, потом уложил куклу на сиденье.
А вечером мы играли в семью, только
не настоящими куклами, а заменителями. Роль папы исполнял
большой синий картонный прямоугольник. Мама – большой
красный прямоугольник, а дети – соответственно тех же
цветов, но маленького размера. Гришке эти условности ничуть
не мешают, он берет картонку, изображающую маму, сверху на
нее кладет маленькую Галю, и двумя вместе топает по столу -
–это Галя у мамы на руках.
Мы играли, что сначала мама и
Гришка пошли гулять на горку, а Галя осталась дома спать.
Потом мы взяли и Галю, покатались вместе с ней и вместе
сходили в магазин. Гришка решил, что там мама купила пудинг.
(дом, горка и магазин были нарисованы в разных углах на
листе бумаги). Потом пришел с работы папа, тоже зашел в
магазин, и пришел домой. Что купить, снова решал Гришка – и
папа принес из магазина хлеба и сала.
Гришке игра очень понравилась – он
всех водил в магазин и на горку, причем Галя каталась у
мамы на руках, а Гришка – у папы.
А еще вечером мы лепили из теста
самодельную лапшу причудливых форм. Мы делали солнышко,
косичку, елочку, пилу… Точнее, лепила только я, а Гришка
лопал тесто и в конце концов я его выгнала из-за стола…
У Гришки появляются фразы типа
"Галя плачет, папа на работе, машина оранжевая,
водитель в кабине, трамвай сломан, Пале упал"…
(Ох! С этим Пале – просто беда! Я
буквально два или три раза прочитала Гришке книжку про
мальчика Пале, которому приснилось, что он остался один на
свете. Пале приснилось, что он проснулся, не нашел ни мамы,
ни папы и один ушел гулять – и все время искал, куда же
делись люди. Он сам катался на трамвае, но трамвай сломался
и Пале упал.
Так вот, книжку я уже давно
спрятала, а Гришка до сих пор чуть не каждый день
вспоминает Пале. Я уже устала отвечать, что люди никуда не
делись, и что Пале все это просто приснилось. )
28.01.00 На днях Гришка ходил с
папой в магазин, и там продавщица подарила Гришке коробочку
от конфет в форме кошки. Гришка весь вечер кормил кошку
кашкой и пудингом, поил молоком. А потом Гришка заметил,
что хвост кошки образует почти полный круг – и сказал:
ОСЬТИК! КУК! УЛЬ! У
ИТЬ! (Хвостик! Круг! Руль!
Рулить!) И принялся крутить кошку, как руль!
Гришка утром начал было писать в
своем высоком стуле. Потом встал, критически осмотрел лужу
на сиденье, и произнес: ОВАЛ! И действительно, лужа была
именно такой формы.
Неделю стояли Крещенские морозы -
15-17 Ц, и мы почти не гуляли. А сегодня наконец потеплело,
выпало много свежего снега, и мы второй день ходим гулять
на горку. Гришка наконец стал гулять активно – бегает,
копает, катает санки, гоняет собак и голубей, залезает на
всякие лесенки, иногда катается с горки.
Позавчера мы с Гришкой играли, что
кукла-доктор лечила Жирафа и мазала его мазью. Два дня
Гришка сам продолжает эту игру – сегодня он не только мазал
бедного Жирафа, но и носил его на руках, гладил, а потом
догадался подуть! А ведь этого я ему точно не показывала,
Гришка сам сообразил, что если болит, то надо погладить и
подуть.
Сегодня наши куклы ходили в магазин.
Я была продавщицей, а Гришка придумывал, кто что хочет
купить…
Вчера мы играли с заместителями в
сказку "Три медведя". Гришка сам догадался, где
тут медведь, где медведица, и где – маленький Мишутка, сам
сажал девочку на стулья разного размера, клал в разные
кроватки, говорил, что тут большое, маленькое, среднее.
Стулья у нас были квадратами, миски – полукругами, а
кровати – прямоугольниками разного размера. А сегодня мы
так же играли в Колобка, где зверей изображали кружочки
разного цвета. Я помню, что мне в моем далеком детстве
такие игры очень нравились!
29.01.00 Из смешных словечек,
которые появились в последние дни, я запомнила такие:
КЫХК
УХ – петух, НОК – ноготь, ИЗЁТ – живот,
БЕБ
ЕМА – колыбельная, Г
ИКА – дырка,
Н
ОХКИ - ножки, ПОХ – пес, КОК – сок или кот – в
зависимости от контекста, КАК
АК – самокат или
снегокат, УК
АК – никак, Н
УНА – нужно,
Б
ОЙМА – больно, ПАП
УПИ – компьютер, ГАИК –
грузовик и снеговик. Кроме того, Гришка сейчас осваивает
имена и фамилии, и пытается уяснить, почему папа – Миша
Рязанский (ИЗЯНЬКИ), и Гришка Рязанский, и Галя Рязанская,
а мама – Женя (НЕНА) Кац.
А еще в Гришкиной речи появилось
много падежных форм (ПАПЕ, ПАПУ, У ПАПЫ) и много глаголов,
причем в самых разных формах: ОНЁХ – унёс, ОСЁЛ – ушел, ТОЙ
– стой, ПАП
АЛ – пропал, ИС
И – ищи, КИНЬ,
К
ИНУ – кинул, ПУП
АТЬ – купать, ДАТЬ, ПИТЬ,
ОДЕТЬ, НЯТЬ – снять, У
ИТЬ – рулить, АСЁЛ – нашел,
НИН
АТЬ – не мешать.
Контекст обычно такой: ПАПА!
АБ
ОТИ! ПАП
УПИ! НИН
АТЬ! (Папа работает
на компьютере – не надо мешать.)
Я не знаю, считать ли это фразами,
но Гришка стал нанизывать по смыслу кучу слов. Правда,
каждое из этих слов он произносит отдельно, с
восклицательными интонациями… Звучит это примерно так:
БУХБ
АХПА! НАДЕТЬ! НИН
АНА! ПУП
АТЬ! НЕА!
НИН
АНА! - (Рубашку надеть, не надо купать)
Еще появилось отрицание с глаголами,
но оно пока выражается не словами, а… жестом. Гришка
произносит слово – и при этом отрицательно мотает головой.
Например, так: АД
ИТИ! А
ЁСИ! ДЯД
ЯИ! Тут
Гришка начинает мотать головой: ГИШКА! МАМА! ПАПА!
Переводить эту фразу следует так: "Хороший водитель не
задавит: Гришку не задавит, маму не задавит, папу не
задавит".
А наши разговоры за столом со
стороны звучат еще смешнее. Гришка пробует кашу и говорит:
П
ОПА! –Да, Гришка, теплая, - подтверждаю я. Гришка
начинает мотать головой и произносит: КАК
АКА!
–Правильно, теплая, не горячая, - соглашаюсь я.
У Гришки теперь есть и НАДО и НЕ
НАДО. Сегодня он принес мне книжку и сказал: НАДО ТИТАТЬ!
А еще есть УК
АК – никак, и,
соответственно, КАК – когда что-то никак не получалось
сделать, и наконец получилось.
Гришка стал прибегать и показывать
Гале свои игрушки, и я его хвалю за это, а Гале говорю:
"Галя! Посмотри, Гришка принес тебе свой трактор!
" При этом Гришка зовет Галю ГАЯ! – с ударением на
последнем слоге – это у него такой звательный падеж.
А еще Гришка прибегает в ванну,
когда я держу там дочку и уговариваю ее пописать и покакать.
Гришка и в этом принимает живое участие – кряхтит, зовет
Галю, уговаривает ее…
Гришка увидел шарик, частично
сдувшийся, с выступающим носиком, - и сказал, что это грудь.
Действительно, очень похоже!
А сегодня Женечка и Вадик взяли
Гришку и ушли с ним в зоопарк. Они собирались приехать рано
утром, а протормозили почти до обеда. Мы с Гришкой все утро
только про Зоопарк и говорили: прочитали кучу книг о
животных, поговорили о том, где живут и что едят разные
звери… Гришка с радостью бросился открывать дверь, легко
оделся, помахал мне ручкой и ушел. Со знакомыми он легко
уходит от меня и не кричит при расставании. Он уже привык,
что Вадик берет его с собой в баню, что Рита его возит в
Зеленую Дверцу…
Сегодня Мишка уехал на неделю в
Синтоновский зимний лагерь. Я впервые осталась одна с двумя
детьми, но пока что никаких проблем у нас не возникло.
Напротив, программа сегодняшнего дня получилась очень
насыщенная. Днем Гришка ходил в Зоопарк, а вечером к нам в
гости пришли Леня, Рита и Боряшка. Мы с Гришкой испекли
пирог-ватрушку к приходу гостей, а потом, как полагается,
все вместе пили чай.
А вечером я час купалась с обоими
детьми в ванне. Гришке очень понравилось купаться со мной,
да и Галя сегодня плавала очень хорошо. Она даже ныряла
раза три, и не нахлебалась! А в конце я облила Галю,
вылезла вместе с ней и уложила ее в лоскут. Через минуту
дочка спала, а я пошла вынимать, вытирать и кормить Гришку.
30.01.00 Гришка договаривает
последние слова в каждой строчке знакомых стихов, и таких
стихов с каждым днем становится все больше.
Гришка стал разбираться в том, где
чьи игрушки. На прогулке он показывает – Н
АХА – наши
вещи, санки, лопатка, и НИН
АХА – не наши.
Сегодня Гришка весь день скучает по
папе. Вытащил из шкафа папину рубашку и долго с ней играл.
То на шею надел и говорит С
ЯСЯ – шарфик. А ведь я
ему ни разу в жизни шарф не надевала и не показывала, как
это делать. Правда, на картинках он видел шарф много раз. И
я под кенгурушку надеваю шарф, иначе грудь совсем голая. И
вот сегодня Гришка сам надел этот импровизированный шарфик.
А потом Гришка надел рубашку на
голову и стал изображать чудовище – ДЮД
ЁИ. У него
сейчас любимая книжка – про Кротика, и в одной из сказок
Кротик всех зверей раскрасил красками, а Лис решил, что это
чудовища, испугался и убежал.
31.01.00 Меня все спрашивают, как я
справляюсь одна с двумя детьми. Хотела б я знать, в чем бы
могло выражаться то, что я не справляюсь?!
На прогулку мы собираемся полчаса –
от начала кормления Гали до выхода на улицу. Галю одевать
быстрее всего, а Гришку надо еще поймать, загнать на горшок
и уговорить не брыкаться во время одевания. Потом я
одеваюсь сама, а Гришку выставляю ждать за дверью, потому
что иначе он бегает по комнатам в грязных валенках, считая
это веселой игрой. Ну вот, все одеты, Галя висит у меня в
кенгурушке, Гришка топает сам, а у меня в руках санки и
пакет с ведерком, лопаткой и ледянкой. Эта картина живо
напоминает мне строчки Алика Мирзаяна:
"Ну а я из магазина
Я иду с большой авоськой,
И в другой руке авоська,
И в других еще руках!"
На улице Галя почти сразу засыпает,
а Гришку я сажаю на санки и тащу по сугробам на горку около
школы. Там Гришка бегает по горке, копает и со всеми детьми
меняется лопатами. У нас совок небольшой, и копать им очень
удобно, однако Гришка отбирает у всех большие лопаты. Я учу
его не отнимать, а меняться. Гришка эту идею усвоил – сам
приносит малышу свой совок, протягивает и говорит: "НА!
", а потом уже забирает у малыша другую лопатку.
Как только Гришка видит у кого-то
лопату другого цвета, он отправляется снова меняться.
Куличики лепить Гришке лень, да и насыпать снег в ведро
большой лопатой у него не получается. Зато если кто-то
сделал куличик, Гришка радостно восклицает: "О!
КУ
ИТИК! ЛОМАТЬ! ГАГОЙ!" и идет ломать ногой или
резать лопаткой.
Ветер Гришке очень не нравится. Он
сразу начинает ныть: "Т
ЕТЕ! ДЕ
ЕЯ!"
(Ветер деревья качает.) Идет на санки, пытается сесть и
ноет: "СЕТЬ! МОЙМ
ОЙ!"
Гришка упорно говорит ЛУНА, когда
видит солнышко – настоящее или на картинке.
Сегодня на горке гуляли двое ребят
лет семи, которые прекрасно возились с малышами. Девочка
катала на санках другого малыша, а мальчик взял Гришку под
свою опеку, и катал его с ледяной горки, водил за руку
наверх, таскал на руках, строил для Гришки куличики… А с
какой нежностью этот мальчик смотрел на нашу Галю, как
ласково гладил пальчиком по завиткам волос на лбу! "Ну
надо же, такая крохотная! Спит!"- восхищался он.
Гришка очень скучает по папе.
Второй день у нас все игры вертятся вокруг этой темы. На
машине Гриша едет к папе, и по телефону хочет говорить с
папой, и свитер папин из грязного вынимает, обнимает,
ложится на коврик – и говорит ПАТЬ! Потом кладет свитер на
место и говорит: "П
ИПА П
АПИ АС
ЮНИ!
" ( Свитер папин засунул. )
Потом Гришка нашел крышку от бака с
бельем, и сам придумывал, чем бы она могла быть.
ПИ
Я! ПИ
ИТЬ! АП
АТЬ! Н
ЕКА!
ГАГ
ОН! ПИП
ИТЬ! (Пила – пилить, копать, снег,
вагон прицепить.)
Гришка прибегает в комнату, где я
собираюсь кормить Галю и кричит: "ГА
Я!
ПИП
АТЬ! ГУХГ
УХКА! ДИНЬ-ДИНЬ! Г
ОНКО!
КЕХК
ЕХКА! М
АТИК! КАК
АТЬ! КУК
АНИ!
КУК
Е! М
АМИ!" (Галя, не плачь! Игрушка
динь-динь громко! Тележка. Мячик катать руками! По руке! По
маминой!)
На днях у нас вечером отключили на
полчаса электричество. Я почти сразу нашла спички, свечку и
фонарик, но Гришка все равно испугался и ныл, и звал папу
домой. А ведь раньше он не боялся темноты… Теперь Гришка не
входит в комнату, если там не горит лампа, и зовет меня:
"ТИН
О! ТИН
О!" (Темно) А когда я
включаю свет, жалобные вопли сменяются ликующими: "ТЕТ!
ТЕТ! КАХ
ИВА" (Свет! Красиво!)
Пока я на кухне готовлю еду, Гришка
сам играет рядом своими машинками – катает их по полу и по
столу, прицепляет, выстраивает рядами… Иногда он говорит,
что это поезд, иногда – что забор. Рта при этом Гришка не
закрывает ни на минуту, а я лишь подтверждаю и формулирую
его тирады по-русски. Мне это не трудно, я уже привыкла
переводить, и Гришка играет очень хорошо. Однако стоит мне
взять свою книжку или сесть за компьютер, как Гришка
немедленно начинает ныть, лезть на руки, приставать…
Вечером мы все вместе залезаем в
ванну и сидим там почти час. Я наливаю воду около 32, потом
сама замерзаю, и доливаю до 34. Гришке очень нравится, что
я купаюсь вместе с ним. Когда он купается один, то очень
громко ноет, призывая нас побыть рядом и поиграть с ним. А
так – все довольны. Галя просто лежит в теплой воде,
прижавшись ко мне, а время от времени я катаю ее по ванне и
учу ее нырять. (Точнее, учимся мы обе – у меня тоже не
всегда получается сделать так, чтобы Галя не нахлебалась
воды. Предыдущие недели девочку купал папа, а я напрочь
забыла, как ныряют таких малышей!)
После купания дети прекрасно едят и
засыпают. Галя спит сухая с 23 аж до 4.30, чем меня
несказанно радует. Проблема же в том, что я тоже засыпаю в
11 с детьми, и поработать за компьютером не успеваю вовсе.
Ох!
Гришка очень любит привлекать к
себе внимание. В последнее время у него появилась
специальная радостная песня: АИ-АИ-АИ! БА-БАХ! Г
ОНКО!
Г
АЮ! (Первую половину я не берусь перевести – это
вопль ликования. А вторая часть – Гришкин собственный
комментарий, что он кричит громко и разбудит Галю.)
1.02.00 Утром я спрашиваю Гришку:
"Знаешь, кто к нам сегодня придет?" – "ХМ!
ХМ! ХМ!" - говорит Гришка с разными интонациями, от
заинтересованной до вопросительной. – "К нам Лиля
придет, моя сестра Лиля!" – говорю я. – "ХМ! ЛИЛЯ!
" – радостно восклицает Гришка.
С нами на горке гуляет мальчик
Владик – ровесник Гришки, 1 год 10 мес. Такой веселый
бойкий бутуз, сам катается с горки, бегом возит санки по
снегу и сугробам, по горке вверх и вниз. А самое интересное
- как Владик говорит. Некоторые отдельные слова Владик
говорит совершенно чисто и правильно. Например, он машет
рукой и говорит ПОКА! Однако чаще всего Владик произносит
длинные тирады на своем собственном языке. Что-нибудь вроде
Т
АРЛИ Т
ИРА ТИ ПАП
А!" Эта
абракадабра очень разнообразна и очень богата интонациями.
Иногда это просто повествование, а чаще такие речи Владик
произносит при виде чего-то интересного и необычного. А
изредка его тирады бывают такими гневными, что кажется,
будто малыш ругается и насылает проклятия, только слов не
разобрать.
Гришка сегодня слушал Владика, а
потом …сам заговорил на том же неизвестном языке! Очень
эмоционально – и ни слова не понять! Они стояли с Владиком
друг напротив друга – и произносили свои загадочные речи,
ахали, что-то восклицали… Правда, вскоре Гришка снова
заговорил с нами по-русски.