А
теперь расскажу про наш поход все с самого начала.
За два дня до похода, когда
стало ясно, что мы идем вчетвером, Мишка поехал и купил
билеты на самолет – до Новосибирска и обратно. Билеты туда
и обратно стоили 4400, а в одну сторону 3500, и еще сборы –
около 250 рублей. Разумеется, мы взяли обратные билеты. А
еще мы накануне составили раскладку, и Мишка за два часа
закупил на рынке все продукты на весь поход. Кстати, хотя
раскладка у нас была легкая и вкусная, стоила она не так уж
дорого – 2000 рублей, то есть около 70 долларов на 2 недели
на всех четверых.
Практически все продукты мы
упаковали в пустые бутылки из-под Пепси – это удобная и
легкая герметичная тара. Груза получилось много, и в
аэропорту на нас насели наши провожающие, чтобы мы оставили
все, что можно. Мы отдали им швейный ремнабор и газ с
горелкой – ох, лучше б мы оставили теплую одежду. Без газа
нам было очень грустно, и мы несколько раз оставались без
горячей еды, что было не слишком приятно.
В Аэропорту Шереметьево-1,
когда мы, одними из последних, проходили паспортный
контроль, вдруг обнаружилось, что Настенька забыла дома
свой паспорт. Как ни странно, ее посадили в самолет по
читательскому билету Ленинской библиотеки.
Летели мы около 4 часов, причем
из Москвы вылетали вечером, а в Новосибирске оказались на
рассвете. Дети кое-как уснули, а мы только подремали
немного.
В Новосибирске мы получили
багаж и погрузились в маршрутку до Барнаула, которая стоила
по 200 руб с человека, а там сели в "Москвич" и
доехали до Горно-Алтайска, точнее, до Маймы. Оказалось, что
наши 4 рюкзака не лезут ни в "Жигули", ни в
"Волгу", а в "Москвич" кое-как
умещаются. Водитель взял с нас 1000 рублей со всех, то есть
по 250 с носа.
Мы вылезли в
поселке Майма на
Чуйском тракте у поворота на Горно-Алтайск, побегали и
нашли
УАЗик, который согласился нас доставить до Кызыл-Маны.
Мы сговорились, что заплатим 1 руб за км, и еще на бензин,
и в итоге сторговались на 1500руб.
Выехали мы из Маймы около 14,
поэтому до ночи не успели, и чуть не доехав до Чибита,
остановились на ночлег
на берегу реки. Утром мимо нас
пошло стадо, и один бык очень внимательно и сурово смотрел
на нашу красную палатку, после чего мы постарались как
можно быстрее палатку снять и накрыть. Бык еще долго
оглядывался, и, похоже, решал, топтать нас или оставить так,
и в конце концов, оглядываясь, ушел.
Чуйский тракт за это лето
сильно отремонтировали, но мы ехали как раз тогда, когда на
многих участках вовсю шел ремонт: мы тряслись по
бесконечным объездам и подпрыгивали на кучах гравия,
которым засыпали дорогу. Гравий разлетался во все стороны,
барабанил по машине и сильно тормозил нас.
Дни стояли жаркие, и мы изнывали от жары и духоты,
но дети вели себя на удивление прилично. На каждой остановке
мы
выпрыгивали из машины поразмяться и
подышать свежим воздухом.
При этом мы очень завидовали малышам - они могли ходить голыми,
а нам приходилось одеваться...
Около 14 мы доехали до пос.
Чаган-Узун. На нашей карте дорога в Кызыл-Маны начиналась
именно здесь. Теперь есть новая асфальтовая дорога в Кызыл-
Маны из села Ортолык, которое стоит чуть дальше по тракту.
По этой новой дороге проезжают даже Жигули. А на дороге из
Чаган-Узуна есть мост – но он построен только через
основную протоку, а две другие надо переезжать так, вброд.
КАМАЗ там свободно проезжает, а наш УАЗик побоялся – мог и
сесть посреди реки.
В результате мы выгрузились в
Чаган-Узуне, попрощались с водителем и увидели еще одну
группу, приехавшую на ПАЗике. Мы подошли к ним – и
встретили знакомых! Это были две группы московских скаутов,
под руководством Громова и Алексея.
Мы вместе с ними на КАМАЗе
заехали в Кызыл-Маны, а оттуда договорились с трактором, и
поехали еще выше. КАМаз взял со всей группы 500 рублей, а
трактор – по 50 рублей с человека.
Наш тракторист был пьян в
стельку, еле держался на ногах, а в кабине с ним вместе
сидел Мишка, который не давал ему упасть с сиденья.
Водитель не знал верхнюю дорогу до коша, и поэтому выгрузил
нас на стрелке рек у развилки на Талдуру. Всю дорогу от в
Кызыл-Маны
мы сидели на рюкзаках в тракторной тележке,
прижавшись друг к другу,
крепко держась за бортики тележки и
подпрыгивая на бесчисленных ямах и ухабах. Детей такая
дорога быстро укачала, а мы смотрели по сторонам и порой
опасались, что все вот-вот свалимся под откос вместе с
трактором и тележкой. Похоже было, что трактору наш водила
доверяет, как любимому коню, и верит, что тот сам домой
довезет, как бы ни был ты пьян.
Мы не раз вспоминали этого
тракториста и ворчали, что он не повез нас по верхней
дороге – хорошая тракторная дорога проходит мимо коша и до
самого перевала, и обрывается только на той стороне после
брода через Иолдо.
От Чаган-Узуна до Кызыл-Маны
дорога идет по голой степи, и дорог этих там множество, так
что без проводника там было бы нечего делать. По пути мы
видели стадо верблюдов и несколько стад овец.
На стрелке рек, где мы ночевали,
большого леса не было, но кустов хватало, и с дровами
проблем не было.
10.08. Сегодня у меня
день рождения! Ирка вручила мне свой подарок – коробку
мелков - пастели, и мы решили, что на озере Комрю
обязательно будем рисовать, а может, и раньше получится –
если дети дадут.
Утром
скауты собрались быстрее
нас, и на полчаса раньше вышли на маршрут. Мы же не спешили,
и шли не особо надрываясь. Рюкзаки у нас были изрядно
тяжелые, и идти в первый день под забросочным весом нам
было нелегко. У меня был самый легкий рюкзак – около 15 кг
в начале похода, и около 12 в конце, и еще
Галя, которая
весит 8 кг. Мы надевали на нее кенгурушку, я надевала
рюкзак, и девочку пристегивали ко мне. А у Ирки рюкзак был
в самом начале около 20, в конце – скорее 16, и Сашка,
который весит 9 кг, если не больше.
Настенька впервые пошла
в серьезный поход, но она много занималась спортом, и
весьма сильна и вынослива – она тащила около 28 кг, а Мишка
– около 37.
Впрочем, для сравнения, в
группе у Алексея девицы тащили по 30, а мужики – за 40, и
им было куда тяжелее, чем нам. На нас они смотрели с
завистью, потому
что мы шли – и улыбались. А они шли на
пределе своих сил. Больше всего мы поразились, глядя на то,
как две девочки из их группы, устававшие все сильнее, не
могли дойти до привала, ползли еле-еле, присаживались
отдохнуть, и доползали к привалу тогда, когда группа уже
вставала.
У нас принято, что один из
самых сильных участников идет замыкающим и следит за тем,
чтобы группа сильно не растягивалась, а у них совсем другая
тактика хождения, и самые сильные убегают вперед и дольше
отдыхают на каждом привале.
Мы шли не по времени, а
по
степени усталости – иногда переходы получались по 40-50
минут, а иногда – всего по полчаса, если круто в гору и не
идется. Первый переход у нас был самый крутой – вверх по
склону до тракторной дороги. Дорогу мы нашли на пологой
поляне возле сарая, и дальше два дня шли вверх по этой
дороге. Так или иначе, мы за три перехода поднялись к кошу
по левому орографически берегу, перешли мостик и возле коша
пообедали.
Потом мы лезли вверх по дороге на перевал
Карагемский, и за каждым перегибом нам чудился наш перевал.
На седьмом переходе дети начали ныть, на восьмом – завопили
в голос, и стало ясно, что до перевала нам сегодня не дойти.
Мы встали на ночлег у скалы
между двух озер, и на голом травянистом склоне принялись
искать дрова. Темнело быстро, моросил дождь и дул весьма
заметный ветер, но мы ухитрились набрать кучу хвороста на
краях можжевелового и березового стланника. Два пакета
мелких обломков веток толщиной в палец позволили нам
приготовить ужин и завтрак.
Переходы:
11.45- 12.15 от стрелки рек
лезем вверх по каменисто-осыпному склону
12.30–13.10 идем по пологим
травянистым полянам мимо сарая, вышли на тракторную дорогу.
13.30-14.10 по хорошей пологой
дороге идем вдоль берега реки до мостика напротив коша.
Переходим на правый ор. берег и там обедаем у ручья.
15.45-16.15 пересекли поляну,
миновали кош и поднимаемся круто вверх по дороге
17.00-17.30 крутая дорога, по
которой гоняют стада
17.45-18.00 лезем вверх. Дети
устали висеть – пришлось их покормить и выпустить
поползать
18.30-19.45 в сумерках
остановились на ночлег. Весь последний переход дети ныли,
потом орали. Похолодало, сильный ветер, иногда мелкий
дождик. Еду готовили на костре, ели в палатке.
11.08 Утром скауты
быстро приготовили еду на газу и ушли вперед, в туман, под
моросящим дождем, а мы потормозили и дождались солнышка,
только потом пошли.
Мишка встал в 7, еда была
готова в 8.30, мы поели в палатке и переждали дождь и туман.
За один переход мы поднялись на
перевал и начали спуск в долину Карагема вдоль реки Иолдо-
айры. Дорога шла сначала правым ор. берегом, потом перешла
на левый. Мы сначала спустились до стрелки с крупным правым
притоком, но там бродить нам совсем не захотелось, и мы
вернулись обратно наверх, к тому месту, где шла дорога. На
левой стороне дорога частично размыта, но пройти вполне
можно.
После перекуса мы перебродили
крупный левый приток, а потом перешли саму речку Иолдо и
снова оказались на правом берегу. Удобное место для брода –
у впадения левого притока с водопадом.
Вскоре после переправы Мишка на
дороге оступился и сильно подвернул ногу. Он сразу
забинтовал голеностоп, и мы пошли дальше. Вскоре мы увидели
удобное место для ночлега, но Мишка захотел идти дальше.
Дорога ушла далеко вверх и шла через горелый лес, обходя
каньон. Снова к воде мы спустились уже на
Карагемской
поляне.
Огромная поляна, окруженная
кедрами, заросшая полевыми цветами, и с этой поляны видны
снежные вершины. На краю поляны у дороги есть избушка, в
которой можно переночевать. А выше по поляне на широком
разливе легко перейти сам Карагем.
На поляне мы устроили дневку,
чтобы Мишка мог подлечить свою ногу. Мы встретили группу
ребят из Новосибирска, и вместе с ними обсудили варианты
нашего маршрута. Они нам посоветовали идти через Обыл-Оюк,
и мы решили в освободившееся время сходить в радиалку на
красивейшее озеро Комрю.
Переходы:
11.45 – 12.20 лезем вверх от
озер по тракторной дороге, которая петляет по голому
каменистому склону с низкой травкой. На перевале 2 больших
тура из камней, есть места под 1-2 палатки.
12.35-13.05 дорога идет вниз по
пологим травянистым холмам. Много цветов: ромашки белые и
сиреневые, колокольчики, генцианы, башмачки… Сидим и
загораем, пока есть солнышко, кормим детей, раздеваемся.
13.30 - 14.20 идем между
холмами по тракторной дороге вниз правым ор. берегом Иолдо.
По сторонам появились заросли карликовой березки. Дорога
разошлась на две, одна колея ушла на левый берег, мы идем
дальше по правому.
14.30 – пошли вниз и прошли
мимо брода, где все колеи уходят на левый берег.
Мишка предложил поискать брод
пониже, и мы прошли мимо нескольких стоянок вниз по
тропинке до впадения крупного правого притока. Там брод
показался нам куда более опасным и неприятным – узкая и
мощная река с крупными камнями, прыгать по которым нам
совсем не захотелось. Мы вернулись к тракторному броду, где
река была шире, мельче и спокойнее. 15.30 – мы перешли
Иолдо – местами по щиколотку, местами по колено, но в целом
спокойно и безопасно. Далее примерно 200 метров дорога
размыта и осыпалась, идем по камням вдоль края воды левым
берегом Иолдо. Потом дорога снова появилась и ушла от
берега реки на 100-200 метров.
16.05 – пришли к крупному
левому притоку и сели на перекус, за притоком начался лес.
16.30 – перебродили приток чуть
выше, чем по колено, а местами и по пояс, и поток довольно
мощный. Тропа через густой лес вдоль реки, над самым
берегом заросли карликовой березки, так что местами шли по
камням на берегу.
17.00 Крупный левый приток с
красивым водопадом, напротив него турами обозначен брод.
Перешли чуть выше, чем по колено, и пошли по дороге через
поляну с горелым лесом, потом пошли вниз по дороге через
лес: лиственницы, кедры, жимолость, черная смородина.
17.25 – 18.00 идем вниз по
дороге через лес. Сразу после привала Мишка подвернул ногу,
и мы остановились, чтобы достать аптечку и забинтовать.
18.20–19.00 Увидели в 18.35
хорошую стоянку на берегу, но Мишка очень хотел сегодня
дойти до Карагемской поляны, так что мы пошли дальше.
Дорога ушла вверх от реки, и до самой поляны больше стоянок
не было. Дорога идет через горелый лес высоко над берегом,
обходя каньон. Моросит дождь и светит солнце, на каждой
иголочке кедров висит по капельке, и в каждой капельке
сияет маленькая радуга – сказочно красиво!
19.10 – Дорога через лес.
Напротив нас впадает крупный левый приток Атбаши, а у нас –
сухое русло, и лесистые холмы, потом спуск на поляну. В
дальнем левом углу поляны избушка, чуть дальше по дороге
есть много удобных мест для стоянки, на берегу – каменки
для бани.
Рядом с нами группа из
Новосибирска – 5 чел, и мужики из Барнаула – 4 чел.