"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости

Женя Кац

Краткий Отчет     Подробности 1 - 2 - 3 - 4 - (5)     Фотоальбомы

Шавлинское озеро- река Шавла - плато Ештык-Кель - пер Орой н.к - спуск по ручью Орой - мост через р.Чуя - пос Чибит - гостиница "Как дома"

19.08 Мы очень хотели сфотографировать Шавлинское озеро в хорошую погоду – оно стоит того, и не зря привлекает такие толпы туристов. Грандиозные снежные вершины Красавица, Сказка и Мечта отражаются в зеленоватой воде большого озера, окруженного кедрами и лиственницами. Мы видели это в прошлый раз, а в этом году погода не была столь благосклонна, на вершинах лежали плотные облака, да и ниже озера облаков было немало. Они клубились, как дым, заползали в каждую складку рельефа, причудливо извиваясь выползали из-за хребта… Картина была сказочно красивая, но моросящий дождик слегка портил нам настроение.
    Весь день мы ждали, что распогодится, но так и не дождались. Дождь то прекращался, то начинался вновь, и мы решили уйти пониже в любом случае. Собрались и ушли до развилки Левой и Правой Шавлы. Тропа там широкая, разбитая, и идти по ней сразу после дождя не слишком приятно: с мокрых кустов нам за шиворот и в рукава заливались маленькие водопадики, а в глинистых лужах торчали острые камни. Самое забавное, что дети спали всю дорогу, и их такая погода не смущала.
    17.00 – 18.15 Шли мы чуть больше часа, без остановок. Напротив слияния рек мы увидели удобное место для стоянки, и решили дальше сегодня не ходить. Натянули тентик, поставили палатку, развели костер, чтобы высохнуть и согреться.
    Галка как раз там научилась сама сидеть, и очень радовалась этому умению.

20.08 Тропа идет правым берегом Шавлы через заросли березки, мимо заболоченного озера, и дальше через лес. В лесу много ягод: брусники и черной смородины.
    Мы добежали до слияния Шавлы и Шабарги, поднялись по тропе до удобной стоянки на берегу, и там встретили сначала москвичей с каяками, потом двух пап с мальчишками. Они тоже собирались идти через Обыл-Оюк, и мы им от души пожелали погоды и успехов. Они все удивляются, как мы там прошли с младенцами, но ведь наши-то детки – как дополнительный груз, и идти не очень мешают. А у них-то мальчишки опасности реальной еще не представляют себе, и вполне могут там на спуске поехать. Ох, я бы, наверное, десять раз подумала, прежде чем идти Обыл-Оюк с такими детьми. Мы-то взрослые люди, имеющие горный опыт и общий здравый смысл, а вот как они там пройдут – не представляю себе. Надеюсь, что у них все будет хорошо. Реально там, конечно, некуда улететь, трещины там нет, но руки об снег вполне можно расцарапать, если без варежек идти. Да и вообще, скользить по склону с рюкзаком, кувыркаясь, и видя внизу острые слоистые камни – бр-р!
    Мы поднялись по лесной тропе, перешли правый приток по отличному мостику с перилами, и полезли вверх по крутой тропе через кедровый лес. Справа от нас был виден водопад и снежные вершины в верховьях ручья.

Вскоре тропа траверсом вышла на покрытый кустами склон, и мы поняли, что вот-вот окажемся на голом плато Ештык-Кель. Удобнее было бы заночевать на красивых лесных стоянках возле ручья, но мы ушли далеко оттуда, и нам пришлось стоять в кустах возле самой реки. Дров там было совсем мало, но мы справились. Вечером стало очень холодно – это была, кажется, самая холодная ночевка за весь поход.
    Переходы:
    Встали в 7.15, поели, подсушили вещи, когда выглянуло солнышко, и пошли вниз по подсыхающей тропе. Пока было много луж, шли медленно, когда тропа подсохла, побежали бойчее.
    10.10 –11.30 идем по тропе через березку мимо болотистого озера над разливом реки. Места для ночлега попадаются нечасто, хотя есть и вполне приличные ночевки.
    11.50 – 12.00 Прошли чуть-чуть и остановились для сбора ягод – набрали смородины и брусники.

13.10 – 14.40 идем по тропе вдоль Шавлы, потом вверх вдоль Шабарги до стоянки у воды. Видели белок и бурундуков. Обедаем рядом с мужиками из Омска, которые вывезли своих сыновей в горы.
    17.00 – 17.50 Тропа идет по склону через лес высоко над рекой, левым ор. берегом, через сухой приток, через кусты, снова через лес. Приходим к крупному правому притоку, который течет с ледника. Вокруг притока на обеих сторонах много хороших мест для ночлега, но мы торопимся дальше. (А зря!)
    Через приток лежит толстое бревно и еще тонкое – как перила. Шикарный мостик!
    18.20 – 19.15 Тропа от притока очень круто лезет вверх через кедровый лес вдоль притока. Видно водопад на притоке и снежные горы, с которых он течет. Потом тропа поворачивает влево, траверсит склон, заросший березкой, и выходит на берег Шабарги. Дальше видно плато Ештык-Кель, на котором леса нет. Решаем ночевать тут, хотя место не самое приятное. Сильный ветер, очень холодно.

21.08 Мы прошли по морене, пересекли приток и пошли вдоль него направо по пологому болотистому плато, поросшему карликовой березкой. Дорога через плато привела нас к перевальному туру. Широкая дорога уходила направо-вниз, по склону, заросшему молодыми кедрами. Налево уходила слабая старая дорога. На склоне возвышался скальный останец, похожий на бастион.
    10.25 – 11.10 Идем вверх по тропе. Справа на склоне виднеются последние лиственницы, за ними – голые склоны, а перед нами холмы и кусты заболоченного плато.

Тропа идет то по камням, то по травке, потом становится дорогой – видны колеи.
    11.30 – 12.00 идем по плато – в этом году оно практически сухое, это зависит от того, дождливое ли лето.
    12.20 – 13.05 пришли на перевал Орой, На перевале Орой сложен довольно большой тур из камней и палок, неподалеку на склоне видна характерная скала, напоминающая бастион.
    На перевале мы встретили пару из Уфы. Они сказали, что вчера, поднимаясь по тропе из Чибита, потеряли тропу и забрели в такие дебри, что пришлось вешать веревку.
    И вот в этом месте, где ходят огромные толпы туристов, где летом проходит по 10 человек в каждую сторону, вот тут-то мы и ухитрились заблудиться. Позади оставалось плоское голое плато, вниз в долину спускался склон, поросший кедрами. Мы пошли направо по дороге, прошли мимо летнего домика и загона для скота, и пошли дальше по дороге. Метров через 500 я взбунтовалась и попыталась объяснить мужикам, что мы идем не туда – эта дорога длинными кружными путями идет в долину реки Маашей. Мы долго спорили, потом мужики сбегали на разведку и подтвердили мое предположение – это дорога на Маашей. Мы достали компас и карту-двухкилометровку фирмы "Аква". На этой карте тропа была указана совсем по другому распадку, и мы решили вернуться. В это время налетел сильный ветер, начался дождь. Мы вернулись к туру, прошли до того места, где указан на карте перевал, и убедились, что тропа заросла. Возможно, она и была тут лет 20 назад, но с тех пор появились другие тропы. Мы попытались пойти прямо по склону, но быстро поняли, что легче будет вернуться и поискать нормальную тропу.
    В это время тучи разошлись, и с одного склона горы на другой встал огромный мост радуги – полная дуга! В долине толпились мрачные темно-синие тучи, а мы стояли на склоне и любовались.
    Склон этот был интересен еще и тем, что березка на нем была разной высоты – кое-где по пояс, а местами – всего пять сантиметров. От чего это зависит – не знаю, но картина была фантастическая: прямо на склоне растет карликовая березка высотой 5 см, голубика с крупными ягодами – на голых кустиках высотой 3 см, и брусника, которая стелется прямо по земле, и при этом тоже усыпана крупными спелыми ягодами. Если не присматриваться, то кажется, что все эти ягоды растут прямо на березке!
    Мы вернулись в третий раз к туру, прошли по дороге и заночевали в избушке под кедрами. Вечером сходили на разведку и убедились, что тропа вниз уходит прямо от избушки, просто мы ее не сразу заметили, потому что на повороте она растекается на много мелких тропинок.

Мы сварили еду, нажарили очередные – и последние оладушки, точнее, омлет, поужинали и легли спать.

22.08. Утром мы спустились по тропе вдоль ручья Орой. Вскоре после перехода на правую сторону ручья мы остановились и сели собирать бруснику – ее там великое множество по всему склону. Тут мимо нас очередной раз прошли ребята из Мордовии.
    Крутая тропа обходит скалы и бараньи лбы, вьется среди деревьев, круто спускаясь вдоль скал. В прошлый раз мы начинали маршрут из Чибита, и шли до Шавлинского озера под забросочным весом три дня. До сих пор вспоминаю, как мы тут карабкались с тяжеленными рюкзаками. А теперь мы шли вниз, и бежалось нам легко.
    Мы перешли на левую сторону ручья Орой, перекусили и собрались идти дальше. По моим воспоминаниям, тропа там делала несколько резких наборов высоты и несколько таких же крутых спусков.
    Мы уже предвкушали, как мы будем карабкаться вверх-вниз, когда к нам от новой зимней избушки с поляны прибежал местный мужичок и сказал, что они построили новый пешеходный мостик через Чую.

Мы с радостью заплатили мужику по 20 рублей с человека за проход по мосту, и спустились от домика по крутой тропинке на берег Чуи. Там, действительно, появился подвесной мостик на тросах. Посредине мостика стоит железная загородка высотой почти полтора метра – как объяснил мужик, она сделана для того, чтобы парни на конях не катались и мост не разбивали.
    От моста по крутой тропинке мы поднялись на дорогу – и в этот момент увидели впереди на дороге машину – ГАЗик. Мы пошли побыстрее, но машина куда- то пропала. Нами овладело чувство трассы, и мы хотели ехать во что бы то ни стало. Пошли вниз по дороге – и увидели, что ГАЗик стоит на полянке возле избушки. Мы с Иркой и Настей остались на дороге, а мужики пошли договариваться. Сверху нам было плохо видно, что у них там происходит, но договаривались они очень долго. Потом раздался грохот, за ним – еще один, и двое пошли куда-то в сторону от домика, нагнулись, что-то посмотрели и вернулись. Стало ясно, что они до чего-то договорились, хотя приехали они совсем не сразу.
    Что же там было? А вот что: сначала мужики просто не хотели нас никуда везти, потом один сказал нашим: "Вон, видите тот камень? Попадете в него – повезу вас, а нет – так идите пешком!" – и протянул свою винтовку. Мишка стрелять не стал, а Сергей согласился – и попал. Местный мужик сказал: "Не, не попал. Смотри, как надо стрелять!" – и выстрелил тоже. Потом они вместе пошли смотреть, и выяснили, что попали оба.

Мужики отвезли нас в Акташ, мы сложили рюкзаки под забором, и устроили набег на продуктовый магазин: накупили помидоров, хлеба, сметаны, кефира, печенья и китайской вермишели на дорогу.
    Потом мы стали искать жилье. В гостинице берут 36 рублей за ночь, а помыться там негде. Мы стали искать жилье с баней, и уже договорились с одной местной теткой, которая готова была для нас затопить баню. В это время нас поймала другая тетка, и отвезла нас в свою мини-гостиницу, которая стоит на Чуйском тракте, между Акташем и Чибитом.

Гостиница "Как дома"
    О, это место заслуживает, пожалуй, целой поэмы, но это – потом, а пока хоть пару строк. Гостиница представляет собой чуть подкрашенную казарму. Вероятно, раньше там стоял дорожно- строительный батальон. Теперь бодрая хозяйка и ее дочь устроили гостиницу для туристов, построили во дворе баню, устроили платную парковку. Там можно оставить под охраной машину, пока ходишь по горам. Мы были вполне довольны сервисом: нам дали комнату с 4 пружинными кроватями, столом, грубо сколоченным из досок, и тремя железными стульями. Мы разобрали кровати, - и хозяйка нисколько не возражала, что мы постелили на полу матрасы и белье, сварили на электрической плитке еду, поели и отправились мыться.
    Мы как-то не учли, что Сергей воспитан в других традициях, и, похоже, смутили его, когда все одновременно разделись и пошли мыться. Сергей предложил Мишке помочь посидеть с детками – и мужики с младенцами остались снаружи, а мы с Иркой и Настей быстренько помылись.
    Детей искупали снаружи, в тазике, потому что внутри было слишком душно. Потом мы ушли с детьми в дом, а мужики остались мыться и бриться.
    Возле дома в большущей конуре жил малюсенький щенок, привязанный на цепь. Этот ласковый цепной пес нас очень повеселил.
    Мишка был под большим впечатлением от того, насколько халтурно и как попало все сделано. В новой бане щели толщиной в палец. Некоторые из них, хотя и не все, заткнуты мхом. И так – во всем! Домики строят так: сруб накрывают плоской крышей из досок, на эти доски насыпают, вероятно, для тепла, камни и землю, а над этим односкатная крыша, иногда крытая даже железом. Так вот, промежуток между верхней и плоской крышей ничем не закрыт. Зашить его досками было бы совсем легко, но этого никто не делает. Под крышу забивается снег, туда заливает дождь и крыша протекает – и так во всех домиках, которые мы видели!
    На этом описание нашего похода заканчивается. Удачи вам в ваших приключениях! До встречи на тропе!