9.12.99 У нас большая радость –
Гришка научился аккуратно обращаться с тонкими книжками!
Сам рассматривать картинки Гришка не любит, и приносит мне
все свои книжки – одну за другой. Как только я закрываю
последнюю страницу, Гришка соскакивает с дивана и мчится за
следующей книжкой со словами: АСЁ! (Еще!) или ГУЙГ
УЙ!
(Другую!) При этом Гришка так торопится, что иногда
налетает на что-нибудь. Вот сегодня так спешил, что носом в
дверной косяк влетел – очень огорчился.
Раньше Гришке вполне хватало его
картонных книжек, а теперь он залезает по полкам стеллажа и
добирается до тонких книг. Я его сначала пыталась убедить,
что он может брать только картонные книжки, но потом
увидела, что Гришка больше не рвет книги и обращается с
ними вполне прилично – во всяком случае, специально не
рвет.
А еще Гришка стал повторять за мной
чуть ли не все слова! Например, у нас одна игрушка
традиционно называлась трамваем (БАЙБ
А, как говорил
Гриша), а сегодня кто-то сказал, что это электричка – и
Гришка тут же повторил КЫХК
ЫХКА!
Гришка очень ловко, как обезьянка,
залезает на брусья, повисает на верхней палочке,
раскачивается на ней со словами ТЯТ
ЯЙ! И прыгает, а
потом говорит ПИ! – прыг. Я говорю ему: "Гришка,
отойди от лесенки, прыгай с середины!" АЙД
И!
ТИН
ИНЫ! – повторяет Гришка.
Садясь на горшок, Гриша заранее
примеривается и пятится задом, пока не плюхается. При этом
он иногда все-таки падает мимо горшка на пол и говорит
ПАП
АМ! – не попал! Кстати, Гришка стал иногда сам на
горшок писать. Обычно он забывает об этом, начинает писать
– останавливается, говорит АЙ-Я-ЯЙ! – и бежит на горшок.
Гришка научился доставать из шкафа
коробку с разрезными картинками. Он их высыпает из коробки,
находит половинки одной картинки, и иногда даже сам
складывает несколько картинок. Координации Гришке пока не
хватает, и картонные кусочки то и дело наезжают друг на
друга, поэтому Грише скоро надоедает возиться, и он прячет
все обратно в коробочку.
А еще сегодня я показывала Гришке
альбом картин художника М.Эшера, которого я сама очень
люблю. Гришка очень внимательно рассматривал картины вместе
со мной, многое узнавал и называл, и просил еще, когда
альбом кончился. А я решила, что для первого раза и этого
многовато – пусть лучше интерес сохранится!
Вчера снег был липкий, и я не могла
упустить такую возможность. Пока Мишка бегал в магазин, я
быстренько слепила для Гришки снеговика – деда с бородой и
с большими ушами. Гришка был в восторге – показывал, где
рука, где нос и уши.
Мимо нас шла какая-то бабка,
которая на меня стала ворчать: "Снег-то мокрый,
варежки намочишь! Большая уж девка-то, что ж ты делаешь?!
"
Мне так смешно стало от этих слов!
Да уж, тут ничего не скажешь, большая девочка – 25 лет,
второго ребенка через месяц рожать, а я таким несерьезным
делом занимаюсь – снеговика во дворе леплю. И меня почему-
то не огорчает, что варежки промокнут… Почему бы это? Да
нравится мне снеговиков лепить, и вообще жизни радоваться!
10.12.99 А мы с Гришкой сегодня в
Зоопарк ходили - там полно зверей, и ни одного человека!
Гришка и Владик были в восторге - вот и гуси, и петух с
курами, волк, лиса, рысь, жираф... А Дом Птиц! А Обезьянник!
И всюду так тихо и можно все рассмотреть внимательно...
Мы с Гришкой читаем как раз про
животных Африки и Австралии, и Гришка в Зоопарке радостно
показал мне страуса Эму и сказал сам
ЭМА. И еще
много знакомых зверей, которых Гришка радостно называл и
показывал…
Еще мы зашли в террариум, и на этот
раз Гришка вполне заинтересовался. В прошлый раз
неподвижные змеи, черепахи и крокодилы его внимания не
привлекли, а теперь Гришка радостно вопил ГААГ
ИН! на
всех варанов и крокодилов. А про змей говорил МА
Я!
АГ
ОМНА! – огромная.
Гришка стал повторять за мной
буквально все! ПЕМ
Е, ПЕМ
ЕМЕ – печенье,
ТИН
ИНА – середина (я кому-то сказала, что коляску
можно взять за середину – и Гришка сразу повторил, как эхо),
ТИН
И – чини! ПАЙП
АЙ – опять (когда он
очередной раз приносит мне сломанную машинку и просит
починить), ЫН
ЯЙ! – вынимай (из ванны),
АГ
ОМНЫЙ – огромный (Это слово Гришке очень
понравилось, хотя я не уверена, что он точно понял его
значение. Возможно, ему просто нравится произносить такое
длинное слово.)
11.12.99 Гришка повторяет так много
слов, что записать все просто нереально. Сегодня он меня и
Вадика очень развеселил. Мы были в гостях, и собрались
домой. Вадим надел на Гришку шапку и спросил: -Не туго? -
Г
УГА! –Ну хорошо, давай послабее завяжу. Так
нормально? -МАЙМ
АЙНА! –Гришка, ты прямо как попугай!
-ГУГ
АЙ!
АХА! (Попугай Ара)
Еще есть много смешных словечек,
которыми Гришка пользуется вполне правильно: ТЮТ
ЮЙ –
чуть-чуть, КАХК
О – высоко, ПАМ
А – сметана,
ААСЯ – овощи, КАХК
И – носки, ГАГ
ОГА –
дорога, УЛЬ – руль, ДИД
ЕНЕ – сиденье, БАБ
ИМА
– кабина, ПО-П
О – топ-топ (когда идет по лестнице),
Г
ОХКА – горка, Т
ЮЯ – стул, КАК
ИКА –
мотоцикл, ДЮЙ – грудь (я пытаюсь отучить Гришку от слова
С
ИСЯ, которое мне не нравится), КАНК
АН –
стакан,
ОХКА - ложка.
Мы с Гришкой стали частенько
ссориться. Меня бесит его нытье, а также привычка швырять
на пол игрушки и книжки. Он прекрасно знает, что мне это не
нравится, но швыряет совершенно демонстративно. Наверное,
правильнее было бы не обращать внимание или как-то
сглаживать эти острые углы, но у меня не хватает ни сил, ни
терпения, и временами Гришка получает по попе. Я понимаю,
что толку от этого мало, и злюсь от собственного бессилья.
Гришка пытается повторять некоторые
фразы. –Иди сюда! – зову я. ДИСЬ Т
Я, - повторяет
Гришка. –Отнеси книжку на место! – НАХ М
ЕХ ТАХ! –
говорит Гришка с немецким акцентом.
АЙТ
И! – дай пройти.
ГАГ
А! – в зависимости от контекста может обозначать:
нога, дай творога! Дай пирога!
У нас Гришка ложится с вечера в
свою кроватку, но среди ночи обычно просыпается и просится
к нам. А тут мы заметили, что если он спит один в комнате,
то спит всю ночь, а если мы рядом - то просыпается. Вот мы
и сбежали на диван в соседнюю комнату... И Гришка стал
спать с вечера – и до 9-10 утра!
16.12.99 Гришка порадовал меня
словом ПУХ-П
АХ-ПА – черепаха, КУК
АХ- ягупр,
ПАП
ИХ - тапир. А еще он стал отвечать иногда, как
зовут папу: М
ИХЬ-МА. У Гришки много слов с длинными
паузами в середине и с придыханием – звучит очень забавно!
Ну вот! Пока я сидела за
компьютером, мой мальчик сидел в ванне, причем был занят
чем-то очень интересным – его долго не было слышно. Когда я
пришла, я обнаружила абсолютно пустой тюбик из-под зубной
пасты "Бленд-а-мед", а вся паста плавала в тазике
с водой! Ох!
17.12.99 Гришка сегодня взял кукол
для сказки, обнял деда бабкой и стал приговаривать:
Т
ЯНУ-Т
ЯНУ (тянут-потянут), как в сказке про
"Репку".
А еще Гриша сегодня сложил стопкой
колечки от пирамидки, приговаривая Б
АХ –МА (башня),
потом сам разобрал, сложил колечки в ряд и сказал, что это
поезд. А параллельные полоски на линолеуме, которые есть у
нас на полу на кухне, Гришка использует как рельсы для
трамвая...
Гришке очень нравится смотреть
фотоальбомы – благо их у нас великое множество. Он сам
достает их с полки и говорит АБ
ОМ!
Мы два дня подряд гуляли по вечерам
– ходили в магазин за пудингами и ггуляли вокруг дома.
Гришка катал коляску и кричал мне НЯЙН
ЯЙ или
ГАЙН
ЯЙ – догоняй! А сам с хохотом убегал, и коляску
перед собой катил.
Гришке очень понравилось ходить в
магазин. ГА
И! – говорит он, и тянет меня к двери
магазина! А там радостно называет все знакомые продукты:
БАМ
АМ - банан, Б
АБУ - яблоко, ПАХ-П
УХ-
ПА - капуста, КАХ-К
ОХ-КА – морковка, СЫ - сыр,
М
АХЬ-МА - масло, П
УЙМА - пудинг, ПЕМ
Е -
печенье.
А сегодня мы с Гришкой оставались
на весь вечер на Пролетарской с Владушкой, пока его
родители ходили в театр. Дети вели себя на удивление хорошо
– я ожидала гораздо худшего! А реально я совершенно не
устала, да еще успела написать длинное письмо и дочитать
книжку. Кроме того, мы с детками много читали, сделали
аппликации, поиграли в мячик… Правда, время от времени эти
мальчишки, как волчата, начинают кусать друг друга.
Любопытно, что такая реакция у обоих наиболее сильно
выражена именно друг на друга, а на других детей – гораздо
меньше. Вчера в "Зеленой Дверце" все было тихо и
мирно, пока были Гришка, Боряша, но не было Влади. А как
только он пришел, Гришка с Владей начали что-то делить и
кусаться…
18.12.99 К нам в гости сегодня
приезжала моя мама. К сожалению, мои родители живут от нас
на противоположном конце Москвы, и много работают, поэтому
видимся мы с ними очень редко… Гришка был очень рад приезду
бабушки. БАБА! М
ИЯ! (Бабушка Мила) – радостно
повторял он.
Мы сходили вместе погулять, а потом
мы с мамой вместе вспоминали, какие новые слова сегодня
говорил Гришка: Г
ОХКА – Гошка, ОЛ- лед,
К
ОСЬКА – скользко, ТУД
А – туда, Г
ОХКА,
- горка, АП
АПА – лопата, БАБ
ОБА – работа (Это
если спросить Гришку, где папа. Он отвечает М
ОМА –
дома, а если я говорю, что папы нет дома, то Гриша говорит
БАБ
ОБА – на работе), Б
УСЬ-ПА – брусья,
ГА
ИННА - варенье.
20.12.99 Рита подарила нам для
малышки замечательную мягкую книжку. Гришка радостно
называет в ней всех зверей: П
ЕПА – белка,
БЕБ
ЕБЕ – медведи. Слов у Гришки очень много, но я
служу при нем переводчиком. Сегодня в "Зеленой
дверце" какая-то девушка никак не могла понять, почему
Гришка, показывая ей машинку, говорил К
АКА. Он-то
имел в виду трактор, но его, конечно, не поняли, и Гришка
призвал меня на помощь. Я пришла и сказала, что это не
трактор, а джип. БИП! Попытался повторить Гришка, но потом
вернулся к привычному названию К
АКА …
После еды Гришка стал говориь
АС
ИМА! – спасибо, и мне это очень нравится.
А когда Гришка видит мою грудь он
говорит ДЮЙ! М
АМИ! Г
АГИ! – грудь мамина.
Гладить!
Мы катались с Гришкой с ледяной
горки, и он повторял за мной, когда я его уговаривала:
"Гришка, отойди, задавят!" - АЙД
И!
ДЯД
ЯИ! Горка Гришке понравилась, но он, в отличие от
Владика, стоит и смотрит, как другие катаются, про все
рассказывает, а сам наверх не торопится. А Владушка и вверх
на горку сам залезает, и на лед сам садится, и съезжает, и
внизу быстренько в сторону отползает, чтобы не задавили.
В бане Гришка стал говорить
ГАГ
АЙКА – горячая. МОЙМОЙ – домой. Как правило,
после этого Гришка уточняет: П
АПИ! – К папе! А еще
притяжательность теперь обозначается более четко. Раньше
Гришка говорил про папин рюкзак ДИЗЗЬЗ
Я П
АПА,
а теперь – П
АПИ, М
АМИ. К
ОХКА – ложка,
Г
ИЙКА – вилка или лейка, НОХ – нож или нос,
УХКА – ушко. ПИ – прыгнул. ИЗ
ЯЙ! – вылезай,
говорит Гриша сам себе, когда я подкатываю коляску к
лестнице.
Гришке очень нравится луна. Он и
солнце на картинках в книжке так называет: УН
А! Он
показывает на нее и огорчается, если луна скрывается за
облаками. Н
ИНА! – не видно! – грустно говорит он.
Гришка не только по брусьям
залезает очень ловко, но и по деревянному стеллажу с
игрушками. Сегодня он сам добыл с пятой полки игру с
мышкиными домиками – и слез с ней на пол! А еще наметился
некоторый прогресс в складывании разрезных картинок –
Гришка стал точнее класть кусочки. Половинки одной картинки
он отличает давно и безошибочно, а вот сложить их аккуратно
пока не хватает мелкой моторики…
Вчера мы с Гришкой рисовали
фломастерами. Гришка сам берет фломастеры по одному,
открывает, рисует спирали, точки и зигзаги, потом
закрывает этот, кладет на место и берет другой цвет. А если
я ему даю свою картинку, например. С рыбами или бабочками,
он закрашивает, причем довольно точно, те фигурки, которые
я ему нарисовала. Я попробовала нарисовать Гришке домики,
машинки и дороги между ними. Гришка понял игру – закрасил
фигурки густо, а по дороге старался ехать прямо, проводя
длинную и относительно прямую линию. Я даже не ожидала, что
у него так хорошо получится!
21.12.99 Сегодня мы были в студии,
и Катя Бурмистрова, которая ведет занятия, советовала
сделать ожидание праздника более зримым для детей -
например, нарисовать настенный календарь, и отмечать каждый
день, что скоро придет Праздник, вот будут все окошки
закрашены, и придет Дед Мороз. И украшать дом и елку она
советовала постепенно, день за днем, вместе с малышом,
чтобы с каждым днем становилось все больше игрушек,
праздничного настроения...
Мы вот сегодня на студии грецкие
орехи в фольгу заворачивали - так красиво получается! И
ребенок может сам это сделать!
Можно еще сделать календарь в виде
скорлупок от грецких орехов, приклеенных на яркую атласную
ленту, и срезать вместе с ребенком по одному ореху в день.
А в орешке спрятать чуть-чуть изюма, маленькую картиночку и
др… Пусть висит сначала много орехов, а чем ближе праздник,
тем меньше орехов…
А еще Катя советовала печь печенье
и пряники вместе с детьми, и вместе их украшать, вместе
вешать на елку… Причем тесто лучше сделать как можно более
ароматным, чтобы у праздника был и вкус, и запах…
22.12.99 Гришка сегодня проснулся
раньше нас, сидел на горшке (точнее, ползал на нем возле
полки с игрушками), и играл сам. Он строил поезд из
конструктора, потом переключился на деревянные кубики.
АХКА! – сказал он и через какое-то время сумел
сделать мостик – арку! А потом он хотел, чтобы в арку
пролез петушок, и я показала, как, добавив кубики, сделать
арку выше. При этом Гришка назвал несколько новых слов.
Б
УЙБА – кубик, КАХК
ЫХКА – дощечка,
КАК
ОКА – отвертка, ГАГ
ОНГА – вагон,
ПЕП
ЕПА – прицеп, М
ОСЬ-МА - мостик.
Еще появилось слово ПАХП
А –
сопля. Раньше Гришка возражал против вытирания носа, а
теперь сам ко мне прибегает с жалобным воплем ПАХП
А!
ПАП
ЕПА – полотенце (руки Гришка вытирает сам).
П
АМПА – лампа (включать – выключать лампы Гришка
очень любит).
ПОСЬСП
ОЙ – большой,
ПОСЬП
АЯ – большая. Гришка сам снимает колечки с
пирамидки и надевает их – иногда как попало, а иногда – в
правильном порядке, если я ему напомню, что сначала –
большие, потом – маленькие…
КАХ-К
А – коляска,
КАХК
О – горшок, КАХК
И – носки или трусики.
Гришка любит общество, поэтому он приносит горшок туда, где
мы сидим, и там усаживается какать. Сидит он подолгу, и
играет, причем игрушки себе приносит сам – заранее. Сидит,
катает машинки и вставать не собирается… Гришка последнюю
неделю играет, что полоски, нарисованные на линолеуме, это
рельсы для трамвая, и катает трамвай по этим рельсам.
(СЕС
Е - рельсы)
Гришка притащил мне мягкого львенка
и сам, по своей инициативе, стал показывать, где что:
Г
АХКИ – глазки, ИС
И – усы,
ОСТЯ –
хвостик, К
ИХКА – кисточка. А еще на днях в метро он
увидел на рекламной картинке пингвинов, и радостно сказал
ГИНГ
ИН.
У слона и моржа Гришка показывает
Б
ИМЫ – бивни, а обезьяну называет МАМ
АМА. АСЬ
– аист, К
ОЯ – кролик или ежик, К
АХКИ –
ящерица, ОЛЁЛ – орел, П
ИПА – птица, МИМ
АЙ -
змея, Г
ОНГА – анаконда. БАБ
ОХ – забор,
АК
ИКА – закрыто. ДИЗ
ИЗЯ – телевизор,
ДИД
ИНИ – холодильник, К
АЙНИ – чайник,
БУБ
АБА – булавка (Гришка очень любит брать мои
булавки и втыкать куда-нибудь, и сам включает электрический
чайник, а по холодильнику ложкой гоняет рыбок на магнитах).
Говорит Гришка, буквально не
умолкая ни на минуту – как дома, так и на улице, и в метро,
и в гостях. Я не замечала, чтобы он кого-то всерьез
стеснялся. Хотя глазки строить Гришка тоже любит, особенно
в метро. Он совершенно нарочно в вагоне метро выпадает из
коляски, выгибая спину и сползая вниз по сиденью на пол.
Сползает, иногда даже ложится на пол – и смотрит, какова
будет реакция окружающих…
24.12.99 Сейчас самое ходовое слово
у нас АС
ИМА – машина. Гришка показывает на улице на
каждую машину, говорит, что в ней УЛЬ, то есть руль, и
пытается угадать, какого она цвета. ЗИЗЁННА! С
ИНИ!
БОЙБ
ОЙ! ПАП
ЕПА! К
АХКУ! ТЁЙНА!
Б
ЕИ! АЗ
ЯНЬНЯ! – перебирает он все известные
ему цвета…
Мы сегодня поставили и нарядили
огромную живую елку, и Гришка был в полном восторге.
Поскольку к нам на детскую Елку соберется пятеро малышей, в
этом году я не стала вешать ни одной бьющейся игрушки. Мы
повесили грецкие орехи, завернутые в фольгу, игрушки из
соленого теста, рыбок и птичек, которых я склеила из
картона и половинок грецких орехов… Игрушек получилось
много, а я еще хочу склеить несколько фонариков и домиков
из цветной бумаги…
Я теперь каждый день пою Гришке по
несколько раз "В лесу родилась елочка", а также
повторяю песенку-напоминалку:
"Скоро-скоро будет Новый Год!
Скоро-скоро Дед Мороз придет!
"
А еще мы сделали целую связку ярких
лент, на которые надеты орехи с мелкими подарками от Деда
Мороза. Поскольку Гришка еще не знаком с Киндер-сюрпризами,
то я не стала возиться и прикрепила на ленты яички от
Киндеров, а внутрь спрятала всякие мелочи: крохотные
игрушки, куколок, ключики… Каждый день после дневного сна
мы вытягиваем из связки по одному ореху, изучаем подарок и
обсуждаем, что когда все орехи кончатся, придет Дед Мороз и
будет Праздник – Новый Год. А с печеньями вышел прокол – на
мой взгляд, они очень вкусные и красивые, а Гришка их
почему-то не ест…
25.12.99 У нас сегодня весь день
был Владушка (его родители ушли вместе в СИНТОН на тренинг
"Лицо Зверя" к Сталкеру). Утром ко мне приехали
моя тетя Ира и ее муж Эдик, и мы вместе с обоими детками
отправились гулять в парк Кузьминки. Было довольно холодно,
и мы очень старались уговорить деток побольше бегать, но
выгнать Гришку из коляски – задачка не из легких! Владик
гулял сам, а Гришка соглашался ходить только за руку и
только с песенками- потешками. Потом мы пришли на большую
ледяную гору, и там я каталась вдвоем с Гришкой на ледянке,
но не очень долго, поскольку за несколько дней до родов
скакать на ухабах ледяной горы – не самое приятное занятие.
А Владька мог бы и сам кататься, но уж больно страшно
отпускать его на такую большую гору, где так много больших
детей, которые легко могут случайно задавить малыша.
Владька съехал сам пару раз, но нам было за него неспокойно.
Мы с детьми посмотрели на уточек в
пруду, а потом пошли домой, и на обратном пути мальчишки
оба уснули. После такой большой прогулки они дома спали еще
часа три! А мы с Ирой и Эдиком за это время навели порядок
и чистоту во всем доме!
В целом мальчишки вели себя весь
день идеально, играли вполне мирно, и почти не кусались.
Они очень весело вместе залезали на лесенку, качались на
трапеции и прыгали на брусьях, потом таскали мне книжки,
чтобы я читала. Владик слушает одну-две книжки и убегает
скакать, а Гришка готов слушать хоть 10, хоть 20 книжек
подряд.
Еще мы вместе с детьми украшали дом
снежинками и приклеивали блестки на картонные елочки… А
вечером пришел Мишка и помог мне уложить уставших за день
детей. А потом я до 2 часов ночи шила шапку и бороду для
Деда Мороза, и украшала елку. Дело в том, что Рита меня
предупредила, что ее Боряшка обрывает дома все игрушки с
нижних веток елки, причем орехи и желуди, завернутые в
фольгу, тщательно разворачивает и разгрызает… Вот я и
перевесила вниз только те игрушки, которые не так просто
сломать – раскрашенные орехи и фигурки из соленого теста,
домики из картонных коробочек от детского молока и кефира…
Очень хочется сделать так, чтобы
этот Новый Год запомнился нашим малышам!
Для меня Новый Год – один из самых
теплых и домашних праздников, и я люблю его до сих пор. Мне
с детства нравилось вместе с мамой сидеть и неторопливо
вырезать снежинки, клеить из цветной бумаги фонарики,
цепочки, домики, позже – икосаэдры и додекаэдры. А как мне
нравилось самой рисовать для всех открытки, придумывать
заранее всем подарки, красиво их упаковывать…
А вот в Деда Мороза, сколько я себя
помню, я не верила, и прекрасно понимала, что все подарки
под елкой приготовлены родителями и бабушками. Это ничуть
не убавляло мою радость от подарков, от всей новогодней
праздничной обстановки… А школьные празднования елки мне
как-то не запомнились – ну нарядились все девочки
снежинками, ну раздали всем конфеты, и что?! Ощущения
праздника и чуда при этом не возникало ни разу. Один свой
костюм я помню хорошо – мама нарядила меня Красной Шапочкой,
и мне чуть не дали приз за лучший костюм. Однако там надо
было уметь танцевать, для того, чтобы получить приз, - а
танцевать я ни тогда не умела, ни сейчас…
26.12.99 Сегодня мы провели детский
праздник – Елку с Дедом Морозом! Правда, мы сделали далеко
не все из намеченного, но праздник все равно удался на
славу. Пожалуй, впервые в жизни я видела праздник, где дети
не узнали Деда Мороза и искренне поверили в то, что это он
принес всем подарки!
Детей было пятеро:
Гриша, Владушка,
Боряшка, Нята и Саша. А Цветка, к сожалению, прийти не
смогла. У нее на третий день после прививки полиомиелита
поднялась температура за 38, и ей пришлось остаться дома…
Все детки были в костюмах, причем очень красивых:
Гришка
был зайчиком,
Владька – лисенком,
Боря – очаровательным
тигренком,
Нятка и Юля – двумя божьими коровками, а
маленький Саша был звездочетом в высоком колпаке с
блестками.
К сожалению, шуба для Деда Мороза
не была приготовлена заранее, и мы с Женечкой срочно
расшивали ее синтепоном и серебряными звездами (снежинки и
звезды я нарезала вчера из пакетов от сока). В целом костюм
получился отличный – я бы и сама не сразу догадалась, что
это Вадик! Правда, Нята и Сашенька поначалу испугались Деда
Мороза, но потом началась раздача подарков, и все
успокоились.
Дед Мороз попросил каждого из детей
потанцевать, а потом раздал сапожки с мелкими подарками, и
все крупные подарки, которые были приготовлены.
Дети были
очень довольны, и тут же принялись катать машинки, мячики и
все остальное.
Еще
дети смотрели кукольную сказку
и водили хороводы, причем Гришка очень крепко держал Няту
за руку, и все время требовал еще. Потом мы повесили
печенье на ленточках между двумя стульями, и предложили
детям их съесть
без помощи рук. Владушка, Нята и Гриша
поняли задачу, и
честно кусали качающиеся печенья, потом
все-таки стали помогать себе руками.
А еще я попыталась дать деткам
определять игрушки на ощупь, но этому мы их специально не
учили, и задача оказалась сложновата даже для Гришки и
Владьки. Некоторые простые игрушки типа мячика или кубика
им удавалось найти, а вот машинку Гришка пытался нащупать
очень долго.
Владик сейчас говорит примерно так,
как Гришка говорил полгода тому назад. Однако понимаю я его
не всегда – Владя, в отличие от громкого Гриши, говорит
тихонечко себе под нос, и не повторяет ничего. Зато у Влади
есть цельные слова-фразы типа ПАПА_ДАЙ, МАМА_ТАМ, ХОТЮ_МАМА,
ТЮ_МАМА! А Гришка фразы пока совсем не пытается строить, а
называет всю ситуацию одним словом. Если я его не вижу, то
даже мне иногда бывает трудно понять, о чем он говорит. А
если я внимательно смотрю, то как правило, легко могу
догадаться по контексту, о чем речь.
А вот Гришкины слова, которые я еще,
кажется, не записывала… МИ
ЯМА – обезьяна,
Г
АГИ – гладить, МИМ
АЙ – обнимай, ИЗ
ЯЙ
– залезай, вылезай,
ЭДИ – едет, НИН
АНА – не
надо, ГУХК
УХКА – игрушка, К
ОКА – елка,
АД
ИТИ – водитель, К
УВА – кузов, К
ЫЯ –
крылья, Т
ЯИ - шарик,
ОПА – лопнет, Т
ОЯ
– стол, Т
УЯ – стул, БУХБ
АХПА – рубашка, ДЁДЁ
– ведро, Т
ЕТИ - ветер.
Гришка сегодня сел на корточки над
игрушечным ведерком и стал кряхтеть и говорить КАКА, чем
всех очень развеселил. А еще Гришка сегодня сам снял
рубашку через голову!
Вечером мы пошли с Мишкой и Гришкой
запускать ракеты. Сначала мы немного погуляли, и Гришка
требовал, чтобы мы шли по тротуару – КУК
АХА! А потом
Мишка запустил маленькую ракету на пустыре перед домом.
Гришка в прошлом году реагировал на них спокойно, а на этот
раз от грохота перепугался, заплакал и стал проситься домой.
КАК
ЕКА! – всхлипывая говорил он, - МОЙМ
ОЙ!
27.12.99 Сегодня мы с Гришкой
чудесно погуляли в лесу. Гришка сам бегал ножками почти час,
а я за ним с коляской носилась по всему парку. А еще я
несколько раз просила больших девочек, чтобы они скатились
вместе с Гришкой с большой ледяной горы – самой мне сегодня
совершенно не хотелось кататься.
29.12.99 Гришка сегодня снова
прекрасно гулял в лесу – видимо, все дело в теплой погоде.
При сильном холоде он, бедняга, так замерзает, пока мы
добираемся до леса, что сидит, съежившись, и не хочет
вылезать из коляски. А сегодня Гришка прошел сам половину
дороги до леса, и там вылез без долгих уговоров – а потом с
хохотом убегал от меня, прятался за деревьями, рисовал
палочкой на снегу, катал коляску вверх-вниз по горке,
скакал верхом на бревне и был очень доволен жизнью.
Мишка спросил меня, стоит ли
реагировать на Гришкины слова, которые он произносит
неправильно (а таких слов у него пока - большинство). По-
моему, не реагировать, делать вид, что мы не поняли, и
требовать правильного произношения, было бы лицемерием, и
на пользу бы это не пошло. Более того, я слышала, что если
малышу приходится по много раз повторять одно и то же,
чтобы быть услышанным, то это может перейти в заикание. Мы
ведь сами не повторяем Гришкины словечки, какими бы
смешными они ни были, а стараемся говорить с ним отчетливо
и правильно. И если он произносит АФ
АМ вместо
"самосвал", то уж наверное, не из вредности.
Можно, наверное, обращать его внимание на неправильное
произношение: "Ты, наверное, хотел сказать самосвал, а
получилось – афам!" Однако и этим, на мой взгляд, не
стоит злоупотреблять.
Днем Гришка грыз одну из своих
игрушек, и я ему сказала:
-Гриша, зубки свои пожалей!
Он понял меня буквально, сказал
Г
АГИ! (гладить) – и попытался погладить свои зубы.
Мне кажется, очень важно научить
детей проявлять теплое отношение, любовь, - чем раньше, тем
лучше!
Гришка сейчас, когда я начинаю
говорить с ним сердитым тоном, подходит и начинает сам меня
гладить! И меня это очень отрезвляет и успокаивает. Я
последнее время часто на бедного Гришку срывалась - он,
скажем, рвет книжку, а я на него рычу и шлепаю. А потом он
в слезах приходит - и начинает меня гладить...
Вечером мы с Гришкой около часа
лепили из глины – и оба были очень довольны. Из пластилина
лепить противно, и руки от него не отмоешь, а глина на
ощупь гораздо приятнее. Мы залепили глиной два грецких
ореха и обкатали их в блестках и мишуре – получилось очень
красиво!
А еще Гришка прилеплял кусочки
глины на веточку и говорил МАМИМА! – малина.
Потом он сам катал колбаску и
говорил МИМАЙ – змея. А я ему слепила мышку, собаку и
зайчика, и ими Гришка долго играл, а если игрушки сминались
или ломались, пытался сам починить. Ушко и хвостик он сам
прилеплял на место!
А еще мы заворачивали в фольгу
грецкие орехи – так просто и так красиво получается!
30.12.99 Утром у меня начались
схватки, и Мишка отвез Гришку к нашим друзьям – Лене и Рите,
и их сыну Боряше. Там Гришка был весь день, а на следующий
день Леня и Рита с обоими мальчишками в рюкзаках сходили в
парк Кузьминки на лыжах!
Вечером Гришку забрала моя мама, и
Новый год Гришка встречал у бабушки с дедушкой. Родителей
он при этом почти не вспоминал, и вообще вел себя
замечательно. Больше всего Гришка поразил всех
родственников своей болтливостью – он говорит непрерывно, и
при некотором навыке его вполне можно понять. А еще Гришка
удивил бабушку тем, что уже сам называет и правильно
показывает многие цвета. Он сразу сказал К
ОХКА
Б
ЕИ – кошка белая, потом показал, что одни
горнолыжные ботинки К
АХКУ – красные, а другие –
ДЁД
ЁНИ – то есть зеленые. А еще он знает С
ИНИ
– синий, БОЙБ
ОЙ – голубой, З
ЁЗЁ – розовый,
ТЁЙНА – черный, ПАП
ЕПА – фиолетовый, АЗ
ЯННЯ-
оранжевый.
На вопрос "Сколько?"
Гришка отвечает МНОГО, ОДИН или ДА (два), и при этом иногда
попадает правильно, но и ошибается нередко.
Все книжки у Гришки имеют свои
названия. Б
ЕБЕ – "гуси-лебеди",
М
ИСЬМА – "Мишка" Барто,
ОЛЯ –
"Кто колечко найдет" Маршака, М
АСЬМА –
"Маша и медведь", БОБ
О –
"Колобок", ПИ-ПИ-ПИ – "Сказка о
невоспитанном мышонке" или "Цыпленок"
Чуковского, КУХК
У (хрю-хрю) – "Три
поросенка", ПА-ПА-П
АХ – "Иван Иваныч
Самовар",
АНЯ – серия книг про Таню и Ваню
"Где мы были летом", "Что мы делали
зимой".
Продолжение