"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Кац Женя

ГРИША ИГРАЕТ С ГАЛЕЙ
Дневник про Гришку и Галю с 20.01 по 1.02
Гришке 2 года

    20.01.00 Сегодня Гришка меня удивил – оказывается, он прекрасно помнит события, которые произошли три недели назад! Дело было так. Я сказала, что бабушка и дедушка скоро поедут кататься на лыжах.
    -ИЛЫ! (лыжи) – сказал Гришка. – ЛЁНЯ! ИЛЫ! ГИШКА! ДИЗЬЗЯ! Сначала я никак не могла понять, при чем тут Леня и Гришка и рюкзак. – Леня катался на лыжах? – переспросила я. –Да! – Гришка радостно кивнул и повторил про Гришку и рюкзак. –А Гришка в рюкзаке был? У Лени? – догадалась я. – Да!!! – А еще кто с вами был? – БОЯ! ДИЗЬЗЯ! ЙИТА! –Боря в рюкзаке у Риты, да? – Да! –Вы в лес ходили кататься на лыжах, и Леня Гришку нес в рюкзаке, а Рита несла Борю! На лыжах катались! – я наконец поняла, про какой эпизод шла речь. Когда мы рожали Галку, Гришка оставался ночевать у Лени и Риты, а утром они все вместе ходили кататься на лыжах в Кузьминки. И вот сегодня при упоминании о лыжах Гришка вспомнил этот случай!
    У Гришки новая игра – он прячется под одеяло или под покрывало, ползает там и радостно кричит: "КУ-КУ"! А иногда вместе с покрывалом сползает на пол и так, спеленутый, ползает по всему дому, очень довольный собой.

    Гришка очень любит лепить из глины. Глина у нас рыжевато-красная, довольно красивая. Мы с Гришкой прилепляли глину на грецкий орех и на маленькую баночку от детского пюре - а потом обкатывали в смеси разных зерен: пшено, горох, рис, гречка. Можно намазать глину на картонку и по ней выкладывать теми же зернами или вермишелью, можно научить дитя катать колбаски, колобки и лепешки – и из них делать абстрактные картинки. Еще Гришка заворожено смотрит, когда у меня из кусочка глины получается мышка, уточка или зайчик.
    Правда, при этом Гришка иногда отправляет кусочки глины в рот со словами ДИДЯТ!, что переводится как "Не едят!"
    Помогать Гришка не пытается пока – он вообще не любит выполнять поручения в отличие от Владушки, к примеру. Когда я ложусь на диван кормить Галку, Гришка приносит мне гору книжек и просит читать. А иногда он еще приносит свою куколку, задирает рубашку и прикладывает куклу к груди, причмокивая – кормит куклу грудью!

    22.01.00 На улице мороз – минус 15, и мы третий день сидим дома. Приходится вспоминать все мыслимые способы игр с Гришкой. В поисках новых идей я открыла книжку из серии "Карапуз", которая называется "Дары Фребеля". Там я нашла прекрасные игры с простейшими игрушками – кубиками, мячиками, пумпончиками.
    Мы с Гришкой тут же вооружились шерстяной ниткой и иголкой, и сделали для игры пумпон. Оказалось, что просто качать пумпон за нитку вперед-назад у Гришки не получается – у него все движения слишком резкие и неточные.
    Казалось бы, так просто – взять пумпон за нитку и покачать, покрутить, поддернуть вверх. А для Гришки каждое из этих движений еще только предстоит освоить…
    А еще Гришка обожает пальчиковые игры, хотя у него пока мало что получается… Гришка готов часами скакать у меня на коленках "По кочкам", махать руками, изображая, как "Гуси летели, лебеди летели". А вот более мелкие движения пока не идут. Гришка сейчас осваивает игру в "Сороку-ворону": он сам пальчиком водит по ладошке и пытается загибать пальцы по одному – а они загибаются все вместе… Более того, большой палец тоже никак не хочет стоять прямо, когда все остальные собраны в кулак… А уж показать, как пальчики ходят по столу, Гришке точно не под силу. Он с трудом выставляет большой и указательный – и ими прыгает по столу… А больше всего Гришке нравится такая игра:
    На крайчике на сарайчике
    Две вороны сидят,
    Обе врозь глядят –
    Из-за дохлого жука
    Перессорились!
    Эту потешку Гришке даже иногда удается показать, то есть заплести пальцы в замок. И слова Гришка иногда рассказывает сам – сидит, пытается сцепить пальчики и бормочет: А КАЙТИКЕ АТЯЙТИКЕ ДЕ АОНЫ ДИДЯТ!

    Еще Гришка стал говорить ПАТЬ вместо БАЙ-БАЙ, НАНА – надо, НИЗЯ – нельзя, БОСЬ – брось, ТЯНЬ – встань, ИГАТЬ – играть, ДЕНЬДИ - деньги.
    Когда Гришка ноет или капризничает, я говорю ему сурово: "Ну-ка кончай нытье, иначе не будем читать! Разве можно таким некрасивым голосом говорить? Хватит! Все?" И Гришка, успокаиваясь, переставая ныть, говорит: "ВСЁ!"
    Сегодня Гришка нас повеселил. Он сказал, что хочет есть, и сам ушел на кухню. Я услышала, как он шуршит на кухне каким-то пакетиком, и мне стало интересно, что же он пошел есть. Тут к шуршанию добавились жалобные вопли – и я пошла изучать ситуацию.
    Картина, которую я застала на кухне, была такая. Кухонный шкафчик был открыт, а Гришка стоял на стиральной машине и ел из пакета пастилу. А ныл он потому, что боялся сам слезть со стиральной машины обратно на стул. Картина меня очень развеселила. Попался мышонок в мышеловку – залез за вкусненьким, и не смог сам выбраться!
    Вчера к нам, а точнее, к Галке, приходил детский врач из поликлиники. Я сказала Гришке, что сейчас придет дядя доктор, а он забился в угол на кухне и заревел. Кто ж его успел напугать доктором?! Ведь Гришка еще почти не сталкивался с докторами, и не мог на своем опыте сделать какие-то отрицательные выводы…
    На днях мы с Гришкой делали аппликацию на картоне. Я заранее приготовила все детали и показала Гришке готовую, но не приклеенную картинку, а потом мы сняли кусочки, и я их мазала клеем, а Гришка прилеплял. Мы сделали снеговика, елку с игрушками на ней, а еще горку, по которой один мальчик едет на санках, а другой – на лыжах. А еще я вырезала двух человечков разного размера, и одежду для них. И Гришка, к моему удивлению, приклеил одежду довольно точно.

    23.01.00 Гришка уже может ответить на достаточно сложные вопросы. Например, сегодня я его спросила:
    -Гришка, какого цвета у Владушки кошка?
    -ТЁЙНА!
    -Правильно, черная. А у бабушки Милы какого цвета кошка?
    -БЕИ!
    -Да, у бабушки кошка белая, а пятнышки у нее серые и рыжие. А каких ты зверей знаешь? Какие звери в лесу живут?
    -ОЛ! КИХКИХКА!
    -Правильно, волк и лисичка! А какой зверь зимой в берлоге спит?
    -БЕБЕБА!
    -Да, медведь спит в берлоге!
    Потом Гришка вспомнил зайца, слона, жирафа, обезьяну, тигра…

    24.01.00 Вадим возил Гришку в баню, а потом привез к нам. Гришка уже разделся и пошел играть, а Вадим стоял в дверях – любовался на Галку, болтал с нами…
    Гришка пришел в переднюю, помахал Вадиму ручкой, сказал: КАКА! ДИДЯННЯ! (В смысле, "Пока! До свиданья!") А потом Гришка закрыл за Вадимом дверь и удовлетворенно сказал: ОСЁЛ! (Ушел!)
    Гришка обожает шумные подвижные игры – ему нравится с топотом бегать по дому, держа меня сзади за одежду: ГАГОН! ТЕ-ТЕ-ТЕ! (Вагон, паровоз!) – кричит он. Или садится на меня верхом – играть в лошадки.
    Гришка уже понял, что я не всегда готова ему читать, и каждый раз, когда я соглашаюсь, он от радости начинает подпрыгивать. И при этом тихо-тихо радостно восклицает: "ТИТАТЬ! ТИТАТЬ! " А когда у меня нет под руками книжки, я рассказываю Гришке те же самые книжки наизусть, благо имела уже немало времени на то, чтобы их выучить. В знакомых стихах Гришка стал договаривать все больше отдельных слов, хотя целые строчки и фразы пока не договаривает…

    26.01.00 Сегодня Гришка выспался – и весь день вел себя прекрасно. Утром он обнаружил приготовленную мной кучу мячиков, и был в восторге: МЯТЬ! КИНУ! ГАГОЙ! Потом Гришка вспомнил, как мальчики во дворе гоняли шайбу – и пошел искать себе клюшку - кеглю. А я кегли убрала на шкаф, и Гришка долго бегал со словами: "ГЕГА, ГЕГА". Я догадалась, чего он хочет, и выдала кеглю. А сама порадовалась – Гришка заранее четко знает, во что, и как, и чем он хочет играть!
    Потом Гришка принес мне небольшую квадратную коробочку и пару машинок. Сначала мы играли, что коробочка – это машинка, лодочка, самолет, мостик. Потом моя фантазия разыгралась, и мы изображали из коробочки пирожок, миску, шапку, кастрюльку с кашей, и даже бабочку, которая садилась на машинки-цветочки и пила нектар…
    Я начиталась Венгера про игры с детьми, и поняла, что мы с Гришкой сто лет не играли в куклы. А ведь летом он с удовольствием показывал, как слоник топает, купается, пьет из чашки и др. И мы принялись играть.
    Ежик и Мишка пришли в гости к Жирафу и позвали его гулять на горку. (Горку и лесенку к ней я тут же построила из кубиков.) Ежик и Мишка катались и уговаривали Жирафа, что это не страшно. А Жираф стал кататься и упал, стукнув нос. Мишка и Ежик взяли беднягу на ручки и отнесли его в гости к Кукле, которая была Доктором. Кукла взяла мазь (маленький цилиндр из того же деревянного конструктора), вылечила Жирафа, пожалела его и усадила всех пить чай. (В этот момент я построила из кубиков стол и стулья для всех). Гришка включился в игру и кормил зверей кубиками – печеньем, поил молоком из длинных цилиндров, как из бутылочки, и сам за всех чмокал губами. А потом из кубиков были построены кроватки, и звери легли спать, а Гришка их укрыл и спел колыбельную. По-моему, отличная игра получилась!
    Днем мы достали со шкафа Гришкин самокат, который убрали перед тем, как ставить елку. Гришка в восторге гонял на самокате по всей квартире, потом катал куклу и жирафа перед собой, потом уложил куклу на сиденье.
    А вечером мы играли в семью, только не настоящими куклами, а заменителями. Роль папы исполнял большой синий картонный прямоугольник. Мама – большой красный прямоугольник, а дети – соответственно тех же цветов, но маленького размера. Гришке эти условности ничуть не мешают, он берет картонку, изображающую маму, сверху на нее кладет маленькую Галю, и двумя вместе топает по столу - –это Галя у мамы на руках.
    Мы играли, что сначала мама и Гришка пошли гулять на горку, а Галя осталась дома спать. Потом мы взяли и Галю, покатались вместе с ней и вместе сходили в магазин. Гришка решил, что там мама купила пудинг. (дом, горка и магазин были нарисованы в разных углах на листе бумаги). Потом пришел с работы папа, тоже зашел в магазин, и пришел домой. Что купить, снова решал Гришка – и папа принес из магазина хлеба и сала.
    Гришке игра очень понравилась – он всех водил в магазин и на горку, причем Галя каталась у мамы на руках, а Гришка – у папы.
    А еще вечером мы лепили из теста самодельную лапшу причудливых форм. Мы делали солнышко, косичку, елочку, пилу… Точнее, лепила только я, а Гришка лопал тесто и в конце концов я его выгнала из-за стола…

    У Гришки появляются фразы типа "Галя плачет, папа на работе, машина оранжевая, водитель в кабине, трамвай сломан, Пале упал"…
    (Ох! С этим Пале – просто беда! Я буквально два или три раза прочитала Гришке книжку про мальчика Пале, которому приснилось, что он остался один на свете. Пале приснилось, что он проснулся, не нашел ни мамы, ни папы и один ушел гулять – и все время искал, куда же делись люди. Он сам катался на трамвае, но трамвай сломался и Пале упал.
    Так вот, книжку я уже давно спрятала, а Гришка до сих пор чуть не каждый день вспоминает Пале. Я уже устала отвечать, что люди никуда не делись, и что Пале все это просто приснилось. )

    28.01.00 На днях Гришка ходил с папой в магазин, и там продавщица подарила Гришке коробочку от конфет в форме кошки. Гришка весь вечер кормил кошку кашкой и пудингом, поил молоком. А потом Гришка заметил, что хвост кошки образует почти полный круг – и сказал: ОСЬТИК! КУК! УЛЬ! УИТЬ! (Хвостик! Круг! Руль! Рулить!) И принялся крутить кошку, как руль!
    Гришка утром начал было писать в своем высоком стуле. Потом встал, критически осмотрел лужу на сиденье, и произнес: ОВАЛ! И действительно, лужа была именно такой формы.

    Неделю стояли Крещенские морозы - 15-17 Ц, и мы почти не гуляли. А сегодня наконец потеплело, выпало много свежего снега, и мы второй день ходим гулять на горку. Гришка наконец стал гулять активно – бегает, копает, катает санки, гоняет собак и голубей, залезает на всякие лесенки, иногда катается с горки.

    Позавчера мы с Гришкой играли, что кукла-доктор лечила Жирафа и мазала его мазью. Два дня Гришка сам продолжает эту игру – сегодня он не только мазал бедного Жирафа, но и носил его на руках, гладил, а потом догадался подуть! А ведь этого я ему точно не показывала, Гришка сам сообразил, что если болит, то надо погладить и подуть.
    Сегодня наши куклы ходили в магазин. Я была продавщицей, а Гришка придумывал, кто что хочет купить…
    Вчера мы играли с заместителями в сказку "Три медведя". Гришка сам догадался, где тут медведь, где медведица, и где – маленький Мишутка, сам сажал девочку на стулья разного размера, клал в разные кроватки, говорил, что тут большое, маленькое, среднее. Стулья у нас были квадратами, миски – полукругами, а кровати – прямоугольниками разного размера. А сегодня мы так же играли в Колобка, где зверей изображали кружочки разного цвета. Я помню, что мне в моем далеком детстве такие игры очень нравились!

    29.01.00 Из смешных словечек, которые появились в последние дни, я запомнила такие: КЫХКУХ – петух, НОК – ноготь, ИЗЁТ – живот, БЕБЕМА – колыбельная, ГИКА – дырка, НОХКИ - ножки, ПОХ – пес, КОК – сок или кот – в зависимости от контекста, КАКАК – самокат или снегокат, УКАК – никак, НУНА – нужно, БОЙМА – больно, ПАПУПИ – компьютер, ГАИК – грузовик и снеговик. Кроме того, Гришка сейчас осваивает имена и фамилии, и пытается уяснить, почему папа – Миша Рязанский (ИЗЯНЬКИ), и Гришка Рязанский, и Галя Рязанская, а мама – Женя (НЕНА) Кац.
    А еще в Гришкиной речи появилось много падежных форм (ПАПЕ, ПАПУ, У ПАПЫ) и много глаголов, причем в самых разных формах: ОНЁХ – унёс, ОСЁЛ – ушел, ТОЙ – стой, ПАПАЛ – пропал, ИСИ – ищи, КИНЬ, КИНУ – кинул, ПУПАТЬ – купать, ДАТЬ, ПИТЬ, ОДЕТЬ, НЯТЬ – снять, УИТЬ – рулить, АСЁЛ – нашел, НИНАТЬ – не мешать.
    Контекст обычно такой: ПАПА! АБОТИ! ПАПУПИ! НИНАТЬ! (Папа работает на компьютере – не надо мешать.)
    Я не знаю, считать ли это фразами, но Гришка стал нанизывать по смыслу кучу слов. Правда, каждое из этих слов он произносит отдельно, с восклицательными интонациями… Звучит это примерно так: БУХБАХПА! НАДЕТЬ! НИНАНА! ПУПАТЬ! НЕА! НИНАНА! - (Рубашку надеть, не надо купать)
    Еще появилось отрицание с глаголами, но оно пока выражается не словами, а… жестом. Гришка произносит слово – и при этом отрицательно мотает головой. Например, так: АДИТИ! АЁСИ! ДЯДЯИ! Тут Гришка начинает мотать головой: ГИШКА! МАМА! ПАПА! Переводить эту фразу следует так: "Хороший водитель не задавит: Гришку не задавит, маму не задавит, папу не задавит".
    А наши разговоры за столом со стороны звучат еще смешнее. Гришка пробует кашу и говорит: ПОПА! –Да, Гришка, теплая, - подтверждаю я. Гришка начинает мотать головой и произносит: КАКАКА! –Правильно, теплая, не горячая, - соглашаюсь я.
    У Гришки теперь есть и НАДО и НЕ НАДО. Сегодня он принес мне книжку и сказал: НАДО ТИТАТЬ!
    А еще есть УКАК – никак, и, соответственно, КАК – когда что-то никак не получалось сделать, и наконец получилось.

    Гришка стал прибегать и показывать Гале свои игрушки, и я его хвалю за это, а Гале говорю: "Галя! Посмотри, Гришка принес тебе свой трактор! " При этом Гришка зовет Галю ГАЯ! – с ударением на последнем слоге – это у него такой звательный падеж.
    А еще Гришка прибегает в ванну, когда я держу там дочку и уговариваю ее пописать и покакать. Гришка и в этом принимает живое участие – кряхтит, зовет Галю, уговаривает ее…

    Гришка увидел шарик, частично сдувшийся, с выступающим носиком, - и сказал, что это грудь. Действительно, очень похоже!
    А сегодня Женечка и Вадик взяли Гришку и ушли с ним в зоопарк. Они собирались приехать рано утром, а протормозили почти до обеда. Мы с Гришкой все утро только про Зоопарк и говорили: прочитали кучу книг о животных, поговорили о том, где живут и что едят разные звери… Гришка с радостью бросился открывать дверь, легко оделся, помахал мне ручкой и ушел. Со знакомыми он легко уходит от меня и не кричит при расставании. Он уже привык, что Вадик берет его с собой в баню, что Рита его возит в Зеленую Дверцу…

    Сегодня Мишка уехал на неделю в Синтоновский зимний лагерь. Я впервые осталась одна с двумя детьми, но пока что никаких проблем у нас не возникло. Напротив, программа сегодняшнего дня получилась очень насыщенная. Днем Гришка ходил в Зоопарк, а вечером к нам в гости пришли Леня, Рита и Боряшка. Мы с Гришкой испекли пирог-ватрушку к приходу гостей, а потом, как полагается, все вместе пили чай.
    А вечером я час купалась с обоими детьми в ванне. Гришке очень понравилось купаться со мной, да и Галя сегодня плавала очень хорошо. Она даже ныряла раза три, и не нахлебалась! А в конце я облила Галю, вылезла вместе с ней и уложила ее в лоскут. Через минуту дочка спала, а я пошла вынимать, вытирать и кормить Гришку.

    30.01.00 Гришка договаривает последние слова в каждой строчке знакомых стихов, и таких стихов с каждым днем становится все больше.
    Гришка стал разбираться в том, где чьи игрушки. На прогулке он показывает – НАХА – наши вещи, санки, лопатка, и НИНАХА – не наши.
    Сегодня Гришка весь день скучает по папе. Вытащил из шкафа папину рубашку и долго с ней играл. То на шею надел и говорит СЯСЯ – шарфик. А ведь я ему ни разу в жизни шарф не надевала и не показывала, как это делать. Правда, на картинках он видел шарф много раз. И я под кенгурушку надеваю шарф, иначе грудь совсем голая. И вот сегодня Гришка сам надел этот импровизированный шарфик.
    А потом Гришка надел рубашку на голову и стал изображать чудовище – ДЮДЁИ. У него сейчас любимая книжка – про Кротика, и в одной из сказок Кротик всех зверей раскрасил красками, а Лис решил, что это чудовища, испугался и убежал.

    31.01.00 Меня все спрашивают, как я справляюсь одна с двумя детьми. Хотела б я знать, в чем бы могло выражаться то, что я не справляюсь?!
    На прогулку мы собираемся полчаса – от начала кормления Гали до выхода на улицу. Галю одевать быстрее всего, а Гришку надо еще поймать, загнать на горшок и уговорить не брыкаться во время одевания. Потом я одеваюсь сама, а Гришку выставляю ждать за дверью, потому что иначе он бегает по комнатам в грязных валенках, считая это веселой игрой. Ну вот, все одеты, Галя висит у меня в кенгурушке, Гришка топает сам, а у меня в руках санки и пакет с ведерком, лопаткой и ледянкой. Эта картина живо напоминает мне строчки Алика Мирзаяна:
    "Ну а я из магазина
    Я иду с большой авоськой,
    И в другой руке авоська,
    И в других еще руках!"

    На улице Галя почти сразу засыпает, а Гришку я сажаю на санки и тащу по сугробам на горку около школы. Там Гришка бегает по горке, копает и со всеми детьми меняется лопатами. У нас совок небольшой, и копать им очень удобно, однако Гришка отбирает у всех большие лопаты. Я учу его не отнимать, а меняться. Гришка эту идею усвоил – сам приносит малышу свой совок, протягивает и говорит: "НА! ", а потом уже забирает у малыша другую лопатку.
    Как только Гришка видит у кого-то лопату другого цвета, он отправляется снова меняться. Куличики лепить Гришке лень, да и насыпать снег в ведро большой лопатой у него не получается. Зато если кто-то сделал куличик, Гришка радостно восклицает: "О! КУИТИК! ЛОМАТЬ! ГАГОЙ!" и идет ломать ногой или резать лопаткой.
    Ветер Гришке очень не нравится. Он сразу начинает ныть: "ТЕТЕ! ДЕЕЯ!" (Ветер деревья качает.) Идет на санки, пытается сесть и ноет: "СЕТЬ! МОЙМОЙ!"
    Гришка упорно говорит ЛУНА, когда видит солнышко – настоящее или на картинке.

    Сегодня на горке гуляли двое ребят лет семи, которые прекрасно возились с малышами. Девочка катала на санках другого малыша, а мальчик взял Гришку под свою опеку, и катал его с ледяной горки, водил за руку наверх, таскал на руках, строил для Гришки куличики… А с какой нежностью этот мальчик смотрел на нашу Галю, как ласково гладил пальчиком по завиткам волос на лбу! "Ну надо же, такая крохотная! Спит!"- восхищался он.

    Гришка очень скучает по папе. Второй день у нас все игры вертятся вокруг этой темы. На машине Гриша едет к папе, и по телефону хочет говорить с папой, и свитер папин из грязного вынимает, обнимает, ложится на коврик – и говорит ПАТЬ! Потом кладет свитер на место и говорит: "ПИПА ПАПИ АСЮНИ! " ( Свитер папин засунул. )
    Потом Гришка нашел крышку от бака с бельем, и сам придумывал, чем бы она могла быть. ПИЯ! ПИИТЬ! АПАТЬ! НЕКА! ГАГОН! ПИПИТЬ! (Пила – пилить, копать, снег, вагон прицепить.)

    Гришка прибегает в комнату, где я собираюсь кормить Галю и кричит: "ГАЯ! ПИПАТЬ! ГУХГУХКА! ДИНЬ-ДИНЬ! ГОНКО! КЕХКЕХКА! МАТИК! КАКАТЬ! КУКАНИ! КУКЕ! МАМИ!" (Галя, не плачь! Игрушка динь-динь громко! Тележка. Мячик катать руками! По руке! По маминой!)

    На днях у нас вечером отключили на полчаса электричество. Я почти сразу нашла спички, свечку и фонарик, но Гришка все равно испугался и ныл, и звал папу домой. А ведь раньше он не боялся темноты… Теперь Гришка не входит в комнату, если там не горит лампа, и зовет меня: "ТИНО! ТИНО!" (Темно) А когда я включаю свет, жалобные вопли сменяются ликующими: "ТЕТ! ТЕТ! КАХИВА" (Свет! Красиво!)
    Пока я на кухне готовлю еду, Гришка сам играет рядом своими машинками – катает их по полу и по столу, прицепляет, выстраивает рядами… Иногда он говорит, что это поезд, иногда – что забор. Рта при этом Гришка не закрывает ни на минуту, а я лишь подтверждаю и формулирую его тирады по-русски. Мне это не трудно, я уже привыкла переводить, и Гришка играет очень хорошо. Однако стоит мне взять свою книжку или сесть за компьютер, как Гришка немедленно начинает ныть, лезть на руки, приставать…
    Вечером мы все вместе залезаем в ванну и сидим там почти час. Я наливаю воду около 32, потом сама замерзаю, и доливаю до 34. Гришке очень нравится, что я купаюсь вместе с ним. Когда он купается один, то очень громко ноет, призывая нас побыть рядом и поиграть с ним. А так – все довольны. Галя просто лежит в теплой воде, прижавшись ко мне, а время от времени я катаю ее по ванне и учу ее нырять. (Точнее, учимся мы обе – у меня тоже не всегда получается сделать так, чтобы Галя не нахлебалась воды. Предыдущие недели девочку купал папа, а я напрочь забыла, как ныряют таких малышей!)
    После купания дети прекрасно едят и засыпают. Галя спит сухая с 23 аж до 4.30, чем меня несказанно радует. Проблема же в том, что я тоже засыпаю в 11 с детьми, и поработать за компьютером не успеваю вовсе. Ох!

    Гришка очень любит привлекать к себе внимание. В последнее время у него появилась специальная радостная песня: АИ-АИ-АИ! БА-БАХ! ГОНКО! ГАЮ! (Первую половину я не берусь перевести – это вопль ликования. А вторая часть – Гришкин собственный комментарий, что он кричит громко и разбудит Галю.)

    1.02.00 Утром я спрашиваю Гришку: "Знаешь, кто к нам сегодня придет?" – "ХМ! ХМ! ХМ!" - говорит Гришка с разными интонациями, от заинтересованной до вопросительной. – "К нам Лиля придет, моя сестра Лиля!" – говорю я. – "ХМ! ЛИЛЯ! " – радостно восклицает Гришка.

    С нами на горке гуляет мальчик Владик – ровесник Гришки, 1 год 10 мес. Такой веселый бойкий бутуз, сам катается с горки, бегом возит санки по снегу и сугробам, по горке вверх и вниз. А самое интересное - как Владик говорит. Некоторые отдельные слова Владик говорит совершенно чисто и правильно. Например, он машет рукой и говорит ПОКА! Однако чаще всего Владик произносит длинные тирады на своем собственном языке. Что-нибудь вроде ТАРЛИ ТИРА ТИ ПАПА!" Эта абракадабра очень разнообразна и очень богата интонациями. Иногда это просто повествование, а чаще такие речи Владик произносит при виде чего-то интересного и необычного. А изредка его тирады бывают такими гневными, что кажется, будто малыш ругается и насылает проклятия, только слов не разобрать.
    Гришка сегодня слушал Владика, а потом …сам заговорил на том же неизвестном языке! Очень эмоционально – и ни слова не понять! Они стояли с Владиком друг напротив друга – и произносили свои загадочные речи, ахали, что-то восклицали… Правда, вскоре Гришка снова заговорил с нами по-русски.

Продолжение

"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости