"Мышкин Дом"     Карта сайта    Книжка про Гришку    походы    наши новости
Краткий Отчет     Подробности 1 - 2 - 3 - 4 - 5     Фотоальбомы

Отчет по походу (август 2000)
по Горному Алтаю с младенцами

Цели и задачи похода
    Мы хотели пройтись по любимым горам Алтая, и не только по лесам, но и по снегу. Ситуация осложнялась тем, что и у меня, и у Ирки по двое маленьких детей, и надо было решить, как с ними быть. Откладывать поход еще на несколько лет из-за детей нам не хотелось. Мы выбрали так: младших взять с собой, а старших оставить на даче.
    Почему мы выбрали именно Алтай, а не что-нибудь поближе и попроще? Дело в том, что для меня и для Ирки именно Алтай – самые родные и любимые горы, это такое место, где нам хорошо. На Урале и в Хибинах очень комарино, да и не жарко, на Кавказе стреляют, в Европу ехать очень дорого. Вот мы и выбрали свой любимый Алтай.
    Спортивных задач мы перед собой не ставили, однако в горы выбраться хотелось очень сильно. Мы прикинули, и поняли, что тащить с собой старших детей в этом году не получится. Моему Гришке два с половиной, а Иркиной дочке Цветане – чуть меньше, но результат один: по тропам Алтая такие малыши сами пройти не смогут. Ест такой ребеночек не меньше, чем я, имеет свое мнение по любому поводу, не любит дождь и холод… А тащить на себе 12 кг ноющего веса, не считая еды и одежды – нет уж, лучше пусть сидят на даче! А младших, грудных, бросать не хотелось – во- первых, они еще ничего, кроме маминого молока не едят, а во- вторых, разлуку с мамой переживают сильнее.
    Мы и до того не раз ходили в лес со своими малышами, возили их с собой в Тарусу, в Карпаты, на катамаране по Березайке. Горный опыт имелся у всех, кроме Насти. Мы решили выбрать такой маршрут, который проходил бы в основном по лесной зоне, где много грибов и ягод, и чтобы были озера и реки, а перевалы – только самые простые.
    Ходить в связках с младенцами не слишком реалистично, поэтому мы брали снаряжение только для организации верхней страховки и переправ. Лишнего железа мы с собой не таскали – и оно нам не пригодилось. В целом хождение с младенцами представляется даже более безопасным, нежели походы с детьми 4-10 лет, где дети идут отдельно.
    Поход оправдал наши ожидания – мы вдоволь погуляли по лесам и горам Алтая, наелись ягод, познакомились с массой замечательных людей.

Состав группы
    Женя Кац, 26 лет
    Миша Рязанский, 35 лет
    Галя Рязанская, 8 месяцев
    Настя Спиро, 24 года
    Ира Алексеева, 30 лет
    Саша Мягков, 6 месяцев

Маршрут
    Пос Кызыл-Маны – вверх по реке- кош -пер Карагемский н.к – вниз по реке – Карагемская поляна – радиальный выход на озеро Комрю- Карагемская поляна – вверх по реке Карагем – озеро Карагемское – пер Обыл-Оюк 1Б* - вниз по реке Шавла – Верхнее Шавлинское озеро – Нижнее Шавлинское озеро – вниз по реке Шавла вверх по реке Шабага – пер Орой н.к – ручей Орой – река Чуя – пос Чибит – пос Акташ – гостиница " Как дома"

Транспорт туда и обратно
    Туда
    Москва-Новосибирск самолет
    Новосибирск-Барнаул маршрутное такси
    Барнаул – Майма (село на Чуйском тракте около Горно-Алтайска) Москвич
    Майма- Чаган-Узун УАЗик - батон
    Чаган-Узун – Кызыл-Маны КАМАЗ
    Кызыл-маны – вверх по реке трактор с прицепом

Обратно
    Акташ- .Горно-Алтайск рейсовый автобус
    Горно-Алтайск – Новосибирск маршрутка

Время проведения
    Август 2000

Аптечка

Раскладка
    Мы ходили на привычной нам раскладке 500 грамм сухого продукта на человека в день. Некоторые думают, что 500 грамм – это очень мало. Наше мнение таково: этого более, чем достаточно – смотря чего брать! Среди нас было две кормящие мамы, так что питание хотелось сделать достаточно калорийным и разнообразным, и при этом вкусным. Так уж совпало, что мясо мы все не любим, и на этот раз не взяли даже сою, только кусок сала и кусок сушено- копченого мяса - бастурмы для Мишки. (Кстати, больше половины Мишка привез обратно!)
    Горячую еду мы ели два раза в день: утром это была каша с сыром из расчета 90 гр крупы на человека, а вечером – густой овощной суп (самодельный, не из пакетиков, а из сушеных овощей). Днем у нас был перекус из шоколадки, орехов и сухофруктов, иногда мы кипятили чай, иногда брали в бутылке холодный чай, оставшийся с завтрака. Мы не только наедались вволю, но и имели с собой достаточные запасы сахара-песка, чтобы делать "варенье", то есть давить ягоды с сахаром, как только находили смородину или бруснику. Более того, у нас нет привычки расфасовывать продукты по порциям и дням, поэтому мы легко можем адаптировать имеющийся набор продуктов к изменяющимся условиям. К нам с середины похода присоединился Сергей, и внес в качестве своего вклада в раскладку немного крупы, пакетные супчики и палку колбасы. Мы шли с ним вместе половину похода, и все пятеро ничуть не голодали. Несколько раз мы жарили оладушки, а находкой этого похода оказался пакетик с сухим омлетом, случайно купленным накануне. Я развела этот порошок до густого теста, и жарила как оладушки -–очень вкусно!
    Раскладка получилась на удивление дешевая, несмотря на такие дорогие продукты как орехи, козинаки, сухофрукты, цукаты и сыр. Все продукты на четверых на 2 недели были закуплены накануне похода за 3 часа, и стоили чуть меньше 70 у.е на всех.

Описание пути
    На всякий случай кратко и сжато пересказываю, как мы шли. Есть и более подробное описание, не отчет, а скорее художественное повествование о нашем путешествии.

10.08 В первый день за 3 перехода поднялись от стрелки рек, куда нас довез трактор, до коша. По обоим берегам есть тракторная дорога, у коша хороший прочный мост. От коша за 4 перехода поднялись на плато перед перевалом Карагемским, и заночевали возле холма между двух озер выше границы леса. Дров почти нет – только корешки березки и кедрового стланника.

11.08 На перевал Карагемский н.к. поднялись за полчаса по тракторной дороге, которая петляет по голому каменистому склону с низкой травкой. На перевале 2 больших тура из камней, есть места под 1-2 палатки.
    Спустились в долину, перебродили речку и пару крупных притоков, снова вернулись на правый ор. берег (брод обозначен турами из камней, на левом берегу впадает ручей с водопадом). Все три брода выше колена, ниже пояса – но не самые приятные. По тропе спустились на большую Карагемскую поляну, где стоит избушка и есть много мест под палатки.

12.08. дневка
    13.08 Очень легко перебродили Карагем по разливу, где маленькое течение, по тропе правым ор. берегом спустились до впадения реки Комрю. Перешли реку по бревнам – без этих бревен переправа была бы очень неприятная и опасная. Вверх вдоль Комрю тропы почти не видно, проще идти по берегу, по камням около самой воды.
    Озеро Комрю на редкость живописно.

14.08 По знакомой тропе идем обратно вдоль Карагема.
    15.08 К обеду вернулись на Карагемскую поляну.

16.08 Вышли на подъем в сторону перевала Обыл-Оюк – идем по тропе левым ор. берегом Карагема до верхнего плато. Верхнее плато – плоская каменистая поляна, покрытая невысокими лиственницами и кустарником. Перешли правый по ходу поток и поднимаемся по тропе. Ночевали на моренных площадках на границе леса.

17.08 Поднялись по морене к языку нашего ледника. Язык достаточно крутой, поэтому мы обошли его справа по морене и вышли на лед только после перегиба, на самом пологом участке. С этого места открывается вид на перевальный цирк и наш взлет. В нашем цирке два характерных понижения, левая дырка даже кажется с этой стороны проще и симпатичнее, но это не то – это перевал Ложный Крутой 2А, с той стороны он выглядит очень скверно – крутые сыпучие слоистые скалы. Похоже, что многие с него приходят по гребню на Обыл-Оюк, там проще спуск в долину реки Шавла.
    Перевал Обыл-Оюк со стороны реки Карагем имеет длинные подходы по морене, обширный ледник, временами на нем встречаются трещины, как открытые, так и закрытые, так что надежнее идти в связках. Перевальный взлет такой: сначала изрядный набор по средней живой морене, потом забитый снегом кулуар, а наверху небольшой скально- осыпной участок. Крутизна кулуара 45-50 градусов, и линять вниз с этого склона нам совершенно не улыбалось. Седловина плоская, скальная, есть место под одну палатку. Эх, говорили мне все, что Обыл-Оюк – мерзкий перевал, и я вполне согласна с этим определением. Впрочем, у них, кажется, в довершение ко всему, шел мелкий снег с дождем, и камни были скользкие и немного обледенелые, а кулуар был забит льдом, а не снегом. Так что можно считать, нам повезло.
    Когда я вышла на седловину, мне сначала показалось, что с той стороны вообще обрыв. Потом я внимательнее присмотрелась, и поняла, что там взлет крутой, но без снега, с мелкой сыпухой, которую называют "скоростной лифт": делаешь шаг – и съезжаешь с кучей камней.
    Мы спустились с седловины по осыпному кулуару и по морене, вышли на пологий ледник, и побежали по нему без привалов, обходя открытые трещины, бегом – нам надо было успеть спуститься с ледника до наступления темноты.
    На морене под самым ледником есть множество ровных площадок под палатки, а дальше стоянки есть только возле озера.

18.08 Спуск в долину реки Шавла, по крутой тропе к Верхнему Шавлинскому озеру.
    Верхняя оконечность озера стоит в лесу, там много мест под палатки. Тропа вдоль озера есть по обоим берегам, проходимость этих троп зависит от уровня воды в озере. Мы выбрали путь по правому ор. берегу, и имели некоторые трудности, преодолевая участок с очень крупными камнями. Без рюкзаков там совсем просто, а вот с детьми и с рюкзаками возникают проблемы.
    От Верхнего озера к Нижнему Шавлинскому озеру идет хорошая тропа правым ор. берегом реки Шавла.

20.08 Идем вдоль Шавлы вниз по широкой тропе.
    21.08 Вниз по Шавле, вверх по Шабаге
    22.08 плато Ештык-Кель, пер Орой н. к
    23.08 спуск от избушки по ручью Орой к новому мосту через реку Чую, Чибит, Акташ, гостиница "Как дома" на Чуйском тракте