"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости
Краткий Отчет     Подробности 1 - 2 - (3) - 4 - 5     Фотоальбомы

Радиалка с Карагемской поляны на озеро Комрю

Карагемская поляна
    12.08 ДНЕВКА: жарим оладьи, гуляем, разбираемся с продуктами. Моросит дождь, так что далеко не выбирались.
    Пока мы дневали, на Карагемскую поляну пришли скауты, но не все, а всего четверо: мама Аня и три девочки. Они в две ходки притащили заброску в избушку и рассказали нам, что остальные ушли вверх по Атбаши в сложное перевальное кольцо на 5 дней, а им велели 5 дней стеречь заброску на поляне. Мы предложили девочкам прогуляться вместе с нами на Комрю, и они с радостью согласились – сидеть пять дней на одном месте им не очень хотелось. А мама Аня стерла ноги, и решила подождать нас в избушке.
    13.08 И вот мы взяли еду на три дня, и отправились на Комрю: Мишка, шесть девиц и два младенца. Гарем ходячий! Волк и семеро козлят!
    Мы перешли Карагем в верхней части поляны по разливу. Река в этом месте расходится по гальке на 4-5 неглубоких рукавов, и мы без проблем перешли, не замочив ноги выше колен.
Ира, Настя и Женя на Карагемской поляне
    Тропа идет правым ор. берегом Карагема через карликовую березку. Местами коридоры березки смыкались у нас над головами, в других местах мы выходили на берег реки и шли вдоль берега по камням.
    Потом тропа поднялась выше от реки, и мы пошли по склону через лес, пересекая многочисленные русла оврагов и селевые выносы.
    Тропа идет по склону через кедровый лес, местами горелый лес, местами крутые травянистые склоны.
    Комрю – крупный правый приток Карагема. Прямо напротив него в Карагем впадает еще один крупный приток.
    Нам повезло - при нас через Комрю была сооружена хорошая переправа из бревен. Поток очень мощный, и даже по колено в нем трудно устоять.
    Лес вдоль реки Комрю очень густой, с обилием поваленных стволов и бурелома. Всюду, где это было возможно, мы шли по камням на берегу реки, а не по лесу. Озеро запружено моренным гребнем, который тропа обходит слева.
Озеро Комрю
    На закате мы вышли к озеру, полюбовались и заночевали на берегу.
    Переходы:
    11.20 вышли с Карагемской поляны и 15 минут шли вверх вдоль Карагема до самого удобного разлива. Перешли Карагем примерно на 1 км выше слияния с Иолдо в том месте, где он спокойно течет через мелкие камушки, образуя 4-5 рукавов. Брод простой и спокойный, не выше, чем по колено, течение не слишком сильное.
    12.05 – 12.50 идем по тропе через заросли березки, иногда выходим на камни и идем у самой воды.
    13.00 – 13.45 тропа уходит вверх от реки, обходя прижим. Тропа идет то по травянистому склону, то сквозь кусты, то через лес.
    Напротив левого притока Карагема тропа входит в лес. Много мелких сухих оврагов, пересекающих тропу. Лес смешанный: лиственницы, кедры, иногда осины, подлесок густой: жимолость, акация, шиповник.
    14.00 – 14.30 тропа идет через горелый лес, много поваленных стволов лежит поперек тропы. Брусника в большом количестве, но пока, увы, не спелая.
    15.00 – 15.45 Вышли в 15.15 к крупному правому притоку Карагема, перешли его по поваленным стволам, и вышли на широкую травянистую поляну. Возле притока есть стоянки, на поляне у реки шалаш. Тропа есть по нижнему и по верхнему краю поляны, после поляны тропа снова уходит через лес далеко от реки.
    16.00 – 16.45 тропа идет через редколесье, потом по крутому открытому склону, и спускается к крупному правому притоку, вытекающему из каньона. Это и есть Комрю. Напротив нас в Карагем впадает почти в том же месте, что и Комрю, еще и левый приток.
    Нам повезло: при нас через Комрю была сооружена хорошая переправа. Поперек реки с опорой на большие камни на берегу и посередине лежали три бревна: два над самой водой, одно повыше. Мы не стали рисковать и переходили вброд выше бревна, упираясь в верхнее бревно руками. Вода очень мощная, местами чуть выше колена.
Переправа через реку Комрю
    Мы перешли реку и сели обедать, любуясь скалами, нависающими над водой, и мощным потоком реки.
    18.05 – 18.45 Лезем левым по ходу, т.е. правым ор. берегом Комрю через густой лес с буреломом. Поваленные стволы лежат во много слоев, образуя хитрые лабиринты. Местами угадывается тропа. В удобном месте спустились на камни у реки, и дальше всюду, где можно, шли по камням.
    19.00 – 19.45 Идем вверх по камням, иногда ненадолго заходим в лес. На поляне с горелым лесом есть заросли черной смородины.
    20.00 – 20.15 Река прижалась к левому по ходу берегу и вытеснила нас в лес. Впереди виден холм, подпирающий озеро. Поднимаемся по кустистому склону, обходим холм слева и на закате выходим к озеру. Ура!

14.08 Мы решили устроить полудневку, нагрели воды, помылись, пофотографировались, порисовали пастельными мелками, и просто отдохнули, а после обеда собрались и двинулись в обратный путь. Мы быстро спустились по знакомой дороге вдоль реки Комрю, на поляне с горелым лесом наелись черной смородины и набрали ягод с собой. Потом перешли Комрю по бревнам и пошли по тропе вверх вдоль Карагема.
    Ночевали мы на удобной стоянке возле крупного притока. На последнем переходе нас накрыл дождь, и мы все успели промокнуть. Спрятались под тентом, переждали ливень, и под моросящим дождем поставили лагерь. После ужина мы уложили детей спать, а сами сели петь песни у костра. Гитару мы не брали, но это нам не помешало попеть в свое удовольствие.
    16.30 – 17.00 пересекли поляну, вошли в лес с подлеском и буреломом, и спустились к поляне с горелым лесом. Устроили большой привал, наелись смородины и набрали литра три с собой.
    17.30 – 18.15 спустились к переправе через Комрю, стараясь всюду, где можно, идти не по лесу, а по камням. Перешли по тем же бревнам.
    18.25 – 19.10 поднялись по лугу вверх от Комрю и идем по ровной хорошей тропе высоко над Карагемом. Река видна в глубоком каньоне – бушующий и пенистый поток.
    19.25 – 19.50 прошли большую поляну, перешли приток по бревнам и встали на той стороне. Дождь накрыл нас на последнем переходе – тропа сразу стала скользкой, налетел ветер, похолодало.

15.08 Ночевали у притока Карагема, к обеду пришли на Карагемскую поляну
    Переходы:
    11.00 – 11.50 по знакомой тропе идем вдоль Карагема
    12.05 – 12.35 идем через корридоры березки вдоль реки
    12.50 – 13.30 подошли к разливу, выбрали удобное место и перешли Карагем, в 14 были у избушки.
Мишка и Галка на Карагемской поляне
    По знакомой тропе мы к обеду пришли к броду, перешли Карагем и вышли к избушке. Погода была сомнительная, то и дело начинался дождь, но это не помешало нам нажарить оладушки. А мама Аня в это время пекла блины на печке в избушке, и мы ходили угощать друг друга. К вечеру очень похолодало, на траве заблестел иней, а мы все собрались в избушке поговорить. Вместе с нами в избушке были двое студентов … из Австралии. Они уже полгода путешествуют по России на велосипедах, и пишут книгу о своем путешествии. По пути они много фотографируют, снимают на маленькую цифровую видеокамеру, и все отснятые материалы по Интернету отправляют в Австралию. Они уже год учили в Петрозаводске русский язык, и вполне прилично говорят по- русски.
    Ехали они из Петрозаводска через Вологду, Киров, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Улан-Уде. Там они временно оставили свои велосипеды и поехали поездом в Бийск, чтобы походить пешком по Алтаю. Мы их встретили, когда они пришли с озера Шавло через перевал Обыл-Оюк. Мы угостили австралийцев оладьями и блинами, и с интересом расспросили их про перевал, который нам предстояло идти. Они прошли без всякой страховки, и это нас обнадежило.
    Вечером мы рассказывали девочкам про клуб "Синтон", показывали всякие простенькие игры. Например, мы предложили им поиграть, что они – муж и жена, причем они хотят вместе провести отпуск. Проблема в том, что муж хочет ехать на Белое море, а жена – на Черное. Девочки оживленно спорили, доказывая преимущества каждого из вариантов. Сначала одна принялась командовать и наезжать – и вторая ответила резкой конфронтацией. Тогда мы посадили девочек спинами друг к другу и велели им поменяться ролями. Разговор пошел более мирный и конструктивный.
    Еще мы показали им упражнение "Подстройка по позе": девочки сидели спинами друг к другу, и одна объясняла другой, в какой позе она сидит. Объяснение выглядело довольно забавно, особенно со стороны, ведь девочками не видно было друг друга: "Ну, смотри, я эту руку сгибаю вот так!" – говорила одна. – "Какую руку?" – "М-м. Левую! Видишь?" - "Так, что ли?" - все время переспрашивала вторая. Так продолжалось всю игру: одна говорила: "Смотри! ", "видишь?" или "Вот так!", а другая уточняла "Так, что ли?"