"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости
Как мы плавали с детьми по речкам
Березайка и Мста
В августе 99
Мишка ползет как таракан, держа на животе Гришку и Владика
    Водный поход с тремя малыми детьми удался на славу, и теперь мы можем со всеми поделиться своим опытом. Разумеется, в такой компании, какая у нас там получилась, скучать нам не приходилось, и я попробую описать самые важные и интересные моменты.
    Этот поход мы планировали еще зимой - нам очень хотелось куда-нибудь выбраться вместе с детьми, которым тогда не было и года. При этом мы хорошо понимали, что пешком нам не уйти - слишком много придется тащить на себе вещей и продуктов. И мы остановились на водном походе по какой-нибудь из рек Средней полосы. Опять же, исходя из соображений экономии веса мы выбрали большой катамаран, а не байдарки.
    Мы долго изучали описания самых разных речек, и в конце концов остановили свой выбор на Березайке и Мсте, которые текут по Валдайской возвышенности между Москвой и Питером. Места там очень живописные, леса сухие, светлые - ель, сосна, и только на отдельных участках береза и ольха… Деревень по пути мы проплывали довольно много, но людей, которые живут круглый год, почти нет, а только дачники и рыбаки из Москвы и Питера. Населенки по берегам не слишком много, за исключением последнего дня, и очень удобно заезжать на речку и уезжать обратно. Никаких автобусов, только прямой поезд из Москвы или Питера - и туда и обратно!
    В одной из деревень мы накупили молока: часть выпили сразу, а из оставшегося сделали простоквашу, и на ней несколько раз жарили оладушки. В деревне возле станции Березайка, а также в крупной деревне при впадении Мсты Мишка покупал картошку, огурцы и сметану, обеспечивая нас салатом. В остальных деревнях нам предлагали только рыбу…
    С погодой нам в целом повезло - всю первую половину похода было тепло и солнечно, мы много купались и загорали. Правда, под конец зарядили моросящие дожди, и мы несколько сократили наш маршрут. Грибов у нас, как ни странно, не было, хотя места там очень грибные. Просто это лето было слишком жарким и засушливым… Из ягод мы встречали ежевику в нескольких местах, немного черной смородины и брусники. А рыбы на реке полно, но среди нас не было ни одного заядлого рыбака, поэтому рыбы у нас не было.
    Зато было очень интересно наблюдать, как прямо под тобой в прозрачной воде проносятся туда-сюда стайки шустрых мальков, как плещет рыбка, за которой гонится щука, как извиваются в воде кусты разнообразных водорослей, и покачиваются на волнах лилии и кувшинки… Над водой кружились стрекозы и бабочки всех цветов и размеров, а водомерки убегали от весла… Несколько раз у нас перед носом взлетали утки, а один раз мы даже видели двух аистов. Я никогда прежде не видела, насколько грациозно летают такие большие птицы!

УЧАСТНИКИ ПОХОДА
Максим, Юля и Нята Егоровы
    Компания у нас была чудесная: семеро взрослых и трое малышей, примерно полутора лет. Пятеро взрослых с двумя детьми плыли на большом катамаране, а еще двое с малышом - на КНБ-шке, то есть самодельной каркасно-надувной байдарке.
    Первыми следует назвать чудесное семейство Егоровых: Максим, Юля и их 13-месячная дочка Женечка, она же Нята. Максим и Юля так благотворно влияли на всех нас, заражая уютом и спокойствием, что мы были просто счастливы плыть вместе с ними.
    К моему великому удивлению, Макс и Мишка, заядлые компьютерщики, уделяли совсем не так много времени обсуждению различных компьютерных новинок и программ.
    С нами была еще 13-летняя племянница Макса, Сашенька, которая специально ради этого похода приехала в Россию из Швейцарии. Честно говоря, исходя из моего опыта хождения в походы со школьниками 13- 16 лет, я ожидала от Сашеньки скорее хлопот, нежели помощи. И уверения Егоровых в том, что Сашенька - сильная, крепкая и вполне взрослая девушка, меня не очень утешали, ведь одно дело - в городе, и совсем другое - в походе.
Сашенька держит на руках Няту, которая смотрит на ящерку
    Каково же было наше всеобщее удивление и восхищение, когда мы обнаружили, что Саша ведет себя совершенно разумно и адекватно, и очень активно всем помогает! Ни в какой момент мы не ощущали, что с нами подросток - Сашка вела себя как очень толковый взрослый человек, спокойный и уравновешенный. Она с равной охотой бралась таскать мешки с вещами и сидеть с детьми, мыть посуду и чистить картошку. Даже когда Владушка ухитрился накакать Сашке прямо на шею, она не обиделась и не распищалась, а спокойно вымыла малыша, умылась сама и пошла отстирывать свою одежду! Конечно, у Сашки большой опыт по общению с малышами, поскольку ее младшему братику 3 года, а сестренке 1 месяц, и это очень прибавило Сашке взрослости и ответственности. И все же, далеко не все старшие сестры готовы столько возиться с детьми!
    Егоровы плыли с нами на катамаране, и делали это впервые, как и мы. Точнее сказать, из всей группы только у меня был некоторый детский опыт плавания на 4-местном катамаране - мы плавали с родителями в Карелии на похожем судне, когда мне было 13 лет. Все остальные имели только опыт хождения на байдарках по Карелии и Подмосковью. А Сашенька и вовсе впервые была в водном походе, но на удивление быстро всему научилась.
    А мы с Мишкой вместе на воду ходили до этого только один раз, четыре года назад, на речку Охту в Карелии. И вот теперь мы с полуторагодовалым сыном Гришкой и 4-месячным пузом отправились на катамаране…
    Мишка, как обычно, старался сделать как можно больше сам, но тут вся компания попалась такая деятельная, что Мишке почти все время кто-нибудь помогал.
    А я была завхозом, то есть отвечала за продукты (в некоторых группах эта должность называется "завпит" или "зажим"). И точно, первую половину похода я несколько экономила, то есть зажимала продукты, но потом поняла, что мы не выбиваемся из графика - и мы стали обжираться чуть не каждый день. А еще это был первый поход, в котором мы пять раз ели салаты из свежих овощей, и варили овощные супы! А уж про оладушки я и не говорю - не было на моей памяти длинного похода, в котором я бы не жарила оладушки! Уж очень я люблю готовить вкусности и ими угощать моих друзей.
Леня Фишкис - капитан байдарки
    В байдарке плыли Ленечка Фишкис и Женечка Лисовская со своим сыном Владиком, которому уже 1 год и 8 месяцев. Ленечка на стоянке первым бросался за дровами, и занимался костром, тентом, тросиком, а также общим обустройством каждой стоянки. К счастью, с дровами ни в одном месте проблем не было, и Леня добывал для нас не только запас дров, но и сиденья вокруг костра…
    Вообще-то, Леня собирался идти в поход со своей женой и 11-месячным сыном Боряхой. Однако перед самым походом их малыш простудился, и Рита осталась с ним дома, а Ленечка пошел с нами.
    Так уж повелось, что Егоровы, как классические "совы", просыпались последними, так что завтрак обычно готовили Ленечка и Женечка. Дежурства мы не стали устраивать, а просто старались сделать все дела все вместе, и побыстрее. Впрочем, быстрыми сборами мы не могли похвастаться - укладка и увязка вещей на катамаран каждый раз отнимала довольно много времени.

Вещей в байдарке ехало немного, и основная часть груза плыла на палубе катамарана. Мы складывали гермомешки на палубе спереди и сзади, и накрывали их сеткой, а поверх сетки пристегивали несколькими резинками-эспандерами. Таким образом мы создавали детям свободное игровое поле в центре палубы, и там они могли спокойно ползать. Сбоку мы ограничивали палубу палаткой и длинным чехлом, в котором ехал запас круп. (Крупы у нас были упакованы, как обычно, в пустые пластиковые бутылки из-под газировки. Это легкая и герметичная тара, которой мы пользуемся уже несколько лет.)

Мы не могли угадать заранее, как поведут себя дети такого возраста на катамаране, да и испытывать лишний раз их терпение нам не хотелось, поэтому мы заранее запланировали большой обеденный привал. Дети могли побегать, поиграть и отдохнуть от тесноты. Особенно это было актуально для тех, кто плыл на байдарке, поскольку на катамаране дети ползали вовсю.
    Обед мы делали горячий: вермишель или картофельное пюре и чай, а также сухофрукты, вкусности, сухарики, сыр и все прочее. С вечера я, как завхоз, откладывала в так называемый "дежурный" или "расходный" мешок все то, что понадобится нам для приготовления завтрака и обеда. Это позволяло нам на обеде отвязывать только котелки, посуду и этот мешок. Кроме того, в случае непогоды или неожиданной прожорливости, я могла прямо на палубе развязать мешок и выдать ребятам что-нибудь пожевать.

На катамаране гребли четверо, а кто- то один сидел на палубе с детишками. Катамаран у нас был новый, и мы его впервые опробовали в парке Кузьминки за несколько дней до похода. Баллоны для этого катамарана нам подарили на свадьбу мои родители, а раму папа дал от старого набора, и мы ее подгоняли перед самым отъездом в поход.

ПРОБА НОВОГО СУДНА В КУЗЬМИНКАХ
    В Кузьминки перед походом мы ездили очень весело - встретились у метро и пошли к парку с тремя спящими детьми (Владя спал у Женечки за спиной в рюкзаке, Гришка - в кенгурушке, а маленькая Женечка - в коляске). Мишка и Макс тащили тяжелые рюкзаки, а мы с Юлей шли почти налегке. Прохожие останавливались, широко разинув рот, и провожали нашу компанию недоуменными взглядами.
    Там, в Кузьминках, на берегу одного из прудов, мы впервые надули новые баллоны, привязали к ним раму и палубу, и совершили победный кружок по пруду. Потом вернулись на берег к своим вещам, разобрали катамаран, - и я поехала к Егоровым шить палубу.
    Гриша и Владик были в восторге от катамарана, и с огромным удовольствием барахтались на палубе, спрыгивали на землю и залезали вновь… А Нята поначалу отнеслась к этому способу передвижения настороженно, хотя и не испугалась.