"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости
Оглавление
МОЯ РАБОТА В ШКОЛЕ (1952-1975 гг.)
Начинающий учитель физики Лилия Александровна Кац
В 1952 ГОДУ Я ОСТАЛАСЬ БЕЗ РАБОТЫ
    Когда я оказалась безработной - после увольнения из лаборатории биохимии рака, друзья пытались мне найти какую-нибудь иную работу. Профессор Касаточкин вел переговоры и в шинном институте, и у себя на кафедре химии в фармацевтическом институте, и в других местах. Речь шла о самой низшей должности - младшего лаборанта! И даже с этой должностью ничего не получалось! Мой непосредственный шеф - Исаак Ефимович Эльпинер был без работы около полутора лет, я даже не знаю, как они с женой жили. Она была профессором и зав. отделом в психиатрической больнице, и оказалась уволенной в первый "славный" период гонений на врачей-убийц. В последнее время она только ездила куда-то в московскую область на консультации в больницу такого же профиля…
    Мой муж Миша, отлученный от успешной работы по разделению изотопов и получению дейтерия, сидел дома, писал рефераты для института информации, тоже пытался найти какую-то работу... Мы даже были вынуждены написать письмо в Саратов его брату Натану, чтобы он сколько-нибудь посылал нам денег... Без моей просьбы это стала делать моя мама, работавшая в Ленинграде ассистентом на кафедре химии. Снял какие-то свои "накопления" с книжки мой брат - Левушка и тоже прислал нам деньги...
    Я начала искать педагогическую работу, но начала с техникумов. В газетах помещались объявления о вакантных местах учителя физики, и я ехала по очередному указанному адресу. Почему я предпочитала искать работу в техникуме? Казалось, что там ребята уже старше, серьезнее, уже выбрали будущую специальность... Но я всюду получала отказы… Особенно запомнился мой визит в техникум кожевенной промышленности. Меня принял какой-то очень болезненный горбатый человек. Он взял мои документы, полистал и переспросил: -"Кац? Вы - еврейка?" На мое подтверждение он вернул мне мои документы и очень проникновенно произнес: "Таких не берем!"
    Но в другом техникуме со мной разговорился один педагог.
    - Почему многие предпочитают техникум школе? - Может быть, легче работать? Но это не всегда так, это ведь от многого зависит… И от коллектива педагогов, и от состава учащихся, да еще от много от чего! Но согласитесь, что в школе спектр учащихся шире! Может оказаться совершенный тупица, место которого во вспомогательной школе... но может встретиться и талант, и даже гений! И о вас еще напишут, что вы его учили в средней школе и помогли найти свой путь!

ПЕРВЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

    Вскоре после этого разговора я попала на прием к инспектору Ленинградского РОНО Ольге Яковлевне Мазо, и получила из ее рук направление в школу восьмилетку как учитель физики в шестые и седьмые классы. Школа эта оказалась новостройкой. Как я поняла много позднее, в таких случаях из близлежащих школ стараются всеми приемами передать в новостройку самых трудных и неблагополучных учащихся. Да, я еще не добавила очень важное замечание. В те годы школы делились на мужские и женские. Моя школа, в которой мне предстояло стать учителем физики, - средняя школа № 703 - была мужской. Добавлю здесь, что в одном из шестых классов в этой школе было второгодников больше половины!
    20 августа я явилась в школу, и директор вручила мне сорок два учебных дела на 42 учеников 6-го А, в который я была назначена классным руководителем. Директор посоветовала мне, не откладывая пройти по указанным адресам, познакомиться с семьями моих подопечных. Мне это показалось разумным, и я пошла на это первое путешествие по району. Но перед уходом я рискнула обратиться к своему начальству с вопросом, который меня давно мучил.
    - "Скажите, пожалуйста, а почему теперь школы делят на мужские и женские? Я вот училась в школе, где такого разделения не было!"
    - "И вы не понимаете! - гневно вскричала моя директорша. НО это же ЯСНО!!! Как можно ЭТОГО НЕ ПОНИМАТЬ?"
    (Много лет спустя я позволила в компании, как мне казалось, довольно культурных людей задать вопрос:
    - "А для чего мы начали войну в Афганистане? Надо ли было туда вступать?"
     Ответ был точно в такой- же тональности! "Разве я сама не понимаю? ЭТО ЖЕ ВСЕМ ЯСНО, НЕВОЗМОЖНО ЭТОГО НЕ ПОНИМАТЬ!!!")

    Первое время мне пришлось много готовиться к урокам.
    – Рычаги? Насосы? Полиспасты? Паровые машины? – Вместе с мужем мы это все старались понять из текста школьного учебника. В университете о таких простых вещах не говорилось! Мы ведь изучали "строение вещества", "квантовую механику" и т.п. Постепенно все познается, и я тоже, не без помощи мужа, научилась вести уроки, и объяснять своим ученикам материал. Начались уроки. Я, конечно, была абсолютно неподготовлена к роли учителя, но с переменным успехом я преодолевала возникавшие трудности. Мне очень помогала моя милая лаборантка – Инночка Славина, дружба с которой продолжается до сих пор. Хорошо помню, как она с гордым и независимым видом вносила необходимые демонстрационные приборы, и ребята с интересом их рассматривали.
    Вероятно, вы уже читали историю про "Арбуз". Сегодня же я хочу подробнее остановиться на образе завуча – Полины Семеновны. Откуда такой прием для выяснения личности "виновного"? Бедные мальчики – все – как один подписывали полную ложь – что они НЕ КАСАЛИСЬ АРБУЗА, только мужественный Руслан сказал, что он его вынул из шкафа и положил на стол. Полина Семеновна была уверена, что цель достигнута, виновный признался. Грустно, что многие родители присоединились к ее мнению о виновности Руслана… Но дело не в этом! ОТКУДА у Полины Семеновны такой прием выяснения истины? Вспомнила я нечаянно подслушанный ее рассказ о месте предыдущей работы. Это был – интернат, но какой! Она тогда сделала знак свои подругам: "Об этом - молчок" – интернат для детей врагов народа! и там можно было применять всякие "воспитательные" меры, но как трудно подсчитать тех, кто "доносил", "помогал", караулил…
    Другой страшный эпизод. В учительской сидела преподавательница русского языка и литературы и читала газету, в которой было написано, что выяснилось - "НЕ ВСЕ ВРАЧИ -ЕВРЕИ БЫЛИ УБИЙЦАМИ, ЭТО БЫЛА ОШИБКА!" "Не может быть, - говорила она, - будет еще одно опровержение! Я знаю, я точно знаю, что они убивали нас и наших детей!"
    А 5 марта в школе была траурная классическая музыка – все плакали – умер вождь. Да, великий вождь! Кому же из музыкантов было поручено подобрать прекрасную музыку – похоронный марш Шопена, Бетховена и другие. Эта музыка звучала изо всех приемников, во всех общественных зданиях и в квартирах!
    Как реагировали на смерть вождя разные люди? Очень многие искренне горевали: ведь он выиграл войну, прогнал немцев, жизнь после войны стала налаживаться! Многие беспокоились – не станет ли хуже? Мы ведь не знали, что тогда существовали планы по ликвидации евреев. Был только свой небольшой опыт – потеря работы и мной и мужем (но мы его старались не обобщать). В тот день меня изумил Миша: он взял Марика и пошел к Колонному залу – проститься с вождем! К счастью он быстро оценил обстановку, благополучно вернулся с сыном домой.
    В школе же около портрета вождя стояли по очереди наши ученики и плакали; плакали также и многие учителя…
    У меня был совершенно другой настрой. По дороге домой из школы ( О, легкомысленная женщина!) я зашла в промтоварный магазин, там на витрине висел плащ, о котором я давно мечтала. Покупателей не было, из заднего помещения слышалась та же прекрасная траурная музыка. Я подозвала несколько удивленную продавщицу, быстро померила плащ и удовлетворенная ушла с покупкой!

Продолжение
Оглавление
"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости