О.Л. Адамова-Слиозберг
О национальном чувстве
Я — еврейка.
Я — человек русской культуры.
Больше всего на свете я люблю русскую литературу.
Еврейского языка не знаю. Религиозность мне чужда. Мама моя
родилась в Москве, отец — в Смоленске, откуда был привезен
в Москву в 13 лет. Отцы матери и отца были николаевскими
солдатами, прослужившими в армии по 25 лет и получившими за
это право жительства во всех городах, так что мир черты
оседлости, мир еврейских местечек ни мне, ни моим родителям
знаком не был. Я всегда ощущала Россию как свою Родину.
В молодости я была не похожа на
еврейку и очень часто натыкалась на антисемитские
высказывания. Например, когда мне было 15 лет, я жила с
мамой в Кисловодске, где мама работала портнихой, в парке
ко мне подошла женщина и предложила 20 билетов на ванны.
Это был дефицит, и я с удовольствием купила ненужные ей
билеты.
— Сегодня уезжаю, — сказала она мне,
— да жалко, билеты не использовала. Некогда мне, а два
часа бегаю по парку, ищу русское лицо — все жидовки
попадаются, весь Кисловодск заполонили!
Я отдала ей деньги, а на прощание
сказала:
— Должна вас огорчить. Билеты
достались мне, а я еврейка.
Моя собеседница фыркнула и убежала.
Чтобы избежать подобных случаев, я
всегда при первом знакомстве старалась как-нибудь упомянуть
о cвоей национальности.
Я очень остро воспринимаю малейшее
проявление антисемитизма. Беды еврейского народа меня
глубоко трогают.
Знаете ли вы, что такое кантонисты?
Наверное, очень смутно. Я сейчас приведу свидетельство
Герцена, который столкнулся с этим страшным явлением и так
написал о нем, как я, конечно, написать не могу. (—Герцен А.
Былое и думы. "Детская литература". 1976 г., с.
218.)
Разговор Герцена с офицером в
вятской деревне .
"Герцен. Кого и куда вы ведете?
Офицер. И не спрашивайте,
индо сердце надрывается; ну да про то знают першие, наше
дело исполнять приказание, не мы в ответе, а по-
человеческому некрасиво.
Герцен. Да в чем дело-то?
Офицер. Видите, набрали
ораву проклятых жиденят с восьми- девятилетнего возраста.
Во флот, что ли, набирают — не знаю. Сначала велели гнать в
Пермь, да вышла перемена, гоним в Казань. Я принял верст за
сто. Офицер, что сдавал, говорит: "Беда, да и только,
треть осталась на дороге (и он показал пальцем в
землю)".
— Повальные болезни, что ли? —
спросил я, потрясенный до внутренности.
— Не то чтобы -повальные, а так,
мрут, как мухи. Жиденок, знаете, этакий чахлый, тщедушный,
словно кошка ободранная, не привык часов десять месить
грязь да есть сухари — опять,. чужие люди, ни отца, ни
матери, ни баловства; ну, покашляет, покашляет, да и в
Могилев. И скажите, сделайте милость, что это им далось,
что можно с ребятами делать?..
Привели малюток и построили в
правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ,
какие я видел, — бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати,
тринадцати лет еще как-то держались, но малютки восьми,
десяти лет...
Бледные, изнуренные, с испуганным
видом стояли они в неловких солдатских шинелях... обращая
какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных
солдат, грубо равнявших их... И эти больные дети, без уходу,
без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно
дует с Ледовитого моря, шли в могилу...
Я взял офицера за руку и, сказав
"поберегите их", бросился в коляску. Мне хотелось
рыдать, я чувствовал, что не удержусь".
Так вот, оба мои деда были
кантонисты. Отец матери, Шнейдер, умер задолго до моего
рождения, а дедушка Арон Слиозберг жил с нами до моих
десяти лет, и я очень любила его. Дедушка часто рассказывал
о своем детстве моей няне и бабушке (маминой маме). Мне
тогда было три-четыре года, он не думал, что я слушаю его
рассказы и что-то понимаю, а я очень понимала. Я ночью не
могла спать и все думала о том, как дедушку забирали от
отца и матери, как он страдал, как боялся злых начальников!
Моя старшая сестра добавила к моим страхам еще одно: она
прочла мне главу из "Хижины дяди Тома", где
продали маленького негритенка и мать убежала с ним через
реку в Канаду, прыгая по льдинам от преследователей. В
голове моей все перемешалось: бедствия еврея дедушки,
бедствия негритянки Элизы. Я почему-то решила, что и меня
могут отнять у мамы. Я ведь тоже не такая, как мои подруги-
русские, я ведь какая-то бесправная! Этот страх долго мучил
меня. Я почему-то об этом никому не говорила, но по ночам
думала, боялась, страдала.
Еще увеличившим мои мучения был
страх еврейского погрома. В 1906 году ждали погрома,
прибегали какие-то женщины и рассказывали, что на окраине
Самары уже собрались погромщики с портретами царя и
крестами, с криками "Бей жидов, спасай Россию!".
Что уже разбили и разграбили какие-то лавки и убили одного
старика. Няня одела меня и сестренок и хотела нас увести к
своим знакомым, которые согласились спрятать нас. Мой
двоюродный брат Миша, студент, сбросил куртку и в белой
нижней рубашке сел на табуретку у двери. В руках у него был
топор. Мама уговаривала его спрятаться, пусть все грабят,
но он упрямо повторял: "Первому, кто сюда сунется,
проломлю топором голову".
Все время кто-то прибегал,
рассказывал подробности: идут по Заводской, по Николаевской,
идут, идут... Мама послала няню за извозчиком и поехала к
губернаторше. Она шила на нее и неоднократно ездила к ней
на примерки. Губернаторша не знала о погроме, ужаснулась
маминому рассказу, позвала мужа, рассказала. Он вызвал
полицмейстера. Говорили они по-французски, но мама поняла,
что о чем-то спорили. Потом губернатор сказал: "Не
бойтесь, полиция их разгонит". Их действительно
разогнали, и погром не состоялся. Но в душе моей страх
остался жить на долгие годы.
В 1909 году моего двоюродного брата
Леву в третий раз не приняли в гимназию. Для того чтобы
попасть туда еврею, надо было сдать экзамены на все пятерки,
так как норма приема была 2,5% от общего количества
учащихся. (По этой же причине С.Я.Маршак не попал с первого
раза в гимназию, хотя он всех поразил своими способностями.
) Леву все ругали, но он, бедняга, обязательно получал
четверку или тройку по какому-нибудь предмету и в гимназию
не мог попасть. Он был на три года старше меня, но и мне
уже исполнилось восемь лет, и нужно было думать о гимназии.
Рядом с нашей квартирой была
частная гимназия Хардиной. Там был приготовительный класс,
куда принимали девочек с 8 лет. Но мама меня не хотела
отдавать в приготовительный класс, чтобы не платить за
учение лишних 80 рублей за год. Читала я свободно, писала
плоховато, но сестры могли меня подготовить, и мама хотела,
чтобы я пошла учиться сразу в 1 класс.
Как-то утром я вышла поиграть с
соседскими подружками, но они сказали мне, что играть
сегодня не будут, так как идут сдавать экзамены в гимназию
в приготовительный класс. "И я с вами", — сказала
я и, не спросясь у мамы, отправилась в гимназию. Начался
экзамен.
— Кто умеет читать?
Умели все, но я прочла уже
несколько романов Жюль Верна и Майн Рида и, конечно,
получила за чтение пятерку.
— Кто умеет считать?
Я знала даже таблицу умножения —
память была хорошая. Опять пятерка.
— Кто умеет писать?
Это было хуже. Писала я очень плохо.
Но я старалась что есть сил. Однако как-то посадила кляксу,
потом вторую! Подошла учительница.
— Покажи, что ты накляксила?
Увы! Я получила за письмо тройку. Я
была убита, ведь Леву не принимали в гимназию из-за
четверок! (Я не знала, что в частной гимназии Хардиной нет
нормы для евреев.)
— Последнее, — спросила учительница,
— кто умеет читать стихи?
Все подняли руки. Учительница
сначала велела читать другим девочкам, а потом вызвала меня.
— С выражением? — спросила я.
— Да, конечно.
Я читала "с выражением":
вертела попкой, становилась на цыпочки, закатывала глаза,
тонким голосом восхваляла ворону. Учительница засмеялась.
— Погоди-ка! — сказала она и
кликнула учителей, пришедших на большую перемену в
учительскую. — Подите-ка сюда, у меня здесь артистка
завелась, стихи читает.
Меня поставили на стол. Тут уж я
совсем разошлась, закрывала глаза, вертела попкой. Учителя
смеялись. Помню одного старого учителя, он снимал очки,
вытирал платком глаза и стонал: "Ой, не могу, ой, не
могу".
Я кончила "Ворону и
Лисицу" и спросила:
— Еще читать? — прочла
"Стрекозу и Муравья" и готова была продолжать,
потому что все смеялись и хвалили меня, но моя
экзаменаторша прекратила представление, меня сняли со стола,
и она сказала:
— Передай своей маме, что ты
принята в гимназию. Очень довольная, я пошла домой, но
вдруг меня пронзила мысль: "Ведь они не знают, что я
еврейка! А у меня тройка по письму!"
Я вернулась в гимназию, прошла в
учительскую. Учителя пили чай, сидя за столами. Я вежливо
сделала реверанс в одну сторону, потом в другую.
— Извините, — сказала я, — я
еврейка. Мне будет конкурсный экзамен?
Все засмеялись.
— Ничего тебе не будет, ты уже
принята.
Очень довольная, я опять сделала
два реверанса и ушла домой.
Одно из самых страшных впечатлений,
повлиявших на мою детскую душу, было "дело
Бейлиса". В это время мне уже было 11 лет. Папа каждый
день читал вслух либеральную газету "Русское
слово". Там печатались речи прокурора (Виппера),
адвокатов (забыла фамилии), допросы свидетелей обвинения и
защиты.
Обвинялся Бейлис в убийстве
мальчика лет десяти Андрюши Ющинского с целью добычи его
крови для изготовления мацы.
В общем, обвинялся весь еврейский
народ в убийстве христианских младенцев в ритуальных целях.
Царское правительство и черносотенные газеты горячо
поддерживали это дикое обвинение. Русская интеллигенция
встала на защиту Бейлиса.
Суд шел с присяжными заседателями,
которых специально назначили из малограмотных крестьян в
надежде, что их легко сагитировать против чуждых им евреев,
распявших Христа.
Но защита так блестяще работала,
что сумела доказать: мать Андрюши (Вера Чеберяк) сама была
причастна к убийству сына (она была членом преступной шайки,
которую Андрюша грозил выдать полиции). Присяжные
заседатели поняли придуманность обвинения Бейлиса и вынесли
оправдательный приговор.
Я помню до сих пор чувство
бесконечной благодарности к русской интеллигенции и любви к
Короленко, писавшему в защиту Бейлиса...
Я помню, как после известия об
оправдании я с папой вышла на улицу, и как подходили
малознакомые люди, евреи и русские, обнимали нас и
поздравляли. Это было счастье.
Казалось, революция как метлой
смела с души все национальные чувства. Какая разница, кто
мы: евреи, русские, татары или китайцы.
Увы! Предстояло еще пережить и
звание "безродных космополитов", и процесс
"убийц в белых халатах", и даже расцветшую в наши
дни "Память".